Физическая культура разновозрастная группа показательное занятие. Конспект физкультурного занятия в разновозрастной группе «Прогулка по осеннему лесу
Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию: «В гости к елочке».
Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала : Каждый педагог, работающий в разновозрастной группе, сталкивается с трудностями при проведении организованной образовательной деятельности, и особенно в области «физическое развитие». Хочу познакомить вас с конспектом организованной образовательной деятельности по физическому развитию «В гости к елочке». Данный конспект будет полезен как воспитателям, работающим на разновозрастной группе, так и воспитателям одновозрастных групп, для детей с 4 -7 лет.
Конспект организованной образовательной деятельности: «В гости к елочке».
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, Художественно-эстетическое, Познавательное.Цель: Развитие физических и нравственно-волевых качеств.
Задачи:
Младшая подгруппа: Продолжать учить детей средней подгруппы ползанию по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; совершенствовать навык метания в горизонтальную цель с расстояния 2 метра.
Старшая подгруппа: Добиваться энергичного подтягивания руками при ползании на гимнастической скамейке, сохранять равновесие в стойке на коленях; совершенствовать навыки метания в горизонтальную цель, снизу левой и правой рукой, с расстояния 3 метра.
Развивать физические и нравственно – волевые качества, быстроту реакции.
Упражнять в двигательной деятельности;
Воспитывать справедливость, дружелюбие, самостоятельность.
Оборудование: кукла – перчатка Сорока, гимнастические палки для детей старшего дошкольного возраста, для бросания в горизонтальную цель две корзины или два обруча, маленькие мячи по количеству детей, две дуги высотой – 40 сантиметров и 50 сантиметров, две гимнастические скамейки, поролоновые бруски – 6 штук, ребристая доска, счеты – гимнастический массаж ер; искусственная елка; плоскостные изображения для елки – игрушки; маски – шапочки (красная и синяя), белая салфетка (чтобы спрятать елочку).
1 часть. Вводная.
«Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.»
-Отгадайте, о чем эта загадка?
Прилетела к нам сорока,
Принесла с собою весть,
Что в лесу, здесь, не далеко,
Елочка чудная есть!
- Ребята, вы хотите отправиться в лес, к загадочной елке? Чтобы туда попасть нужно, преодолеть много препятствий, вы готовы?
(Все движения выполняются под музыку, подобранную воспитателем.)
«Лыжи быстрые возьмем …….Ходьба широким шагом (шаг лыжника)
и по снегу мы пойдем».
«А высокие сугробы, мы перешагнем»…..Ходьба, высоко поднимая колени.
«Вот, на речке лед застыл
Скользко, осторожно»……………….Ходьба обычная.
«Чтоб нам в снег не провалиться,
Очень, очень быстро мчимся»………….Легкий бег.
«Кусты и деревья,
Мы змейкой обойдем»………………Ходьба змейкой.
« И к прекрасной елочке,
Скоро мы придем»………………Ходьба обычная. Построение в круг.
-Устали, давайте немножко отдохнем!
Дыхательная гимнастика «Прогулка в лес»
(Дети стоят в кругу, воспитатель показывает картинку с изображением дерева на мольберте, каждое движение выполняют по 3 раза)
1.«Вот сосна высокая стоит……………….И.п.-о. стойка, 1- вдох – руки в
И ветвями шевелит».............. стороны, 2 – выдох- наклон туловища вправо,
............................... 3- вдох – вернуться в и.п.,
................................ 4 – выдох- наклон туловища влево,вернуться в и. п.
2.«Вот нагнулась елочка, ……………………..И.п. – ноги врозь, руки опущены.
Зеленые иголочки»............... 1- вдох, 2 – выдох- наклон туловища вперед;
................................. 3-4 – вдох,
вернуться в и. п.-выдох
3.«Стоит Алена, тонкий стан………………… И. п. – ноги врозь, руки опущены
Белый сарафан».................... 1- вдох- руки через стороны вверх, подняться на носки,
................................. 2 – выдох - руки вперед-вниз.
Опуститься на всю стопу,
.................................. 3-4 повторить, вернуться в и. п.
«Отдохнули, в путь пора, ждет нас елка детвора!»
Ходьба по кругу с перестроением: «За направляющим, парами, через центр».
Старшие берут гимнастические палки по пути следования. В центре, елка с игрушками.
2часть. Основная. ОРУ
(дети старшей подгруппы выполняют упражнения с гимнастическими палками)
1.«Вот какая елочка, ……………И.п. – основная стойка, подняться на носки,
Прекрасная стоит и............. 1 – руки через стороны вверх, 2 – вернуться в и. п.
Огнями яркими.................. (6 - 8 раз)
Весело блестит».
2. « С неба подают зимою………….И.п. – стоя на коленях, руки вперед-вниз,
И кружатся над землею...............1 – руки вверх, 2 – вернуться в и. п.
Мягкие пушинки, ...................... (6 - 8 раз)
Белые…..»
Снежинки
3. «Растет она вниз головой,…………И.п. – сед на пятках, руки вниз,
Не летом растет, а зимой. ............. 1 – встать на колени, руки вверх, в
Но солнце ее припечет, ................. стороны, 2 – вернуться в и. п.
Заплачет она и умрет» .................. (6 - 8 раз)
Сосулька
4. «Кто зимой холодной………………..И.п. – опора на кисти рук и носки ног.
Ходит злой, голодный?». .......... 1 – опора на предплечья и колени,
Волк
............................2 – вернуться в и. п. (6 - 8 раз)
5. «В берлоге большой, ………….И. п. – лежа на спине, обхватить руками,
Спит житель лесной,.....................согнутые колени. 1 – ноги прямо,
Весна приближается.....................руки вдоль туловища. 2 – вернуться в и.п
Житель, просыпается»...................... (6 - 8 раз)
Медведь
6. « На горку – бегом………….И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища.
Ну, а с горки – кувырком». ........ 1 – повернуться на правый бок, 2 – на живот,
Заяц
..................... 3 – повернуться на левый бок, 4 – на
спину,
...............................то же в обратную сторону.
(по 3-4 раза в каждую сторону)
7. «С ветки на ветку,………………..Прыжки на двух ногах, руки на поясе -
Быстрый, как мяч,.............. младшие, старшие – палка за головой,
Прыгает ловко...................прыжки на левой и правой ноге,
Рыжий циркач». .................. поочередная смена левой и правой ноги.
Белка
..................(прыжки в чередовании с ходьбой 2-3 раза)
Основные виды движений.
-А хотите поиграть на полянке у елочки?
(«За направляющим в две колонки становись!» перестраиваются в две колонки: старшие и младшие .)
«Гнуться ветви еловые,………………….Подлезание под дугу.
Вниз, к головкам детей,
И снежинки блестят на них,
Переливом огней».
«Не видать уже дороги,……………………..Прыжки на двух ногах,
Не видать уже следов. ............. с продвижением вперед (младшие, 4 бруска),
Мы ребята шустрые, .................прыжки боком (старшие. 6 брусков)
Перепрыгнем, через сугроб».
«Очень весело зимой,…………….. Ползание по гимнастической скамейке на
Мчатся с горки ледяной! ............животе, подтягиваясь руками (младшие)
Оттолкнулись и вперед, ..............ползание по гимнастической скамейке,
никто не отстает!» ................стоя на коленях, подтягиваясь руками (старшие.)
«Очень нравится зимой……………Бросание в горизонтальную цель.
Нам в снежки играть. ............ Для старших расстояние – 3 метра,
Самое главное, .................Для младших - 2 метра.
В цель попасть!»
Подвижная игра «Два Мороза»
В какую игру еще можно поиграть на полянке у елочки?
(основное движение – бег с увертыванием)
«Мы два брата молодые,……………………… .Выбираем два ведущих
Два Мороза удалые, ................из детей старшей подгруппы:
Я – Мороз – Красный нос, ...........2 Мороза (шапочки синяя и красная).
Я – Мороз - Синий нос.
Кто из вас решиться,
В путь – дороженьку пуститься.
Не боимся мы угроз,…………………….. После слов, дети бегут
И не страшен нам Мороз!» ............. на противоположную сторону.
Считаем (замороженных) пойманных детей.
Игра малой подвижности «Что висит на елке?»
-Ребята, а я знаю еще одну игру, хотите поиграть? Давайте встанем в круг, если я называю предметы, которые висят на елке, вы поднимаетесь на носочки и руки поднимаете вверх, если то, чего нет на елке – не двигаетесь.
«Очень весело играли,
И немножечко устали,
Пора с елочкой прощаться
И в группу возвращаться!»
-На чем мы поедем обратно? (включаем музыку, ходьба обычная, ходьба широким шагом (шаг лыжника))
Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах. (Значение, виды занятий, структура, подбор упражнений с учетом возраста, организация детей на ОВД, рациональное распределение физической нагрузки между детьми разного возраста).
Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщатель ного подбора физических упражнений , кото рые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в однойгруппе.
Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны .
Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых пси хических и физических усилий, для более старших детей одина ково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осили вать сложные для них задания, неправомерно минуя необходи мые промежуточные звенья трудности.
В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражнений на занятиях и смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.
Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе , а с другой- найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности .
Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей.
Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные .
Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (например, ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози ровке и требованиях к выполнению упражнений.
Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформи рованы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать не которое сходство с образцом. Дети действуют по подража нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.
В то же время старшие дети должны выполнять движения точно и правильно в соответствии с образцом , с большой амплитудой, осознанно следить за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.
В разновозрастной группе можно проводить заня тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро вочного.
Занятия игрового типа отличаются тем, что они включают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп ляются двигательные навыки, происходит развитие физи ческих качеств в меняющихся ситуациях.
Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общераз- вивающего имитационного характера: «Магазин игру шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.
Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносливости. Этот тип занятий может носить обучающий и сме шанный характер.
Занятие обучающего характера направлено на ознаком ление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движе ния, а также совершенствования движений, освоенных ранее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.
Обучение детей таким движениям, как лазанье по гимнастической стенке, метание, желательно проводить не большими подгруппами, при этом используя игровые дви гательные задания.
Процесс организации обучения движениям детей в разновозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя . Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос питатель не дает большой нагрузки, предлагает им понаблюдать за выполнением упражнений или за игрой стар ших детей.
Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий .
Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.
Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером для подражания младшим.
После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,-говорит он,- как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».
Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.
Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.
Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.
При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.
По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе.
Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наоборот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.
Основное условие всех занятий - систематическое выполнение программы для детей каждого данного возраста.
Татьяна Краснова
Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе
МБОУ «Долгоостровская СОШ» Чувашишаковскон ОСП ЧР Батыревского р-на д. Ч. Ишаки
Воспитатель : Краснова Т. Н.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индивидуальные, подгрупповые , фронтальные.
Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием.
В занятия вводятся практически одни и те же движения (ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дозировке и требованиях к выполнению упражнений.
Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать некоторое сходство с образцом. Дети действуют по подражанию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.
Воспитатель следит, чтобы старшие дети выполняли движения точно и правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно следили за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях .
Фронтальная форма проведения занятий с одним программным содержанием, но имеющим разные требования позволяет сосредоточить внимание детей на изучаемых движениях.
С целью увеличения двигательной активности детей во время занятия не следует включать упражнения, требующие длительного их ожидания и страховки со стороны воспитателя (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по разновысотным бумам , прыжки в длину с места). В то же время не советуем включать в занятия сложные двигательные задания с организацией их в физкультурном зале (прыжки через скакалку, бег с преодолением препятствий) . Предлагаемые задания желательно разучивать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях во время прогулок.
Занятия по физической культуре условно состоят из трех основных частей : вводной, основной и заключительной.
Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке , повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание. Во вводной части может создаваться игровая мотивация двигательной деятельности детей. В некоторых случаях она переносится в основную часть занятия. При этом большое значение отводится музыкальному сопровождению.
Во вводной части занятия планируются одинаковые задания для детей разного возраста . Вводятся упражнения в ходьбе и беге в разном темпе и направлении . Дети 2- 3 лет могут идти обычным, спокойным шагом; 4-5-летние дети - на носочках, высоко поднимая колени; 6- 7-летние дети идут в колонне по два, совершая различные движения руками.
Построения детей для выполнения общеразвивающих упражнений различны : врассыпную, в круг, в пары, друг за другом. Детям 2-3 лет оказывает помощь в построении инструктор по физической культуре .
В основной части занятия программируются задачи на формирование двигательных навыков, выполнение разных видов движений , их разучивание и закрепление. Обращается внимание на целенаправленное развитие физических качеств и координационные способности детей . В этой части происходит развитие сюжета.
Начинается основная часть с комплекса общеразвивающих упражнений, которые могут быть под одним названием, например : «Мы петрушки» , «Зима» , «Самолеты» . В большинстве случаев стараемся включать чувашские подвижные игры.
Структура общеразвивающих упражнений должна быть одной и той же, а дозировка может увеличиваться в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Могут также усложняться исходные положения рук и ног.
Малыши подражают старшим и пытаются повторять за ними упражнения, их не следует останавливать и обращать внимание на их качество выполнения. Воспитатель может включать для детей старшего возраста упражнения более сложного характера для ног (сгибание ноги в колене и выпрямление ее вперед, оттягивание носков, сгибание стопы и пр., для туловища (повороты в стороны, держа руки на поясе и разводя их в стороны, при поднимании обеих ног над полом и пр.). При этом малыши выполняют произвольные движения.
Большой интерес вызывают у детей упражнения с предметами и посо-биями (погремушками, мячами, флажками, кубиками) .
После выполнения общеразвивающих упражнений следуют основные виды движений. Предлагаем одно и то же движение (ходьба, прыжки, бросание и ловля предметов) для детей разного возраста . Но при этом знакомим младших детей 2-3 лет с выполнением движения в целом, а для детей 4-5 лет уточняем элементы движений или закрепляем у них двигательные навыки. К детям 5-7 лет предъявляются требования к качеству выполнения занятий. Предлагаем использовать разные способы выполнения одного и того же движения, например : проползание на четвереньках, подлезание под различные препятствия или перелезание через мягкий бум (бревно) .
В смешанной группе можно давать детям разные упражнения , но при этом инструктор по физической культуре должен распределить детей на две подгруппы с учетом их возраста (подгрупповая форма проведения ) . Например, малыши (2- 3 года) под контролем помощника воспитателя упражняются в катании мяча и продвижении за ним разными способами (ползание на четвереньках, бег или спокойная ходьба) . В это время педагог с другой подгруппой (дети 4-7 лет) разучивают новое движение.
После основных видов движений проводится общая для всех детей подвижная игра. Игры, включающие разные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метание, ползание и пр., выполняются всеми детьми одновременно. Например, игры «Поезд» , «Самолеты» , «Солнышко и дождик» и пр. К самым маленьким детям воспитатель не предъявляет никаких требований к качеству выполнения действий.
Для развертывания действий детям пятого года жизни уже не безразличны игровые условия и принятая на себя роль. Меняется отношение детей к выполнению роли. Дети осознают задачу : поймав зайца, волк останавливает его, затем ловит других зайчат. В основном в этом возрасте исполнение ведущей роли берет на себя воспитатель.
Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям и вызывало у них положительные эмоции и высокую двигательную активность.
В заключительной части занятия происходит постепенный переход от физической нагрузки к спокойному состоянию организма ребенка . Может продолжаться общение с различными игровыми персонажами.
Занятие по физической культуре заканчивается для всех возрастных групп одновременно . Однако если воспитатель замечает утомляемость у малышей, то он дает им небольшой отдых, используя игровые приемы. Можно предложить упражнения на релаксацию из положения лежа, сидя или малоподвижную игру на ориентировку в пространстве : «Найди, где спрятано» , «Найди свое место» .
В группе с детьми 2-7 лет предлагаем проводить занятия разного типа : игрового, сюжетно-игрового и тренировочного.
Занятия игрового типа отличаются тем, что они включают хорошо знакомые детям движения. В играх закрепляются двигательные навыки, происходит развитие физических качеств в меняющихся ситуациях.
Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера : «Магазин игрушек» , «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.
Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражнения на развитие быстроты движений, ловкости и выносливости. Этот тип занятий может носить обучающий и смешанный характер.
Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движения, а также совершенствования движений, освоенных ранее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.
Обучение детей таким движениям, как лазанье по гимнастической стенке, метание, желательно проводить небольшими подгруппами , при этом используя игровые двигательные задания.
Процесс организации обучения движениям детей в разновозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Воспитатель привлекает 4-летних детей к выполнению упражнений вместе с малышами, поручает им ответственные роли в подвижных играх.
Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстановке и уборке физкультурных пособий . Младшим детям воспитатель не дает большой нагрузки, предлагает им понаблюдать за выполнением упражнений или за игрой старших детей.
Подгрупповая форма занятия проводится с учетом уровня физической подготовленности детей разновозрастной группы . В начале года воспитатель проводит тестирование детей по основным двигательным заданиям (бег на 10 м, прыжки в длину с места, метание мяча удобной рукой) и определяет их уровень физической подготовленности . В то же время воспитатель изучает состояние здоровья, физическое развитие и индивидуальные особенности детей . Затем на основе полученных данных педагог распределяет детей на две основные подгруппы .
В первую подгруппу зачисляются дети , впервые поступившие в детский сад, трудно привыкающие к его условиям, а также дети, часто болеющие, имеющие низкий уровень физической подготовленности .
Вторую подгруппу составляют дети , имеющие более высокий уровень физического развития , показатели их физической подготовленности находятся в пределах средних величин и выше.
Внимательное изучение ребенка позволяет выявить уровень развития физических и духовных сил ребенка, наметить программу воспитания и обучения, правильно организовать жизнедеятельность малыша в детском саду. При этом важно выбрать необходимые приемы и методы, соответствующие индивидуальным возможностям детей, и своевременно провести коррекционную работу, направленную на решение оздорови-тельных и вспомогательно-образовательных задач.
Список детей разновозрастной группы следует составлять с указанием возраста и пола.
Занятия по физической культуре в разновозрастной группе с детьми 2-7 лет советуем проводить в игровой форме. Занятие может начинаться с эмоционального рассказа воспитателя, где задается воображаемая ситуация. Эффективным приемом является описание игровой ситуации, где представлены детские герои и персонажи различных сказок.
Список использованной литературы :
1. Васильева, М. А. Малокомплектный детский сад. [Текст]/ М. А. Васильева, М., Просвещение. 1988.
2. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре . [Текст]/ М. Рунова. Дошкольное воспитание, 2002. №10.
3. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. [Текст] / Э. Я. Степаненкова. М., Мозаика-Синтез, 2009.
В совместном воспитании детей много положительных моментов: создается условие для организации общения, ст дети дают пример для мл. от педагога для реализации необходимо: глубокие знания программы по всем возрастным группам, правильно распределить свое внимание, весь режим дня строится на основе программы Васильевой.
Состав группы может составлять от 2 – 3 до 7 лет (3 подгруппы), или 2 – х смежных возрастов (2 подгруппы). Наиболее целесообразно воспитывать 2 смежных возраста
Режим строиться общий для всех детей, только мл начинают на 5 – 10 мин раньше, а если 3 возраста, то то вносится правило: мл – ср – ст, за исключением подъема после сна: ст – ср – мл.
При организации воспитателю необходимо соблюдать:
Все необходимое для питания готовиться когда мл идут мыть руки
Умываться и рассаживаться начинаем с мл и тех кто медленно ест
По окончании трапезы не задерживать за столами
Воспитатель руководит больше подгруппой, мл воспитатель – меньшей.
Порядок обслуживания требования к ним должны быть едины.
На прогулке воспитатель создает для двигательной активности детей, позаботясь о занятости детей. Задача воспитателя следить за физ нагрузками, следить чтобы малыши не перетруждались. П\И можно проводить как со всей группой так и с подгруппами, если игра общая необходимо учесть ее нагрузку для мл и ее достаточность для ст. несколько раз в неделю нужно планировать отдельные игры для ст. со ст п\и проводиться в начале прогулки, а с мл в конце
18. Общая характеристика форм работы по физическому воспитанию в ДОУ. Физкультурные занятия: структура и содержание. Типы физкультурных занятий.
Формы работы по физ воспитанию:
Физкультурные занятия:образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе)
Физкультурно – оздаровительная работа в режиме дня: УГ, П\И и ФУ на прогулке, физминутки, ФУ после дневного сна, закаливание в сочетании с ФУ
Активный отдых: Детский туризм, физ досуг, физ праздники, дни здоровья, каникулы.
Самостоятельнаядвигательня деятельность детей: проводится на прогулке.
Задания на дом: форма работы с родителями.
Инд работа: проводится на прогулке.
Цель и задачи занятий: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.
Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в первой младшей группе два раза в неделю; со второй младшей группы до подготовительной группы - три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе.
Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.
Типы физкультурных занятий: игровое, сюжетное, комплексное
Структура занятия:
1. часть: Вводная. Задачи: Повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания, подготовка организма к большой физической нагрузке в основной части занятия.
2. часть: Основная. Задачи: Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно-волевых качеств, совершенствование всех физиологических функций организма ребенка
3. часть: Заключительная. Задачи: Снижение эмоциональной и физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.
Вопросы методики
Алексенцева Антонина Алексеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
Фил.д/с "Ивушка", МБДОУ д/с "Алёнка"
Населённый пункт:
С Ярославка, Никифоровского р-на, Тамбовской обл
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" В РАНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Дата публикации:
05.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
Перспективное планирование образовательной области
«Физическая культура» в разновозрастной группе.
Месяц /недели
Цели (программное содержание) занятий
Сентябрь 1.
1
.
Мл.
Упражнять
детей
в
ходьбе
и
беге
колонной
по
одному,.развивать умение сохранять устойчивое равновесие при ходьбе
по уменьшенной площади опоры, упражнять в энергичном отталкивании
двумя
ногами
от
пола
и
мягком
приземлении
при
подпрыгивании
на
месте.
Ст. Упражнять детей в ходьбе с перешагиванием через кубики,.мячи,
п р ы г а т ь
н а
2 - х
н о г а х
с
п р о д в и ж е н и е м
в п е р ё д.
2
.
Мл.
Развивать
умение
сохранять
равновесие
при
ходьбе
по
ограниченной
площади;
закреплять
умение
прокатывать
мяч
в
определённом направлении, подбрасывать и ловить мяч, не прижимая
его к груди; развивать навыки выполнения упражнений с мячами.
Ст.
Перебрасывать мячи, стоя в шеренге, двумя руками. снизу, после
уд а р а
м я ч а
о б
п о л
п о д б р а с ы в а т ь
в в е р х
2 -
м я. р у к а м и.
(не.прижимая.к.груди)
3.
(на воздухе)* Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и
врассыпную; в умении действовать по сигналу; развивать ловкость и
глазомер при прокатывании мяча двумя руками
2.
1
. Мл. Учить детей энергичному отталкиванию от пола и приземлению
на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета.
Упражнять в прокатывании мяча.
Ст. Учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его после хлопка,
ползать
по
гимнастической
скамейке
на
ладонях
и
коленях,
на
предплечьях и коленях.
2.
Мл.
Развивать
умение
сохранять
равновесие
при
ходьбе
по
ограниченной площади; имитировать повадки птиц; закреплять умение
прыгать на двух ногах; совершенствовать навыки ходьбы и бега.
Ст. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу 2-мя руками из-за
головы, ползать по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.
3.
* Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, на носках;
упражнять в прыжках.
3.
1
.
Мл.
Упражнять
детей
в
ходьбе
колонной
по
одному,
беге
врассыпную. Развивать умение катать обруч друг другу. Упражнять в
лазанье под шнур.
Ст
. Учить пролезать в обруч в группировке, боком, прямо, ходить по
гимнастической скамейке с мешочком на голове.
2
.
Мл.
Развивать
умение
сохранять
равновесие
при
ходьбе
по
ограниченной площади; закреплять умение прыгать на обеих ногах с
продвижением вперёд; совершенствовать навыки действий с обручами.
Ст
. Учить прыгать на 2-х ногах с мешочком между коленями и ходить
«Пингвином»., ходить по скамейке с мешочком на голове.
3
.* Упражнять в ходьбе в обход предметов, поставленных по углам
площадки;
повторить
подбрасывание
и
ловлю
мяча
двумя
руками;
упражнять в прыжках, развивая точность приземления
4.
1.
Мл. Продолжать развивать умение детей останавливаться по сигналу
воспитателя во время ходьбы и бега. Учить умению группироваться при
лазанье под шнур. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при
ходьбе по уменьшенной площади опоры.
Ст.
Учить прыгать на 2-х ногах с мешочком между коленями и ходить
«Пингвином».,
ходить
по
ск амейке
с. м е ш о ч к о м. н а. г о л о в е.
2
.
Мл.
Развивать
умение
сохранять
равновесие
на
ограниченной
и
приподнятой площади; закреплять умение спрыгивать с высоты 30-50см.
совершенствовать навыки подлезания под дуги правым и левым боком,
не касаясь руками пола.
Ст. Учить ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове,
совершенствовать навыки подлезания под дуги правым и левым боком,
не касаясь руками пола.
3
.* Упражнять в перебрасывании мяча друг другу, развивая ловкость и
глазомер; Упражнять в прыжках.
Октябрь
1.
1.Мл.Развивать
умение
детей
сохранять
устойчивое
равновесие
при
ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от
пола
и
мягком
приземлении
на
полусогнутые
ноги
в
прыжках
с
продвижением вперед.
Ст. Учить ходить по скамейке приставным шагом, перешагивая через
кубики, прыгать на 2-х ногах через шнуры прямо, боком.
2
. Мл. Развивать умение прыгать в длину с места; правильно занимать
исходное положение и правильно выполнять замах при метании вдаль из
свободной стойки (рука поднимается вверх и назад); совершенствовать
навыки.сохранения.равновесия.при.ходьбе.по.ограничен-ной.площади.
Ст..Учить.бросать.мяч.2-мя.руками.от.груди, перебрасывать друг другу из-
за
головы,
ходить
по
скамейке
с
приседанием
на
середине.
3.*
Упражнять в перебрасывании мяча через сетку, развивая ловкость и
глазомер; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе и беге по
уменьшенной площади опоры.
2.
1. Учить детей находить свое место в шеренге после ходьбы и бега.
Упражнять в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках из обруча в
обруч. Закреплять умение прокатывать мяч друг другу, развивая точность
направления.движения.
Ст..Упражнять..детей.в.прыжках.,спрыгивании..со.скамейки..на
полусогнутые.ноги,
переползать
через
п р е п я тс т в и е.
2.Мл. Упражнять прыжкам в длину с активным взмахом руками вперед и
вверх; закреплять умение сохранять равновесие в ходьбе по шесту, по
узкой доске; совершенствовать навыки ползания; развивать фантазию.
Ст. Учить метать мешочки в горизонтальную цель правой и левой рукой,
подлезать под дугу правым и левым боком, не касаясь пола.
3.* Упражнять
детей
в
ходьбе
с
выполнением
различных
заданий
в
прыжках, закреплять умение действовать по сигналу.
3.
1
.Мл.Повторить
ходьбу
в
колонне
по
одному,
развивать
глазомер
и
ритмичность при перешагивании через бруски; упражнять в прокатывании
мяча в прямом направлении, в лазанье под дугу.
Ст. упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с поворотом на
середине, приседанием, перешагиванием через мяч.
2.М л. Упражнять
в
ходьбе
по
ограниченной
площади,
сохраняя
равновесие; закреплять навыки ползания, прыжков на двух ногах через
гимнастические палки; развивать умение разгадывать загадки.
Ст.
Учить
пролезать
через
3
обруча(прямо,
правым
и
левым
боком),
прыгать на двух ногах через препятствие.
3.
*
Упражнять.детей.в.ходьбе.и.беге.между.предметами,.поставленными
произвольно по всей площадке; в прокатывании обручей, в прыжках на
двух ногах.
4.
1.
М л. Развивать умение детей находить свое место в колонне после
ходьбы и бега. Повторить лазанье под дугу, не касаясь руками пола;
упражнять в сохранении устойчивого равновесия.
Ст. Учить выполнять игровые задания: «Попади в корзину», «Проползи,
не задень», «Не упади в ручей».
2.
Мл.
Развивать
умение
метать
шишки
на
дальность,
разгадывать
загадки; развивать глазомер, фантазию; закреплять умение сохранять
равновесие при ходьбе между кубиками.
Ст. Игровые задания: «На одной ножке по дорожке», «Ловкие ребята»,
«Перешагни- не задень».
3.*
Повторить
ходьбу
и
бег
колонной
по
одному;
упражнять
в
бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер.
Ноябрь
1.
1. Мл. Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления
движения,
ходьбе
и
беге
между
предметами.
Закреплять
умение
удерживать устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре.
Упражнять в прыжках на двух ногах.
Ст.
Учить
детей
ползать
по
гимнастической
скамейке
на
животе,
подтягиваясь.2-мя.руками,
ползать
на
четвереньках,подталкивая
головой.набивной.мяч.
2.
Мл.
Закреплять
умение
сохранять
равновесие
при
ходьбе
по
ограниченной площади; закреплять навыки лазания по гимнастической
стенке; совершенствовать навыки ходьбы и бега.
Ст. Учить детей ползать по скамейке с опорой на предплечья и колени,
вести мяч с продвижением вперёд.
3.*
Упражнять в ходьбе и беге с изменением направления движения;
ходьбе и беге «змейкой» между предметами; сохранении равновесия на
уменьшенной площади опоры; повторить упражнение в прыжках.
2.
1.Мл. Учить детей ходить и бегать по кругу, взявшись за руки. Упражнять в
ходьбе
и
беге
на
носках.
Продолжать
учить
приземляться
на
полусогнутые ноги. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу
Ст. Продолжать учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его после
хлопка, подпрыгивать на 2-х ногах, перебрасывать мяч друг другу руками
из-за головы.
2.
Мл.
Закреплять
умение
подлезать
под
препятствие
ограниченной
высоты
(в
приседе,
в
положении
лежа);
совершенствовать
навыки
сохранения равновесия при ходьбе по ограниченной площади.
Ст. Учить ходить по канату боком приставным шагом, руки на поясе,
мешочек на голове, перебрасывать мяч 2-мя руками из-за головы.
3.* Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, выполняя задания
для рук, беге с перешагиванием через шнуры. Закреплять умение детей
действовать с мячом по сигналу воспитателя.
3.
1.Мл.Упражнять
детей
в
ходьбе
и
беге
с
изменением
направления
движения; в бросках мяча о землю и ловле его двумя руками; повторить
ползание на четвереньках.
Ст. Учить подлезать под шнур боком, прямо, не касаясь руками пола,
ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки на поясе.
2.Мл.Закреплять
умение
сохранять
равновесие
при
ходьбе
по
ограниченной площади, прыгать на двух ногах, пролезать в обруч, не
задевая верхний край спиной и пол – руками; совершенствовать навыки
выполнения упражнений с обручами.
Ст. Упражнять в прыжках на правой и левой ноге между предметами,
совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами.
3.*Упражнять
детей
в
ходьбе
между
предметами,
не
задевая
их;
упражнять в прыжках и беге с ускорением.
4.
1.
Мл.
Упражнять
детей
в
ходьбе
и
беге
с
остановкой
по
сигналу
воспитателя;
в
ползании на
животе
по
гимнастической
скамейке,
развивая
силу
и
ловкость;
закреплять
умение
сохранять
устойчивое
равновесие и правильную осанку в ходьбе.
С т.
И г р о в ы е
з а д а ни я:
« М я ч
вод я ще м у » ,
« К то
с к о р е й
д о
флажка»(ползание по скамейке).
2.Мл.Учить
разнообразным
видам
ходьбы;
совершенствовать
навыки
ползания и прыжков на двух ногах с продвижением вперед.
Ст.
Упражнять в прыжках на правой и левой ноге между предметами,
совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами.
3.* Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки (из
колонны); Повторять ходьбу и бег с установкой по сигналу воспитателя;
развивать глазомер и силу броска при метании на дальность, упражнять в
прыжках
Декабрь
1.
1.Мл.Закреплять умение сохранять устойчивое равновесие и правильную
осанку в ходьбе по уменьшенной площади опоры; развивать ловкость и
координацию.. движений в прыжках через препятствие.
Ст. Учить перешагивать через бруски, шнур, справа и слева от него,
развивать
ловкость
и
координацию..
движений
в
прыжках
через
препятствие.
2.Мл.Закреплять умение подлезать под дугу; совершенствовать навыки
прыжков в длину.
Ст.
Учить
ходить
по
наклонной
доске
боком,
приставным
шагом,
перешагивать через бруски, шнур, справа и слева от него,
3.*Упражнять в ходьбе и беге между сооружениями из снега; в умении
действовать по сигналу воспитателя.
2.
1.Мл.Упражнять
детей
в
перестроении
в
пары
на
месте;
в
мягком
приземлении на полусогнутые ноги; закреплять умение прокатывать мяч,
развивая глазомер.
Ст.
Учить
подбрасывать
мяч
2-мя
руками
вверх
и
ловить
его
после
хлопка.
2.Мл..Закреплять.умение.прокатывать.мяч,.развивая..глазомер.
Ст.. Учить прыгать попеременно на правой и левой ноге до обозначенного
места,
ходить
по
гимнастической
скамейке
с
мешочком
на
голове
3.*Развивать умение брать лопатки для снега и переносить их к месту
занятий; упражнять в ходьбе ступающим шагом.
3.
1.Мл.Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному; развивать умение
ловить
мяч,
брошенный
товарищем.
Упражнять
в
ползании
на
четвереньках на повышенной опоре.
Ст. Учить лазать по гимнастической стенке до верха, лазать разными
способами,.не.пропуская..реек.
2.Мл.Закреплять
умение
прыгать
на
двух
ногах,
навыки
выполнения
упражнений..с.обручами.
Ст. Учить ползать с мешочком на спине, перебрасывать мяч друг другу 2-
мя.руками.снизу.с.хлопком.перед.ловлей.
3.*Упражнять в метании на дальность снежков, развивая силу броска.
4.
1.Мл. Закреплять умение детей перестраиваться в пары из колонны по
одному. Уметь находить свое место в колонне. Учить правильному хвату
рук за края доски при ползании на животе; упражнять в умении сохранять
равновесие в ходьбе на повышенной опоре.
Ст…Упражнять.в.перепрыгивании.между.препятствиями, подбрасывать и
п р о к а т ы в а т ь
м я ч
в
л ю б ы х
н а п р а в л е н и я х.
2. Закреплять навыки ходьбы между предметами, сохраняя равновесие.
3.* Упражнять в метании на дальность снежков, развивая силу броска.
Январь
1.
1.Ст. Упражнять детей в перестроении в пары на месте, в мягком
приземлении на полусогнутые ноги; закреплять умение прокатывать мяч,
развивать глазоме Мл. Учить подбрасывать мяч 2-мя руками вверх и ловить
его после хлопка.
2.Ст.Учить детей бросать мяч двумя руками, снизу друг другу, от груди;
пролезать в обруч боком, развивать уверенность в себе, быстроту
реакции,ловкость;воспитывать активность,смелость,самостоятельность.
Мл. Учить отбивать мяч о пол, перебрасывать мяч друг другу, развивать
умение ходить и бегать. не наталкиваясь на других детей.
3.Повторение игровых упражнений на закрепление
1–2. Мл. Продолжать учить ходьбе и бегу между предметами; развивать
умение перебрасывать мяч друг другу; повторить задание в равновесии;
воспитывать целеустремленность.
Ст. Учить детей бросать мяч двумя руками, снизу друг другу, от груди;
пролезать в обруч боком, развивать уверенность в себе, быстроту
реакции,ловкость;воспитывать активность,смелость,самостоятельность.
3*. Упражнять в беге и прыжках вокруг снеговика.
1-2.Мл. Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их; ползание
по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в
упражнениях с мячом.
Ст.Учить.детей.пролезать.в.обруч.боком,.ходить.с.перешагиванием.через.ку
бики.с мешочком.на.голове.
3*. - упражнять в прыжках между предметами, в прокатывании мячей между
предметами, в бросании мяча вверх и о землю и ловля его 2-мя руками.
2.
3.
Февраль
1.
2.
3.
4.
1,2 Мл. Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их, ползание
по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в
упражнениях с мячом;
Ст. Учить детей пролезать в обруч боком. ходить с перешагиванием через
кубики с мешочком на голове.
3.Продолжать упражнять в ходьбе и беге междуспортивными сооружениями
на участке, в умении действовать по сигналу воспитателя.
1,2 Мл. Упражнять в ходьбе с выполнением заданий по сигналу
воспитателя, в прыжках из обручав обруч, развивать ловкость при
прокатывании мяча между предметами.
Ст. Учить метать мешочки в вертикальную цель, правой и левой рукой,
прыгать на 2-х ногах через палку.
3.
*. Развивать ловкость и глазомер при метании мешочков.
1-2.Мл. Упражнять в ходьбе и беге врассыпную между предметами, в
ловле.мяча.2-мя.руками,.в.ползании.на..четвереньках по скамейке..
Ст…Учить…ходить…по…гимнастической…скамейке,…приставляя
пятку
о д н о й
н о г и
к
н о с к у
д р у г о й,
р у к и
з а
г о л о в о й.
3*.Упражнять.в.метании.на.дальность.
Игровые.упражнения:
«Ктодальше.бросит»,
Найдем.снегурочку»,
Подвижная игра «Мороз –Красный Нос»
1-2. Мл. Упражнять в ходьбе с изменением направления движения, в
ползании в прямом направлении,...прыжках. между. предметами. Ст. учить
подбрасывать мяч и ловить его правой и левой рукой,прыгать с ноги на ногу,
между предметами. поставленными в ряд.
3*. Развивать ловкость и глазомер при метании мешочков.