Ольга Анатольевна Шилова
Самоанализ деятельности воспитателя

Моё педагогическое кредо - самое высокое умение всякого воспитателя , самое мудрое его искусство - это умение получать радость от самого общения с ребёнком .

По теме нравственно-патриотическое воспитание детей я работаю в

течение 15 лет. Целью моей педагогической деятельности является формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи :

-воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, Родине;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Развитие у детей интереса к доступным явлениям общественной жизни;

- воспитание любви и уважения к армии;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам. Повышение моей профессиональной деятельности проходит через активное

изучение педагогического опыта, посещение занятий коллег, изучение новинок педагогической литературы : «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохиной, З. С. Дмитриенко, «Патриотическое воспитание дошкольников » К. Ю. Белой, «Направленность ребёнка на мир семьи» О. В. Дыбиной, «Мой родной дом» , «Маленькие россияне» Н. А. Ариповой-Пискарёвой.

В основу разработки перспективного плана по выбранной теме и решение поставленных задач, взяла методическое пособие «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Витохиной. В нём, на мой взгляд, наиболее полно обобщена и подробно раскрыта тема нравственно-патриотического воспитания детей во всех возрастных группах, даны методические рекомендации и конспекты занятий.

Решая поставленные перед собой задачи, постаралась создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе.

В уголок краеведения мной был собран материал :

Альбом «Мой город» , где представлены герб Сургута, фотографии с достопримечательностями города, книги о его истории;

Альбом «Мой край» , где показана природа края, культура народов ханты, освоение нефтяных богатств;

Альбом «Моя страна» , где дети увидели герб, флаг России, фотографии первых руководителей страны, разнообразие животного и растительного мира России.

Чтобы показать детям масштабы нашей необъятной Родины, приобрела карту России, глобус.

Для обогащения знаний детей о животных и растениях, в уголок природы поместила красочный иллюстративный материал : «Дикие домашние животные» , «Хищные птицы» , «Деревья» , «Ягоды» , и т. д. Подобрала дидактические игры : «Времена года» , «Чей домик?» , «Чья мама?» , «Кто, где живёт?» , «Большие и маленькие» , «Во саду ли, в огороде» .

Для формирования у детей представлений о себе и своей семье создала

семейный уголок. Приобрела демонстрационный материал для

индивидуальных бесед по темам : «Моя семья» , «Права ребёнка» , «Уроки

вежливости», «Уроки доброты» , «Я и моё поведение» . При помощи

родителей были собраны фотоальбомы : «Здравствуйте, это я!» , семейные

панно «Моя семья» . Также, собрали множество фотографий из жизни детей в детском саду и сделали альбом «Как мы счастливо живём в детском саду.

Для творческого развития детей в музыкально уголке собраны различные детские музыкальные инструменты, в том числе русские народные : бубенцы, трещётки, гусли, тарелки и т. д.

В театральном уголке есть различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, шапочки. В уголок ряжания родители сшили сарафаны, рубахи, юбки, косынки и др.

В уголок изобразительной деятельности я собрала иллюстрации и игрушки народного творчества. Здесь дети имеют возможность рисовать, лепить, заниматься аппликацией.

Все мы знаем, что игра - основной вид деятельности ребёнка . В ней он отражает весь окружающий мир. В группе созданы все условия для сюжетно- ролевых игр детей : больница, шоферы, магазин, парикмахер, моряки и др.

Для развития мышления, памяти, логики использую дидактические игры, которые провожу по подгруппам, индивидуально в удобное время, также рекомендую их родителям для занятий с детьми дома.

В работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию использую следующие формы работы :

Тематические занятия : «Наша группа» , «Моя семья» , «Мой город» , «Идём в лес» , «Дети Севера» , и др.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на близлежащую улицу, к светофору.

Экскурсии в медицинский кабинет, а в прачечную, на кухню.

Беседы : «Природа России» , «Летят самолёты » , «Наша армия» , «Моя мама» и

Игры - беседы : «Каждой вещи свое место» , «Моя малая Родина» , «Я люблю маму и папу» , «Ушки - неслушки» и др.

Игры - путешествия : «Мой город» , «В хвойном лесу» , «Где прячется солнце» и др.

Тематические праздники : «Осенины» , «День Победы» , «Масленица» , «Ярмарака» , утренники : «Новый год» , «8 марта» и др.

Для диагностики умений и знаний детей применила материал из учебно-методического пособия О. В. Дыбиной «Диагностика направленности ребёнка на мир семьи» . В результаты изучения умений и знаний детей младшего возраста по нравственно-патриотическому воспитанию , получила результат : в начале года 34%, в конце - 79%. Анализируя проведённую работу и полученные результаты диагностики, можно говорить о динамике развития знаний, умений и навыков у детей по формированию нравственно-патриотических чувств.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Они стали активными помощниками воспитателя и участниками жизни детей в детском саду. Мамы и папы помогали оформлять группу, собирать различный материал, шили, вязали, мастерили, делали поделки. Принимали участие в выставках : «Осень золотая» , «Матрешка» , «Кормушки для птиц» . С удовольствием участвовали

во всех праздниках. Так, в ноябре этого года в группе провели праздник «День матери» . Никто не ожидал, что придут все до одной мамы. Дети пели песни читали стихи, играли в весёлые игры со своими мамами. Праздник получился душевным и весёлым. В конце всем мамам дети вручили подарки, изготовленные своими руками. О том, как дети, родители и воспитатели круглый год трудятся на участке, я подготовила фотоальбом «Мы трудимся» . В течение учебного года для родителей были проведены консультации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе», «Народная педагогика и воспитание ребёнка в условиях семьи». Организовала семейный праздник «Давайте познакомимся» . Оформила стендовый материал «Моя милая мама» , «Наши замечательные папы» , «В здоровом теле - здоровый дух» , «Наше звонкое лето» , «День матери» .

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей я провожу в тесном контакте с узкими специалистами детского сада и родителями, посещаю занятия педагогов других детских садов, знакомлюсь с новой литературой, стараюсь использовать в своей работе новый, интересный материал по нравственно-патриотическому воспитанию .

Считаю необходимым продолжать начатую мной работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей в дальнейшем .

Самоанализ по проблеме:

«Воспитание патриотических чувств

через привитие любви к родному краю».

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение .

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса .

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть изменения и способы , средства и методы обучения и воспитания детей. Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо понимали , что

для целенаправленного результативного осуществления воспитательнообразовательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж.

Изучение новинок методической литературы. Повышение квалиф и кации в ИНПО по проблемам:

«Обновление содержания дошкольного образования и прорыв технологии развития личности» в объеме 114 часов.

«Психолого-педагогические, организационно-методические аспек т ы реализации образовательных программ в ДОУ» 7 2 часа.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм - это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности . Без неё человек не может жить среди людей.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россия страна многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ее глубиной.

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству па основе разнообразия форм работы.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство

красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.

2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры,

сказки, песенки, пословицы, поговорки.

3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего

города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.).

Работая над данной проблемой, мы определили следующие направления:

Проблемное обучение , которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта.

При этом: Деятельность педагога : учить мыслить путем создания и разрешения

проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой

деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Деятельность ребенка : приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.

Экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

На _ наш _ взгляд _ значимыми _ условиями _ для _ успешного

экспериментирования являются :

Развивающая среда;

Уровень общения со сверстниками;

Способность к сотрудничеству;

Профессионализм педагога, его готовность к реализации данной

программы;

Потребность родителей;

Опора на собственный опыт ребенка;

Обучение в действии;

Чередование индивидуальной и коллективной работы;

Использование индивидуальных и групповых проектов.

Нацеливать па развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив);

Каждый день работы с детьми поиск. Не раскрывать истину, а научить ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;

Постоянно открывать перед детьми «Тайну двойного во всем»;

Учить детей разрешать противоречия;

Учимся, играя каждый день.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенная черта русского, татарского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии:

Посещение краеведческого музея города;

Изучение краеведческой литературы о городе и крае;

Организация выставки фотографий и открыток;

Шитьё для кукол русских, татарских народных костюмов;

Сбор и систематизация русских, татарских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского парода: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностика. Оценку труда осуществляла по таким критериям:

Знание государственной, городской символики.

Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка.

Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха).

Знание русских народных сказок.

Русские, казачьи национальные костюмы.

Знание известных людей РТ, РФ.

В решении поставленных задач использовали следующие разделы программы: «Я, моя семья, мой домашний адрес».

В своей работе нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

Социально - нравственное направление.

Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. По этой теме па занятиях, экскурсиях давались сведения о достопримечательностях городов Анапы, Новороссийска, Краснодара, Сочи.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха. В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.

Предметный мир.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Организовывались занятия в группе, проводились наблюдения, проектная деятельность: «Как сарафан в поле вырос», «Возрождение национальной культуры», «Что такое волокно», «Богатыри земли русской», «Путешествие хлебного зернышка», «Спасем зеленую, полянку». Формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении; проходило знакомство с различными материалами: бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом».

Мы научили понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме. Добивалась описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. Вместе с детьми и их родителями собрали богатый материал для музея. Изготовили красивые национальные костюмы и продемонстрировали их перед детьми детского сада. Интересно прошли конкурсы для родителей: поделки из фруктов и овощей, необыкновенный снеговик, кормушка для птиц и создание музея льна.

Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Интересны занятия, посвященные игрушкам наших бабушек. Большой интерес вызывают тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Наиболее простой способ изготовления такой куклы закручивание двух лоскутков односторонней ткани. Полученную основу можно «нарядить» в соответствии с выбранным образом. Занятия с такой куклой для детей это источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже на фокус - не было ничего, и вдруг появился человечек. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, можно использовать игрушки - заменители, декораций, умения в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.

Ребёнок и музыка.

Используя различные формы организации занятий, игр, старались обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.

Изобразительное искусство.

Через игру, систему занятий, организацию ярмарок, мини-музеев старались дать представления о разнообразных произведениях декоративноприкладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории Анапы в форме деловой игры. Предлагали родителям посетить краеведческий музей, сфотографировать самое красивое, на их взгляд, место в городе; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему: «История фотографию».

Подобрать и выучить пословицы на определенную тему.

Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети носители народной культуры.

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умираете детях, то это означает начало вымирания нации».

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

1. Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно - практическим отношением к миру.

2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

3. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.


Самоанализ

В оспитателя МБДОУ « Китерминский детский сад»

Полежаевой Юлии Александровны

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний гражданин.

Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

Ведущей целью программы развития нашего дошкольного учреждения, в разработке которой принимала участие, является реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществления интеллектуального, нравственного, эстетического развития через включение в социальную среду и потребность в укреплении психофизического здоровья.

Следуя поставленной цели, приоритетным направлением в работе коллектива стало художественно-эстетическое развитие дошкольников Поставлена задача, не просто обучить детей рисовать, мастерить, конструировать, петь, танцевать, музицировать, драматизировать, а использовать художественно-эстетическое развитие детей как средство формирования творчески активной личности.

В ДОУ работаю воспитателем 5 лет, Аттестуюсь на первую квалификационную категорию. В качестве основных задач педагогической работы определила для себя следующие:

· создание необходимых условий для обеспечения качества образовательного процесса, с использованием современных развивающих технологий;

· предоставление воспитанникам возможности реализовывать себя во всех видах детской деятельности: учебной, игровой, трудовой, музыкальной, спортивной, коммуникативной;

· обеспечение физического и психического здоровья и здорового образа жизни;

· осуществление необходимой коррекции в познавательно-речевом развитии;

· создание предметно-пространственной эстетически развивающей среды в группе;

· взаимодействие с родителями в решении возникающих проблем.

Взаимодействие с социумом.

Цели моей профессиональной деятельности согласованы с целями нашего учреждения. В течение некоторого времени работаю над проблемой «Развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников». Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разметать, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены: задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосное. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.

Приоритетной задачей организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному селу, краю, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим селом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным селом, городом и своей страной.

Такие чувства не могут не возникать после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Комплексная диагностика позволяет спроектировать маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и укреплению здоровья. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Проанализировав данные по состоянию здоровья за три года я поставили перед собой задачи:

Организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка-дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастно – психолого-гуманистических особенностей воспитанников, учета основных принципов педагогики оздоровления.

Создание дошкольнику эмоционально-комфортного состояния посредством оптимально заданной интенсивности двигательных, физических, психических нагрузок.

Совершенствование пространственного развития среды в группе, способствующей целостному развитию личности ребенка.

Активация сотрудничества педагогов и родителей, повышение педагогической компетентности родителей в целях охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Основная цель использования здоровье сберегающих технологий в организации жизнедеятельности воспитанников - это осуществление комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством организации здоровье сберегающего пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Создание здоровье сберегающей среды в группе предполагает проведение гигиенической, рациональной, адекватной возрасту детей образовательный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Степень утомления детей, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья в прямую зависит от методов, режимов, и технологий обучения. В группе мною используется: личностно-ориентированная модель воспитания и обучения - стиль педагогического воздействия - демократический.

Данный стиль - согласованно-положительный, положительно-активный. Тип педагогического отношения к детям - устойчиво положительный. Установление партнерских взаимоотношений: педагог понимает и принимает позицию ребенка. Педагогическое воздействие строится с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей ребенка. На непосредственно образовательной деятельности для детей используются разноуровневые задания. Оптимально двигательный режим - режим, позволяющий не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности ребенка, но и предусмотреть рациональное содержание при активности, освоение на соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принципы: оздоровительная направленность, естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности, индивидуально-дифференцированный подход. Для организации оптимального двигательного режима в моей группе создан уголок физического развития, в котором есть кегли и мячи, скакалки и веревочки различной длинны и цвета, кольцеброс, мешочки с песком, кубики различной величины. Для гимнастики пробуждения используются различные массажные коврики, дорожки. Для осознания своего «я» и отслеживания психологического комфорта нами сделан уголок настроения «Наше настроение». Для музыкотерапии приобретен магнитофон и подобран музыкальный материал. Для привития культурно-гигиенических навыков и создания хорошего настроения в умывальной комнате создана развивающая среда «Морской мир». Также в группе подобран соответствующий световой режим для детей с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного, или реабилитационного эффекта в его психофизического статусе. Элементы цветотерапии прослеживаются и цветовом оформлении помещений и в использовании цветовых пятен при организации двигательной активности. Учитывая состояние здоровья детей в организации жизнедеятельности, мы используем следующие здоровье сберегающие компоненты:

1. Для обеспечения здорового ритма жизни использую: а) щадящий режим(в адаптационный период) б) гибкий режим в) организация микроклимата.

2.Физические упражнения: а) утренняя гимнастика(проводиться каждый день, используются различные формы проведения, включая дыхательные и профилактические упражнения). б) подвижные и динамические игры (в течение всего дня в группе и на улице). в) час двигательной активности (на прогулке 1 раз в неделю). г) дыхательная гимнастика (используется до и после занятий, вместе с физкультминуткой для повышения общего тонуса и активизации детей) по Стрельниковой. д) физкультминутки (используются на занятиях). е) упражнение на предупреждение плоскостопия (ходьба по ребристой дорожке). ж) массаж волшебных точек ушек: «Поиграем с ушками», «Потянем ушки», «Погреем ушки». з) спортивные игры. и) дни здоровья.

3.Закаливание: а) воздушные ванны б) гимнастика пробуждения в) игровой самомассаж г) ходьба по ребристой дорожке д) обширное умывание е) дыхательная гимнастика.

4.Диетотерапия (рациональное питание).

5.Свето и цветотерапия (достаточное поступление света в помещение, не загроможденность и чистота окон, цветовая гамма группы спокойная).

6.Музыкотерапия: а) музыкальное сопровождение режимных моментов (спокойная музыка во время еды, бодрая во время одевания). б) музыкальное оформление фона занятий (использование по теме занятий песен и мелодий, для отдыха детей, проведение ритмических минуток). в) хоровое пение.

8.Аутотренинг и психогимнастика: а) игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (этюды на выражение различных эмоциональных состояний «Лисенок боится», «Поссорились и помирились», «Разное настроение»). б) игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний (игры: «Передай улыбку другому», «На что похоже настроение», «Прими решение», «Минутка шалости». Этюды «Солнце», «Радость», «Два друга», «Впереди всех»). в) релаксация - успокоение и расслабление мышц тела и эмоционального напряжения («Снежная баба», «Шалтай-болтай», «Холодно-жарко», «Свечи», «Кошечка»). г) пальчиковая гимнастика (игры потешки «Пальчики в футбол играют» «Дружба», «Цветок», «Семья»)

9.Витаминотерапия(2 раза в год)

10.Пропаганда ЗОЖ: а) занятия по ОБЖ (по плану) б) работа с родителями (консультации: «Роль физического воспитания в развитии дошкольника», «Закаливание и здоровье детей», «Предупреждение плоскостопия», «Прогулка в жизни ребенка», «Как предупредить отклонения в поведении ребенка». Беседы: «Берегите зрение детей», «Дети и телевизор», «Авитаминоз», «Пищевая аллергия», «Чем занять ребенка в выходные дни»). В дальнейшем необходимо проводить с родителями обучающие упражнения, игры-тренинги, организация круглого стола.

Принцип развивающего обучения, на котором построена деятельность ДОУ, предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе, и к речевому развитию детей. Обладая системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, применяю вариативные методики и программы, использую приемы развивающего обучения, учитывая психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.

Процесс поискового обучения я выстраиваю на диалогическом общении и взаимодействии при интеллектуальной и социальной активности ребенка. Планирование образовательного процесса происходит строго с учетом перспективы развития каждого ребенка. Объем знаний, их интеллектуализация реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а благодаря методике. Подбираю учебный материал, стимулирующий рост умственных способностей детей (занимательные и интеллектуальные игры, упражнения, игрушки).

Личностно-ориентированный подход к освоению содержания образования проявляется в использовании разнообразных форм организации детей на занятиях, с учетом их подготовленности и характере предстоящей деятельности, различных методов и приемов. Обеспечивая развивающий характер образовательного процесса, в работе с детьми использую методы и приемы, обеспечивающие активную познавательную деятельность дошкольников:

Дифференциация по содержанию работы с детьми (задания разной степени трудности, гибкие вариативные задания);

Дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям (по возрастному составу, по половому признаку, по области интересов, по уровню достижений, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья);

Осуществляю индивидуальный подход к ребенку при развитии его речевых способностей и продвижению к успеху;

Используя инновационное обучение: игры, разыгрывание ролей, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, что стимулирует потенциальные возможности детской фантазии, развивает воображении;

Уделяю внимание совместной деятельности ребенка и взрослого,

В обучении создаю проблемную ситуацию, побуждающую к поиску, открытию.

Моя позиция по отношению к ребенку – любовь к нему, заинтересованность в его жизни, вера, терпимость к недостаткам. Общение с ребенком основано на сотрудничестве, демократизации отношения. Требовательность к детям основывается на доверии. Стараюсь находить лучшие качества ребенка и раскрывать его способности, видеть уникальность ребенка, уважать его права и свободу, создавать для ребенка ситуацию успеха, помогать ему в самореализации. Поощряю доброжелательные отношения между детьми (чуткость, вежливость, внимательность, доброту, ласку, дружелюбие). Создаю условия для активного делового общения (речевого, игрового, творческого).

Деятельность ребенка оценивается с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития. Достижение ребенка сравниваю лишь с его собственным, а не с достижениями других. Отслеживаю не только результат, но и процесс его деятельности. Для эффективности работы с детьми и выбора перспектив их развития, необходимо педагогическая диагностика. Она позволяет отследить качество образовательной работы с воспитанниками. Диагностика направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, встречающихся затруднений, их причин и возможностей корректировки. Результаты психолого-педагогической диагностики учитываются мною при планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса.

С целью выявления уровня психического развития детей педагогом проводится психодиагностические исследования. Результаты исследования таковы:

42% имеют высокий уровень «школьной зрелости»

58% средний уровень с благоприятным прогнозом.

Анализ уровня выполнения программного материала за 3 года показал, что использование новых технологий и методики развивающего обучения позволило расширить знания детей и добиться высокого уровня освоения детьми комплексной программы. На основе полученных данных можно сделать вывод, что дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить, считать, решать задачи. У них отмечается достаточный уровень произвольности внимания, памяти, восприятия, а так же сформирован широкий кругозор. Ребенок, уходящий в школу, соответствует модели выпускника нашего детского сада.

Результатом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей стали участие моих воспитанников в различных конкурсах и программах:

– участие во всероссийском конкурсе «Простые правила».;

Участие в конкурсе «Китерминская звездочка» организованная Китерминским ЦДК: МБУК «КЦКС».;

Участие в программе «Праздничный вернисаж», посвященный Дню матери.;

– участие в выставке «Шляпка», творческие работы;

– участие в фотовыставке «Моя семья;

– участие в выставке детского творчества «Новогодняя карусель».

Работа по формированию у дошкольников позиции признания ценности здоровья требует углубления и продолжения. Недостаточно эффективной остается работа с родителями по воспитанию здорового ребенка, по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.

Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Создавая интерьер группы, прежде всего, учитываю возрастные и психические особенности воспитанников, а так же их повышенную двигательную активность, стремлюсь включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Предметная среда не должна быть завершенной, поэтому периодически преобразовываю и обновляю ее с учетом специфики детского восприятия, в целях стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.

В группе оформлены различные «тематические» зоны:

Театрально-художественная;

Уединения и отдыха;

Речевая;

Двигательная.

Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в группе согласованно с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Такой подход к организации жизненного пространства в группе внушает ребенку доверие, создает у воспитанников благоприятное эмоциональное состояние. Важной психопрофилактической работой с детьми является предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. Главный показатель моей работы – высокий уровень душевного комфорта воспитанников.

Физкультурный уголок группы оснащен нетрадиционным спортивным оборудованием: оригинальные коврики для массажа стопы, мишени для метания, ребристые дорожки, разнообразные шапочки для подвижных игр, тоннели для ползанья, обручи с лентами «Веселая карусель», многофункциональные дорожки для профилактики плоскостопья, мягкие мячи, спортивные бревна. Созданная стена осанки позволяет укрепить позвоночник ребенка и сформировать правильную осанку. Она используется для профилактики болезней внутренних органов, ортопедических заболеваний.

Природный уголок группы – одно из любимых мест детей в группе. Он удивляет не только красотой обилием комнатных растений, он является настоящей мастерской для дошколят. В нем создаются микроландшафты с деревянными домиками, камнями, фигурками из киндер-сюрпризов, дорожки из мелкого песочка, интересные поделки из природного материала. В нем каждый камушек играет не только эстетическую, но и познавательную роль.

Рядом с природным уголком находится лаборатория, где есть все необходимое для опытно-экспериментальной деятельности: весы, лупы, мерные стаканчики, разнообразные коллекции минералов, гербарии, муляжи. Экспериментируя, ребята активно познают окружающую их действительность.

Образовательная среда наполнена не только развивающими, но и психотерапевтическими элементами. Это познавательные книги с мягкими тканевыми страницами, изображения на которых приспособлены для тренировки пальцев, коврики фантазий, волшебные полянки, созданные с целью развития мелкой моторики пальцев и одновременно обладающие психотерапевтической функцией. Мягкие подушки в виде интересных сказочных образов, с которыми дети могут пошептаться. Каждому ребенку время от времени необходимо уединиться. С этой целью появился уголок уединения, место, где ребенок может чувствовать себя защищенным и тихонечко играть.

Уют, комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, штор на окнах, салфеток на столе, наличие цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка

Ольга Стукалова
Самоанализ занятия в старшей группе «Города-герои»

Задачи :

Обобщать и систематизировать знания детей об истории своей страны, о защитниках Отечества;

Учить чтить память павших бойцов;

Знакомить детей с городами – героями Москва , Ленинград

Воспитывать любовь к Родине.

Цель :

Продолжать воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне, уважение к защитникам Отчизны формирование интереса к истории своего народа, сохранению патриотических традиций старших поколений . Продолжать знакомить детей с городами – героями Москва , Ленинград (Санкт –Петербург) .

Продолжать развивать познавательную активность; пополнять знания об истории нашей Родины, познакомив их с основными фактами и реалиями Великой Отечественной войны; воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов, стремление быть приемниками лучших традиции своего народа, гордости за свою страну.

Организационная деятельность, подготовка к занятию .

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно , в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Данная структура занятия вполне оправдана . Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на занятии характеризуется как совместная, индивидуальная.

На занятии я применяла следующие формы работы : фронтальную, индивидуальную, групповую .

Методы :

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно - демонстрационный (изображение фотографий городов Москвы и Ленинграда , карта «Дороги жизни» ,письмо с фронта).

3. Практический (складывали письма «треугольник» , составление карты «Дороги жизни» );

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в виде составления карты «Дороги жизни» )

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены!

НОД своей цели достигло!

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание и об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию". В Новосибирской области создан проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Дошкольный период - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства и этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Под нравственным, патриотическим и культурным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно - патриотическое и культурное воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способно-стей .

Исходя из этого в работе определяю следующие задачи:

Познакомить детей с лучшими образцами отечественной классической

Познакомить детей с музыкальным фольклором.

Дать детям знания по основам певческой гигиены и самоконтроля

Формировать духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому семье, детскому саду, посёлку,

городу средствами музыки и участием в мероприятиях детского сада и

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа средствами

Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного

края и чувства сопричастности к ней через культурно – досуговые

мероприятия.

Повысить уровень музыкального развития детей.

Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как

представителя своего народа, и толерантного отношения к

представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям.)

Воспитывать навыки коллективной деятельности взаимопомощи,

старательности и ответственности.

Воспитывать патриотические чувства через образцы народной культуры.

Создавать на занятиях атмосферу психологического комфорта и

взаимного доверия.

Организовать прослушивание и исполнение музыки с целью

психоэмоциональной разгрузки.

Для решения этих задач я изучила теоретическую литературу, определила условия развития активного восприятия музыки.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Я считаю, что стоит острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, где на основе отечественных произведений будут воспитываться в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Работу по нравственному, патриотическому и культурному воспи-танию старших дошкольников средствами музыки веду по направлениям:

    Знакомство с музыкальным фольклором (слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных, знакомство с народными музыкальными инструментами, знакомство с народной хореографией, музыкальными играми).

    Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание пьес из цикла «Времена года»).

    Разучивание патриотических песен и танцев.

    Участие в мероприятиях детского сада и района (тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты).

Я считаю, что дети-носители русской народной культуры, национальных традиций , поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый и сказочный мир.

По – настоящему понять русскую культуру невозможно, не проникнувшись своеобразным духом, присущим культуре народной. П.И. Чайковский писал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки. Я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полном смысле слова» Фольклор считается школой социального опыта и дает ребенку возможность показать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Чем больше ребенок проникает к народной культуре, тем качественнее он будет владеть разнообразными фольклорными материалами, тем быстрее будет сформирована его личность и тем комфортнее и свободнее он будет себя чувствовать во взрослой жизни, в своей культурной и национальной принадлежности. Делаю вывод, что народное творчество направлено на формирование музыкального восприятия дошкольников, способствует более полному развитию музыкальности, эмоциональности, психических качеств, музыкального творчества, направлено на личностное развитие ребёнка.

Исполнение песни воздействует на слушателей слиянием музыки, голоса и слова, позволяет выразить не только свои чувства, но и способно вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, сострадание, понимание. В этом её особая доступность восприятия детьми.

На занятиях я рассказываю детям о любви русского народа к песне, что песни бывают лирические, хороводные, плясовые. Дети эмоционально откликаются на весёлую музыку, с удовольствием поют.

Народные песни образно яркие, напевные, поэтические. Исполняя песни с детьми я устраиваю импровизационные хороводы и пляски, выделяя при этом, прежде всего, ярко выраженное игровое начало, поэтому что стремление к игре, к актёрству, присуще детям. Игра доставляет им радость, поэтому я вношу элементы игры почти в любую песню. С детьми разыгрываем действия по сюжету песни.

Развиваю певческий голос, даю первоначальные сведения о музыке, использую упражнения, укрепляю голосовой аппарат, слежу за развитием правильного дыхания, провожу беседы по основам певческой гигиены и охране детского голоса. К концу года дети умеют петь без напряжения, плавно.

В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Любовно воспеваются в песнях – хороводах луга, покрывающая «травушка- муравушка», «кудрявая березка», цветущая калина и др.

Когда дети участвуют в хороводе, они будто переносятся в иной мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, лесным соколом и белой лебедью. Здесь я учу детей представлять и сыграть конкретные образы. Также учим с детьми русские народные танцы.

Использую следующие методы обучения ритмики – точный показ педагога, образные пояснения, творческие задания.

Во время исполнения плясовых песен, например «Ой, вставала я ранёшенько» , повторяем с детьми плясовые движения «дробь», «припадание», «верёвочки».

Особое внимание уделяю частушкам. Рассказываю о характерных признаках частушек. Знакомлю детей с частушками разных регионов России. Дети очень любят петь частушки и с удовольствием исполняют их на праздниках.

Дети любят играть в русские народные игры. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевки, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Для детей игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Очень интересной бывает работа по обучению детей игре на ложках. Я провела беседу с детьми о том, откуда появились ложки и как на них стали играть. От занятия к занятию мы стали осваивать новые приемы игры. Музыкальные номера с ложками я включаю в праздники и развлечения.

В 2015 году 25 апреля исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского и поэтому, я думаю очень важно говорить о том, как композитор любил жизнь и каждый день для него имел большую значительность, и как он писал: «…прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Но след остался в его прекрасной музыке, которую мы будем слушать снова и снова и передавать её своим детям и внукам.

Восприятие музыки стоит на первом месте в любой программе по музыкальному воспитанию и поэтому я выделяю особое место этому виду деятельности на музыкальных занятиях в детском саду со старшими дошкольниками. Через раздел «Слушание музыки» я провела цикл занятий по теме: Петр Ильич Чайковский «Времена года», начиная с октября по май, Целью чего является: воспитание гуманной, нравственной личности, развитие патриотических чувств средствами искусства.

Поставила такие задачи:

Формировать знания детей о творчестве П. И. Чайковского при знакомстве с пьесами из цикла «Времена года»;

Развивать грамотную речь детей при анализе произведений, развивать творческие способности через активную деятельность;

Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе искусства;

Воспитывать интерес к культуре своего народа, что является неотъемлемой частью при формировании общей культуры личности детей, о чём говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Разработала программу слушания произведений, которая строится по принципу сезонности. К каждой пьесе я подобрала соответственный мате-риал по изобразительному искусству, поэзии, продумала выход в активную деятельность, определила основные воспитательные задачи. (см. прилож-ение№1). Работа проделана большая, но я хочу остановиться на тех моментах, которые получились более яркими. Я поставила цель: знакомство детей с пьесами о народных традициях через классическую музыку П.И. Чайковского «Святки» и «Масленица». Основными задачами здесь являются: - воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством восприятия классической музыки, народных игр, песен, развивать двигательную, театрализованную деятельность.

На первом занятии мы просто прослушали произведение «Святки», отметили его настроение, название. Рассказывала детям о содержании праздника: святки – это время от Рождества до Крещения, праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, гадали о своей будущей судьбе, в семьях царило праздничное веселье. Ряженые одевались ради шутки, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. На втором занятии произвели анализ произведения, говорили о средствах выразительности в музыке. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки. Рассматривали детскую иллюстрацию, где девочки погружаются в таинство – они гадают на расплавленном воске и мечтают о том, какой подарок им подарят к празднику: может быть, куклу или украшение, а младшая сестрёнка тоже очень интересуется и не отходит от старших девочек. Далее в музыкальные занятия я включала игры и танцы, которые характерны для проведения развлечения «Святки». Это, например, такие игры и хороводы: «Шёл козёл по лесу», «Катание колеса», «Золотые ворота» и др. Была проделана предварительная работа совместно с воспитателями: просмотр презентации «Колядки», беседа «Святки». Я определила задачи проведения развлечения: - познакомить с обрядом колядования, обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными движениями.

Для родителей была оформлена папка – передвижка по данной теме, также родители хорошо помогли при разучивании с детьми стихов и колядок.

Воспитатели очень активно принимали участие при подготовке к мероприятию: шили костюмы, учили роли, оформляли музыкальный зал.

Детей встретила добрая хозяюшка и скоморох. После чего дети читали стихи, колядки – Коляда идёт к нам в дом,

И мешки несёт с добром!

Скоморох очень весело и задорно проводил игры. Обязательными гостями стали коза и медведь с весёлой сценкой, после которой все весело танцевали. Так же был и элемент гадания – «девочки цыганки» предлагали достать предмет из коробочки, который в свою очередь что-то означал, например, хлеб – житьё в достатке, конфета – лучше нету радости для ребят чем сладости и др. Пригласили и Бабу Ягу для весёлой игры «Здравствуй бабушка Яга!». В конце никто не остался без угощения (см. приложение2).

В феврале с детьми слушали «Масленицу» П.И. Чайковского. Три музыкальных занятия мы слушали, анализировали музыкальное произведение. "Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притопыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Рассматривали картину Бориса Кустодиева «Деревенская масленица» (Гармонист). Говорили о том, что гармонист весело играет, пляшет и у него выступил румянец на лице, на заднем плане Видно катание на лошадях, наряженные люди, дети, все веселятся и ждут прихода весны, хотя ещё лежит снег. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь.

В конце масляной недели мы с воспитателями решили провести «Проводы зимы» с целью дать детям представление о народном празднике. Праздник начался в помещении детского сада. Весёлые скоморохи не давали детям скучать, играли и танцевали, после чего праздник перешёл на улицу, где по традиции сжигали чучело и вместе с ним сгорело всё плохое - болезни, напасти, невзгоды прошлого. На праздник пришла и «Весна», которая тоже поиграла с детьми. Проводили игры, которые традиционны для данного праздника – перетягивание каната, катание на санках, пели русскую народную песню «Блины» под звучание баяна, после чего угощались румяными блинами (см. приложение№3).

Оба развлечения прошли на эмоциональном подъёме, дети делились впечатлениями дома с родителями. Анализируя опыт проделанной работы я для себя решила, что буду дальше знакомить старших дошкольников с народными праздниками через синтез искусств. Например:

А.А. Римский Корсаков - опера Снегурочка.3д., Вступление: Сцена в заповедном лесу Хоровод «Ай во поле липонька...» и Песня «про бобра»);

Л.В. Бондаренко - художественная роспись по дереву, «Гуляние на Ивана Купала»;

А. Цыбульская «Стихи на Ивана купала»;

И. Ф. Стравинский –«Русская» из балета «Петрушка» - Выход Петрушки;

А. Виноградова «Петрушка» - картина;

Л.Зубарев «Петрушка» - стихи.

Музыкальные занятия я стараюсь проводить на хорошем творческом и эмоциональном подъеме, чтобы приносить детям радость, потому что только такая атмосфера будет способствовать воспитанию интереса к музыке, эмоциональному раскрепощению.

Свою работу веду по программе, которую составила на основе основной общеобразовательной программы детского сада, программы М.В. Хазовой «Горенка», которая привлекла меня тем, что считает основным путём воспитания общечеловеческих качеств – приобщение ребёнка к своей национальной культуре и также использовала полихудожественный подход к воспитанию дошкольников по программе Самолдиной К.А.

В перспективное планирование музыкального репертуара включила

40% музыкального репертуара, направленного на патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников (см .приложение№4).

Так как репертуар является основой воспитания личности дощкольников, он отвечает следующим требованиям:

    Развивающий и воспитывающий характер словесно – музыкального материала.

    Доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей.

Степень сложности произведений

    соответствует уровню подготовленности детей.

    Репертуар носит гуманистический характер, что утверждает позитивное жизненное начало.

    Репертуар направлен на пробуждение чувств: радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.

Участвуем в мероприятиях детского сада и района, это - тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты. Особое внимание уделяем государственным патриотическим праздникам: 9 мая, День защитников Отечества, День России, 8 марта. Осенние праздники отмечаем в форме ярмарки, также обязательно уделяем большое внимание Дню космонавтики. Участвуем во всех районных конкурсах патриотической песни. Участвовали 20.01.2013году в районном конкурсе эстрадной песни «Песни нашего детства, посвященному 100-летию со дня рождения героя Советского Союза А.И. Покрышкина, (см.приложение№ 5) , 23 февраля 2013 года участвовали в районном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» (см. при -ложение№6) Дети неоднократно выступали на педагогических конференциях районного значения, выступали на родительских собраниях и перед детьми младших групп, на конкурсе «Воспитатель года 2011г» , на семинарах заведующих ДОУ (см. приложение№7). По приглашению управления образования администрации Мошковского района выступали в Мошковском районном Клубном объединении на рождественских чтениях 25 декабря 2014года, где исполнили «Танец с платками» под песню Ю.Тарана «Россия-ты моя звезда» , а ранее 1 октября на День пожилого человека, там же танцевали танец «Грибы-грибочки»(см. пр иложение№8). Затем провели праздник в детском саду, куда пригласили бабушек и дедушек, о меропри-ятии было освещено в районной газете. Корреспонденты районной газеты «Мошковская новь» частые гости наших мероприятий. Стало традицией в нашем детском саду проводить концерт на «День пожилого человека». Такие мероприятия позволяют воспитывать уважение и любовь к старшему поколению. На празднике мы объединяем мир трёх поколений - детей, родителей, бабушек и дедушек. Очень любимы детьми праздники, посвящённые маме – «День матери» и «8 марта». Любовь к Родине начинается с любви к матери, поэтому мы с трепетом и любовью вместе с детьми готовим эти праздники (см. приложение№9).

Также участвовали во «Всероссийском конкурсе детских утренников, театрализованных представлений «День Победы,69 лет», где заняли 3 место по Сибирскому федеральному округу (см. приложение№10). Получили диплом 1 степени за 1 место в районном этапе Областного смотра-конкурса дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию дошкольников «Экобеби» - 2014(см. приложение№11 ).

Первое место по Новосибирской области во Всероссийском конкурсе заняли за «Осеннюю ярмарку» (см. приложение№12). 15 февраля 2015г., с ансамблем «Непоседы» заняли 3 место в конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», где исполняли песню «Сегодня салют», музыка М. Протасова, слова В. Степанова (см. приложение№13).

Участвую в научно-практических конференциях и круглых столах разного уровня. Участвую на педагогических советах в детском саду, провожу открытые занятия. 19 декабря 2011г. участвовала в районном методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений