Программное содержание: учить детей различать по внешнему виду и называть
овощи и фрукты, предметы одежды, учить видеть красоту природы, понимать
вопрос воспитателя и отвечать на него, закреплять умение действовать по
сигналу, развивать внимание, речь, мышление, воспитывать любовь к природе,
любознательность
Материалы: картинки с изображением фруктов и овощей, их муляжи, две
корзины, иллюстрации с изображением осени, разноцветные осенние листья,
предметы одежды, лужи, сделанные из бумаги, аудиозапись.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,
физическая культура.
Ход нод
Сюрпризный момент. В гости к детям приходит кукла Катя, здоровается с
детьми. Воспитатель обращает внимание на грустный вид куклы Кати, уточняет,
что случилось. Поясняет детям, что кукла грустная от того, что лето закончилось,
наступила осень.
Беседа с детьми «Что нам осень подарила?»Воспитатель спрашивает детей,
можно ли быть грустным, потому что осень пришла. (Ответы детей, их
обсуждение). Воспитатель обобщает ответы, что не нужно грустить от того, что
лето прошло, зато осень пришла к нам в гости. Каждое время года красивое по­
своему и приносит людям свои природные дары. Воспитатель спрашивает детей,
как вы думаете, что нам осень подарила? (Ответы детей). Воспитатель
обобщает, что осенью созревает много овощей и фруктов, а в них содержатся
витамины, необходимые нам для здоровья.
Дидактическое упражнение «Узнай, назови и найди» На одном из столов
перед детьми лежат муляжи фруктов и овощей, а на другом ­ картинки с
изображением фруктов и овощей. Воспитатель предлагает детям взять по
одному из овощей или фруктов, показать всем, назвать его, а затем найти
картинку с его изображением.
Дидактическая игра «Овощи и фрукты»На столе стоят две корзины и муляжи
фруктов и овощей. Воспитатель предлагает в одну корзину положить овощи, в
другую ­ фрукты. Дети раскладывают, воспитатель уточняет: лук, помидор,
огурец, перец – это (овощи, а яблоко, груша, апельсин, лимон – это (фрукты).
Игра «Собери осенний букет»Воспитатель показывает иллюстрации с
изображением осени, дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя по
содержанию. Воспитатель обращает внимание, что осенью листья становятся
желтыми, красными, коричневыми, они опадают и застилают землю красивым
ковром. Обращает внимание на листья, лежащие на полу, предлагает собрать и
сделать из них осенний красивый букет. Дети собирают листья, воспитатель
делает букет.
Игра «Обойдем лужи»Воспитатель сообщает, что осенью часто идет дождь,
после которого на земле появляются лужи, но мы луж не боимся, мы пойдем
гулять и все лужи обойдем. Воспитатель обращает внимание детей на лужи,
предлагает пойти погулять, но обходя все лужи. Звучит музыка, дети ходят, не
наступая на лужи.
Дидактическое упражнение «Оденем куклу на прогулку»Воспитатель,
обращаясь к кукле, напоминает, что незачем грустить от того, что наступила

осень, затем сообщает детям, что кукла Катя говорит, что осенью гулять нельзя
на улице. Воспитатель уточняет у детей, так ли это. (Ответы детей, их
обсуждение). Воспитатель обобщает, что и осенью можно гулять на улице,
только нужно надеть правильную одежду. Предлагает детям рассмотреть
одежду и выбрать ту, что подходит для прогулки осенью. Дети выполняют
задание.
Кукла Катя благодарит детей, поясняет, что она теперь ни за что не будет
грустить осенью, прощается с детьми уходит.
Итог нод­кто приходил в гости?
­от чего Кукла Катя была грустная?
­почему не нужно грустить осенью?
­что нам осень дарит?

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире сказок.»

Цель: О бобщить знания детей о русских народных сказках.

Обучающие задачи: учить узнавать отрывки и героев из сказок; учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев; учить узнавать отрывки и героев из сказок; обогащать словарный запас через решение проблемных ситуаций.

Развивающие задачи : развивать речевую активность детей через устное народное творчество; развивать речь, воображение, фантазию, мышление, зрительное восприятие; развивать умение ориентироваться в пространстве;

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Словарная работа : Волшебная, чудесная, умная, интересная, добрая, загадочная,необычная,радостная,мудрая.
Предварительная работа : чтение сказок; драматизация отрывков знакомых сказок; рассказывание сказок по иллюстрациям.

Ход занятия:

1. Организационный момент : Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей) Очень хорошо, что вы все любите сказки, значит, знаете много сказок.

И отгадаете сказочных героев.

А дорога – далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Для него прогулка - праздник,

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух.)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите имя её . (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый … (Доктор Айболит.)

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь . (Золушка.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился …(колобок)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя)

2.Основная часть:

Педагог: Скажите, почему некоторые сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Педагог: А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?
Дети: Такие сказки называют авторскими.
Педагог: А вы знаете ребята, что есть сказки волшебные , в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Прекрасную царевну колдун превратил влягушку. Из косточек коровы выросла золотая яблонька с наливнымияблочками. На сером волке верхом царевич доскакал до далекого царства, откуда прилетает жар-птица…

Что ни сказка, то новое чудо! Какие вы знаете волшебные сказки?

Дети:

Курочка Ряба

Вершки и корешки

Петушок золотой гребешок

Педагог : Есть бытовые сказки , в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. В этих сказках есть насмешка над барином, попом, купцом, самим царем. Из всех героев бытовых сказок интереснее всех Иванушка-дурачок. Вокруг него люди жадничают, обманывают друг друга, хитрят, хотят нажить богатство, а Иван лежит себе на печи и бывает рад немногому – красной рубахе, гороху, доброму слову. И вот счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству, желал себе высокого чина. Дурачок женится на красавице царевне, сам становится писаным красавцем. Приведите пример бытовых сказок.

Дети: Горшочек, вари!

Морозко

Золушка

Педагог : Ребята, а кто приходит на помощь героям во всех сказках?

Дети : Волшебная фея, добрая королева.

Педагог: А назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете. (Ответы детей.)

Педагог: Чем же отличаются сказки от других произведений?

Дети: В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

Педагог: Что всегда побеждает в сказках добро или зло? (Ответы детей.)

3 . Физкультурная минутка «Сказки».

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

4.Игра «Назови сказку».

Педагог: Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Включается презентация дети отгадывают сказки по слайдам).


5.Гимнастика для глаз.

Вот стоит весенний лес!

В нем много сказок и чудес! - Выполняют круговые движения глазами.

Слева - сосны, справа – ели. - Выполняют движения глазами влево – вправо.

Дятел сверху, тук да тук. - Выполняют движения глазами вверх – вниз.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегомдомой!

6.Игра «Собери картинку».

Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.)

Педагог: Молодцы! Сложить сумели!

7. Подвижная игра «Три поросенка».

Много сказок есть на свете.

Сказки очень любят дети

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть

Дети (по трое) стоят в обручах (домики поросят). Условие: когда поросят трое и они находятся в домике, волк не может их тронуть.

Звучит веселая музыка, и все поросята бегут на полянку: «мы маленькие поросятки, полесу гуляем, цветы собираем».Педагог объявляет об опасности: «Вдруг выходит волк, он зубами - щелк!».

Все поросята должны занять свои домики.

8.Итог занятия.

Педагог: Ребята, а вы слышали пословицу «Сказка лож, да в ней намек-добрым молодцам урок»

Дети: Сказка - это не быль и не что - то другое, сказка - это то, чего не было, но хоть сказка и не быль, она всё - равно говорит нам о чём то важном и поучает нас.

Педагог : Вам понравилось путешествовать по сказкам? Что нового вы сегодня узнали?(ответы детей)


Ольга Артамонова
Конспект НОД по окружающему миру «Моя семья»

Вид деятельности :

Познавательно- исследовательский

Цель :

Продолжать формировать представления детей о семье , ее членах.

Задачи :

Учить правильно называть всех членов семьи

Развивать представление о семье как о людях , которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; интерес к собственному имени.

Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье .

Программное содержание :

Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола.

Продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через игру, общение.

Оборудование и материалы :

- Фотографии : детей, воспитателей, помощника воспитателей, музыкального руководителя, физинструктора, старшего воспитателя, заведующей.

- Картинки : девочки, мальчики; женщины, мужчины; пожилые люди - женщины и мужчины.

- «Древо нашей группы» - на дереве уже прикреплены фотографии сотрудников детского сада; листья, вырезанные из цветной бумаги разных цветов.

Погремушка.

Зеркало.

Обручи зеленый и желтый.

Предварительная работа :

Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья » по вопросам :

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? С кем ты живешь? Как зовут маму, папу? Кто еще живет вместе с вами? Есть ли у тебя брат, сестра? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Они живут вместе с вами? Назови всех, с кем ты живешь.

Ход занятия

Воспитатель :

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Воспитатель и Дети : Здравствуйте!

Воспитатель :

А теперь, я с вами ещё раз поздороваюсь!

Игра «Здравствуйте, ребята!»

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя, фамилия?

Дети : Да.

Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите.

А в этом нам поможет волшебный мяч. У кого мяч оказывается в руках, тот называет свое имя и фамилию. Сейчас мяч у меня и я называю свое имя и фамилию.

Дети : Дети называют своё имя и фамилию, передавая мяч друг другу.

Воспитатель : Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя и фамилия.

Воспитатель :

Мальчики подойдите, пожалуйста, к зеленому обручу, а девочки к желтому.

Посмотрите здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим их по порядку, как растет человек.

Под музыку Игра «Что сначала, что потом»

Дети расставляют картинки : «От девочки до бабушки (старушки) », «От мальчика до дедушки (старичка) »

Вопросы воспитателя и ответы детей на них :

Кто здесь самый маленький?

А кто постарше?

А кто взрослый?

И кто самый старший?

Обобщает девочка :

сначала я была маленькой (малышкой, стала девочкой, буду мамой, бабушкой

Обобщает мальчик :

сначала я был маленьким (малышом, стал мальчиком, буду папой, и дедушкой.

Дети садятся на стульчики.

Презентация «Младенчество»

Воспитатель :

Ребята, это как раз то время когда вы только родились. Может, кто узнал себя в этих малышах? (Ответы детей) .

Да, это Вы! Как же радовались ваши родители, когда вы появились на свет.

Но перед ними вставала важная задача, знаете какая?

Дать вам имя. Ведь имя есть у всех и без имени нельзя.

Ребята вспомните, как Вас ласково называли родители, когда вы были совсем маленьким.

А поможет нам вот этот подарок из прошлого, что это?

Дети : - Погремушка!

Воспитатель : Становитесь в круг, у кого в руках погремушка, тот и говорит. Сейчас погремушка у меня. Значит, говорю я!

Игра «Скажи ласково»

Воспитатель : Меня в детстве называли ласково : Доченька, Оленька (передаю погремушку по кругу)

Ответы детей

Звучит музыка.

Воспитатель : Ребята проходите на стульчики и закрывайте глаза.

Беру зеркало. Подхожу к детям.

Игровое упражнение «У зеркала»

Воспитатель : Открываем глазки. Посмотрите, кого вы там увидели?

Дети : – Себя!

Воспитатель : – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные. Улыбнитесь себе!

А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния) .

Воспитатель :

Хоть мы и разные, но у каждого есть самые близкие, дорогие люди, которые вас любят, оберегают, это – мама, папа, бабушки, дедушки!

Пальчиковая гимнастика «Семья »

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья .

Беседа с детьми о семье

Воспитатель :

Кто знает, что такое семья ?

Ответы детей : (это близкие люди, которые живут вместе)

Воспитатель :

А давайте узнаем, кто же это такие близкие и родные люди и отгадаем загадки.

Загадки :

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет

Чем родная…

Дети : Мамочка

Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Воспитатель : Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку :

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети : Папа.

Воспитатель : Молодцы ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель : Замечательно, ребята! Слушаем следующую загадку :

Сказку добрую расскажет,

Колыбельную споет,

Теплый зимний шарфик свяжет

И гулять со мной пойдет!

Дети : Бабушка.

Воспитатель : Молодцы, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для бабушки?

Воспитатель : Молодцы! А вот еще загадка :

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый…

Дети : Дед.

Воспитатель : Да, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для дедушки?

Воспитатель : Замечательно, ребята! Вы всё просто умницы.

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья . Это те самые близкие и родные для нас люди.

Воспитатель

Вы каждый день ходите в детский сад, в нашу группу. Вам нравится здесь? (ответы)

Воспитатель : Мы все находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью .

(Привлекаю внимание на дерево)

Сюрпризный момент :

Воспитатель :

В нашей группе выросло необычное дерево, но оно грустное, потому что на нем нет листиков. Давайте его украсим. Рассматриваем : корни, ствол, фотографии : заведующей, методиста, воспитателей и помощника воспитателя.

Дети (с подсказкой) называют имя, отчество сотрудников.

Воспитатель :

Это «Дерево нашей группы»

Что мы видим?

Ответы детей (ствол и листья)

Воспитатель :

Каждый листик – это мы с Вами, а в целом большая дружная семья .

Проходите к столу, посмотрите ребята, как я буду наклеивать свою фотографию к листику, а потом сделаете сами.

Найдите свою фотографию и приклеивайте её на листик.

Готовые листочки прикрепляем к дереву.

Воспитатель :

Мне было очень приятно рассказать Вам, что же такое семья . Вы узнали, как растет человек – сначала вы были маленькими, стали мальчиками, девочками, потом будите папами, мамами, бабушками и дедушками. А ещё мы с Вами вспомнили, как ласково нас называли родители, когда мы были совсем маленькими.

Занятие окончено.

Цель: обобщить и закрепить знания о морях и морских обитателях.

Задачи:

Образовательные:

  • дать определение моря;
  • познакомить с морями;
  • закреплять знания о морских обитателях;
  • закреплять навыки рисования предметов.

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, воображение;
  • продолжать обогащать и расширять активный словарь детей;
  • продолжать развивать интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

  • вызывать эмоциональный отклик;
  • воспитывать бережное отношение к природе, морям;
  • воспитывать желание охранять окружающую среду.

Оборудование: глобус, сюжетные картинки с изображением морей и морских обитателей, предметные картинки с изображением морских обитателей, аудиозапись «Шум моря» , видеофильм про обитателей морей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением обитателей морей, чтение рассказов про моря и их обитателей, знакомство с глобусом.

Логика непосредственной образовательной деятельности:

Прослушивание в аудиозаписи шума моря.

Воспитатель: Ребята что вы сейчас услышали? (ответы детей)

Мы сегодня будем говорить о море и его обитателях.

Море – это большой водоем с соленой водой. Море представляет собой часть океана.

Посмотрите на глобус. На нем мы можем увидеть моря. (Воспитатель совместно с детьми рассматривают на глобусе моря) Давайте посмотрим сколько у нас морей. Их очень много. Я назову вам несколько: Черное море, Азовское, Балтийское, Каспийское, Баренцево. Нашу страну Россию омывают 13 морей.

А теперь давайте познакомимся с морскими обитателями. Послушайте первую загадку:

Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть... (дельфин)
Дельфины относятся к млекопитающим.

Они подвижные и ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно, водятся во всех морях, поднимаются даже высоко в реки, питаются главным образом рыбой, моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей. Отличаются также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.

Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит -
Так живет на свете... (кит)

Киты - самые крупные млекопитающие на Земле. Они бывают усатые и зубатые. Зубатые киты – это кашалоты.

Эта рыба - хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)

Акулы относятся к семейству рыб. В настоящее время известно 450 видов акул. Большинство акул является хищниками. Были случаи нападения на людей.

Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! - грозит. - Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)

Медузы – загадочные и невероятно красивые обитатели морей нашей планеты. Встреча с ними может быть смертельной для человека, однако, люди все время стремятся их исследовать и наблюдать за их жизнью. Они – одни их самых древних обитателей Земли., которые до конца не изучены, так как обитают на глубине до 10 тыс. метров. В некоторых странах, например в Японии и Китае медуз употребляют в пищу.

Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей... (краб)

Крабы относятся к семейству ракообразных. Иногда достигают огромных размеров.

На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок -
Прыгает морской... (конек)

Морские коньки живут в тропических и субтропических морях. Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Питаются коньки мелкими рачками и креветками. Трубчатое рыльце действует как пипетка - добыча втягивается в рот вместе с водой.

И на суше, и в воде -
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (черепаха)

Морские черепахи относятся к пресмыкающимся. Они практически не изменились за миллионы лет, с тех пор как появились на планете. Морские черепахи отличаются от своих сухопутных сородичей тем, что у них вместо лап плавники. Живут черепахи в среднем 80 лет.

Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик -... (рыба-еж)

Рыба – еж из семейства рыб отряда иглобрюхообразных.

Насчитывает 6-8 родов, распространённых практически во всех тропических морях. Длиной до 60 см. Тело, принимающее при опасности форму шара, покрыто острыми шипами. Кожа и внутренности рыбы ядовиты.

Просмотр видео об обитателях морских глубин.

Воспитатель: Ребята, вы увидели красоту подводного мира, а ведь

многим видам обитателей глубин грозит практически полное исчезновение, как по естественным причинам, так и из-за деятельности человека. Скажите, ребята, как влияет человек на исчезновение морских обитателей? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам нарисовать море и морских обитателей.

«Ловись, ловись рыбка!»

Цель: Игры и забавы с детьми раннего возраста.
Задачи:
Образовательная: знакомить детей со свойствами воды, с понятием «один», «много», «ни одного», познакомить с частями тела рыбки; учить отвечать на вопросы воспитателя предложением из 2-3 слов.
Развивающая: развивать речь, память, мышление, внимание, умение слушать воспитателя.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: низкий столик, таз с тёплой водой, пластмассовые рыбки по количеству детей, игрушечная удочка с магнитом.
Организация занятия: дети сидят на стульчиках, рукава засучены.
Ход занятия:
На низком столике перед детьми стоит таз с тёплой водой. Воспитатель приглашает детей подойти поближе к тазу. Спрашивает, показывая на таз, что это? (ответы детей) Предлагает потрогать воду. Что это? (вода) Какая вода? (тёплая, мокрая). Затем воспитатель достаёт красивую коробку. Обращает внимание детей на то, что в коробке что-то лежит и предлагает заглянуть в неё. Воспитатель спрашивает детей, что же это лежит в коробке? (Ответы детей хоровые и индивидуальные). Воспитатель достаёт одну рыбку, рассматривает её вместе с детьми, спрашивает, где у рыбки хвост, голова, рот, плавники. Уточняет, что это рыбка.
Воспитатель говорит детям, что она раздаст всем детям по одной рыбке. Предлагает каждому рассмотреть свою рыбку, показать, где у неё хвост, голова, рот, плавники, а затем отпустить рыбок в таз с водой.
Воспитатель говорит детям, посмотрите, как много рыбок у нас в тазу! Сколько рыбок? (ответы детей) Правильно, много!
Далее воспитатель говорит детям, что в коробке ещё что-то лежит! Достаёт удочку. Спрашивает детей – что это? (ответы детей – удочка). Это удочка и мы сейчас будем ловить рыбу! Воспитатель «ловит» рыбу и раздаёт детям. Спрашивает каждого ребёнка, сколько у него рыбок? (ответы детей) Правильно, у Вики одна рыбка, у Жени одна рыбка, у всех по одной рыбке. Сколько у вас рыбок? (по одной!). Воспитатель предлагает заглянуть в таз – сколько там рыбок? Ни одной!
Воспитатель предлагает детям отпустить рыбок в таз – сколько там стало рыбок? (Много!).
Воспитатель даёт удочку по очереди каждому ребёнку, и детки ловят рыбку сами. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, сколько рыбок он поймал? Сколько осталось в тазу? (ответы детей)
Воспитатель хвалит детей и спрашивает детей, понравилась ли им игра? А во что мы играли? Что ловили дети? (ответы детей индивидуальные и хоровые).

«ОСТОРОЖНО, НЕЗНАКОМЫЙ!»

Программные задачи: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить ребёнка правильно вести себя в таких ситуациях.
Материал: цветные карандаши на каждого ребёнка, картинки из рабочей тетради №1 (задание 2) на каждого ребёнка, средний мяч.
Предварительная работа: чтение сказок «Жихарка», «Волк и семеро козлят»; чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси»; дидактическая игра «Безопасность на улице», наблюдение за прохожими.
Организация занятия: дети сидят за столами.
Ход занятия: Воспитатель говорит детям, что сегодня они поговорят о взрослых: о знакомых, близких и чужих людях. Предлагает детям сказать, кого они считают своим, близким человеком, кого знакомым, а кого чужим. (свои, близкие люди – родители, бабушки, дедушки, родные тёти, дяди, сёстры, братья; знакомые – люди, которых ребёнок не так хорошо знает, чужие – это люди, которых ребёнок совсем не знает.)
Воспитатель предлагает детям сказать, почему чужой человек может быть опасен, почему его надо бояться? (ответы детей); предлагает подумать и сказать, как может выглядеть чужой человек? (ответы детей: злой, неопрятно одетый, с бородой, в очках…). Воспитатель обобщает ответы детей и говорит, что не только злые, бородатые люди могут быть опасными, но и добрые, красивые, хорошо одетые дяди и тёти.
Далее воспитатель читает детям стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси», Воспитатель спрашивает детей про кого это стихотворение, кто такие Котауси и Мауси, что ответила Мауси, правильно ли она поступила, что бы произошло, если мышка подошла к коту? Какая мышка – умная!
Воспитатель хвалит детей, напоминает, что отвечать надо полным предложением.
Затем дети вместе с воспитателем рассматривают и обсуждают такие типичные опасные ситуации:
Взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо, обещает подарить игрушку или показать что-то интересное;
Взрослый открывает дверцу машины и предлагает ребёнку покататься вместе с ним;
Взрослый угощает ребёнка вкусной конфетой, мороженным и предлагает пойти с ним, говоря, что дома у него ещё есть много разных вкусных сладостей.
Дети вместе с воспитателем обсуждают каждую ситуацию, обращая внимание детей на привлекательные моменты: игрушки, конфеты, машина настоящая и т.д. В процессе беседы воспитатель обращается и спрашивает каждого ребёнка, объясняя, что не надо разговаривать с чужим, незнакомым человеком, если ребёнок один, без родителей. Что опасно доверять чужому, если он уговаривает пойти с ним, предлагает игрушки, сладости, даже если этот человек говорит, что он отведёт ребёнка к его маме – ведь он чужой.
Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и предлагает поиграть в игру: «Знакомый, свой, чужой». Дети встают в круг, воспитатель в центре и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая: «знакомый или свой или чужой». Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч воспитателю. Воспитатель хвалит детей и предлагает сесть за столы.
Перед ними карандаши и картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть изображение незнакомого человека – «чужого», рассказать, что изображено на картинке: это взрослый человек, одетый в чёрное пальто и шляпу, улыбается, а глаза хитрые, в руках игрушка, конфеты, в кармане пальто машинка, вдалеке у дома стоит голубая машина. На переднем плане мальчик, играющий в песочнице. Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что, по их мнению, говорит взрослый мальчику? Он знакомый или чужой? Знает ли его мальчик? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что этот человек хитрый (улыбается, а глаза хитрые), он знает, что дети любят и чем их можно заинтересовать.
Далее детям предлагается взять карандаши и раскрасить те предметы, которые «чужой» хочет предложить мальчику. Дети выполняют задание, воспитатель следит как дети закрашивают картинки. Затем вниманию детей предлагаются две маленькие картинки. Воспитатель предлагает внимательно воспитатель рассмотреть их и сказать, что изображено на верхней картинке, что на нижней. (ответы детей). Правильно ли поступил мальчик на верхней картинке (взял игрушку, пошёл к машине), что может с ним случиться? Как поступил мальчик на другой картинке, что он сделал? (закричал). Что же кричит мальчик «чужому» человеку? (ответы детей). Правильно ли он поступил?
В целях закрепления правильного поведения детей на улице воспитатель выделяет правильные ответы детей и объясняет, как надо поступать в той или иной ситуации: побежать домой, закричав: «Ко мне пристаёт чужой!» Но лучше не разговаривать с незнакомым человеком, не отвечать на его вопросы, не брать у него игрушек, конфет. Можно сказать ему: «Уходи! Ты чужой! Я с тобой никуда не пойду! Я буду кричать! Позову милиционера! И т.д.»
Воспитатель предлагает детям повторить эти слова хором.

Экологическая акция «Дарующая жизнь!»

Цель акции: формировать у детей экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе; умение работать в группе.

В акции принимают участие 19 детей средней группы детского сада, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Время проведения акции 2015 – 2016 учебный год.

Перечень мероприятий:

Мероприятие Время проведения Отвественные
1 Цикл занятий о воде:
«Вода, вода – кругом вода!»
«Превращения воды»
«Берегите воду!»
«Вода – начало всех начал!»
Осень
Зима
Весна
Итоговое
Воспитатели
2 Цикл бесед о воде:
«Вода – это жизнь!»
«Куда исчезла Капелька?»
«Как и почему нужно беречь воду?»
«Кто живёт в пруду реке море?»
«Как вести себя на водоёме».
«Как поступает вода к нам в дом?»
«Что было бы, если вода исчезла?»
С сентября
по май месяц
2015-2016
учебный год.
Воспитатели, родители
3 Дидактические игры:
«Кто в воде живёт?»
«Где спряталась вода?»
«Кому и зачем нужна вода?»
«Где снежинку нам искать?"
«Какая бывает вода?»
С сентября
по май месяц
2015-2016
учебный год
Воспитатели
4 Рассматривание иллюстраций на тему «Вода» в разное время года. 1 раз в неделю во время утреннего приёма Воспитатели
5 Разучивание стихотворений, песенок о воде, загадывание загадок. Весь учебный год Воспитатели музыки, руководители, родители
6 Цикл наблюдений:
За дождём;
За образовавшимися лужами; ручейками;
За растениями на клумбе после дождя;
Наблюдения в природном уголке в группе;
За рыбками в аквариуме.

Во время дождя.
Во время дождя.

1-2 раза в неделю
1 раз в неделю

Воспитатели, родители
7 Экологические сказки:
«Королева – Вода!»
«Приключения маленькой капельки»;
«Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево»;
«Как люди речку обидели»:
«Родник»;
«Сказка о Капельке» (в стихах);
Сказка в стихах: «Капала вода из крана и не стало океана».
С сентября
по май месяц
2015-2016
учебный
год.
Воспитатели
8 Чтение рассказов о воде, о её пользе. Вторая половина дня каждая 4-ая неделя. Воспитатели, родители
9 Рисование, аппликации на тему: «Вода» Свободная деятельность. Воспитатели
10 Целевые прогулки:
На огород;
К центральной клумбе;
На водоём.
Сентябрь,
Октябрь,
Апрель, Май.
Воспитатели
11 Ширмы для родителей:
«Вода – это жизнь!»
«Давайте беречь природу!»
«Правила поведения на реке, на озере, водоёме»
Регулярно, один раз в квартал. Воспитатели
12 Экспериментирование:
«Что будет, если не поливать растение?» (сравнить два растения).
Вода жидкая, может течь;
Вода не имеет формы;
Вода прозрачная;
Вода без вкуса и запаха;
Снег, лёд и пар – это тоже вода;
Тонет, не тонет;
Чем пахнет вода?
Вторая половина дня каждый понедельник
1-я – 3-я недели
Воспитатели
13 Закрепление правил поведения в быту и на воде:
Мыть руки перед едой;
Не есть грязных овощей и фруктов;
Не пить сырую воду;
Не пить из неизвестных источников;
Учить правилам поведения на реке, на озере, водоёме.
Ежедневно Воспитатели, родители
14 День воды. Последняя неделя ноября. Воспитатели, муз.
руководитель,
инструктор по физкультуре, родители.