Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Тема: Что такое время?

Цель: дать представление о времени; познакомить с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».

Ход занятия

Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему-то он опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)

Буратино, ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.

А что, разве нельзя было прийти позже?

Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе - расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел, - думает командир. - Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, - говорят пассажиры, - командира еще нет. Пойдем пока что-нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет. «Раз так, - говорит он, - улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.

- Отгадайте загадки:

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает. (время)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут).

Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным.

Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.

А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)

- Отгадайте загадку:

Гляжу в окошко -

Ходит черная кошка. (ночь)

Поутру оживает,

К вечеру умирает. (день)

Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) А уходите? (Вечером.)

Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)

Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.

Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день - ночь, утро - вечер, утро - день, вечер - ночь)

- Отгадайте еще одну загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний. (дни недели)

Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связано с порядковыми номерами. Вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый. Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.

Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».

В понедельник я стирала.

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)

Отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (месяцы)

Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году? (12.) Какие вы знаете месяцы?

Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году различают 4 времени года.

Времена года

Придумала Мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют леса

А Лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецова)

Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?

Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только не понятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает детям перепутаницу, дети ищут ошибки.)

А теперь давайте разделимся на четыре группки. Каждая группа нарисует свое время года: зиму, весну, осень, лето.

Цель: Познакомить детей с растениями, которые служат нам источником питания.

Задачи:

Закрепить знания о том, где растения растут, и кто их сажает.

Какие блюда можно приготовить из растений.

Рассказать о происхождении некоторых названий растений.

Развивать внимание, расширить и активизировать словарь по теме.

Предварительная работа: Рассмотреть строение растения на примере цветка. Беседа о том, какие растения мы знаем? Что мы называем растением?

Материалы. Иллюстрации разных растений. Пакетики с крупами на каждого ребенка.

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель:

Ребята назовите мне, пожалуйста, что вы сегодня ели на завтрак? А что вы кушали вчера в детском саду? А дома? Ответы детей.

То есть мы с вами принимаем пищу несколько раз в день: завтракаем, обедаем, полдничаем, ужинаем. А знаете ли вы, откуда берутся продукты для нашего стола? Ответы детей.

Воспитатель:

Наша главная кормилица- это земля-матушка. Она нам и хлеб дает, и овощи, и фрукты. Земля и животных кормит травой и сеном, а животные дают нам мясо, молоко, шерсть и другие продукты. Овощи и фрукты, трав - что это? Правильно это растения, растения, которые нас кормят. Многие растения, такие как овощи и фрукты вы знаете, но сегодня я познакомлю вас с интересными растениями, которые тоже являются нашими кормильцами. Отгадайте загадки?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко:

Под кустом …(картошка).

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

И все без застежек. (капуста)

3. Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят. (Колос)

4. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Что это такое? Верно это хлеб! Кто назовет, каким бывает хлеб?

Хлеб бывает разным: пшеничный и ржаной. Из пшенично муки хлеб получается белый, а из ржаной - черный. А вот пшеничную муку получают из зерна пшеницы, а ржаную - из зерна ржи.

Физкультминутка.

Зерно в землю упадет

Движения рук вправо-влево перед собой

И росточком прорастет.

Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью.

Солнце будет его жарить,

Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки.

Дождь сто раз его польет.

Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз.

А потом под снегом мерзнуть

Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу.

И под ветром устоять

Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо,
отрывая ноги от пола.

Очень трудно хлеб дается

Погрозить ук.пальцем левой, правой руки.

Должен ты об этом знать.

Дотрагиваются рукой головы.

Воспитатель: Оба этих растения - пшеница и рожь известны людям с давних времен. Всем хороша пшеница: мука из зерен получается белая, хлеб вкусный. Одно плохо: боится вредных насекомых, сильных морозов и засухи. Пшеница любит, когда за ней ухаживают, не жалея сил.

А вот рожь долгое время считалась сорняком. Рожь незваным гостем появилась на пшеничном поле и жила там, среди колосьев пшеницы, стремясь их оттуда выжить. Бывало стукнет мороз, погубит всю пшеницу, а рожь вырастет на славу. Жми ее, коси ее, молоти, да пеки из ржаной муки вкусный хлеб.


Пальчиковая гимнастика.

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился , поднятыми вверх.

А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился . Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»

Из зерна - в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам - хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

Вот еще одно растение - кормилица кукуруза.


Точно никому неизвестно, откуда у кукурузы такое чудное имя. По - румынски кукуруза значит еловая шишка. Уж очень похож початок на шишку. Во многих странах кукурузу ещё называют маисом. Каша из кукурузной муки получается вкусная, лепешки и того лучше. Кукурузы отличный корм для скота и птицы. Из зерен выжимают масло, а из кочерыжек делают мыло, пластмассу и даже лекарство - пенициллин.


А вот еще один продукт: гречневая каша. Варят её из гречки. А гречка откуда? Может быть из Греции? Нет, не совсем так. Точно известно только то, что это растение родилось где-то в южных краях, а про все южное в прежние времена говорили «греческое». Ведь Греция страна южная, вот и пошло отсюда название растения - гречиха.

Вот это растение называется сахарная свекла, из неё варят сахар. Не подумайте, что это та самая свёкла, про которую говорится в загадке: «Вверху зелено, внузу красно, в землю вросло». Нет, это другая свёкла, не красная, а белая и очень сладкая. Сахарная свёкла в поле растет. Комбайн её из земли выбирает, кучками складывает. Грузовик отвозит свеклу на сахарный завод, где из неё сварят сахар.

2 часть.

О растениях кормилицах можно говорить бесконечно, поэтому я предлагаю всем рассмотреть выставку иллюстраций, на которых изображены знакомые и незнакомые растения: просо, фасоль, горох, чай, картофель, капуста и т.п.


3 часть.

У детей пакетики с крупами, дети определяют из какого растения получилась крупа.

Итог занятия.

Домашнее задание: Предложить детям узнать у родителей, что можно приготовить из того или иного растения, с которым они познакомились на занятии.

Конспект интересного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада поможет ребятам познать как работают органы чувств человека, как они важны и как сохранить своё здоровье, выполняя простые, но необхоимые правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с. Павловка Марксовского района Саратовской области»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Наши помощники - органы чувств». Познавательное развитие

(старшая возрастная группа)

Воспитатель:

Головлёва Наталья Григорьевна

2018 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Наши помощники – органы чувств».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие. Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: создать условия для формирования представлений ребят о значимости органов чувств для восприятия окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи: - формировать представление о значении органов чувств в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.

Развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, игры «Угадай звук», «Определи на ощупь», «Определи на вкус».

Предварительная работа: введение термина «органы чувств», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Моя самая первая энциклопедия», «Тело человека», издательство «Азбукварик» (Белфакс), исследовательская деятельность совместно с родителями «Как сохранить здоровые зубы», Изготовление с родителями летбука «Наши глаза», изготовление родителями дидактической игры «Угадай на слух», проведение дидактических игр «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы», рассказ воспитателя «Научная лаборатория».

Оборудование:

Для педагога: мультимедийный проектор;

обозначения центров научной лаборатории: «Центр слуха», «Центр зрения», «Центр обоняния», «Центр вкуса», «Центр осязания»;

баночки с различными наполнителями для воспроизведения различных звуков;

карточки с геометрическими фигурами; конусы для экспериментальной дорожки, летбук «наши глаза»;

емкости с водой разного вкуса, одноразовые тарелочки, макет зубов, стенгазета «Как сохранить здоровые зубы»;

видеокамера.

Для детей: индивидуальные карточки для игры «Угадай по звуку», цветные карандаши; повязки для глаз; контейнеры с различными запахами (лимона, чеснока, апельсина, кофе), тарелочки с соответствующими картинками; шапочки для каждого ребёнка; одноразовые ложечки для пробы; подносы с набором тканей разной фактуры.

Материал к НОД:

Видеописьмо на мультимедийном экране;

фрагмент мультфильма на мультимедийном экране;

Ход НОД

I. Вступительная часть Воспитатель: (1 слайд)Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, нам пришло видеописьмо. Проходите, усаживайтесь у экрана, сейчас мы его посмотрим. (Просматривают на мультимедийном экране.) «Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»

Воспитатель: (слайд 2)Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам отправиться в «Научную лабораторию» и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки.)

II. Основная часть:

«Центр слуха»

Воспитатель: Ребята, мы находимся в первом научном центре, как он называется, вы сейчас узнаете, а для этого посмотрим мультфильм. (Демонстрация фрагмента мультфильма без звука.) О чем говорили герои мультфильма? (Предположения детей и воспитателя.) Почему у нас у всех разное мнение? (Потому, что мы не слышали, о чем говорят герои.) (Просматривают фрагмент мультфильма со звуком.) Какой орган чувств помог нам услышать речь героев. (Уши.)(Слайд № 3)

В.: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха , этот орган чувств очень важен для человека. В первом научном центре мы будем исследовать орган слуха. (Открываю табличку – обозначения научного центра).

Дидактическая игра "Что внутри?" (слайд № 5)

А хотите проверить, что умеют наши уши? (Ответы детей) У вас на столе стоит 3баночки разного цвета (синего, красного, зелёного). Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете это услышать. Я потрясу баночку, а вы постарайтесь определить, что лежит у неё внутри. А чтобы не забыть, где что лежит, мы отметим это на карточках. Например : вы считаете, что монеты лежат в красном цилиндре, значит, цилиндр напротив рисунка монет закрашиваем карандашом красного цвета. Внимательно слушайте. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим экспериментом. А теперь посмотрите на экран и ответьте на вопрос: что вредно для нашего слуха, а что полезно? (Ответы детей. Вредно: слушать громкую музыку, ковырять карандашом, ходить зимой без шапки. Полезно: мыть уши каждый день, слушать приятную музыку, когда холодно одевать шапку). «Центр зрения»

Приглашаю вас в следующий научный центр. А что здесь мы будем исследовать, вы догадаетесь сами. Для этого отгадайте загадку: (слайд 9)

Видеть папу , видеть маму ,

Видеть небо и леса помогают нам (глаза) (Ответы детей, слайд №10)

В.: Молодцы! Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения .

Мы в «центре зрения». В нём мы тоже будем проводить исследования и эксперименты. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас на экспериментальную дорожку. Ребята, разделитесь на пары и встаньте друг за другом. Вам нужно пройти кривую дорожку. Впереди идёт ребёнок с завязанными глазами, а позади без повязки, он управляет впереди идущим. Затем меняемся местами и возвращаемся обратно.

Воспитатель: Легко ли было пройти по дорожке без повязки? А с завязанными глазами? Почему? (Ответы детей ).

А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур ). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадра т) Правильно, а эта? (круг ). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей ). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Вот это да!

А теперь посмотрите на экран, определите, что вредно для наших глаз? А что полезно ? (Ответы детей. Вредно: тереть грязными руками глаза; неосторожно обращаться с острыми предметами; близко и долго смотреть телевизор. Полезно: есть овощи и фрукты; гулять на свежем воздухе.) Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз. Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

«Центр обоняния»

А теперь я вас приглашаю в следующий научный центр. Давайте-ка отгадаем, как он называется? (Слайд № 14)

Кто что вкусное принёс, Всё учует детский … (нос ). (Ответы детей). (Слайд №15)

Молодцы, правильно. Нос - это орган обоняния , поэтому его мы и будем исследовать в этом научном центре. (Открываю табличку).

Предлагаю провести эксперимент «Найди по запаху». На столе стоит тарелочка с контейнерами с различными продуктами внутри. А какие продукты в них находятся, мы определим по запаху и положим контейнер в тарелочку с изображением данного продукта. Молодцы, ребята, вы отлично справились с данным экспериментом. А может ли запах предупредить об опасности? Как? (Испорченные продукты, запах дыма, подгорела еда на плите.)

Посмотрите, ребята, как необходим для нас орган обоняния. Ребята, а назовите самые главные правила гигиены носа. (Ответы детей: не простужаться, пользоваться чистым носовым платком или салфеткой).

Ребята, хотите провести ещё эксперимент? Ну, тогда мы отправляемся в следующий научный центр. Ребята, о чём моя следующая загадка? Всегда он в работе, когда говорим. А отдыхает, когда мы молчим. (Язык). (Слайд № 17) Правильно, ребята, мы попали в «Центр вкуса». (Открываю табличку «Центр вкуса»).

Возьмите ложечки, попробуйте, какая вода в контейнерах? (Ребята определяют вкус воды: солёная, сладкая, кислая.) С помощью чего мы определили вкус воды? (Ответы: с помощью языка) (Слайд № 18).

Молодцы, ребята, теперь вы убедились, что орган вкуса тоже очень полезен для нас. А ещё, чтобы язык был здоровый, нужно, чтобы его окружали здоровые зубы.(слайд 19) Я знаю, что вы все дома чистите зубы. А сейчас мы с вами посмотрим, правильно ли вы это делаете. Тогда проходите за столы. (Ребята подходят к столу, на нём лежат расчёски, с нанизанной на зубья ватой и зубные щётки). Ребята, представьте, что это ваши зубы, а кусочки ваты между ними – это остатки пищи. Возьмём зубную щетку и будем чистить вот так: справа - налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи! Молодцы! Теперь, я уверена, что ваши зубы всегда будут здоровыми.

«Центр осязания» А впереди нас ждёт следующий научный центр. Давайте присядем на ковёр и отгадаем, как он называется. (слайд 20) Загадываю загадку: Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши …(руки) Молодцы! (Слайд № 21). Это верный ответ. И мы с вами оказались в последнем научном центре, «Центре осязания», где проведём исследование с помощью рук.

Перед нами поднос с набором тканей разной фактуры, потрогайте ткань и выберите ту, которая вам больше всего понравилась. Расскажите, какая у вас ткань? Всё это почувствовать вам помогли руки.

А чтобы руки нам помогали всегда за ними нужно ухаживать. Ребята, а как нужно ухаживать за кожей рук? (Мыть тёплой водой с мылом, если кожа рук в этом нуждается, использовать крем, когда холодно, надевать перчатки; стараться не травмировать кожу.)

Ребята, встаньте и посмотрите, мы с вами посетили все научные центры и исследовали все органы чувств. (Слайд №23) А теперь можете определить, какой из органов чувств самый главный и нужнее всех человеку? (Предположения детей). Да, ребята, Для человека важны все органы чувств одинаково. Читаю стихотворение:

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик - запах различать

И не к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, теперь вы многое знаете о наших органах чувств, думаю, что вам не составит труда ответить на все вопросы робота. Я приглашаю вас в видеостудию, где мы запишем ваши ответы на камеру и отправим видеописьмо по электронной почте. Но чтобы робот всё понял, говорить будем по одному, не перебивая друг друга. (Записываю ответы детей на видеокамеру.) Вопросы: С помощью чего мы видим? С помощью чего мы слышим? Для чего нам нужен язык? Что мы делали руками? Какую роль играет в нашей жизни нос? Какие еще органы чувств помогают нам воспринимать мир? Какой орган из них самый важный? Что случится, если мы не будем беречь наши органы чувств? (Ответы ребят).

Спасибо, ребята, а теперь мы снова станем обычными детьми и отправимся в свою группу. (Ребята снимают шапочки).


1.Задачи образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС в подготовительной группе ДОО.

2. Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе ДОО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного об­разования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Ва­сильевой являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безо­пасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, ком­муникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-худо­жественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка.

Задачи образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС в подготовительной группе ДОО.

Формирование элементарных математических представлений. Фор- мирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мате- риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Планируемые результаты освоения детьми программы

Планируемые итоговые результаты освоения детьми которые он может приобрести в результате освоения Программы:

    Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

    Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

    Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Формирование «социального портрета» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования осуществлялось также по следующим основаниям:

    По принципу интегративности , или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных модулей;

    В соответствии с новообразованиями , появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

    С учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.

  • Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.

    В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
    Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

    Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
    Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
    Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
    Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
    Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса детей дошкольного возраста

Познавательно развитие

Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;

Усвоение и обогащение знаний о природе и обществе;

Развитие познавательных интересов; развитие всех видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.

Формирование полноценного представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования -формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета,

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма;

Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной дея-ти.

« От Рождения до школы» примерная основная
общеобразователь-ная программа дошкольного образования Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

2.Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. -М.; Мозаика-Синтез, 2006-2010.

3.Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

4.Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

5.Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М., 2002.

6.Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. - М„ 1999.

7.Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. -Самара, 1997.

8.Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. - М.: Мозаика-Синтез,2009-2010.

9.Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

10.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. -М.:Мозаика -Синтез,2005-2010.

Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторыС.:Литера, 2010

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи

Осуществляемая образовательная деятельность

В непосредственно образовательной деятельности

В совместной деятельности

в самостоятельной деятельности

при взаимодействии с семьями

Сенсорное развитие

Продолжать развивать органы чувств (зрение слух, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику.

Развивать умение созерцать предметы, явления. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строении, цвета; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков. Развивать умение, классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению) и по характерным деталям.

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра. Обогащать представления о цветах и их оттенках. Учить называть цвета по предметному признаку, закреплять знания эталонов

Мини занятия
Интегрированные занятия
Экспериментирование
Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования
Игровые упражнения
Дидактические игры
Тематическая прогулка. Проблемные ситуации. Занятия; Показ

Наблюдение на прогулке
Развивающие игры

Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Игры -экспериментирования
Проблемные ситуации

Дидактические игры
Развивающие игры
Игры-экспериментирования
Интегрированная детская деятельность (включение сенсорного опыта в его практическую деятельность)

Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс
Семинары
Ситуативное обучение
Консультации. Досуг
взаимодействие через сайт ДС. Беседа
Просмотр видео

Упражнения

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Развивать общие познавательные способности: способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки:

- учить устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий,
-находить причины и следствие
-Формировать обобщеннее представления о конструированных объектах.
Развивать динамические пространственные представления: умение мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

Развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта.
-Развивать мышление. Развивать поисковую деятельность по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.
-Приобщать к созданию простых подвижных конструкций.
Развивать описательную, инициативную, образную, эмоциональную речь
Развивать художественный вкус: подбор бумаги, природного материала, по цвету, по форме, поиск и создание оригинальных конструкций.

Занятия
Интегрированные занятия
Игровые занятия

Дидактические игры
Игры с природным материалом
Развивающие игры
Опыты и эксперименты
Творческие задания
Игровые задания
Выставки
Проектная деятельность
Проблемные ситуации

Развивающие игры
Дидактические игры
Игровые задания
Игры с природным материалом на прогулке
Игры-экспериментирования на прогулке

Дидактические игры
Развивающие игры
Игры с природным материалом
Игры со строительным материалом
Постройки для сюжетно-ролевых игр
Продуктивная деятельность
Постройки по замыслу, схемам и чертежам

Беседа
Консультации
Семинары
Семинары – практикумы
Целевые прогулки
Экскурсии
Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс
Ситуативное обучение
Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ
Просмотр видео
День открытых дверей
Выставки
Проектная деятельность

Формирование элементарных математических представлений.

Формировать представление о числах (до 20 и более). Обучать счету в пределах освоенных чисел и определению отношение предыдущего и последующего в числовом ряду.

Учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого.

Обучать измерению предметов с помощью условных и общепринятых мер, измерению сыпучих и жидких тел; выделению формы окружающих предметов, определение их положения в пространстве и положение своего тела в нем. Развивать ориентацию во времени (определение дней недели, месяцев года, времени по часам с точностью до получаса).

Интегрированные занятия
Проблемно-поисковые ситуации
игры: дидактические, подвижные
Чтение; Досуг; Индивидуальная работа; Работа с демонстрационным и дид. материалом; Викторины
Экспериментирование; Работа в парах; Работа микрогруппами. Презентации; Решение логических задач; Исследовательская дея-ть
Проектная деятельность

Игры: подвижные, Дид., С/р. Игровые действия
Гимнастика; Дежурство
Исследовательская дея-ть. Игровые проблемные ситуации. Индивидуальная работа
Решение логических задач. Использование худ. слова. практические задания

Игры: Дидактические
Развивающие игры
Подвижные игры
Игры-экспериментирования
Работа с дид. и демонстрационным материалом. Работа в тематических уголках
Продуктивная деятельность

Семинары
Семинары-практикумы Консультации
Ситуативное обучение
Просмотр видео
Досуг
Праздники
Открытые просмотры
Совместные игры
беседы

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Мир, в котором мы живем.
-Знакомить с процессами производства и потребления продуктов питания, одежды, предметов быта, парфюмерии и косметики, промышленного и ремесленного производства, предметами искусства. --Учить бережно относиться к живой и неживой природе, предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства, формировать непотребительское отношение к природе.
-Показывать правильные способы ведения домашнего хозяйства, учить пользоваться средствами и инструментами поддержания чистоты, красоты, порядка. Прививать желание жить скромно, бережливо.
-Учить быть внимательными к собственному поведению, оценивая его с точки зрения цели, процесса, способа достижения цели, результата.
-Знакомить с затратами труда и материалов на изготовление необходимых для жизни человека вещей, с переработкой отходов и мусора, приучать экономно расходовать ресурсы.
-Развивать общие познавательные способности: наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки:
- учить называть признаки используемых предметов, выявлять принадлежность или соотнесенность одних предметов с другими,
- учить устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения в результате воздействия на них,
-находить причины и следствие событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени или другой географической области; выделять общее и частное, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом порядке.
-Воспитывать представление о событиях, связанных с празднованием Дня города, 9 мая, Дня космонавтики и т.д.
-Знакомить с основной символикой родного города и государства, развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Занятия; Беседа
Дидактические игры
Театрализованные игры
Подвижные игры
Развивающие игры
Сюжетно-ролевые игры
Чтение
Игры-экспериментирования
Целевые прогулки; Продуктивная деятельность
Народные игры. Праздники, развлечения (в т.ч. фольклорные)
Видеопросмотры
Проектная деятельность
Проблемные ситуации
Организация тематических выставок
Викторины

Беседа
Развивающие игры
Игровые задания
Дидактические игры
Развивающие игры
Подвижные игры
Игры– экспериментирования
На прогулке наблюдение за окружающей действительностью

Дидактические игры
Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые игры
Развивающие игры
Игры-экспериментирования
Продуктивная деятельность
Работа в книжном уголке

Беседа
Консультации
Семинары
Семинары – практикумы
Целевые прогулки
Экскурсии
Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс
Ситуативное обучение
Интерактивное взаимодействие через сайт ДС
Просмотр видео
День открытых дверей
Выставки
Проектная деятельность

Природа и ребенок.
-Поддерживать и развивать устойчивый интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Побуждать к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. Знакомить с ростом, развитием; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.
-Формировать элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
-Знакомить с разными состояниями вещества; с причинно-следственными связями. Развивать первые представления о существенных признаках благополучного и неблагополучного состояния природы.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными.
Помогать видеть красоту и мощь природы, богатство ее форм, красок, запахов.

Занятия; Беседа; Чтение
Интегрированные занятия
Экспериментирование
Проектная дея-ть; Проблемно-поисковые ситуации; Конкурсы
Викторины; Труд в уголке природы, огороде; Целевые прогулки;
игры: дидактические, Развивающие, Театрализованные, С/ролевые, Подвижные, Народные, Игры-экспериментирования; Продуктивная дея-ть; Праздники, развлечения (в т.ч. фольклорные); Видеопросмотры; выставки; Календарь природы

Беседа
Развивающие игры
Игровые задания
Дидактические игры
Развивающие игры
Подвижные игры
Игры– экспериментирования
На прогулке наблюдение за природными явлениями

Игры: Дидактические
Театрализованные
Сюжетно-ролевые
Развивающие. Игры-экспериментирования
Игры с природным материалом
Наблюдение в уголке природы
Труд в уголке природы, огороде
Продуктивная деятельность
Календарь природы

Беседа; Консультации
Семинары; Целевые прогулки; Экскурсии
Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс; Ситуативное обучение; взаимодействие через сайт ДС
Просмотр видео
День открытых дверей
Фотовыставки
Выставки; Праздники
Развлечения. Досуги
Проектная деятельность

Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Виддеятельности

Подготовительная группа

7- год жизни

(В том числе компенсирующаягр)

Время в режимедня

Длительность

Количествозанятий в неделю

Длительностьзанятий

Занятия (Общая продолжительность образовательного процесса)

(подсчётвремени 50/50)

Самостоятельнаяигроваядеятельность

Подготовка к прогулке, прогулка

Обед

Полдник

Организацияигровойдеятельности, игра

Подготовка к прогулке, прогулка,

уход детей домой

Общийподсчётвремени

Назанятия

Напрогулку

На игру (без учёта времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями)

Время после сна и перед полдником используется для организации закаливающих процедур, гимнастики после сна и самостоятельной игровой деятельности детей.

Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:

В дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Региональный компонент-

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Принципы работы:

  • Системность и непрерывность.

    Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

    Свобода индивидуального личностного развития.

    Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

Приобщать детей к истории Ставропольского края Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

Основные компоненты патриотического воспитания детей дошкольного возраста

(представления ребенка об окружающем мире)

Эмоционально- побудительный

(эмоционально – положительные чувства ребенка к окружающему миру)

Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

    Культура народов Северного Кавказа, его традиции, народное творчество

    Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

    История страны, отраженная в названиях улиц, памятниках

    Геральдика Российской Федерации, Ставропольского края, города Ессентуки

    Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

    Интерес к жизни родного города и страны

    Гордость за достижения своей страны

    Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому

    Восхищение народным творчеством

    Любовь к родной природе, к родному языку

    Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде

    Продуктивная

деятельность

    Музыкальная

деятельность

    Познавательная

деятельность

Интеграция областей

«Познание»

«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми);

«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого- педагогической работы – формирования целостной картины мира);

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о своем здоровом образе жизни);

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире);

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира природы);

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и художественного искусства)

Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день

Воспитательно-образовательный процесс условно подраз­делен на:

    совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа­ции различных видов детской деятельности;

    образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    самостоятельную деятельность детей;

    взаимодействие с семьями детей по реализации основной обра­зовательной программы дошкольного образования.

Модель организации деятельности взрослых и детей в ДС

Совместная деятельность

взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие

с семьями

    Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.

    Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.

    Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов

    Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.

    Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта.

    Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

    Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

    Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

Диагностирование

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

Построение образовательного процесса основывается на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:

Игровые,

Сюжетные,

Интегрированные формы образовательной деятельности.

Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы)выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте

Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Познавательное развитие

    НОД по познавательному развитию

    Дидактические игры

    Наблюдения

  • Экскурсии по участку

    Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

    Развивающие игры

    Интеллектуальные досуги

    Индивидуальная работа

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в учреждении

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

Явлениям нравственной жизни ребенка

Окружающей природе

Миру искусства и литературы

Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)

Сезонным явлениям

Народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

Недели

Подготовит. Гр.

праздники

Сентябрь

День знаний

День знаний

Осень. Признаки осени

Сад, огород. Овощи, фрукты

Моя Родина

День дошкольного работника

Октябрь

Всемирный день пожилого человека

День учителя

Лес. Грибы.

ОДЕЖДА. ОБУВЬ

Мебель. Посуда

Ноябрь

День народного единства.

Моя семья

Дом. Мебель

День рождения Деда Мороза

Бытовая техника

Домашние животные

и их детеныши

Декабрь

Зимующие птицы

Комнатные растения

Новогодний праздник.

Январь

Дикие животные и их детеныши

Новый год

День родного языка

Февраль

День Здоровья

День Защитника Отечества

Март

Апрель

День смеха

День космонавтики

День Земли

Праздник весны и труда