МБДОУ детский сад № 5 г.Владимир, мкр.Оргтруд

СЕМИНАР для воспитателей

«Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Подготовила

педагог-психолог

Голованова Е.В

Февраль 2013 г

Задачи

1.Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2.Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий,направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

План проведения семинара.

1.Информационная часть.

1.1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.

1.2.Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья для развития личности ребенка.

1.3.Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

2.Практическая часть.

2.1.Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

2.2.Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

3.Обсуждение,подведение итогов.

1.Информационная часть.

1.1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Здоровье-это совокупность нескольких составляющих. Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из 4-х квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и,думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:


  • Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

  • Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически(некий инстинкт самосохранения организма).

  • Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом периоде в виде психологической защиты- позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций(побеги из дома, вандализм..)
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего к педагогам, т.к.большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

  • Большая наполняемость групп;

  • Один воспитатель в группе

  • Неблагоприятная ситуация в семье ребенка.
Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль,несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающих из его противоречий. А именно: насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

1.2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «у нас хороший контакт» означает»мы понимаем друг друга».нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу».

Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей(рабочем коллективе, семье, классе)Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу,лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат)в группе детского сад определяется:


  1. Отношениями между воспитателем и детьми.

  2. Отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собою.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта. Учитывая все это, педагогам в группе необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка: предметно-развивающая среда, стиль общения воспитателя с ребенком, стиль общения воспитателей между собой и с помощником, стиль общения воспитателя с родителями; наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе- это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства « мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

1.3.Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать,выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность-следствие его автор тарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю-авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй!»,ориентируется на доминирование, командования во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало, что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми, не любит и не умеет признавать ошибки. Услышать от авторитара « извините, я был не прав» почти невозможно.

В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов,не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?» и.т.д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность., недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки. Но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель –либерал- человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом- усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль.

Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми, проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер,т.е меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общении.

Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний,но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями. Именно от нас –педагогов –зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к собственному психологическому здоровью. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Итак, на первый план выдвигается личностно ориентированное взаимодействие с ребенком, демократический стиль общения.

А для этого педагогу важно владеть диагностическим инструментарием по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

2.Практическая часть.

2.1. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

1.Интерпретация рисунка детей «Я в своей группе детского сада»

Цель: проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Делим условно рисунки на три группы:

1.Ребенок рисует только здание.

2.Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3.Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Воспитатель группы и психолог рассматривают рисунки детей и дают им интерпретацию.

1.Группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоции и не отождествляется с происходящими там событиями.

Если ребенок изображает на рисунке самого себя: значит события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Если ребенок на рисунке изображает цветочки, солнышко, птички- все эти детали свидетельствуют о «мире» в душе ребенка.

Если на рисунке изображен воспитатель- значит она значима для ребенка. Поворот ее лица, спины говорит о степени ее присутствия и влияния на жизнь ребенка

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоционально настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый, черный, коричневый, которым закрашивают наибольшие участки рисунка, свидетельствуют о напряжении, которое испытывает ребенок. А изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Жирные линии, зачеркивания сигналят о повышенной тревожности ребенка, его эмоциональном дискомфорте.

Во время тестирующего рисования, воспитатель не должен комментировать действия детей, подсказывать им, какие элементы нужно внести. Он только просит ребенка рассказать кого он нарисовал, запоминать последовательность рисования персонажей и слушать комментарии ребенка. Для того, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе необходимо через пару недель повторить рисование.

2.Для более глубокого исследования эмоционального состояния ребенка в группе можно провести цветовую диагностику «Домики» А.М.Эткинда.

Цель: определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенку предлагают выбрать один из домиков разного цвета:красный,желтый,зеленый,фиолетовый,коричневый.черный,синий,серый. Затем фиксируется выбор ребенка и на основе полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

1.Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций(выбор черный, серый, коричневый домик)

2.Амбивалентное (нейтральное) отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдается безразличная или тревожная реакция на предложенное задание.(выбор: синий, зеленый, фиолетовый домик)

3.Положительное отношение. Данный тип отношений к ДОУ отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания(выбор красного, желтого домика.)

3.Тест на эмоциональное отношение.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружком через клетку.

Вопросы:

1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь с детский садик.

2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься рисование.

3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

5. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда

Ты ложишься спать.

Обозначение цветов:

Красный- возбужденное,восторженное отношение

Оранжевый-радостное,приятное

Желтый-теплое,доброжелательное

Зеленый-спокойное

Синий-грустное,неудовлетворительное

Фиолетовый,коричневый- тревожное

Черный-печаль, уныние

4.Анализ воспитателем «Атмосфера в моей группе».

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе:

1.Какова атмосфера в моей группе (общие впечатления)?

2.Почему я так думаю?

3.Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4.Какие аспекты в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1.С кем из детей у меня хороший контакт?

2.Чем это объясняется?

3.С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4.Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми?

1.Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2.Чем это вызвано?

3.Какие дети ссорятся между собой?

4.Почему это происходит?

5.Каких детей часто обижают?

6.Почему это происходит?

Таким образом, ознакомивших с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

2.2.Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоционально напряжение.

Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом –левым, повторить: « Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»

2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умнее». Вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».

3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: « Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»

4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: « Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче».

5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»

6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

7.Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна!»

8.Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: « Покой и улыбку всегда беру, и все мне помогут, и я помогу»

9.Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий вздох: «И у меня все получается!»

10.Сжав кулаки, делая вращения руками:»На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»!

Для создания условий психологического комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:


  • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

  • Быть затейником и участником детских игр и забав.

  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместе.

  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
В своих отношениях с ребенком постарайтесь помнить о том, что:

  • Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

  • В каждой конкретной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

  • Навязывание своих правил и требований не должно быть против воли детей- это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

  • Тихий,застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

  • Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия -демагогия и опасная практика.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка.При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Психологические речевые настройки.

Цель речевых настроек- создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек- установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход своему творческому потенциалу.

Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок. Ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

3.Обсуждение, подведение итогов.

Литература:

1.С.В. Терпигорьева Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2.Волгорад.Учитель 2011.с.144

2.Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение.М.сфера..2005 с.65

Воспитательно-образовательные задачи дней психологии в ДОУ

Главной целью проведения такой деятельности является создание положительного микроклимата в ДОУ. Может проводиться в разных формах неделя психологии в детском саду. Сценарий составляется индивидуально, учитывая особенности коллектива, направленности учреждения, материального оснащения и других факторов.

Можно выделить следующие задачи проведения дней психологии :

  • популяризация психологической службы в ДОУ, разъяснение значимости, содержания ее работы в детском саду;
  • сплочение педагогического состава, укрепление коллектива;
  • психологическая помощь родителям в укреплении взаимопонимания между взрослыми и малышами;
  • формирование психологического комфорта детей во время пребывания в ДОУ, адаптация в коллективе, развитие творческого потенциала.

Подготовительная работа

С чего начать работу? Тематическая неделя психологии в детском саду должна быть заранее обозначена в плане деятельности учебного заведения и документации психологической службы. Задача специалиста - разработать мероприятий. Для того чтобы выполнить такую задачу, требуется заранее провести диагностику педагогического коллектива и воспитанников на определение уровня психологического комфорта, обозначить актуальные темы работы, проблемные вопросы. На основе полученных данных следует запланировать тематику мероприятий, определить цели и задачи работы.

Затем потребуется провести подготовительную работу с педагогами, родителями, детьми. За несколько дней до мероприятия следует позаботиться о распространении информации по поводу осуществления такой деятельности, пригласить гостей, уточнить наличие необходимого оборудования и материалов.

Неделя психологии в детском саду — это комплекс мероприятий, которые объединены общей тематикой. Поэтому важно правильно сформулировать название тематической недели, например, «Неделя радужного настроения» или «В детский сад - с улыбкой» и т. п.

Затем проводится планирование каждого дня, определяются в рамках общей темы. Предлагаем такой примерный план проведения недели психологии в детском саду:

  1. «День хорошего настроения» (акция «Радуга настроения»).
  2. «Дружба начинается с улыбки» (фотовыставка «Лучший друг», акция «Дружеская открытка»).
  3. «Тепло семейного очага» (выставка рисунков «Дружная семья», эстафетное соревнование «Вместе — мы сила»).
  4. «Наш дружный детский сад» (массовое мероприятие в музыкальном зале «Давайте знакомиться!»).
  5. «День общения» (психологический тренинг «Мирись и больше не дерись», акция «Корзина улыбок»).

Что такое «психологическая акция»?

Разработанная выше неделя психологии в детском саду включает такие мероприятия, как «Радуга настроения», «Дружеская открытка», «Корзина пожеланий». Проводятся они в формате психологической акции. Что же это такое? Это развивающая игра, в которой принимают участие как дети и их родители, так и педагоги. Такая деятельность направлена на диагностику внутреннего состояния участников, определение внутренних проблем коллектива ДОУ.

Подробнее о некоторых указанных видах деятельности:

  1. Акция «Радуга настроения». Неделя психологии в детском саду имеет основную задачу - оценить уровень комфорта пребывания в ДОУ всех участников. Данное мероприятие направлено именно на решение таких задач. Форма реализации деятельности может быть самой разной. Например, можно у входа в детский сад с утра поставить две большие вазы (одна — розовая, другая — серая), а рядом — корзину с цветами (можно изготовленными детьми). Каждому, кто входит в садик, предлагается поставить цветок в одну из ваз. Так, розовая символизирует хорошее настроение, а серая — плохое.
  2. «Дружеская открытка» проводится таким образом: изготавливается большая открытка и устанавливается в холле детского сада. Все желающие оставляют на ней свои пожелания друг другу.
  3. Акция «Корзина улыбок» направлена на подведение итогов всей тематической недели, ее оценки. Участникам предлагается написать пожелания, рекомендации, отзывы на открытке и положить ее в корзину.

Неделя психологии в детском саду: план занятий в группе

Помимо вышеуказанных общесадовских мероприятий, в каждой группе проводятся внутренние тематические занятия согласно расписанию. Предлагаем следующий план деятельности с воспитанниками разных возрастных групп ДОУ.

Организация выставок

Проведение выставок фотографий, рисунков или поделок требует большой подготовительной работы. Ведь в такой деятельности участвуют как дети, так и взрослые. А это означает, что целью проведения указанной работы является формирование взаимопонимания между участниками, а не простое выполнение задания. Например, при организации фотовыставки «Лучший друг» родителям и воспитателю следует предварительно провести беседу с ребенком о том, кто же такой «лучший друг», кого малыш видит в этой роли и почему. Потребуется время и на создание, оформление работы.

Работа с родителями

Неделя психологии в детском саду помогает родителям осознать важность и необходимость совместной деятельности со своим ребенком. В процессе взрослые учатся понимать свою роль в процессе становления личности, определении черт характера и поведения малыша. Поэтому большая часть работы специалиста ДОУ направлена на совместную деятельность родителя и ребенка. Так, коллективные развлечения, спортивные соревнования, изготовление поделок и оформление выставочных работ предполагают общие усилия взрослых и малышей, где каждому участнику отводится определенная роль.

Работа с педагогами и младшим персоналом

Не только с воспитанниками и их родителями проводится неделя психологии в детском саду. С педагогами также организовывается тематическая деятельность. Целью такой работы является решение проблемных ситуаций, повышение уровня самореализации каждого специалиста, выявление способностей. В течение тематической недели можно провести психологические тренинги, игры, семинары для педагогов и младшего персонала ДОУ.

Мы рассказали, как провести неделю психологии в детском саду. Но важно учитывать не только общеметодические рекомендации, но и понимать актуальность той или иной проблемы в конкретном ДОУ, учитывать индивидуальные особенности группы участников, оснащение учреждения и многие другие факторы.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание психологического комфорта в группах детского сада

(семинар – практикум)

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Оборудование: презентация, тест «Педагогические стили общения», диагностический инструментарий.

План проведения семинара.

3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

4. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.

7. Обсуждение, подведение педагогов.

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

(слайд 1) Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

(слайд 2) Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив (слайд 3) последствия психологического дискомфорта для ребёнка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: - большая наполняемость групп; - один воспитатель в группе; - неблагоприятная семейная ситуация. Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

(слайд 4) Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

(слайд 5) Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

(слайд 6) Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. (слайд 7)

Давайте мы с вами узнаем, какой стиль педагогического общения подходит к нашим педагогам, я вам раздам анкеты, вы их заполните. В конце мы посчитаем баллы и получим результат.

Анкета «Стиль педагогического общения»

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

  1. делится с вами своими мыслями, чувствами
  2. говорит вам только то, что он сам захочет
  3. оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:

  1. доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
  2. дети сами разберутся в своих проблемах
  3. известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

  1. похвалите и всем детям покажете его работу
  2. проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
  3. скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

  1. заставите его поздороваться
  2. не обратите на него внимание
  3. сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

  1. спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
  2. помочь, подсказать, сделать замечание
  3. заниматься своими делами (записи, подготовка)

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

  1. чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
  2. эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать
  3. чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

  1. ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать
  2. у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка
  3. ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

  1. положительно – без неё невозможно полноценное развитие
  2. отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
  3. положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

  1. сказали бы «ну и не надо»
  2. заставили бы выполнить работу
  3. Предложили бы выполнить задание

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

  1. ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
  2. если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
  3. воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

Ответ

Число балов по номеру вопросов

Ответ Число балов по номеру вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2

b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1

c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

ИТОГО: ____________
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль

  1. Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные)
  2. Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);
  3. Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;
  4. Не учитывает отношения между детьми;
  5. Не признает ошибки;
  6. Низко оценивает возможности детей;
  1. Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

(слайд 9) Либеральный (попустительский) стиль

  1. Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;
  2. Переоценивает возможности детей;
  3. Выполнение своих требований не проверяет;
  4. Нерешителен;
  5. Во власти детей;
  6. Учитывает взаимоотношения в группе;
  1. Человек настроения.

(слайд 10) Демократический стиль

  1. Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;
  2. Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;
  3. Проявляет максимум требований, максимум уважения;
  4. Испытывает потребность в обратной связи от детей;
  1. Умеет признавать ошибки;
  2. Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

4. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка. Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада. Данные методики лежат на столах для изучения педагогами.

(слайд 11) Посмотрите перед вами лежат методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.

  1. Рисунок «Я в своей группе детского сада».
  2. Цветовая диагностика «Домики».
  3. Тест на эмоциональное отношение.
  4. Анализ «Атмосфера в моей группе».
  5. Социометрия.

По этим методикам можно определить комфортно ли детям в группе, как эмоционально воспринимают группу дети, какая атмосфера в группе, и кто и в группе лидеры и аутсайдеры. Рассказать по каждой методике.

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные результаты представляют собой оценку профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

5. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

(слайд 12) Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов .

Упражнение «Разогревки - самооценки»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

Спасибо, можно присесть. Немного отдохнули. А теперь приступим к рекомендациям.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

(слайд 13) Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

- (слайд 14) Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

(слайд 15) В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя:

Организацию зоны для психологической разгрузки;
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это – (слайд 16) Психологические речевые настройки

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение – создание хорошего настроения.

Они могут проводиться утром, после зарядки , дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т.д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

Примеры психологических речевых настроек:

Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

А теперь придумайте сами по одной психологической настройке и продемонстрируйте.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

7. Рефлексия . Подведение итогов.

Давайте подведём итог семинара.

Что вы узнали нового о себе?

Какие чувства вы испытали после проделанных упражнений для снятия напряжения?

Как вы создаёте психологический комфорт в группах, поделитесь своим опытом?

(слайд 17) Спасибо за внимание!

Методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.

Цветовая диагностика «Домики»

Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда.

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

Кате нравится ходить в детский сад?

Что Катя будет делать в детском саду?

Что Кате больше всего нравится в детском саду?

Что Кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Типы реагирования на задание:

I. Резко негативная реакция на предложенное задание.

Отказ от участия.

II. Негативная реакция.

1. Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.

2. Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявляется нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.

III. Безразличная реакция на задание.

Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада, так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, черный, коричневый).

IV. Тревожная реакция.

1. Отмечается быстрое и охотное включение в задание, но при этом проявляются нервозность, большая подвижность. Домики выбираются фиолетового либо красного цвета. Из ответов на вопросы следует, что детям в саду нравится играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.

2. Доброжелательная реакция на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительности, как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также, чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им большое внимание. Выбираются зеленый или синий цвет. В начале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.

V. Позитивная реакция на участие в задании.

Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождаются речью.

На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

1. Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (I и II группы реагирования).

2. Амбивалентное отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание (III и IV группы реагирования).

3. Положительное отношение. Данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания (V тип реагирования).

Схема наблюдения за поведением ребенка в процессе психологического обследования

Методика: цветовая диагностика «Домики».

Цель: определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Группа ____________________________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Дата проведения ___________________________________________________

Анна Ковалькова
Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Цель :

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе .

Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

Психологический настрой : притча «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : мертвая она или живая?». А сам думает : «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу : Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках» ».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома» .

Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада ».

Большинство людей объясняют понятие «здоровье» с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею : здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов : физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Портрет психологически здорового человека - это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей , так как последствия психологического дискомфорта для ребенка :

*появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

*переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму , заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма) ;

*проявление психологических травм , полученных в детском возрасте , в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду .

Что такое комфорт ? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)

- Психологический комфорт – условия жизни , при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада :

Большая наполняемость групп ;

Один воспитатель в группе ;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества.

Проблема психологического здоровья .

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются : агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт , напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия : удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и педподдержки. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самореализации и признании их достижений окружающими. Одной из главных задач педагогов является создание психологического комфорта дошкольников .

Стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе .

Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется :

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда , когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата . Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе .

Учитывая это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка :

Предметно-развивающая среда,

Стиль общения воспитателя с ребенком,

Стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

Стиль общения воспитателя с родителями,

Наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе , степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы» . Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Стиль педагогического общения напрямую влияет на благоприятный .

Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители

(несамостоятельные, безынициативные)

Принцип педагога : «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка) ;

Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;

Не учитывает отношения между детьми;

Не признает ошибки;

Низко оценивает возможности детей;

Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

Либеральный (попустительский) стиль

Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;

Переоценивает возможности детей;

Выполнение своих требований не проверяет;

Нерешителен;

Во власти детей;

Учитывает взаимоотношения в группе ;

Человек настроения.

Демократический стиль

Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;

Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;

Проявляет максимум требований, максимум уважения;

Испытывает потребность в обратной связи от детей;

Умеет признавать ошибки;

Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод : наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе .

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ (разрядку, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо :

* Использование принципа М. Монтессори : принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы , а предложить побыть одному!

* Выстраивать систему правил. «В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, они (правила) развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется Я ребенка». Больше внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности) .

* Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др .

* Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости» , где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.

* Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал) .

* Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы , психологический настрой на занятия ).

* Использовать в течение дня игры-правила : «Обзывалки» , «Кричалки-шепталки-молчалки» , «Поем и молчим» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).

* Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните : плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

* В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

* Быть затейником и участником детских игр и забав .

* В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

* В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что :

Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

* В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

* Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

* Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

* Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

* Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

* Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила :

Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует!

Не отвечай на агрессию встречной агрессией!

* Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика , аутотренинг, музыкотерапия и т. п.

В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей . Создание такой среды включает в себя :

Организацию зоны для психологической разгрузки ;

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это – психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, создания хорошего настроения .

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т. д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу :

Примеры психологических речевых настроек :

Сегодня я рада видеть вас в детском саду , в нашей группе ! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми , веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

«Большой» - для меня было важным и интересным…

«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

«Средний» - мне было трудно (мне не понравилось)

«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы .

«Мизинец» - для меня было недостаточно.

Желаю вам и вашей семье психологического здоровья !

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность.

Программа дошкольного воспитания ориентирована на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению, самоактуализации. На способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье человека. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.

Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.

Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважения. Воспитателям надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей? Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

  1. Отношениями между воспитателем и детьми;
  2. Отношениями между самими детьми;
  3. Отношениями между воспитателями;
  4. Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

3. Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного эмоционального состояния детей.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

  • Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
    Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
    Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  • Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.