На чтение 7 мин. Просмотров 4.8k.

Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности.
Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению.

Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его нравственное воспитание – это и есть основная задача воспитателей.

У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения.

Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности.

Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка.

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению.

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Значение нравственных принципов в сознании ребенка

Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки, мультфильмы и т.п.

Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные процессы и пора снова начать учить людей нравственности.

Вопросы нравственности должны содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса. Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством: тематические рисунки, песни, лепка и так далее.

В первую очередь должен быть налажен соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны быть едины.

Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой подходящей сферой для проведения воспитательных занятий.

В коллективе ребёнок способен к проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у сверстников.

В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше.

Бойкие дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания.

Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям. Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами уделяется личностному развитию детей.

В детском саду часто проводят различные тематические мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в группе сверстников и со взрослыми.

Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным образом.

Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного поведения.

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии личности

Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование поведенческих привычек.

Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма — от лёгких заданий, к более сложным.

Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться.

Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания.

Деятельность воспитателя завит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников.

В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности.

У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера.

На примере можно увидеть, что один ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется индивидуальная работа.

Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи нравственного поведения дошкольников. Выполнять роль воспитателя достоин только тот человек, который сам обладает высокими моральными принципами.

Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Конспект предназначен для педагогов - для выступлений на педагогических советах, конференциях.
Цель: Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.
Задачи нравственного воспитания: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:
1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод использую во время:
- чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдений;
- показа сказок и других произведений вместе с детьми;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирования сказок.
Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод , который использую, когда необходимо:
- изготовить с детьми наглядные пособия;
- организовать вечера с родителями;
- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
- изготовить поделки на выставки;
- организовать постановку сказок;
- провести экскурсии различной направленности;
- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания - это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность - постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй . Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-лектории для родителей;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-визиты домой;
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;
-выставки совместного творчества.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Вывод : Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Одна из основных задач нашего ДОУ: «обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота Российской Федерации, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом».

«Из святых дел самое святое - воспитание». Святитель Феофан Затворник.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. XXI век… Сегодня Россия переживает один из непростых исторических периодов, но самая большая опасность, подстерегающая наше общество то, что материальные ценности доминируют над духовными, и у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Человечество пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие испокон веков звучало на Руси как-то по-особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православной культуры следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям села Сухарево. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. «Все начинается с детства» - действительно, задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства - это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручейков. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Дитя не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» . В.А.Сухомлинский.
Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей планируется в соответствии с «Основной образовательной программой ». С учётом данной программы мы выбрали нужные ориентиры для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, поставили перед собой задачу: научить детей гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, любить Родину такой, какая она есть!
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Целью нашей работы является:
1. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к семье, матери.
В нашем детском саду созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию. Это, например, наша гордость мини-уголок «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них. Здесь мы знакомим детей с народным фольклором. Также есть уголок «Бессмертный полк», посвящённый Великой Отечественной войне, где представлены фотографии наших земляков, награды, альбомы и многое другое. Работа в этих уголках помогает пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа, страны. В создании предметно-пространственной среды активное участие принимают работники детского сада и родители. В детском саду оформлены патриотический уголок, зоны патриотического воспитания, где педагоги проводят образовательную деятельность. Для достижения цели по духовно-нравственному воспитанию у нас в ДОУ используются следующие формы работы:
- Организованная образовательная деятельность.
- Совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах.
- Самостоятельная деятельность детей.
Данные формы работы мы реализуем через следующие мероприятия:
*Православные праздники: «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Спасы», «Посиделки», «Праздник русской берёзки» и др.
*Конкурсы;
*Чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
*Беседы на нравственные, духовные, патриотические темы («Начала мудрости», «50 уроков о добрых качествах», «Помоги ближнему», «Мой дом - Россия» и др.);
*Образовательные проекты («Слава нашей стороне, Слава русской старине! Чтобы дети знать могли о делах родной земли! »);
*Рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
*Использование в работе презентации;
*Продуктивная деятельность, выставки «Рождество» и «Пасха», «День рождения книжки», «Берегите всё живое», «День семь, любви и верности».
Большое значение мы придаём экскурсиям.
Экскурсии к памятнику погибшим воинам, в наш мини - музей в библиотеке, к художникам из Москвы знакомят детей с героическим прошлым нашего народа, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей Родины. Походы в храм и монастырский комплекс развивают такие качества как доброта, терпение, милосердие, дисциплинируют детей.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери в саду ежегодно проходят посиделки с мамами и бабушками. Малыши радуют своих мам трогательными стихами и песнями и, конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью и теплотой своими руками. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.
Празднование Дня матери никогда не оставляет равнодушным ни детей, ни мам.
Мы используем различные формы работы по духовно-нравственному воспитанию, что позволяет заинтересовать детей, мотивировать организованную образовательную деятельность. У детского сада - своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в детском саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Мы также должны помнить, что дети - это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач современного отечественного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) говорится, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно - нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Исходя из вышеизложенного наш детский сад начал работу по духовно-нравственному воспитанию ещё с момента открытия, т.е. с ноября 2010 года. Мы, педагоги детского сада с.Сухарево Валуйского района Белгородской области, также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2017 - 2018 учебный год являлась:
«обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота Российской Федерации, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом».
Решаем мы эту задачу посредством организованной образовательной деятельности, игровой деятельности в ходе режимных моментов, формирования развивающей среды в группе и помещении детского сада.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека.

Проанализировав сложившийся в нашем детском саду кадровый, родительский потенциал, материальные условия для организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, коллективом были определены цели и задачи работы, решение которых представляется возможным только через включение в образовательный процесс всех его участников. Работа нашего дошкольного учреждения может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог - ребенок - семья».

Организация духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства осуществляется через реализацию следующих задач:

Изучение педагогической литературы по проблеме;

Выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;

Создание условий для организации данной работы в детском саду;

Повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения.

Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких направлениях. Методическая работа направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников. С этой целью был разработан план методической работы с кадрами. В ходе реализации плана были проведены: теоретические семинары, мастер-класс, организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической литературы. Педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались по разделам:

Православные праздники в детском саду;

Продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

Консультативный и информационный материал для родителей;

Игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

Был организован мастер - класс, что позволило педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. В процессе работы педагоги знакомились с храмами Валуйского района и Белгородской области, их историческим прошлым, внутренним убранством.

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В оформлении использованы элементы православной культуры: иконы, подсвечники. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, в рамках проекта оформляются альбомы различной тематики: «Храмы Белгородской области», «Храмы Земли Валуйской» «Святые места России», «Православные святые». Для родителей оформлена информация о православных праздниках и семейных традициях с.Сухарево и х.Кургашки, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разрабатываются памятки и консультации по темам «Православные праздники зимой», «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей» и другие.

В нашем дошкольном учреждении есть своя ещё небольшая библиотека, где собран теоретический и практический материал:

Литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

Литература для родителей и педагогов;

Демонстрационный и раздаточный материал для проведения организованной образовательной деятельности;

Игры по духовно-нравственному воспитанию;

Иллюстрации.

Организация работы в системе «педагог - дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения. Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

Игровую: проведение пальчиковых игр «Храм»; дидактических «Собери цветок», «Следы - добродетели», «Скажи наоборот»; конструктивных «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

Продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся». В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с духовной музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святки», «Рождество Христово», «День Ангела».

Система «педагог - родители». Взаимодействие с семьями организовано в нескольких направлениях. Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи («Я-семья-род-народ», «Агрессия в жизни ребенка»). Педагоги привлекают семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», «По святым местам», изготовлению поделок к православным праздникам. Новой и, как оказалось, продуктивной для нас формой работы с семьёй, стал поход выходного дня. Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, создании мини - музеев, оформлении различных выставок. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса принесло положительные результаты. Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. В пределах детского сада воспитателю вручаются важные полномочия: ему препоручается родительская власть, он не только учит и воспитывает детей, он дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.

Наша работа по духовно- нравственному воспитанию детей, основывается на комплексную программу «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, образовательная область «Познавательное развитие». Педагоги также черпают информацию и интересный материал из парциальной программы по православной культуре «Добрый мир» под ред. Л.Л.Шевченко и используют технологии из программы «Социализация дошкольников средствами духовно-нравственной культуры» А.В.Пересыпкиной., «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» Л.О.Тимофеевой, большим подспорьем в работе стали парциальные региональные программы «Выходи играть во двор» Л.Н.Волошиной, «Здравствуй, мир Белогорья» Л.В.Серых.

Цель работы: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;

Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

Формировать моральное сознание и моральные оценки;

Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, навстречу Пасхе)

Тематические выставки детского творчества,

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры,

Экскурсии на природу (красота Божьего мира)

Слушание колокольной и духовной музыки на тематической организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

Анкетирования по выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;

Чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка» Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

Игр: «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,

Бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

Организованной образовательной деятельности: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»

Экскурсий на работу к мамам,

Заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,

Творческие работы - портреты мам или всей семьи из разных материалов.

Совместные мероприятия детей и мам.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском - храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Тема защитников Отечества была бы не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды с.Сухарево и х.Кургашки, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии к церкви и монастырскому комплексу.

Дети, под руководством педагога и священника, знакомятся с внутренним убранством церкви, посещают библиотеку, рассматривают колокольню, слушают, звон колоколов и имеют возможность сравнивать.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками - живописцами были изобразители церковной живописи.

Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 58% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем систематически помещается в уголке для родителей.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу воспитанников; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Целью нашей работы является - повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения с 2014 года программы «Добрый мир» Л.Л.Шевченко. Методическая работа в ДОУ направлена на решение следующих задач:

  1. активизация педагогов на осознание актуальности проблемы;
  2. повышение профессиональной компетентности педагогов через создание системы работы по внедрению программы «Добрый мир» Л. Л. Шевченко;
  3. обучение эффективным способам работы с детьми;
  4. создание предметно-пространственной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей;
  5. обучение воспитателей эффективным способам общения с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Наша работа по этому направлению осуществлялась в три этапа:

1 этап - информационно - аналитический

2 этап - практический

3 этап - контрольно - оценочный

  1. Информационно-аналитический этап
  1. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.
  2. Анкетирование педагогов.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Анализ уровня духовно - нравственного развития детей.

Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию.

В ходе диагностики профессиональной компетенции педагогов детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, мы увидели, что воспитатели не показали отличных знаний теоретических и практических основ духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители в большей степени несут ответственность за воспитание детей.

2 этап - практический

Работа по духовно - нравственному воспитанию ведется по следующим направлениям:

Работа с педагогическими кадрами;

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Взаимодействие с социумом.

  1. Повышение профессионального уровня знаний педагогов по данному вопросу.
  2. Создание условий, благоприятных для работы с детьми.
  3. Формирование у родителей активной позиции по вопросам духовно - нравственного воспитания.
  4. Активизация взаимодействия с социумом.

Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства используются самые разнообразные формы и методы работы.

Консультации («Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия ДОУ, семьи, общественных организаций», «Ознакомление и изучение программы «Добрый мир», «Влияние слова на внутренний мир ребенка») пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.

Семинары - практикумы - помогли воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.

Кроме того эффективны такие формы работы как просмотр видеозаписей ООД коллег других ДОУ с последующим обсуждением; мастер - классы. Воспитатель Карташова Н.В. готовится по самообразованию

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт его характера, к тому же многочисленными ислледованиями было доказано, что в возрасте 4-6 лет при целенаправленном воспитании закладываются основы моральных качеств личности.

К первому походу в школу у ребенка уже вполне могут быть сформированы устойчивые формы поведения и отношение к окружающей действительности в соответствии с усвоенными им моральными нормами и правилами.

В силу психофизиологических особенностей дошкольников нравственное воспитание в ДОУ и семьях становится той базой, которая развивается на протяжении всей их жизни и становится мерилом поступков ребенка.

Ребенок в возрасте 4-6 лет от младшего возраста отличается высокой восприимчивостью к поступаемой извне информации и легкой обучаемостью, так как их нервная система пластична и способна активно реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды. Все что ребенок видит и слышит, поддается его осмыслению и осознанию, любые действия родителей или других близких взрослых поддаются тщательному анализу и по их шаблону в дальнейшем строится манера поведения ребенка. Однако отсутствие жизненного опыта, повышенная эмоциональность и необъективность мешают ребенку отличать хорошее от плохого и выбирать правильную манеру поведения и реакцию на складывающуюся ситуацию. Вот почему так важно, чтобы систематически осуществлялось нравственное воспитание в ДОУ и в семьях детей дошкольного возраста.

Особенности нравственного воспитания дошкольников

В процессе общения ребенка с родителями и другими взрослыми, вхожими в круг его общения, складывается первый опыт морального поведения дошкольника. Как известно, потребность в общении является наиболее важной социальной потребностью человека, а окружающие ребенка люди являются тем необходимым источником, который способен ее удовлетворить. Важной особенностью нравственного воспитания дошкольников является то, что содержание их общения с взрослыми должно быть педагогически ценным, только в этом случае оно сможет оказать нужное нравственное воздействие на ребенка.

Нравственное воспитание в ДОУ осуществляется в условиях детского общества, где для каждого ребенка формируется возможность углубления и накопления положительного опыта и взаимоотношений с детьми и взрослыми.

К основным задачам нравственного воспитания в ДОУ относятся такие, как:

  • Гуманные отношения между детьми и взрослыми посредством выполнения элементарных правил общежития, заботливого отношения к окружающим и близким людям, доброжелательности и отзывчивости;
  • Воспитание культуры поведения и трудолюбия;
  • Формирование коллективистических взаимоотношений детей;
  • Воспитание патриотической любви к родине.

Достижение выполнения вышеперечисленных задач позволяет педагогу влиять на сферу чувств детей, воспитывать у них привычки нравственного поведения, постепенно развивать способность к оценке и взаимооценке, а также формировать правильное представление о моральных качествах людей и явлений общественной жизни.

Вырабатывая у детей наиболее простые привычки посредством нравственного воспитания в ДОУ, воспитатель добивается осознанного и охотного выполнения ими социальных норм и правил поведения в обществе. В итоге, прививая наиболее простые положительные привычки у детей, работниками ДОУ осуществляется ценный вклад в нравственное развитие подопечных. С самых юных лет посредством нравственного воспитания в ДОУ у ребенка формируется способность к сопереживанию и умение, благодаря которому он может находить отзыв в своем внутреннем мире на печали и радости других людей. Родители вместе с воспитателями могут именно в этом возрасте научить ребенка преодолевать возникающие препятствия, нести ответственность за совершенные поступки, проявлению инициативы и, что очень важно, доводить начатые дела до конца.

Сказка как средство нравственного воспитания

Формирование нравственных ценностей, которые являются наиболее важным показателем целостности личности, довольно сложная задача. Любое общество напрямую заинтересовано в сохранении и передаче накопленного столетиями опыта, иначе его существование и развитие попросту становятся невозможными. Сохранение и передача этого опыта напрямую зависит от системы образования и воспитания, которая формируется в условиях социально-культурного развития этого общества и особенностей его мировоззрения. Для разрешения проблем развития общества необходимым действенным средством выступает сказка как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Независимо от пола и возраста сказки имеют большое психологическое значение для детей, поскольку именно они способны ответить на ряд вопросов и проблем возникающих в детских умах. Читая вместе с ребенком сказки, родители видят, как просто малыш примеряет на себя роль положительных героев, будь то Иван-царевич или царевна-Лебедь, в то же время четко понимая, что сказка нереальна, но одновременно допуская, что события, происходящие в ней, могут иметь место и в реальной жизни.

Благодаря сказкам у малыша развивается тяга к добру и справедливости, склонность фантазировать и верить в чудеса. Помимо тяги к волшебному и необычному, также детскому воображению присуща потребность в подражании взрослым, которые кажутся малышу такими умными и ловкими. Именно в сказке ребенок может реализовать все свои неосознанные желания, победить всех злодеев и оказаться в волшебном мире.

Осуществляя нравственное воспитание в ДОУ, воспитатели используют сказки, с целью развития у детей таких понятий, как сострадание, человечность, вера в добро и справедливость.

Надежда Мирошник
Традиции духовно-нравственного воспитания в ДОУ

ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Н. Н. Мирошник

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания »

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст - важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы . В настоящее время проблема воспитания душевно , психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными , поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто?

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно -нравственных ценностей.

Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны.

Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей .

Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта , сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх.

Вопросы особенности воспитания детей в народных традициях интересовали просветителей, педагогов во все времена.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа , необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. Еще К. Д. Ушинский отмечал : “Воспитание , если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

Работа нашего детского сада направлена на приобщение детей к православным традициям и духовным ценностям русского народа через изучение истории, отечественной культуры, своеобразие родного края и страны в целом. Воспитание на основе православных традиций осуществляется на конкретных исторических примерах и событиях, народных обычаях. Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

На занятиях познавательного цикла мы знакомим дошкольников с историей своего города, народным костюмом, людьми, прославившими нашу землю. Прослеживая связь между стариной и днем настоящим, сопоставляя поступки и дела людей, способствуем формированию и развитию личности ребенка, ее творческой активности.

Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках.

Особую духовно -нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки. Во время экскурсии в краеведческий музей, библиотеку дети знакомятся с историей нашего города, предметами старины. Прогулки к мемориалу воинской славы знакомят детей с героическим прошлым нашего народа, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей Родины.

Большую роль в приобщении детей к истокам народной культуры играют православный и народные праздники. Они создают особый ритм духовной жизни человека , обращая его культурно-историческим традициям нашего народа . На Пасху, Троицу стараемся закрепить впечатления детей экскурсией к Храму (по письменному разрешению родителей, где можно побеседовать со священником, позвонить в колокола в Пасхальные дни, послушать настоящее церковное пение и научиться правильно вести себя в Храме. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Утренники проводится в форме увлекательных игр, бесед или же просмотра детьми кукольного спектакля, театра, в котором они принимают непосредственное участие. Заканчивается, как правило, угощением традиционным праздничным блюдом : на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Поэтому, в детском саду стало традицией празднование «Рождества Христова» , «Масленицы» , «Пасхи» , «Троицы» .

Поведение ребёнка и его отношение к окружающему миру во многом зависит от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей, характера общения и отношения между членами семьи. Именно поэтому очень важную роль в становлении духовно-нравственного воспитания ложится на плечи родителей, а также семьи, в которой проживает малыш. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания . Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей , сколько семья. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем , что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Поэтому родители также привлекаются к данной работе : дети вместе с родителями изготавливают элементы костюмов и атрибутов, выучивают стихотворения и роли. Выставки совместного творчества родителей и детей : «Живые истоки» , «Осенний букет» , «Наряжаем ёлку» «Зимняя фантазия» , «Пасхальный перезвон» , – сближают поколения, укрепляют детско-родительские отношения. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие , аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Педагоги ДОУ регулярно проводят совместные мероприятия с родителями :

1. Тематические беседы, консультации;

2. Создаются уголки для родителей, в которых помещают информационные листы о мероприятиях;

3. Родительское собрание на тему : «Духовно-нравственное воспитание в семье и ДОУ » – говорили о необходимости приобщения дошкольников к духовно -нравственным ценностям, о том, что нравственное воспитание всегда начинается с семьи и о том, как родители должны работать над собой, чтобы этот процесс удался;

4. Праздники и развлечения.

Это и начало патриотического воспитания : любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

В процессе воспитания ребёнка мы должны , прежде всего, обращать внимание на самих себя, помня, что не столько нашими словами, сколько нашими делами мы показываем пример и прививаем ему те или иные жизненные ориентиры. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям , приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним .

Список использованной литературы :

1. Аксёнова З. Ф. Традиционные праздники и развлечения в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2003

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников . - М., 2004

3. Ботякова О. А. ,Зязева Л. К., Прокофьева С. А. Этнографический музей-детям : Методическое пособие Р76 для педагогов дошкольных учреждений. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2001

4. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников . -

5. С-Пт., 2005

6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

7. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду . - М., Мозаика-Синтез, 2008

8. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010

9. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010

10. Юдин А. В. Русская традиционная народная духовность // Программа «Образования гуманитарного образования в России» . М., 1994