Рузалия Муллануровна
Работа с родителями в ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :

«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

подготовила :

старший воспитатель МБДОУ № 56

Р. М. Хусаинова

Все родители с рождения ребенка – воспитатели. Им нужны педагогические знания. Воспитатели – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей .

Родители , Родителей , Родителям…

Можно сколько угодно склонять это слово, но действенным оно не станет без творческого подхода, без сближения с родителями .

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам, пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, но откликаются на них только малая часть родителей . Почему так происходит? Не хотят? Заняты своими проблемами? не понимают значимости? Всего понемногу. Просто не испытывают потребности. Не доходит до их сознания значимость совместной работы с семьей .

Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения.

Какие бы стенды не оформили, собрания не проводили, если все идет формально, то, на мой взгляд, следовало бы начать со сближения души и разума людей, сопричастных к жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая о ребенке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день – воспитатель формирует у родителей понимание того , что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и не может быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, т. к. они получили для этого специальное образование и делают все, что нужно для ребенка, в отсутствие родителей .

Принципы дошкольной практики ориентированные на семью таковы :

2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Родителей надо рассматривать , как главных людей, отвечающих за принятие общих решений, относительно образования ребенка. Если первые 6 лет родители будут вместе принимать решения, обсуждать программы, активно участвовать в жизни д/сада, группы, то в последующие годы их участие в образовании сына или дочери будет весьма велико. Проявлять гибкость, чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка в семье. Гибкие, чуткие, реагирующие на различные нужды семьи, формы работы с детьми , повышают способность родителей должным образом заботиться о своих детях.

На что надо опираться в работе с родителями :

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка , чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка :

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять , что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем, чего хотят они.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей .

стараемся разрешать проблемы во время совместного принятия решений, касающихся их детей и их самих.

сообщаем родителям о сильных сторонах , достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять , что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

2. Создание дружелюбного партнерства

между детским садом и семьей.

Представляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно;

Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе;

Привлекаем родителей к обучению детей , используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Заключаем договор о сотрудничестве, взаимопомощи.

Формы работы с семьей .

1. Презентация дошкольного учреждения.

Цель : познакомить родителей с д/садом , его Уставом, программой развития и коллективом педагогов. Показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы , родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , платных, бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

Очень своевременно будет составить небольшой справочник по своей группе. В содержание справочника могут быть включены сведения о группе, о специалистах (возраст, сколько детей, сведения о персонале – Ф. И. О., образование, стаж, категория, программа, по которой работает группа , информация о занятиях, о платных кружках и их руководителях, режим дня, календарь общих мероприятий, правила для родителей и т . д.).

Групповые родительские собрания .

Об этом нужно поговорить поподробнее.

Разнообразные формы организации таких мероприятий :

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом. Можно определить тематику, например «Развитие памяти у детей» , «Готовность детей к школе» и др. Такие заседания можно проводить в каждой возрастной группе. Здесь же можно показать родителям открытое занятие с детьми, организовать выставку литературы, пособий.

Консультации для родителей . Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям . Какие консультации интересуют родителей , можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Открытые занятия с детьми.

Цель : познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Родители видят поведение ребенка, его знания, в сравнении с другими детьми. Видят, что в д/саду не только, как выражаются родители , «выгуливают» детей, но и дают им определенные знания, готовят их к школе.

Поэтому в средних, старших и подготовительных группах рекомендуется 2-3 раза в год проводить открытые мероприятия для родителей .

Посещение на дому. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

первое посещение семьи – это выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, такие посещения сближают родителей и воспитателей , делают сопричастных в воспитании. И ребенок видит, что между воспитателем и его родителями есть что-то общее , сближающее. Воспитатель видит, чем занимается ребенок дома, что его больше интересует, какие игрушки и книги имеются, есть ли свой уголок и пытается понять индивидуальные особенности своего воспитанника.

Дни, недели открытых дверей. Это и просмотр занятий, консультации специалистов, праздники, знакомство с питанием детей, т. е. с жизнью всего детского сада : работа узких специалистов , а также работа кружков и консультации врача. Поэтому очень важно активное посещение родителями д/сада , наблюдения, участие в мероприятиях. К этим мероприятиям необходимо готовиться. Надо вручить каждому родителю приглашение . Например :

В детский сад Вас приглашаем,

И к сотрудничеству призываем.

Чтобы знали мы всегда

Чтобы знали мамы, папы

Чем мы занимаемся,

Помогали, поддержали,

ведь проблем не перечесть,

Но важней всего одна-

Детский сад, дом – одна семья.

Очень важно, чтобы родители сами оставляли свои отзывы о работе ДОУ в специальном журнале.

Наглядная информация. В виде стендов, уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Информационные уголки желательно менять ежегодно. Надо менять сюжет. Он бывает разным – это и по сказке, по названию группы, в виде леса, цветочной поляны, водного царства, звездного неба, игрушки и т. д. В оформлении используются разнообразные материалы : соломка, керамика, резьба, выжигание, береста, лоза, дерево, семена, шишки и т. д.

Традиционные стенды и плакаты заменяются необычными формами, соответствующими сюжету : в цветке, на короне, фартуке, в клубничках, вагонах поезда и т. д. Материалы текстов помещены в специальные кармашки разных форм. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом тоне, так чтобы можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и размером шрифта.

Прочность и безопасность – одно из требований к оформлению наглядной информации. Все материалы основательно прикрепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, использование кнопок, скрепок, булавок и других острых предметов.

Обновляется не реже 1 раза в месяц.

Опись информационной тематики :

Тематическая информация по педагогическому просвещению.

Уголок краткой информации.

Для чтения дома.

Музыкально-поэтический уголок.

Медицинский уголок «О здоровье ребенка» .

Объявления.

Благодарим.

Рады сообщить Вам.

Вести с занятий.

Уголок творчества детей.

Фотоуголок настроения.

Режим, сетка занятий.

Выставка «Сделайте вместе с детьми» .

Поздравляем.

Здравствуй! или «Доброе утро, малыш!»

Уголок забытых вещей. и др.

Эффективной формой одновременного взаимодействия с коллективом родителей всей группы является групповое родительское собрание . Но часто можно наблюдать такую картину, на собрании присутствуют до 10 родителей в лучшем случае , с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а воспитатель с удовольствием констатирует негативные факты из жизни детского коллектива или все собрание сводится на сбор денег или объявления. Это приводит к тому, что родители перестают посещать родительские собрания .

Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов :

определяется повестка дня и форма проведения собрания.

Как сделать, чтобы родителям было интересно и полезно, носило познавательный и просветительский характер?

Собрания могут быть организаторскими, обычно в начале учебного года, где воспитатель знакомит детей с годовыми задачами, возрастными особенностями детей, режимом дня совей группы, напоминает правила д/сада и выбирают родительский комитет группы . Остальные 3 плановые собрания надо продумывать очень тщательно. Можно провести собрание в виде круглого стола, деловой игры, дискуссии, тематическое собрание, например : «О здоровье, всерьез» , «Ребенок учится тому, что видит у себя дома» , «Влияние родительских установок на развитие детей» , «Игры ваших детей» , «Подготовка детей к школе» и т. д. Необходимо привлекать на такие собрания специалистов, так как родители ценят их мнение , это новое, а новое им интересно.

Очень подтягивает родителей тема , созвучна с их потребностями, например : «Подготовка к школе» -встреча с учителями, или это первые дни посещения д/сада. Они бросают все и посещают собрание (пример- компенсационные выплаты) .

Хорошая посещаемость, когда собрания проходят с участием детей : это показ концерта, открытого занятия, игры-драматизации, КВН, спортивные соревнования и др. мероприятия.

После того, как определились с повесткой и формой проведения собрания, необходимо продумать индивидуальные приглашения. Это также влияет на активную посещаемость родителей . Необходимо в приглашении обращаться конкретно по имени, отчеству.

Например :

Уважаемая Татьяна Ивановна!

Родительское собрание на тему : «О здоровье всерьез» состоится___

Предлагаем :

1. Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы дает врач-педиатр___

практикум проводит мед. сестра___

2. Справочное бюро здоровья.

3. Обмен опытом по использованию народных средств в лечении простудных заболеваний у детей.

4. Анкета для родителей .

Будем рады Вас видеть.

Воспитатели группы.

Очень важно заблаговременно пригласить родителей , разослать им именные приглашения, подготовить выставку : альбомы, метод. литературу, детские работы , благодарственные письма родителям . Завершают организационную часть, оформление помещения, где будет проходить собрание. Очень сильно меняется настрой родителей , когда они видят празднично одетых детей, подтянутых воспитателей на родительских собраниях . Не следует брать на собрание несколько тем, надо продумывать и время, чтобы укладываться примерно в 1час 15-20 минут. В первую очередь необходимо провести теоретическую часть, т. к. родители в конце воспринимают без внимания, менять теорию с практикой. Нельзя, чтобы собрание состояло из одних докладов и выступлений. Надо разнообразить. С интересом родители воспринимают самих родителей , которые делятся опытом воспитания, больше примеров из жизни коллектива. Не следует останавливаться на отрицательных моментах, надо больше показывать удачные примеры, т. к. родители очень быстро реагируют на это.

Не следует воспитателю и выступающим все читать с листа, и тем более с книги. Надо для себя подготовить вопросник, тезисы и развивать мысль. Чтение без поднимания глаз не воспринимается слушателями. На теоретическую часть использовать не более половины времени собрания. Не следует бубнить под нос, а конкретно, четко излагать свою мысль, а для этого необходимо очень хорошо самой изучить данную тему и несколько раз перечитать. Каждую тему следует переносить на жизнь детей в группе. Если это тема «Игра» , то, а как в нашей группе поставлена игра, какие игрушки, что надо сделать, чтобы игра приносила пользу. И дать советы родителям , для организации игр детей дома. Если это о здоровье, то, а какая заболеваемость в нашей группе, почему дети болеют? Что надо делать, чтобы меньше болели? (из опыта родителей ) .

«О питании» -использование таблиц.

О предупреждении травматизма – выступления детей.

Ежеквартальный отчет об использовании финансов в группе. Это очень важно. Привлекать актив, родительский комитет , секретарь (для ведения протокола, обязательно) . Проект решения собрания, сроки исполнения, исполнители.

Советы к проведению собрания!.

Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение. И оба воспитателя ответственны.

Не следует затягивать собрание дольше 1час 15 минут.

Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой списки с именами и отчествами родителей .

Перед началом объявите повестку дня, вопросы для обсуждения.

не забудьте золотое правило пед. анализа : говорите сначала об успехах, затем о негативном, завершите, над чем надо поработать , с задачами на будущее.

Предупредите родителей , что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов) .

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Собрание должно проходить в доброжелательном тоне. Не стоит давать на собрании негативную оценку поведению ребенка.

Будьте корректны и тактичны.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др. Родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под готовке принимали участие дети.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей.

Особой популярностью нетрадиционные формы с родителями пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе.

В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

1. Информационно-аналитические- Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

2. Досуговые- Призваны устанавливать теплые доверительные

отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

3. Познавательные — Направлены на ознакомление родителей с возрастными

и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

4. Информационно-ознакомительная форма — Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

5. Информационно-просветительская форма — Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Данная тема привлекла меня тем что, она актуальна в наши дни, формы работы с родителями разнообразны и интересны.

Каждый родитель обучает своего ребенка массе полезных и бесполезных вещей. Но мудрый родитель вдобавок к этому способен брать уроки у собственного ребенка, к обоюдной пользе.

Список используемой литературы.

1. «От рождения до школы» программа воспитания и обучения в детском саду. по редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2012г.

2. Методические пособия под редакцией М.А. Васильевой. Комплексное перспективное планирование.

Ирина Бочкарева
Формы работы ДОУ с родителями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного типа № 554

г. Екатеринбурга

Методическая разработка семинара на тему :

Родительские собрания в детском саду»

Воспитатель МБДОУ № 554 Бочкарева И. Л.

1. Формы работы ДОУ с родителями .

Цель взаимодействия ДОУ и родителей :

Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.

Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Психолого - педагогическое просвещение родителей .

Основные блоки по работе с родителями

Психолого – педагогическое просвещение

Задача :

Повышение педагогической грамотности родителей .

Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ

Задача :

Создание условий для включения родителей в планирование , организацию и контроль за деятельностью ДОУ

Традиционные формы

Родительское собрание - форма работы группы людей объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Лекция – форма взаимодействия с родителями , позволяющая предоставлять большой объем информации , эффективная в начале встречи и в большой аудитории.

Педагогическая беседа – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Тематическая консультация – (индивидуальная или групповая) – обсуждение различных аспектов воспитания и обучения детей, получение от родителей необходимой информации о ребенке .

Информационный стенд – сведения об администрации, направлениях деятельности ДОУ, достижения коллектива, мероприятия на месяц, режим дня, расписание занятий.

Тематические выставки – отражают направления работы ДОУ

Открытые занятия и дни открытых дверей – ознакомление родителей с жизнью детей в ДОУ.

Субботники – объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственной среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.

Праздники и развлечения – привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе.

Анкетирование родителей – выяснение знаний о методах воспитания детей, об удовлетворенности деятельностью ДОУ, об индивидуальных особенностях детей и т. п.

Фотовыставки – знакомство родителей с мероприятиями проводимыми в ДОУ.

Нетрадиционные формы

Проекты – привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.

Конференции – обобщение, систематизация и пропаганда психолого – педагогических знаний.

Дневник – обеспечение постоянного общения между педагогом и родителями .

Информационный листок – содержит полезную информацию на каждый день .

Газета – рассматривает широкий круг проблем воспитания, знакомит родителей с темами деятельности ДОУ, содержит статьи по организации детского досуга и т. п.

Экскурсии и туристические походы – способствуют объединению усилий ДОУ и родителей в воспитании детей , формировании у них духовно – нравственных начал, ценностных ориентиров, экологическому воспитанию, привитию любви к Родине .

2. Родительские собрания

Главными воспитателями детей являются их родители , но, к сожалению, многие из них не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим у многих родителей возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют развитию малыша. Наша задача помочь родителям обрести необходимые для воспитания детей знания. Каким образом мы это можем сделать! Существует достаточное количество форм работы с родителями . Сегодня мы поговорим о родительских собраниях .

Родительское собрание – форма работы группы людей (родителей , объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Родительское собрание – это наиболее распространенная форма работы с родителями по педагогическому просвещению семьи. Но как сделать, чтобы родители не искали причин не явиться на собрание, а наоборот ждали их с нетерпением и приходили задолго до их начала?

Прежде всего комфортная, непринужденная обстановку, уютная атмосфера, улыбка педагога, творческий подход к выбору темы и формы проведения собрания .

Родительское собрание начинается с подготовки. И дети являются главными в этом звене. Можно предложить ребятам приготовить пригласительные для родителей в виде открыток , конструкций, поделок, аппликаций и т. п.

Подготовка грамот, награждений, маленьких призов самым активным родителям – с помощью детей , благодарственные письма от администрации ДОУ.

Подготовка выставок детских работ , проведение заседания родительского комитета – все это предшествует собранию.

В силу ряда причин не все родители посещают собрания , поэтому важно создать условия, чтобы привлечь родителей , т. е. провести процесс подготовки к собранию таким образом, чтобы родителям захотелось быть на собрании.

Родители должны принимать активное участие в разработке и отборе тематики собраний. При этом соблюдаются такие принципы как значимость (выбраны актуальные темы, оптимальность (темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений, активность (следование желаниям родителей ) .

Необходимо заранее оповестить родителей о времени и повестке собрания : вывесить объявление, выдать на руки письменное приглашение, позвонить по телефону.

Заранее продумывается наглядный материал, который будет сопровождать выступление. Непосредственно перед собранием необходимо подготовить мебель, ручки, листы, продумать, как и кто обеспечит присмотр за детьми, обязательно проветрить помещение.

При необходимости можно провести анкетирование родителей , узнать какие темы волнуют, о чем бы они хотели узнать на собрании.

Пригласить на собрание администрацию ДОУ, обсудить проблемы группы и ДОУ.

В процессе родительского собрания реализуется несколько возможностей : организация родительского коллектива , управление воспитательно – образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.

Возможные темы обсуждения на собрании :

1. Итоги воспитания, обучения и развития детей за определенный период.

2. Дальнейшие планы и стратегии работы .

3. Планирование совместных действий.

Как правило, собрание состоит из 3 частей? Вводной, основной и разное.

Вводная часть призвана организовать родителей , создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем небольших игр и заданий, анкет, необычной формы собрания .

Основная часть может быть разделена на 2 – 3 этапа. Как правило, это выступление воспитателя группы, специалистов ДОУ, которые освещают теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Для иллюстрации своих слов можно использовать видео, аудио записи, компьютерные презентации, фотоальбомы, графи и схемы. Все это будет способствовать лучшему восприятию информации .

В процессе ведения собрания важно не затягивать выступления по темам, они должны быть эмоциональными, с интересными примерами из жизни ребят группы. Выносить на собрание не больше 2-3 тем, можно провести фрагмент занятия, или целое занятие. Интересным моментом может прозвучать магнитофонная запись с занятия или из беседы с детьми.

Если выносятся какие – либо негативные показатели, то это необходимо делать после положительного и не называя имен и фамилий детей.

В ходе собрания необходимо избегать предъявление претензий к родителям и детям , обсуждение личности конкретного ребенка, не следует констатировать неудачи детей. Главное – выработать пути решения обсуждаемых проблем.

В третей части обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведение праздников, экскурсий, организация совместных мероприятий ДОУ и семьи. Необходимо заранее продумать несколько вариантов, которые будут предложены родителям для обсуждения , договориться с теми, кто может помочь. Часть вопросов решается заранее с родительским комитетом .

Если во время собрания кто-либо из родителей поднимает вопрос , выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на следующую встречу того сотрудника ДОУ, в чьей компетенции находится этот вопрос.

Для обратной связи можно использовать «блицтурнир» по вопросам темы или неоконченную фразу «На этом собрании я….»

В конце собрания родители должны принять решение и записать его в протокол. По окончании собрания нужно подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Для привлечения родителей так же можно использовать нетрадиционную форму проведения собрания . Это может быть собрание – досуг. Например по темам профилактики различных заболеваний, одежды детей в различные периоды, о капризах и т. п. К проведению таких собраний привлекаются специалисты ДОУ – медик, психолог. Родителям даются задания , схожие с заданиями для ребят, участвует сказочный герой, разыгрываются сценки из детской жизни (с помощью родителей ) . Такие мероприятия привлекут родителей к активному участию , поднимут престиж педагога, будут способствовать усвоению родителями педагогических знаний.

Чаще используйте на родительских собраниях выступления самих родителей , они поделятся своим опытом, расскажут о проблемах. Такие выступления способствуют формированию у родителей правильного подхода к детям, сплачивают родительский коллектив , формируют устойчивый интерес к участию в воспитательно – образовательном процессе.

Примерные темы родительских собраний .

«Движение и речь»

Общение с детьми в семье»

«Программа воспитания и обучения на данную группу»

«Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук»

«Творческие игры»

«Отец и ребенок»

«Интересы, возрастные возможности и способности детей»

«О детской самостоятельности»

Упрямство и капризы детей»

«О трудностях в обучении, коррекции поведения, усвоении знаний»

«Физическое развитие»

«О развитии речи детей»

«Детский коллектив – конфликты, контакты»

«Культура поведения за столом, в обществе»

«Игра – ведущая деятельность дошкольного периода детства»

«Проблемы воспитания детей в семье»

«Готовность ребенка к школьному обучению»

«Стоит ли наказывать детей?»

«Концентрация внимания на занятиях»

«Воспитание дисциплины»

«Поэзия в жизни ребенка»

«Организация работы с родителями

в современном ДОУ»

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш» .
В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

  1. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
  2. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
  3. Как изменить такое положение?
  4. Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  5. Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» разработана система по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп.

ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ:

Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

1. Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность

2.П росветительская деятельность

3. Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс. 4.Реализация образовательного процесса детского сада.
ЗАДАЧИ:

1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребенке в ДОУ.

2) Организовать взаимодействие ДОУ и социума в вопросах сбора и применения информации о семье и ребенке для эффективного осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к семье.

1) Создать педагогическую культуру родителей:

  • обеспечивать родителей психолого-педагогической информацией
  • защитить права детей и родителей на удовлетворение их потребностей
  • формировать ответственную и активную позицию родителей в воспитании и развитии детей

2) разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым.

1) создать сообщество единомышленников - родителей, педагогов для совместной работы по развитию и воспитанию детей, социальной адаптации их в обществе.

2) осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации.

1) привлекать к участию родителей в реализации образовательного процесса.

2) разнообразить формы и методы включения родителей в поддержку и развитие учреждения.

3) привлекать родителей в создание и работу общественной организации - родительский комитет.

СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
  • прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
  • проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
  • конторольно-оценочная деятельность по результатам работы;
  • проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ деятельность участников по определенным этапам. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее реализации.

Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

  1. I. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является сСоздание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.

В городе

В детском саду

1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:

  • контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки, выход в семью).

2.Распространение информации о работе детского сада:

  • сайт;
  • публикации в печати.

3. Изучение опыта работы близлежащих ДОУ, общеобразовательных школ, ЦДТ во взаимодействии с родителями.

4. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке :

  • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика;
  • протекание адаптации к д/с (адаптационный лист);
  • индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
  • ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
  • выявление одаренных детей;
  • выявление детей, требующих повышенного внимания.

о семье :

  • состав семьи;
  • определение социального статуса семьи (социальная анкета);
  • выявление семей группы «риска»;
  • материально-бытовые условия;
  • психологический микроклимат, стиль воспитания;
  • семейные традиции, увлечения членов семьи;
  • заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров :

  • проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
  • выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

II. Просветительская деятельность.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

Кадры

1. Просветительская деятельность:
  • вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
  • вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
  • формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
  • обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
  • тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

Родители

1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:

3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

  • беседы;
  • консультации;
  • круглые столы;
  • родительские собрания.

4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха.

Дети

1. Социально-нравственное и познавательное развитие:

  • семья;
  • родословная;
  • семейные традиции;
  • гендерное воспитание;
  • формирование духовных ценностей.

III. Организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Кадры

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Внедрение форм работы с семьей и социумом по расширению контингента детей и организации платных услуг (кружковая работа).

3. Организация деятельности музея «Светлица»:

  • создание положения об открытии музея «Светлица»;
  • сбор экспонатов;
  • оформление экспозиций.

4. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

5. Выход в семью.

Родители

Вовлечение родителей в педагогический процесс:
  • совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
  • планирование и совместная работа на родительских собраниях;
  • помощь в организации досуговой деятельности;
  • совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
  • оформление группы и д/с;
  • создание семейных Гербов и родословных Древ;
  • участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новый год у ворот»);
  • благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
  • привлечение родителей к оформлению музея русской культуры «Светлица»;
  • пополнение музея выставочными экспонатами.
  • участие родителей в субботниках по озеленению территорий д.с.

Дети

Вовлечение детей в творческий процесс:
  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);
  • совместное участие с родителями в семейных концертах;
  • совместное оформление с родителями и создание семейных Гербов и родословных Древ;
  • участие в мероприятиях на базе музея «Светлица».

IV. Реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

Система предполагает следующие результаты:

  • реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
  • изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
  • рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
  • положительные изменения в неблагополучных семьях;
  • выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2004 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

Опыт формировался в детском саду № 2 «Сказка» расположенном в промышленном районе северной части села Кулунды.

В ближайшем окружении ДОУ находятся: ООО «Монолит», ОАО «Железобетон», МОУ

КСШ № 3, при школе работает Центр немецкой культуры «Радуга». Других культурно – массовых объектов в микрорайоне нет. Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно – развивающим и досуговым центром, единственным очагом культуры для детей дошкольного возраста.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

Посещение семей воспитанников на дому;

Общие и групповые родительские собрания;

Консультации;

Занятия с участием родителей;

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

Совместные экскурсии;

Дни общения;

Дни добрых дел;

Дни открытых дверей;

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

Оформление фотомонтажей;

Совместное создание предметно – развивающей среды;

Утренние приветствия;

Работа с родительским комитетом группы;

Беседы с детьми и родителями;

Тренинги;

Семинар – практикум;

Родительские гостиные;

Телефон Доверия;

Почта Доверия;

Семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки (см. Приложения).

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

«Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут».

«Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой!

«В группе папа есть у нас,

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает,

Во всем нам очень помогает».

«Папы, мамы – молодцы!

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют,

И в игры играют».

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини – Пуху»,

«Мы – дети планеты Земля» (см. Приложение), проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе» (см. Приложения).

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Было много восторгов и удивлений.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

Родительские уголки,

Папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон» (см. Приложения),

Библиотека – передвижка,

Фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,

Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,

Семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,

Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

Копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

Праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»,

Развлечения «Семейные посиделки», «День смеха» (см. Приложения),

- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),

Спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления» (см. Приложения),

Вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,

Совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья» (см. Приложения),

Выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,

Празднование дней рождения (ежемесячно),

Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд »,

Спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,

Совместные походы «В мир прекрасного»,

Экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу» (см. Приложения).

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

Консультации для родителей;

Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

Распределение ролей взрослых;

Изготовление пригласительных билетов;

Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

Составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

Индивидуальные встречи и консультации;

Изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки».

Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Праздник закончился словами:

«Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!»

(0. Высоцкая)

При подготовке к празднику оформила плакаты:

«Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю

жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Теперь у нас в группе традиция, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек».

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Именно поэтому я решила провести досуг «А ну-ка бабушки» (см. Приложения).

Все творчески подошли к выполнению заданий: придумали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы «Из бабушкиного сундучка», испекли сладкое угощение и поделились рецептами, приняли участие в выставке «Моя бабушка лучше всех».

Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в играх, конкурсах, пели песни, частушки, читали стихи, танцевали.

Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут.

Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.

С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.

Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что – то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем кабинку, кровать, стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказывается на уровне осознанной важности проводимых мероприятий (чаепитие, призы, подарки).

Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям»

(см. Приложения).

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия» (см. Приложение).

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате

у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» (см. Приложения). Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение (см. Приложения). Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют. Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

Очень необычно у нас оформлен «уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но, стоили появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок украшение нашей приемной (см. Приложения).

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог – уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

По результатам повторной диагностики в группе нет родителей – наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей – лидеров; до 67% выросло количество родителей – исполнителей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Воспитанники моей группы приняли участие:

В районной выставке на «День Защиты детей», семья Кати Шаган заняла первое место за поделку «Дружная семейка» - 2005 год, за поделку «Совушка - сова» - 2006 год;

В районном спортивном фестивале «Папа, мама, я – спортивная семья» - 2008 год, семья Снежаны Сергеевой награждена районной грамотой;

В районном семейном литературно – творческом конкурсе «С любовью к дому своему» -2008 год семья Полины Бубырь в номинации «Моя родословная» заняла первое место, награждена районной грамотой;

В районном семейном литературно – творческом конкурсе «С любовью к дому своему» 2008 год родители моей группы награждены благодарственным письмом и ценными подарками за портреты детей из бросового материала «Наши дочки и сыночки»;

В районном конкурсе газеты «Новости Кулунды» на тему «Я с бабушкой своею» - 2008год, семья Полины Бубырь поместила стихи и рассказ собственного сочинения, нарисовала портрет своей бабушки.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Л и т е р а т у р а

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 .
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
3. Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
6. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
7. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
8. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
9. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
10. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
11.Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
12. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/ Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998.
13. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
14.Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
15. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
М: Мозаика – Синтез, 2007год.