29. Традиционные и инновационные теории воспитания: личностный гуманистический, культурологический, ценностный, деятельностный подходы в воспитании.

Культурологический подход (О.С. Газман, А.В.Иванов, Н.Б. Крылова). В основе этого подхода лежат идеи философии постмодернизма и гуманистической психологии, в частности К. Роджерса. Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и "опытным путем", "между делом" осваивает культурные нормы и ценности. Главное - взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание - это "побочный эффект" всех самостоятельных исканий ребенка.

Нельзя не заметить, что сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять не только "кем быть", "каким быть", но и "как жить", т.е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

Гуманистический подход в воспитании, прежде всего, отражает систему взглядов, согласно которым человек - воспитываемая личность - представляет собой высшую ценность, имеет право на существование, счастье, достойную жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными.

Гуманистический подход в воспитании ориентирован на то, что взаимодействие «воспитатель - воспитанник» базируется на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Личностный подход - это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был признан известный психолог С.Л.Рубинштейн. Другой известный психолог К.К.Платонов считал, что личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Идея личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие методы и приемы (их выработала педагогика сотрудничества), при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему, уважение и доброжелательность окружающих. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе.

Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется только при наличии гуманистической системы воспитания. Он требует от педагога знания интегративных личностных качеств, направленности личности и восприимчивости ученика к воспитанию.

Ценностный подход , определяющий воспитание как освоение студентами системы положительных ценностей.

Ценностный подход, который связан с реализацией ценностей, ценностного отношения субъекта к объекту (ценность возникает в объектно-субъектном отношении), а «полюсами» ценностного отношения являются ценность и оценка. Раскрытие будущим учителям смысла значений, то есть ценностей реализует такую функцию ценностей, как предвосхищение будущих состояний индивидуального нравственного развития. Ценностный подход помогает рассматривать проблемы образования и воспитания с позиций основных

задач гуманизации педагогического процесса. Среди ведущих тенденций его развития во всем мире она

выступает, как генеральное направление. Гуманистические традиции, уходя в глубь веков, берут начало в

народной педагогике.

В отечественной философской литературе получила развитие идея о ценностях, которые, выполняя

роль стимулов, создают условия для реализации индивидом своей активности на нормативно-ролевом и

личностно-смысловом уровнях. Так, некоторые считают (И. Ф. Исаев и др.), что познание сущности ценностей на личностно-смысловом уровне помогает раскрыть значение этой категории для анализа явлений конкретной педагогической реальности. Природа возникновения системы общечеловеческих ценностей лежит в плоскости формирования и удовлетворения потребностей человека. Между субъектом и объективными условиями возникает противоречие, разрешая которое человек обеспечивает самодвижение и саморазвитие. Таким образом, удовлетворение потребностей есть процесс разрешения противоречий, в ходе которого формируются и изменяются личностные структуры субъекта.

Подробности

Савченко Мария Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР детского сада №67 «Белочка»

посёлка Биокомбината ЩМР Московская область, Россия, [email protected]

Аннотация: автор статьи делится опытом применения в воспитательной работе с детьми-дошкольниками инновационных образовательных технологий, в том числе различных средств коммуникации, раскрывает основы успешного взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

Ключевые слова: инновация, педагогическая технология, экспериментально-исследовательская деятельность, познавательная активность ребенка, зона ближайшего развития.

В настоящее время актуальной задачей для проведения реформ образования, направленных на повышение эффективности обучения дошкольников, является применение инновационных технологий в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении. Согласно ФГОС ДО воспитатель должен создать условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Педагогическая инновация – это нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, поиск доступных активных методов и средств, для передачи информации, с целью повышения их эффективности.

Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ребёнок большую часть своего времени проводит в детском саду, откуда получает информацию, социализируется, приобретает необходимый жизненный опыт. Именно для того, чтобы методы воспитания и образования были более эффективными и развивали в ребёнке разностороннюю, творческую личность, способную познавать и воспроизводить полученную информацию, в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности, которая включает в себя проблемное обучение и информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы (один из главных методов активизации познавательной активности детей дошкольного возраста при диалогическом методе обучения);
  • постановка и решение вопросов проблемного характера (это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению)
  • наблюдения (основываются на ближайшем окружении);
  • опыты (исходя их поставленной проблемной ситуации);
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • использование художественного слова;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • дидактические игры;
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия .

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Эту возможность обеспечивает технология проблемного обучения. Именно метод проблемного обучения помогает детям изыскивать средства решения поставленной перед ними задачи, используя ранее усвоенные знания и умения.

Создаваемая при совместной деятельности проблемная ситуация становится для ребёнка ситуацией, при которой тот хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать, а главной целью воспитателя в это время является – побудить у ребенка интерес к поиску верного решения поставленной проблемы. Исходя из ранее полученных знаний и приобретённых умений, ребёнок может самостоятельно решать поставленную перед ним задачу.

Также главной опорой в нашей работе служит применение в непосредственно образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие высших психических функций детей. К ним относятся: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно применять в обучении детей дошкольного возраста. В своей работе мы часто используем интерактивную доску Smart board, возможности которой позволяют организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к нашей с ними совместной деятельности, увеличилась концентрация внимания, скорость мыслительных процессов. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий, в которые входят графика, цвет, звук, видеоматериалы, позволяет моделировать в процессе образовательной деятельности различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

Благодаря предоставленным вашему вниманию технологиям, методам и средствам воспитания и образования дошкольников, мы надеемся достичь выполнения поставленных задач:

  • воспитывать социально–личностных качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творчеству, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развивать способность детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Учитывая тот факт, что главным воспитателем ребёнка является его родители (законные представители), мы разработали интерактивную модель партнёрского общения воспитателя и законного представителя ребёнка.

Применяя инновационные технологии при работе с родителями, мы сумели заинтересовать их в воспитательно-образовательном процессе и жизни ДОУ в целом, что дало хорошие результаты в развитии нашей группы. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает равен-ство позиций партнеров, что создаёт в работе с детьми благотворный микроклимат для полноценного развития личности . Позитивный вклад в работу с родителями внесло использование индивидуального сайта группы, где родители в любое время могут получить информацию о своём ребёнке и группы в целом. Благодаря установленному в музыкальном зале проектору и экрану, родительские собрания стали более посещаемыми, родители – более активными. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то новое, достойное внимания, воспитатель не только помогает детям стать уникальными, разносторонними, уверенными в себе людьми, но и сам растет. Потому, главной нашей задачей на данный период времени остаётся самообразование и саморазвитие.

Список литературы:

  1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –М. : Дрофа, 2007.
  2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. - М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. - Саратов, 2008.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
  5. Методическая разработка на тему: ФГОС ДО | Социальная сеть работников образования (дата обращения 17.03.2016 г.).
//

«Инновационные подходы в учебно-воспитательного процесса »

Хабиева Айжан Гарифоллиевна

Учитель казахского языка и литературы

КГУ ОШ №57 города Алматы, Казахстан

«Учитель – это тот, кто заинтересовывает своих учеников в обучении».

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличивают требования к системе образования, которые в свою и совершенствования всех сфер жизни и деятельности каждого человека очередь выполняют социальный заказ общества.

Совершенствование системы образования, на мой взгляд, должно, прежде всего, начинаться с совершенствования работы каждого учителя, его подходов к обучению и воспитанию детей.

Я проходила курсы Первый (продвинутый) уровнь в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате на основе лучшей мировой практики, инициированного Министерством образования и науки Республики Казахстан. Данная программа разработана совместно с факультетом образования университета Кембридж (Великобритания) в рамках соглашения между Международным Экзаменационным Советом университета Кембридж и Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Благодаря данным курсам я поняла, что могу внести изменения в обучении. Раньше у нас существовал авторитарный тип общения, но новые подходы в обучении и преподавании позволяют педагогу перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами. Внедряя новые подходы в обучении, моим коллегам нужно сломать те стереотипы, которые живут в них: результат обучения – это оценка; учитель знает лучше, чем ученик; ученик не может допустить ошибку, деление детей на «слабых и сильных». Учителя должны быть способны вдохновить ребенка на самообучение, на саморазвитие, на самостоятельный поиск информации. Отношение к ученику также должно претерпеть изменения. Развитие природного любопытства ребенка, но не его ограничение, должно быть целью школы. Ребенок должен иметь возможность высказывать свое мнение, даже отличное от позиции коллектива, даже неправильное. И это мнение должно встретить внимание и уважение со стороны учителя.

Наша страна претерпевает огромные перемены в самых разных направлениях. Естественно, это не могло не коснуться и системы образования. Государственные документы по совершенствованию системы и качества образования требуют необходимости глобальных изменений в современной школе.

Данная программа ставит перед собой задачу-помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Основатель программы Лейм Вилсон, профессор Кембриджского университета, факультета образования. Освоение данной программы проходило через изучение идей семи модулей, названия которых наверняка многим уже знакомы:

Новые подходы в преподавании и обучении

Обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования систем обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Обучение талантливых и одаренных учеников

Управление и лидерство в обучении

Современная бельгийская писательница Амели Нотомб говорила:

« Единственный ключ к знаниям - желание, и ничего более». Моё желание учиться и познавать различные педагогические новшества, было велико. Но, честно сказать, было нелегко, т.к. эти курсы заставили меня снова учиться. Сложность состояла в том, что готовой информации тебе никто не давал, только в работе (особенно групповой) понимала и примерно представляла свои действия на дистанционном этапе. Если сначала у меня была паника, то, к окончанию 1-го этапа я стала спокойной и уверенной в своих силах. Внедряя на практике задуманное, в ходе уроков я столкнулась с некоторыми трудностями (нехватка времени, оценивание для обучения, несовершенство диалоговой формы обучения), но вместе с тем отметила и плюсы (активность учащихся, повышение интереса к предмету, развитие навыков самостоятельности).

Данные курсы помогли мне наконец найти ответы на мои вопросы, которые меня в последнее время волновали: Как увлечь учащихся? Как приучить их к самостоятельному поиску знаний? Как разнообразить формы и методы работы на уроке, чтобы добиться высоких результатов? Теперь у меня есть ответы на многие из этих вопросов. Я думаю, что многие учителя испытывают внутреннюю потребность в изменении своей педагогической деятельности и желают научиться работать по-новому, внедрять в свои практику новые подходы в обучении, учить детей учиться самостоятельно, а не путём получения готовой информации. Самое главное, что внедрение идей программы в нашу ежедневную практику вполне реально и применимо в наших условиях.

Каким же образом можно внедрить в один урок идеи всех семи модулей? На этом мне хочется остановиться поподробнее.

Каким же образом мне удалось это сделать? Начнём по – порядку.

1. Одним из самых важных и взаимосвязанных с другими модулями является модуль «Новые подходы в преподавании и обучении».

Я думаю, что идеи именно этого модуля в моём уроке прослеживались от начала урока до его завершения, потому что многие виды деятельности проходили через диалог и беседу: получив положительный заряд на урок при помощи психологического тренинга. . Через вопросы высокого и низкого порядка, которые задавались учащимся мной, как учителем, и самими ребятами проходило усвоение темы урока..Вопросы, озвученные детьми, были разной направленности: и по фактическому материалу, который можно было узнать из учебника, и вопросы требующие размышления и анализа ситуации

2. Использование ИКТ в преподавании и обучении. Для успешного достижения поставленных целей на уроке мне было просто необходимо использование интерактивного оборудования. Причем я использовала его не только для просмотров слайдов презентации. Учащиеся имели возможность выходить к доске и при помощи активной ручки зачёркивали предметы, созданные руками человека. При внедрении ИКТ единство теоретических и практических знаний обеспечивает продуманность их использования, что способствует улучшению процессов преподавания и обучения.

3. Один из наиболее понравившихся модулей программы, это «Обучение критическому мышлению».

Применяя идеи этого модуля на уроке, на этапе закрепления новой темы, я предложила учащимся следующее задание:

Мы провели исследования, узнали много интересного. А теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.

Напрмер: на столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка, т.е. создать проект о необходимости воздуха для всего живого на планете.

Текст: Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они - настоящая фабрика кислорода.

Подводя итоги данного урока, с целью определения уровня усвоения нового материала, учащимся было предложено задание в группах: представить тему урока, используя метод Синквейна. Надо отметить, что на моё удивление, группы справились с заданием почти верно, не считая подбора синонима к слову воздух. Но я считаю, что это произошло потому, что с синонимами дети вообще не знакомились, и у них ещё нет навыка подбора таких слов.

Но вот пример такого задания, которое предоставила мне одна из групп:

Примерный ответ детей:

Чистый, прозрачный.

Движется, сжимается, поднимается.

Воздух необходим всему живому.

Кислород.

На этом уроке для меня было самое главное, что ребята при выполнении этого задания не просто подбирали какие-то прилагательные или глаголы, а именно опирались на знания и свойствах воздуха, полученные на этом уроке.

4. Обучение талантливых и одарённых учеников .

Работа над проектом. Для более качественного и эффективного выполнения подобных заданий, дети заранее были разделены на три группы по 6 человек. Прежде чем приступить к созданию флипчарта по данному тексту, учащиеся определили, кто один из них прочитает и познакомит остальных учащихся с содержанием текста. В каждой группе были одарённые, способные учащиеся, и учащиеся с ограниченными возможностями. После ознакомления с текстом, ребята, анализируя содержание, стали обсуждать, как можно данный текст представить в виде рисунка, что можно на нём изобразить. Конечно, предложения в основном исходили от более сильных учащихся, но оформлением флипчарта были заняты все участники группы. Затем, завершив работу, учащимся, более слабым в учёбе было предложено в роли спикера защитить свои проекты с целью повышения их самооценки.

Подводя итоги данного урока, с целью определения уровня усвоения нового материала, учащимся было предложено задание в группах: представить тему урока, используя метод Синквейна. И опять же ведущую роль здесь брали на себя одарённые и талантливые ученики. В принципе, я на это и рассчитывала, что при выполнении этого задания сильные учащиеся помогут слабым.

5. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

Узнав, что оценивание делится на формативное и суммативное, я на своих уроках старалась использовать более чаще формативное оценивание.

Наблюдая за деятельностью учащихся во время выполнения заданий, я могла отследить степень усвоения ими учебного материала, их активную и пассивную позицию в группе. При осуждении учащимися каких-то проблемных ситуаций, вызывая у них интерес к данному заданию, подводила их к логическому выводу. В заключении, подводя итоги урока, учащиеся оценивали своё настроение, участие в обучении, роль в групповой деятельности в ходе урока. Оценив себя, учащиеся осуществляли взаимооценку.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Сама специфика моей педагогической деятельности, обязует меня в своей практике учитывать возрастные особенности своих воспитанников. Поэтому, зная физические и психологические особенности младших школьников, мы, учителя начальных классов, на каждом уроке используем разнообразные сюрпризные моменты. Это помогает нам сконцентрировать внимание учащихся на теме урока, вызвать у них интерес к обучению, создать доброжелательную атмосферу. На данном уроке в классе «появился» воздушный шарик, который помогал в течение всего урока детям получать новые знания о воздухе.

Ну, а учитывая чрезмерную подвижность малышей и их неустойчивое внимание, использование физминуток просто необходимо. Это помогает снять общее напряжение организма и расслабиться.

7. Управление и лидерство в обучении.

Лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. Нелегко управлять процессами изменений, которые могут вызвать дискомфорт и разногласия. Но даже без ведущей роли или очевидного высокого положения учитель может использовать профессиональные качества убеждения для воздействия на окружающих и инициирования изменений, а также – для совершенствования тактических навыков и развития стратегического мышления. Вашему вниманию был представлен лишь один урок из моей послекурсовой практики. Нельзя сказать, что он и многие другие уроки прошли безупречно. Были, конечно, сложности. Поначалу учащимся было сложно самостоятельно определять тему урока и ставить перед собой цели. Возможно, дети ещё не привыкли определять это самостоятельно. Ведь куда чаще цели урока ставим перед ними мы, учителя. Поэтому я ставила перед собой задачу научиться задавать учащимся вопросы так, и подбирать такие задания, чтобы они умело подводили учащихся к самостоятельному определению темы и целей урока. Также не совсем удавалась работа по взаимооцениванию учащихся, ребята руководствовались своими личными симпатиями и чувствами, поэтому оценки получились не у всех объективными. Поэтому совместно с учениками были разработаны критерии оценивания устных и письменных ответов.

Но, несмотря на это, я поняла, что подобные уроки дают свой положительный результат. Я вижу блеск в глазах своих учеников. Я чувствую их интерес к подобным урокам. Я слышу их мысли, которые они не боятся высказывать перед своими одноклассниками. Я радуюсь вместе с ними, когда они довольствуются результатами своей совместной работы. Я осознаю, что и у меня и у моих ребят желание одно - учиться.

Дети:- Мы учимся критически мыслить, оценивать себя и своего товарища, общаться друг с другом, работать и учиться творчески.

Учитель:- Я учусь работать по-новому, увидела в своих учениках не своих подопечных, а равноправных партнёров, стремлюсь развить и воспитать в них современную, конкурентно-способную личность.

Нужно сказать, что все семь модулей связаны между собой, при использовании одного модуля на уроке прослеживаются параллельно и другие модули.

Чтобы применять данную программу в дальнейшей своей работе, каждый из нас должен обладать широким профессионализмом, делиться опытом с другими педагогами и проявлять свои лидерские качества, расширять круга единомышленников,стараться не останавливаться на достигнутом.

Список используемой литературы:

1. «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012

2. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012

i]

В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» : новый политический курс состоявшегося государства» определены основные приоритетные работы в сфере образования, где знания и профессиональные навыки являются ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования .

"Модернизация дошкольного образования должна быть продолжена. Я поручаю правительству на основе передового международного опыта внедрить современные методы дошкольного обучения . Они должны быть инновационными и креативными ",- сказал Назарбаев в ходе интерактивной лекции в Назарбаев Университет.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Развитие дошкольного образования , переход на новый качественный уровень

не может осуществляться без разработки инновационных технологий . Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей .

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Немаловажным в дошкольном образовании является речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов в инновационном подходе .

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том , что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых

(все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую свой практический материал по мнемотехники. Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи .

Использовать мнемотаблицы можно для :

Обогащения словарного запаса;

При обучении составлению рассказов;

При пересказах художественного произведения;

При отгадывании и составлении загадок;

При заучивании стихов.

Также в работе по развитию речи я опробировала и применила метод синквейн.

Синквейн слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» . Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для координации пальцев при письме. использовать его как метод развития речи . Алгоритм синквейна для детей , которые пока не умеют читать : Условные обозначения :

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

Также своей работе по развитию речи я применила и методику «Карты ума» Тони Бьюзен для детей старшего дошкольного возраста . «Карты ума» - это инструмент, за универсальность их недаром называют «швейцарским ножиком мышления» . «Карты учат» анализировать информацию и выделять ключевые слова. Они идеально подходят для планирования . Осминожка, с разноцветными щупальцами и ключевыми словами – ассоциациями, а в центре голова - тема. В результате своей работы создала, апробировала и залецензировала практическое пособие «Лексический калейдоскоп» для закрепления графо-моторных навыков, обогащению словаря, развитию логического мышления, упражняясь по которым малыши также натренируют мышцы руки и добьются правильной координации пальцев при письме.

Применение инновационных методов и приёмов в работе по развитию речи помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения связной речи .

Литература :

1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения : РК, 2012 № 1080

2. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Поташник М. М., Хомерики О. Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении//Магистр. 1994. №5.

4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность . М, 2003.

Публикации по теме:

2. слайд. Нравственность – это разум сердца. Генрих Гейне «Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая.

Комплексный подход к ознакомлению детей дошкольного возраста с хореографией Детство восприимчиво к прекрасному - музыке, живописи, танцу. Именно в детстве человек эмоционально насыщен, он впечатлителен, активен.

МО для воспитателей «Социо-игровой подход в развитии навыков сотрудничества детей дошкольного возраста» «В гостях у кота Леопольда» Цель: показать систему работы образовательного учреждения в разных возрастных группах по данной теме, направленную.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

The innovative approaches to educational activity of

secondary educational institutions

Шулпина Елизавета Андреевна

Магистрант 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,

профиль «Менеджмент в образовании»

ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»,

ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,

воспитатель ОМСР,

Курган, Россия

Новикова Ольга Владимировна

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

учитель английского языка

Курган, Россия

olya . novik 24@ mail . ru

Shulpina Elizaveta

Master student of 2nd year, specialization "Pedagogical education",

branch "Management in education"

Kurgan state University,

State Budgetary Institution «Regional Social and Rehabilitation Center for Minors»,

educator of the department of medical and social rehabilitation,

Kurgan, Russia

Novikova Olga

Municipal state-owned educational institution “ Novosidorovskaya secondary educational school “,

English teacher

Kurgan, Russia

Аннотация

В данной статье рассматриваются инновационные подходы к воспитательной деятельности в среднем общеобразовательном учреждении. Главной целью реализации инновационных подходов является, формирование гармонично развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал. Особое внимание уделяется наличию системы инновационной деятельности в образовательной организации. В данной статье предпринята попытка проанализировать эффективность инновационных подходов в воспитании учащихся в среднем общеобразовательном учреждении.

ABSTRACT

This article is considered the innovative approaches to educational activity in secondary educational institutions. The main purpose of the implementation of innovative approaches is the formation of a harmoniously developed personality, who is able to realize its creative potential. Particular attention is paid to the presence of a system of innovation in the educational organization. This article attempts to analyze the effectiveness of innovative approaches in the education of pupils in secondary educational institutions.

Ключевые слова: инновационные подходы, инновации в воспитании, воспитательные системы, среднее общеобразовательное учреждение.

Keywords: innovative approaches, innovations in education, educational systems, secondary educational institutions.

В современном мире в различных областях деятельности человека, в производстве и бизнесе, в экономике и образовании, широко используются понятие инновация, как нововведение.

Доктор педагогических наук, профессор И.П. Подласый считает, что инновация, ничто иное как изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса.

Также наряду с понятием "инновация" используется и термин "нововведение". Нововведением является, в буквальном смысле, "введение нового", процесс использования новшества, новации.

Используются следующие определения понятия "нововведение ".

Российский ученый, историк И.В. Бестужев-Лада, понятие нововведение трактует, как целенаправленный процесс эффективной реализации прогрессивного новшества, ориентированный на конечный результат - интенсификацию конкретного вида человеческой деятельности.

А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович в своем труде « Управление инновациями в организациях» рассмотрели понятие инновации как результат, и как процесс. При этом результат - удовлетворение общественных потребностей - рассматривается как цель управления инновационным процессом, а сам процесс - как объект управления.

По мнение ученых, одним из главных показателей инновационной деятельности в образовательной организации в последние время, является наличие системы. Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие «воспитательная система» связано с такими понятиями, как «личность», развитие», «целостность», «отношения», «структура», «взаимосвязь».

Современная образовательная организация рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей.

В.А. Караковский советский и российский педагог рассматривает систему образования как, целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Создание воспитательной системы является целесообразным и обуславливается рядом факторов, в частности: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса целевого и содержательного, расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.

Воспитательная система среднего общеобразовательного учреждения соответствует социальному заказу общества и создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Воспитательная система в среднем образовательном учреждении не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности.

Педагоги-ученые выделяют четыре этапа в развитии системы среднего общеобразовательного учреждения.

Первым этапом, становления системы является, разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.

Второй этап, отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива.

Третий этап, окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью.

Четвертый этап, перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения.

Рассмотрев воспитательную систему сельской школы, можно выделить определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся.

При создании воспитательной системы в сельской школе следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты школы с социумом.

Показательной, в этом отношении, является воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышской сельской школе.

Он разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности, такие как нравственный идеал, счастье, свобода, честь, долг, достоинство, справедливость, истина, добро, красота.

Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта, открытость, связь обучения с трудом, формирование гуманно-нравственных качеств, сотрудничество учителей и учеников, самоуправление и взаимопомощь, тесное взаимодействие с родителями.

Главными источниками учебно-воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

В современных социокультурных условиях России модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы.

За последние несколько лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.

Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.

В результате экспериментальных исследований было выявлено, что инновациями в воспитательной работе с учащимися среднего общеобразовательного учреждения являются, интерактивные формы проведения классных часов, игр, ток-шоу с приглашением психологов, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников, священнослужителей; работа школы как воспитательного центра (краеведческий музей, библиотека, кабинеты информатики, спортзал, система ДО, творческие коллективы, научно-исследовательские общества); школьное самоуправление (Ученический совет, газета «Новости школы»); дискоклуб (тематические вечера отдыха); информационные технологии (создание презентаций, сайта школы, банка данных и банка идей, видеоархива, фотоархива, использование возможностей Интернета); нестандартные мероприятия (деловая игра «День интеллектуала», торжественная церемония награждения «Ученик года», интерактивная игра «Школьный рекорд», День дополнительного образования (сотрудничество с другими коллективами), PR - компании); социальное проектирование («Мы – дизайнеры», «Сделаем школу уютной», «Актовый зал своими руками», экологические акции «Помощь природе»); исследовательские работы («Историко-географо-экологическая характеристика с. Новая-Сидоровка», «Краеведы Зауралья», «Тайна старого чемодана», «Жизнь - испытание», «Туризм в Кураганской», «Социология и религия», «Имение Михаила Романова», «Экологическое состояние ОУ и прилегающей территории»).

Благодаря новым формам, методам работы с детьми, то есть инновациям, учащиеся активно включаются в решение социальных вопросов, проблем района, посёлка, в выполнение целого комплекса социально значимых дел, а значит, готовятся к успешной социализации в обществе.

Итак, инновации в воспитании, осуществляются не как самоцель, они направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

В центре воспитательной системы образовательного учреждения стоит личность ребенка. Поэтому воспитательная система школы рассматривается как признание ценности личности ребёнка, его прав на свободу, счастье, на социальную защиту человека, на развитие и проявление его способностей и индивидуальности.

Белинский В.Г., отмечая значимость воспитания, а значит, и воспитательной системы, говорил: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений".

Литература:

1. Бестужев - Лада И.В. Россия: Перспективы процесса трансформации. – М.: МГУ, 1997.

2. Бовин А.А. , Чередник ова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: учеб. п особие . – М.: Омега-Л, 2006.

3. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.

4. Караковский В.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М.: Гелиос АРВ, 2000.

6. Подласый И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.

7. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. – М.: Просвещение, 1999.

References

1. Bestuzhev - Lada I.V. Russia: Prospects for the transformation process. - M .: Moscow State University, 1997.

2. Bovin A.A, Cherednikova V.A. Management of Innovation in Organizations: Textbook- M .: Omega-L, 2006.

3. Ivanov I.P. To educate collectivists. - M .: Pedagogy, 1982.

4. Karakovsky V.A., Novikova L.I. Theory and practice of school educational systems. - M .: New School, 1996.

5. Nikandrov N.D. Russia: Socialization and education at the turn of the millennium. - M .: Helios ART, 2000.

6. Podlasiy I.P. Pedagogy. Theoretical and practical pedagogy: Textbook for bachelors. - M .: Yurayt, 2013.

7. Sukhomlinsky V.A. Problems of education of comprehensively developed personality. - M .: Education, 1999.