Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»

Контрольная работа

Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Тема: «Пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ»

Руководитель работы:

Худоерко М.Н.

Работу выполнила:

студентка 4 курса

группы № 13 ДО (З)

Фахреева В.Р.

Касли 2017

Содержание

Введение…………………………………………………....................

Глава 1

Теоретические основы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста…………………………………………………

1.1

Особенности детей дошкольного возраста…………………………..

1.2

Понятие индивидуального подхода, его значение в воспитании детей дошкольного возраста………………………………………….

Глава 2

Пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ……………………………………………………………………..

2.1

Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста..

2.2

Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников………………………………………………………….

Заключение ………………………………………………………...…..

Библиографический список…………………………………………...

Введение

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В отечественной психологии и педагогике серьезно разрабатывали проблему индивидуального подхода к детям следующие ученые: Коменский Я.А., Ушинский Н.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и др.

За последние годы проблеме индивидуализации и индивидуального подхода посвящен ряд педагогических работ Унт И.Э., Мурашовой Е.В., Кирсанова А.А., Суворовой Г.Ф., Клюевой Н.В., Смирновой Е.О., Юркевич В.С., Крюковой С.В., Шевченко С.Д. и др. авторов.

Объект исследования – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предмет – использование индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Основная цель исследования – рассмотреть пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование индивидуального подхода будет способствовать более успешному процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

1) Рассмотреть теоретические основы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста;

2) Изучить особенности детей дошкольного возраста;

3) Раскрыть понятие индивидуального подхода, его значение в воспитании детей дошкольного возраста;

4) Определить пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ;

5) Выявить проблему индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.

Структура работы: введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1 Теоретические основы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста

1.1 Особенности детей дошкольного возраста

В дошкольном, возрасте, который длится от трех лет до шести, происходят главные события в жизни ребенка. Во-первых, это возраст кризисный и он характеризуется некоторыми особенностями, переводящими ребенка в другую возрастную группу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт.

Игровые действия носят изобразительный характер. Они значимы для ребенка, поскольку в действиях он учится преобразовывать действительность.

В игре ребенок осуществляет перенос значений с одного предмета на другой. Он моделирует воображаемую ситуацию и учится оперировать разными предметами, «додумывая» их роль в игре. Вместо сабли – палка, похожая по своему абрису на саблю. Вместо лошади, швабра, поскольку имеет «лохматую» часть, похожую на гриву.

В игре обязательно нужен товарищ, иначе она теряет свою привлекательность. В игре рождается смысл действий одного играющего для другого играющего.

Правила для ребенка в игре очень важны, поскольку он получает удовольствие от правильности своих действий. Это новый вид удовлетворения потребности в этом возрасте, новая форма удовольствия – сделать по правилам.

Ролевая игра аккумулирует появление элементов труда в деятельности ребенка, поскольку сюжет, как пра­вило, требует определенных трудовых усилий. Именно она выполняет главную роль в подготовке дошкольника к овладению социальным опытом.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выполняет планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести. К примеру, ребенку трех и шести лет предложили собрать пазл. Трехлетний ребенок делает наугад, и если у него получается, очень радуется. Шестилетний ребенок сначала проговаривает свои действия: «Сначала я положу крышу на домик, а потом забор и цветок, который растет у забора».

Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Конечно, еще большую роль играет узнавание при повторном восприятии, какого либо предмета, но чем дальше, тем заметнее у ребенка появление способности к воспроизведению. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание.

Еще в раннем детстве у ребенка начинает формироваться воображение. Но на этой стадии он выступает в роли пассивного слушателя сказок, рассказов. Малыш, конечно, сопереживает героям, но ему не всегда хватает терпения дослушать до конца. Поэтому для раннего возраста выпускают книжки-малышки, содержащие небольшие тексты и привлекательные картинки. В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, воображение бурно развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходит игра, конструирование, рисование, лепка. Они создают внешнюю оболочку для поддержания воображаемых образов.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Естественно в нравственной ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок ориентируется в своих поступках на его поступки.

Поведение у детей пока неустойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного в жизни или в кино, от прочитанного. Ребенок еще очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Он еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и « образца ». К концу этого периода уже могут проявить зачатки произвольного поведения, которое характеризуется устойчивостью, неситуативностью, умением ребенка соотносить внешние стимулы и внутреннюю позицию.

Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания и нахождение своего места во взрослом мире, стремление к положительно оцениваемой взрослыми деятельности. Ребенку очень важно, чтобы дело его рук было оценено родителями или воспитателями. И уже, конечно, он стремится к высокой оценке своего труда.

1.2 Понятие индивидуального подхода, его значение в воспитании детей дошкольного возраста

Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Согласно его теории, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы .

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Н.К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. В вопросе об индивидуальном подходе к детям она обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» .

В работах Н.К. Крупская раскрывает значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют педагога-воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основа «клетка», в которой или благодаря которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности.

А.С. Макаренко дал следующее определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя».

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания. А.С. Макаренко обосновал и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Развитие индивидуальности он связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера».

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка он считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех». При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами .

В.А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности:

личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей;

в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин;

чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.

Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива. Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

Глава 2 Пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ

2.1 Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении. Более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Также значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

1) Силу возбуждения и неуравновешенность;

2) Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

3) Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил следующие типы высшей нервной деятельности:

1) Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

2) Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

3) Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

4) Слабый, характеризующийся слабостью, как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

2.2 Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников

Каждый человек признается единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Всемерная поддержка индивидуальности ребёнка признается одним из основополагающих моментов всего дошкольного образования: только на ее основе могут осуществляться полноценное развитие личности ребенка, раскрываться его особенные, уникальные способности.

Однако проблема индивидуализации воспитания и обучения остается и на сегодняшний день одной из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в слабой проработанности конкретных способов ее осуществления. Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и менее отрефлексированного, чем «индивидуальный подход». Более или менее ясно только самое основное и общее: индивидуальный подход в обучении – это учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания.

Основное противоречие традиционного обучения в ДОУ связано с групповой формой его организации и индивидуальным характером усвоения знаний. Уровень профессиональности педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Воспитателю, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше он разбирается в индивидуальных особенностях дошкольников, тем правильнее он может организовать воспитательно-образовательный процесс. Необходимо учесть, что педагог должен не только представлять себе основные характеристики детей своей группы – их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его, но и знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей.

Считаю, что сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при его осуществлении:

знание и понимание детей;

основательный теоретический баланс;

способность педагога размышлять и умение анализировать.

Для обеспечения выше обозначенных моментов, подготовка педагогов к реализации технологий индивидуального подхода включала:

формирование представлений о достаточно широком спектре индивидуальных особенностей дошкольников: психофизиологических, психологических, педагогических;

формирование умений диагностики определенных индивидуальных различий дошкольников. Конечно, диагностику индивидуально-психологических особенностей учащихся призваны осуществлять специалисты (педагог-психолог, логопед, социальный педагог), а воспитатель уже от них должен получать соответствующую информацию. Однако в силу определенных обстоятельств, на практике воспитателю нередко приходится заниматься такой диагностикой вместе со специалистами или даже самому. Кроме того, непсихологические (педагогические) особенности ребенка воспитатель диагностирует самостоятельно. Необходимо четкое обеспечение педагогическим инструментарием для подобных случаев диагностики.

развитие вариативности педагогического мышления, которое необходимо, например, при подготовке занятия, для разработки заведомо избыточных наборов разнотипных заданий по изучаемой теме. Задания распределяются на основе учета индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальный подход требует от педагога помимо умения работать разнородно и разнообразно, еще и большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения – и это только некоторые из причин пока недостаточно широкого применения его на практике при широкой декларативности.

Я считаю, что в настоящее время эту проблему можно и нужно решать, так как реализация индивидуального подхода помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом, является важнейшим условием успешного формирования готовности дошкольников к обучению в школе.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Заключение

Подведем некоторые итоги по рассматриваемому вопросу.

Итак, индивидуальный подход – это осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды и прежде всего воспитание. Следует отметить, что в дошкольном возрасте сравнительно нетрудно установить причину различных отклонений в поведении ребенка и устранить их, если это отклонения отрицательного свойства. Позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в дошкольном возрасте особенно необходим.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Нельзя разрешить многие вопросы воспитания, в том числе добиться положительных результатов в индивидуальном подходе, вне связи с семьей. Практика дошкольного воспитания знает много примеров, когда разгадка личности ребенка кроется в условиях семейного воспитания. Осуществляя индивидуальный подход к детям, воспитатель должен помнить, что его задача не только формировать и развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и прививать еще не свойственные ему, создавая новый тин человека.

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Реализация индивидуального подхода в работе с дошкольниками может осуществляться при следующих условиях:

глубокое овладение воспитателями знаниями общих закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психического развития дошкольников;

овладение методами изучения особенностей и социальной ситуации развития детей;

анализ полученной информации, установления причин возникновения пробелов в развитии детей, благоприятных условий для развития каждого ребенка;

разработка и комплектование индивидуализированных программ развития, воспитания и обучения;

активное включение родителей в образовательный процесс с целью обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания;

отношение взрослых к ребенку как к неповторимой индивидуальности, переориентация стиля взаимодействия воспитателя с детьми от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным общениям;

подбор в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей игрового материала и учебного оборудования, его педагогически целесообразное расположение.

В заключение необходимо отметить, что проблема подготовки будущих воспитателей к реализации индивидуального подхода к детям является актуальной и требует обстоятельного исследования с целью разработки методических материалов для внедрения их в образовательный процесс высших учебных заведений.

Библиографический список

1. Арканов, А.К. Идеи Ушинского / А.К. Арканов. – М.: Просвещение, 2012. – 312 с.

2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / З.М. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академический Проект; Культура, 2010. – 240 с.

3. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов ДОУ / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.

4. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. – 224 с.

5. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 432 с.

7. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 607 с.

8. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров // Педагогический вестник, 2010. №1. – с. 2-10.

9. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 57 с.

10. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской. – М.: Издательство «Просвещение», 2009.

11. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2009.

12. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 2010. – 192 с.

13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – с. 336.

14. Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек / В.С. Юркевич. – М.: Знание, 2010. – 80 с.

Применение индивидуального подхода в трудовом воспитании дошкольника. В решении задач дошкольного воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение в формировании у дошкольников трудовых навыков. В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества. Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании. Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества. Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего. Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда. Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других. В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию у детей трудовых навыков. Однако в основном во всех программах учитываются только возрастные особенности и не принимаются во внимание индивидуальные проявления развития каждого ребенка. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения. В процессе игровой деятельности. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности детей,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. При обучении При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

В семьях, где растет "трудный" ребенок, можно услышать: "И в кого только он такой? Вот дочка совсем другая.
Ведь живут они в одних условиях, у одних родителей, и отношение к ним одинаковое..." Вот в этом-то чаще всего и кроется главный секрет подобной родительской беды - одинаковое отношение! Каждый ребенок - своеобразная личность, т.е. неповторимое сочетание свойств темперамента, черт характера, особенностей ума, преобладающих интересов.

Можно ли встретить течение своей жизни человека с совершенно таким же лицом, как свое? Даже у близнецов, похожих как две капли воды, есть расхождения: в овале лица, форме губ, бровей, носа, глаз. И по характеру близнецы во многом разные.
Личность - это не только характер, но и особенности ума, склонности, темперамент и даже внешность. Некоторые черты внешности делают обидчивым, мнительным, замкнутым, например маленький рост, полнота, другие могут вызвать зазнайство, высокомерие. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Также и в семье сколько детей, столько и личностей.

Именно от того, что они обязательно в чем-то не похожи друг на друга, одна и та же обстановка, одни и те же разговоры, одни и те же приемы воспитательного воздействия накладывают на них разный отпечаток.
Вот об этом-то, к сожалению, очень мало задумывается значительная часть родителей. К тому же не секрет, что в воспитательном обиходе многих семей средства воздействия на детей не отличаются многообразием, глубоко продуманным содержанием в зависимости от поведения, особенностей личности ребенка.

Ведут себя сын или дочь, с точки зрения взрослых, хорошо: не провинились ни в школе, ни дома, совершили что-то приятное - им дают деньги на кино, покупают обновку. Сделали что-то не так, получили неважные отметки, жалуются на них окружающие - их подолгу ругают, чего-то лишают, что-то не дают, а кое-где по старинке берутся и за ремень.

Между тем один и тот же хороший поступок, так же как и плохой, может быть вызван разными мотивами - причинами, связанными именно с особенностями личности ребенка. Например, два ребёнка получили двойки за контрольную работу по математике. Но один много занимается математикой: она ему трудно дается, а другой, способный, однако ленится учиться. Равноценны ли эти двойки? Справедливо ли в подобных случаях родительское негодование выражать в одной форме? Робость, неуверенность в себе - чаще всего проявление темперамента человека, т. е совокупность психических свойств, которая проявляется в быстроте возникновения чувств, в их силе, а также в особенностях деятельности.

Темперамент меланхолика характеризуется сильными чувствами. У меланхолика чувства на лице не прочтешь, в движениях не уловишь. Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки, невнимание к которым приводит к серьезным ошибкам в воспитании. У младших детей труднее, чем у взрослых, определить, какие именно черты какого темперамента проявляются в большей степени. В период детства жизнерадостность, подвижность, неумение сдерживать бурные эмоции свойственны почти всем детям. Но, один ребенок, например, получив подарок, проявляет свой восторг очень бурно: закружится, запрыгает, а потом, повозившись часок с купленной игрушкой, бросает ее. Другой же - только разрумянится от волнения, поблагодарит улыбкой, но зато долгое время будет с увлечением заниматься новой игрой. Обычно, родителям, у которых тихие дети завидуют: с ними меньше хлопот, волнений, они послушнее. Однако послушание послушанию рознь. Если в нем проявляются осознанные требования к своему поведению - это хорошо. Но если послушание является следствием внутреннего безволия и жизненной немощи, что бывает у детей с ярко выраженным флегматическим темпераментом,- это уже плохо. Из таких детей, если не обращать внимания на развитие волевых качеств, могут вырасти люди, которые не будут хозяевами своей судьбы, которые не смогут осуществить все возможности своей личности, а следовательно, быть вполне счастливыми. Так вот, раз черты темперамента накладывают своеобразный отпечаток на поведение детей, значит и мы, взрослые, должны учитывать это. Прежде всего необходимо знать, что темперамент изменить нельзя. Да это и не нужно. Перед родителями стоит другая задача: научить ребенка управлять своим темпераментом.

Ребенок подвижный, горячий в своих чувствах - увлекающаяся натура, в которой жизнь бьет ключом, имеет природные данные для того, чтобы из него сформировался активный, энергичный "человек с огоньком". Однако взрослым необходимо строго следить за тем, чтобы сын или дочь брались за такое количество дел, с которым в силах справиться, и чтобы каждая работа была сделана не наспех, доведена до конпа. Там, где на ото мало обращают внимания, начинают проявляться неприятные черты сангвинического темперамента: ребенок растет легкомысленным, суетливым, несерьезным, поверхностным человеком и в работе, и в отношении к окружающим, и в своих чувствах.

Дети-сангвиники, а также холерики очень возбудимы, вспыльчивы, крикливы, дерзки. Конечно, взрослых это возмущает, и они часто сами начинают кричать, раздражаться, вместо того чтобы заставить себя ответить сдержанно на "пылкое" поведение сына или дочери и тем самым переключить процесс возбуждения на процесс торможения. Может быть, в таких случаях нужно уйти, замолчать или внезапно заговорить совсем о другом, но только ни в коем случае не быть добавочным раздражителем.

Родителям мальчиков и девочек с ярко выраженными чертами флегматического темперамента, приходится увлекать подвижными играми, сдружить с резвыми ребятами, давать побольше заданий.

Обидчивые, застенчивые ребята тоже требуют особого подхода. На поведении этих детей сказываются черты меланхолического темперамента.

Однако если темперамент человек получает от рождения, то характер приобретается и его можно изменить под влиянием окружающей среды, под воздействием воспитания. Темперамент может быть очень благоприятной почвой для формирования одних черт характера и затруднять (если человек не умеет им управлять) развитие других качеств.

Уже в дошкольном возрасте, когда характер еще только начинает формироваться, но его первые проявления уже бросаются в глаза учителям, родителям, учащимся. Трудолюбие и лень, активность и равнодушие к общественным делам, доброта и жадность, правдивость, честность и ложь. Поэтому правильная действенная воспитательная реакция на то или иное поведение ребят обязательно требует учета тех особенностей характера, которые его вызвали. В индивидуальном подходе нуждаются дети и в зависимости от возраста.

Очень важно, чтобы в форме общения ребёнок чувствовал уважение к своей личности.

Взрослые, строя взаимоотношения с детьми должны учитывать возраст, темперамент, и черты характера. Надо хорошо знать своего ребенка, правильно понимать его поступки, интересы, предвидеть, как, с кем и в каких обстоятельствах он поведет себя. Решать эту сложную задачу родителям проще, чем кому-либо, т. к в повседневной семейной жизни многие черты личности человека раскрываются наиболее полно и многообразно.

Светлана Степаненко
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка

Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода

Индивидуальный подход в воспитании ребёнка должен основываться на знаниях анатомо физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей . Научно доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребёнка . Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т. д. Нельзя не отметить связи физического воспитания с эстетическим . Красивое тело, ловкие движения, правильная походка- всё это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания .

Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является индивидуальный подход в физическом воспитании . В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребёнку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно- гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Решая задачи физического воспитания дошкольников , воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, принимать профилактические меры, соблюдать гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий.

Приведём пример.

Юля болезненная девочка, имеет недостаточный вес, робкая, не проявляет инициативы. Ребёнок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача ; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочке необходимо проводить процедуры закаливания

Ирасамая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у неё плохой сон из-за возбудимости. Эти особенности требуют привлечения её к спокойным занятиям.

У некоторых детей отмечается нарушение аппетита. Установить причину плохого аппетита необходимо. Однако чаще плохой аппетит является следствием неправильного режима питания. Здесь необходим тесный контакт с семьёй в организации питания. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями .

Оправдывают себя такие приёмы подхода к детям с пониженным аппетитом : им дают уменьшенные порции, сажают за стол рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд, можно придумать обыденным блюдам сказочные названия, как «заячьи блины» «лисичкин суп» .

Дети старшей группы дошкольного возраста наиболее подвержены нарушению осанки. Причин может быть много : несоответствие мебели росту ребёнка ; отсутствие систематического контроля за позой во время занятий, игр и трудовой деятельности; слабое общее физическое развитие. Установление причины отклонений в осанке даёт возможность наметить профилактические меры : точнее подобрать мебель по росту детей, пометить специальным значком, чтобы малыш мог всегда найти его. Рассаживать детей за столами следует с учётом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами. Необходимо проводить с дошкольниками физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат.

У некоторых детей наблюдается плоскостопие. С детьми, страдающими плоскостопием, врач должен проводить корригирующую гимнастику, делать им массаж. Таким детям нужно носить ортопедическую обувь.

Во всех возрастных группах рекомендуется систематически проверять зрение у детей. Факты нарушения зрения можно предупредить : освещение в групповых комнатах должно быть достаточным, оборудовать уголки книг в светлых местах комнаты, если дети носят очки, воспитатель должен следить за тем, чтобы они не причиняли не-удобств (не перекашивались, не сползали) .

Е. А. Аркин подчёркивал важность «интимного контакта» при изучении ребёнка . Он отмечал, что часто за несносным поведением таится отсутствие «психических витаминов» неудовлетворённая потребность во внимании, ласке. Радостная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействует укреплению их здоровья.

Вот пример. В детский сад поступил Вадик М. с родимым пятном на лице. И хотя он был общительный, развитой, дети не хотели с ним играть, становиться в пары. Тогда воспитатель стал привлекать внимание к его положительным поступкам, похвала его была всегда кстати, неназойливой. Вадику он поручал в чём-нибудь помочь товарищам. Дружелюбие мальчика расположило к нему детей, они перестали замечать его недостаток.

Роль индивидуального подхода в физическом воспитании детей приобретает особое значение, он выступает как необходимое условие для подготовки к успешному обучению.

Индивидуальный подход к детям на занятиях .

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое. На занятиях дети получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении выражать свои мысли, словесно оформлять накопленные впечатления и наблюдения. Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка , которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества при усвоении нового материала.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе , молчаливые - застенчивые, замкнутые, робкие- дети выявляют такие качества, которые за ними раньше не замечались. Прежде всего они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости воспитатель должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они хорошо уже усвоили, и постепенно переходит к новому, более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приёмы, которые способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.

Очень важен индивидуальный подход к детям , которые медленно соображают. В своё время на таких детей обратил внимание Н. А. Добролюбов в работе «Ученики с медленным пониманием» . Он утверждал, что нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. В индивидуальном подходе к таким детям следует соблюдать терпение, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность .

Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы. Их следует посадить поближе. При рассаживании необходимо учитывать дружеские взаимоотношения детей.

Занятия по развитию речи.

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непрерывно обнаруживает особенности их речевого развития : образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.

На занятиях по родному языку педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления , обусловленные особенностями их темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно учавствующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, безразличные к занятиям, пассивные. Обычно и речь у них плохо развита.

Активность некоторых детей на занятиях объясняется тем, что предлагаемая им умственная нагрузка, вопросы и задания слишком лёгкие. В результате дети привыкают несерьёзно относиться к занятиям. Они готовы отвечать на любой вопрос, не выслушав его до конца, не любят размышлять и обосновывать свои ответы. Но если требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход . Их надо настойчиво учить обдумывать свои ответы.

Приведу пример. Витя был активен : он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы детей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при ответах товарищей бросал иронические реплики. Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный ответ, по его мнению. Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но ещё долго пришлось вести с ним индивидуальную работу по развитию внимания, преодолению самоуверенности.

Пассивность детей на занятиях объясняется различными причинами : физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье . Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их за-думаться над своим ответом, приучать размышлять.

Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание – таким должен быть подход к пассивным и робким детям.

Все дети нуждаются в дифференцированном подходе в процессе занятий по развитию речи. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия , надо запланировать индивидуальную работу : наметить, кого из детей спросить, кому дать лёгкое или трудное задание. Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников , применявшиеся приёмы индивидуального подхода к ним и отметить всё то, что можно будет использовать впоследствии.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На этих занятиях у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, формируется лаконичность и точность речи. Задача воспитателя детского сада- включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счётных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей , уровень их математического развития и степень понимания нового материала.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развивать интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе. Педагог может условно, в целях удобства планирования и организации занятий разделить их на несколько подгрупп. К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать его, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования. Активность должна сочетаться с культурой поведения и с воспитанием скромности . Бывает, что ребёнок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо : размахивает поднятой рукой, выкрикивает : «Я скажу» , он старается оповестить всех о том, что знает больше всех. Такие факты нельзя оставлять без внимания.

Ко второй подгруппе отнесём тех детей, активность которых внешне не про-является. Они не поднимают рук, но всегда внимательны, отвечают правильно. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач. Например, если воспитатель даст задачу и после решения её предложит придумывать другую задачу, то при ответе такой ребёнок в своей задаче изменит только названия предметов, условие же и ход её оставит без изменений. У этих детей рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания, укреплять уверенность в своих силах, давать дополнительные поручения в повседневном быту.

Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается внешняя, ложная активность. Покажу это на конкретном примере.

Ира часто поднимает руку, но при этом обязательно оглядывается на взрослых, присутствующих на занятиях. Ей очень хочется, чтобы на неё обратили внимание. Она заботится лишь о внешнем эффекте. Её ответы не всегда правильны, часто девочка вообще не может ответить на вопрос, потому что не слышала его. Ире не хватает той простоты и непосредственности, которые так приятны в детях

В подобных случаях педагог должен проводить одновременно работу по воспитанию у ребёнка скромности , сдержанности, и по воспитанию внимания . С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия , широко используя наглядность (мелкий счётный материал, картинки) . На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители смогут позаниматься с ребёнком дома . Но поручать родителям эту работу можно в том случае, если воспитатель предварительно объяснит содержание работы, будет уверен, что проведут её методически правильно.

Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, даже затрудняются повторить их условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается сообразительность - ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенностью и отсутствием индивидуального подхода к ним . Упущения такого рода влекут за собой неровное поведение ребёнка , отрицательно влияют на формирование его личности. С такими детьми необходимо проводить дополнительные индивидуальные занятия . Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями : измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин и т. д. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям. Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребята систематически упражняются в навыках счёта в повседневной жизни, а не только на занятиях. Например, можно попросить детей помочь воспитателю навести порядок в шкафу с дидактическими пособиями и материалами и при этом дать задание : коробки поставить в стопки по пять или шесть и т. д.

Индивидуальный подход к детям должен быть заранее предусмотрен в плане, составленном на основе предыдущего занятия. И все достижения должны быть зафиксированы в дневнике и в журнале.

ЗАНЯТИЯ ПО ИЗБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей . Наряду с проведением фронтальных занятий необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками , которые в этом нуждаются. Воспитатель не должен забывать , что «изобразительная деятельность осваивается дошкольниками по- разному. Одни приобретают навыки скорее, и работы их интереснее, другие не так свободно пользуются ими. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании и т. д. Педагог должен активно помогать ребёнку , давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки».

Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний воспитателя . Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подборка готовых материалов, которые направляют на выполнение трафаретных работ, похожих одно на другую, не развивают у них активности и творческой инициативы. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой. Указанные особенности занятий по изобразительной деятельности влияют на методику осуществления индивидуального подхода к детям , начиная с момента подготовки к занятию.

Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, воспитатель заранее должен продумать, на что следует обратить внимание того или иного ребёнка . При этом полезно просмотреть записи в дневнике, а также рисунки детей, отметить в них то, что в дальнейшем следует развивать, и недостатки. Которые должны быть устранены. Рисунки детей по каждому занятию надо сохранять с указанием даты, темы занятия, программного содержания. Целесообразно после занятия проанализировать их : определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже а кто совсем не справился. Такой анализ помогает наметить индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.

Если на занятиях по родному языку и математике воспитатель наряду с про-ведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам , то на занятиях по изобразительной деятельности эти возможности расширяются, благодаря специфической форме их организации и методике проведения : воспитатель в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребёнку , посмотреть его работу, дать совет, помочь в овладении техническими навыками.

Пример осуществления индивидуального подхода на занятии по рисованию в средней группе. Дано задание нарисовать красками грузовую машину. В подготовительной беседе воспитатель задаёт детям вопрос : «Какие вы знаете автомашины?» . Среди детей замечается оживление, почти все поднимают руки. Дети называют разные марки машин. Только Ира и Коля не поднимают руки, хотя на лицах отражён интерес. Они внимательные и наблюдательные дети, но очень нерешительные. Они нуждаются в поддержке, в поощрении взрослого. Воспитатель спрашивает у Иры : «Ирочка, а ты какие видела машины?» . Ира тихо отвечает : «Мусорную» . Дети начинают смеяться, и Ира ещё больше смущается. Педагог же хвалит Иру за то, что она заметила полезную машину. Вызванный воспитателем Коля говорит , что он видел машину, которая подметает мусор, чтобы на улицах было чисто. После показа и пояснений как нужно рисовать машину, дети приступают к рисованию.

Часто в детских садах приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу, из-за того, отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем как другие рисуют или лепят. Эти дети нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания. Однако воспитатель не должен слишком опекать их. Лучше, если он будет приходить на помощь только в тех случаях, когда это необходимо, и не просто давать указания, но опираться при этом на опыт ребёнка . На его умения. Следует напоминать им о времени. Некоторые дети не успевают вовремя закончить, и каждый по- своему выражает своё огорчение. Иногда доходит до слёз. Как быть? В каждом отдельном случае следует подходить индивидуально . Если отставание связано с медлительностью ребёнка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то окончание работы после занятия поможет ребёнку овладеть навыками , обрести уверенность в себе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребёнка , пренебрежением к замечаниям воспитателя , то разрешать заканчивать её после занятия не следует.

Можно сделать вывод, что занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку , для развития у них не только художественных способностей но и внимания, настойчивости.

Индивидуальный подход в игровой деятельности.

Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. В играх, проводимых по заранее намеченному плану на основе программы, принимают участие все дети группы, но проявления их в игре далеко не одинаковы.

Во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются стать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя осторожность, стремление выбрать себе безопасное место. Во всех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать лёгкие пути, другие находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании.

В сюжетно-ролевых, творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, это своего рода режиссёры, умеющие развернуть своё творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может смело опираться в руководстве играми. Дети по-разному относятся к коллективным играм. Многие дети на приглашение выполнить несложную роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. У них необходимо развивать инициативу, организаторские способности. Развивать чувство уверенности в себе. Следует обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают притягательной силой. Они привлекают робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а инициативные дети находят в них возможности для проявления организаторских и творческих способностей.

«Приход» новой куклы в группу - радостное событие в жизни детей. Важно определить в групповой комнате место для кукол. Недопустимо прятать их в шкаф. Устройство кукольной комнаты – это уже начало игры. Воспитатель должен поощрять ласковое, заботливое отношение детей к кукле, со временем это перерастает в доброжелательность к окружающим.

Очень важен индивидуальный подход к старшим дошкольникам при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять только главные роли, то создадутся предпосылки для развития у него зазнайства и пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а только тех, кто безропотно ему подчиняется. Как же должен поступить педагог? Время от времени желание ребёнка нужно удовлетворять , но необходимо давать возможность и другим детям пробовать свои силы в той же роли, убеждая их, что они справятся со своими обязанностями в игре. Ребёнку активному , не получившему главной роли, найти привлекательное при выполнении и второстепенной роли.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации её зало-жены возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. Воспитатель , совместно с семьёй, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка .

Исламова Флюса Бариевна, старший воспитатель
МБДОУ №82 «Подсолнушек» г. Набережные Челны, РТ

НОД занимает небольшую часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На нихуточняются, расширяются и углубляются представление детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети получают элементарные навыки логического мышления. В процессе НОД у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие. На НОД все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим. Часть детей легко усваивают все правила и ревностно их выполняют. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их. К таким детям в нашей группе можно отнести: Эльвиру, Алешу С., Марата. Некоторые дети сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны и не участвуют на занятиях. Это у нас Света С.

Ведь обучение на занятиях это и есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Этим подчеркивается необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях.

Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявление инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания, как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые, застенчивые, замкнутые, нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ним и не замечались. Прежде всего, они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться о том, чтоб они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких детей нельзя вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Этих детей нельзя назвать глупыми и ленивыми, так у них много положительного. Они внимательны и аккуратны, умеют хорошо справляться со многими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы, добродушны. К таким детям можно отнести Свету С. . Девочка пассивна на занятиях, но очень исполнительная, любит помогать взрослым, очень доброжелательная по отношению к своим сверстникам.

В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать.

На занятиях по развитию речи мы должны учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуального проявления, обусловленные особенностями темперамента, характера отражающиеся в их поведение. Сразу можно выделить детей, активно участвующих на занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющей речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, нежелание думать, Обычно и речь у них плохо развита, Безусловно, у активных детей надо поддерживать и развивать интерес к занятиям, давать им дополнительные усложненные задания, предлагать исправлять речевые ошибки товарищей.

Пассивных детей чаще вызывать, заставлять, задумываться над своим ответом, приучать размышлять обращаться к личному опыту.

Очень важен индивидуальный подход и на занятиях по изобразительной деятельности. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании. Мы должны активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки.

Итак, мы видим, что индивидуальный подход органически входит в повседневную, педагогическую деятельность. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.