Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ Исследование на тему: «Необыкновенные опыты с воздушными шариками» Подготовила: ученица 4 «А» класса лицей №4 (ТМОЛ) Дзюба Юлия Руководитель: Мартынова Татьяна Всеволодовна Консультант: Дзюба Елена Евгеньевна

2 слайд

Описание слайда:

ВВЕДЕНИЕ Нас окружает мир - прекрасный и таинственный. Человек начинает познавать этот мир с самого рождения, но не все тайны удаётся раскрыть. Цель моей работы: объяснить поведение воздушных шаров в физических экспериментах с точки зрения физических законов при помощи взрослых. Методы: наблюдение, постановка эксперимента, описание, поиск информации в разных источниках. Гипотеза: Я предполагаю, что воздушный шарик является прекрасным пособием для изучения основ физических явлений. Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи: 1.Поставить опыты с использованием воздушных шариков. 2.Зафиксировать наблюдаемые явления. 3.Найти в различных источниках информацию, позволяющую объяснить наблюдаемые явления.

3 слайд

Описание слайда:

Практическая часть Опыт 1. Я надула воздушный шарик и попыталась утопить его в воде, прикладывая силу. Шарик не тонет. Удержать под водой его можно, но как только я убираю руки, он всплывает. Почему? Потому что внутри шара находится воздух, он легче воды.

4 слайд

Описание слайда:

Опыт 2. Оболочка шарика изготовлена из резины. Интересно, горит ли она? При внесении шарика в пламя свечи, оболочка загорается и шарик лопается. Налью в шарик воды и повторю опыт. Шарик с водой не горит. Можно сделать вывод, что вода обладает плохой теплопроводностью и всё тепло, получаемое от пламени, идёт на нагревание воды. Температура оболочки, пока в ней есть вода, не будет подниматься выше 1000С (так как пламени свечи недостаточно для закипания воды), что ниже температуры возгорания резины.

5 слайд

Описание слайда:

Опыт 3. Я отрезала дно пластиковой бутылки, поместила шарик внутрь бутылки и натянула его на горлышко. Отрезанную часть бутылки затянула плёнкой от другого шарика и закрепила скотчем. Оттягиваю плёнку - шарик надувается, надавливаю на плёнку - шарик сдувается. Почему это происходит? Объём воздуха внутри бутылки оказывается изолированным от остального воздуха (атмосферного). При оттягивании плёнки этот объём увеличивается, давление уменьшается и становится меньше атмосферного. Шарик внутри бутылки надувается воздухом атмосферы. При надавливании на плёнку объём воздуха в бутылке уменьшается, давление становится больше атмосферного, шарик сдувается. Так же работают и наши лёгкие.

6 слайд

Описание слайда:

Опыт 4. В стеклянную трёхлитровую банку налью горячей воды. Через некоторое время вылью воду и кладу на горловину банки шарик с водой. Шарик втягивается в горловину и оказывается на дне банки. Почему? Это объясняется тем, что горячая вода нагревает банку, а банка нагревает воздух. Плотность горячего воздуха меньше плотности холодного. Воздух в банке быстро остывает, его плотность увеличивается, объём уменьшается - шарик втягивается в банку.

7 слайд

Описание слайда:

Опыт 5. Надуваю шарик, включаю фен, подвожу под шарик струю воздуха и опускаю шарик. Струя воздуха поднимает шарик вверх, но он не улетает, а устойчиво держится в струе воздуха. Это происходит потому, что Давление воздуха в струе из фена ниже атмосферного, поэтому шарик находится в своеобразном воздушном коридоре, стены которого состоят из воздуха с атмосферным давлением. Это заставляет шарик держаться в области пониженного давления.

8 слайд

Описание слайда:

Опыт 6. Надуваю шарик до среднего размера и завязываю горловину узлом. Измеряю шарик мерной лентой и делаю метку. Кладу шарик в миску и обливаю горячей водой. Шарик увеличился в размерах, это подтверждается показаниями мерной ленты. Почему? Потому что воздух внутри шарика под воздействием горячей воды нагревается и при этом расширяется, растягивая оболочку.

9 слайд

Описание слайда:

Опыт 7. Что произойдет с шариком если проткнуть его иглой? Я надула шарик и проткнула его иголкой - он лопнул с громким треском. А можно проткнуть шарик иглой и при этом не лопнуть его? Проколоть шарик, не лопнув его, можно тремя способами: 1. С боков, где резина сильно растянута, приклеить скотч и проколоть шарик в этом месте. 2. Там, где резина наиболее толстая, то есть «на макушке». 3. Там, где резина не натянута – где нитка. Почему это происходит? В этих местах резина не натянута, нарушение целостности оболочки не сопровождается разрывам. С боков удержать оболочку от разрыва помогает скотч. Отверстие от иголки маленькое и шарик сдувается незаметно.

10 слайд

Описание слайда:

Опыт 8. Надуваю шарик и завязываю его. Электризую шарик, потеревего о волосы. Поднимаю шарик над головой. За шариком тянуться и волосы. Почему это происходит? При натирании шарика о голову волосы и шарик электризуются, т.е. получают электрический заряд. Шарик заряжается отрицательно, волосы - положительно. Разноименно заряженные тела притягиваются, поэтому волосы тянутся к шарику.

11 слайд

Описание слайда:

Опыт 9. Надуваю два шарика одинакового размера. Электризую шарики о волосы. Беру шарики за нитки в одну руку - шарики разлетаются в разные стороны. Электризую шарики, потерев их друг о друга. Беру шарики в разные руки - шарики прилипают друг к другу. Потому что шарики, потёртые о лоскуток или голову, заряжаются зарядом одного знака, а потёртые друг о друга - зарядами разного знака. Разноименно заряженные тела притягиваются, одноименно заряженные - отталкиваются. Почему?

12 слайд

Описание слайда:

Опыт 10 Я надула два шарика, но так, чтобы один был большого размера, а второй - поменьше. Взяла имеющуюся у меня трубочку. Натягиваю шарики на оба конца трубки, перекручивая их горловины. Раскручиваю горловины - шарики свободно сообщаются между собой через трубку. Воздух перетекает из одного шарика в другой. Но… маленький шарик надувает большой! Как такое возможно? Многие считают, что раз масса воздуха больше в шарике большего размера, то этот шарик будет сдуваться и надувать маленький шарик. Но такое рассуждение ошибочно. Причина наблюдаемого явления в давлении внутри шарика. Давление газа зависит от кривизны поверхности, т.е. от радиуса сферы: чем меньше радиус, тем больше давление. (как бы мне это запомнить, так как я этого вообще понять еще не могу!!!) .Но делать этот опыт было очень интересно!!!

13 слайд

Описание слайда:

ВЫВОДЫ Подведем итоги. Для этого сведем полученные данные в таблицу: Опыт Вывод Вводе шариквсплывает Воздухвшаре легче воды 2. Шарикс водой негорит Вода обладает плохой теплопроводностью 3.Шариквнутри изолированной бутылки надувается При увеличении объема воздуха давление уменьшается 4. При остывании воздуха в банке шарик с водой втягивается в банку Плотность горячего воздуха больше плотности холодного 5. Шарик держится в струе воздуха от фена В струе воздуха, где скорость его большая, давление меньше, чем в окружающем неподвижном воздухе. 6.Принагревании шарика он увеличивается в размерах При нагревании воздух увеличивается в размерах 7. При прокалывании шарик не лопается Если нет натяжения шарика или плотность шарика в определенном месте больше – шарик не лопнет 8. При трении о волосы шарик и волосы электризуются Электрические заряды могут передаваться от одного тела к другому 9. При трении шариков о волосы они отталкиваются, при трении шариков друг о друга – они притягиваются. Одинаковые тела при трении об один и тот же предмет заряжаются одинаково. Одинаковые тела при трении друг о друга заряжаются по-разному. 10. Шарики разного размера свободно сообщаются между собой через трубку Давление газа (воздуха) зависит от кривизны поверхности

14 слайд

Описание слайда:

Спасибо за вниеание! Проводя данную работу я узнала, что Физика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания. Это наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания. Надеюсь, что моя работа будет способствовать формированию неподдельного интереса к изучению физики. А созданная на основе практической части компьютерная презентация поможет школьникам быстрее понять сущность изучаемых физических явлений и вызовет большое желание проводить эксперименты с помощью простейшего оборудования.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Изучение природных явлений, процессов, а также свойств веществ требует освоения учащимися опытно-экспериментальной деятельности. Оборудование для проведения опытов продумано так, что не требует сложных приборов, материалов или химической посуды. Используются баллоны из-под напитков, пластиковые стаканчики, вертушки из бумаги или фольги, воздушные шарики, воздушный и водный термометр, морозильная камера холодильника, батарея отопления и другие доступные каждому предметы.

Для формирования понятия температура провели проблемный опыт предложенный в тетради для 3 класса. (слайд 2)

Выполняя этот простой эксперимент, ученики осознают относительность ощущений человеком холода и тепла и приходят к выводу о необходимости объективного измерения температуры воздуха, воды, различных тел специальным прибором – термометром.

Достаточно большое число опытов приходится на тему «Путешествие в мир веществ». На первом уроке в этой теме учитель обращает внимание учеников на аппарат ориентировки (подсказки) в учебнике. На заставке (шмуце) перед изучением темы «Путешествие в мир веществ» есть бордюры из маленьких рисунков, иллюстрации, которые подсказывают учащимся, что и как они будут изучать. (слайд 3)

При изучении темы «Строение вещества» демонстрируется простой опыт: в стакан с водой добавляется несколько капель краски (слайд 4). Ученики наблюдают за окрашиванием воды и пробуют объяснить, что происходит.

Для поиска ответа на этот вопрос задаются дополнительные вопросы:

– Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной? (Нет. Вода окрашивается потому, что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.)

– Почему маленькой капельки краски достаточно, чтобы окрасить всю воду? (Значит, в маленькой капле чернил очень много частиц.)

– О чём говорит распространение окрашивания в разные стороны? (Частицы двигаются в разных направлениях)

Каждый ученик многократно наблюдал данный факт, который является доказательством того, что тела (в этом случае – капелька краски и вода в стакане) состоят из мельчайших движущихся частиц, между которыми есть промежутки. Молекулы краски, растворяясь в воде, проникают в промежутки между молекулами воды и окрашивают её.

Шутливые иллюстрации (слайд 5) помогают детям вообразить, как много молекул в твёрдом, жидком и газообразном веществе. Как они непрерывно передвигаются, колеблются, носятся с большими скоростями, сталкиваются и разлетаются в разные стороны.

Пусть группы ребят изобразят движение молекул в веществах, находящихся в разных состояниях.

Перед проведением опытов ребята учатся ставить экспериментальную задачу. Например, выполняя задание тетради (61, слайд 6), учитель спрашивает:

– Какую экспериментальную задачу поставил автор учебника, предлагая нам проделать эти опыты? (Исследовать свойства воздуха.)

Ребята уже знают, что воздух занимает весь предоставленный ему объём, а теперь надо проверить, можно ли изменить объём воздуха.

Для этого нам потребуется воздух в определённом объёме. Это могут быть воздушный шарик и стакан. В стакане ученики изобразят точками молекулы воздуха, которые не дают воде подняться выше – сопротивляются (хотя воде и удаётся немного сжать воздух, потеснить его молекулы.)

Чтобы изменить объём воздуха в шарике, положите на него небольшую книгу. Воздух сопротивляется сжатию (он упругий) и даже восстановит форму шарика после снятия нагрузки.

Так на опыте ребята узнают об упругости воздуха.

Опыт 3 ребята могут провести и дома. (Воздушный шарик надевают на сосуд и ставят в горячую воду. Можно ещё добавить из чайника горячую воду, наблюдая, как шарик поднимается и надувается (слайд 7). Но если сосуд убираем из горячей воды, то шарик опять сдувается.

Вывод учащиеся проговаривают сами. (При нагревании упругость воздуха увеличивается, при охлаждении – уменьшается.

Дома самостоятельно учащимся доступно исследование превращения воды (слайды 8-10)

По результатам опытов фиксируются выводы: вода замерзает при 0 градусов, лёд легче воды (это было видно, как он плавал на поверхности воды), лёд занимает больший объём, чем вода . Водяной пар не видим.

Опыт по конденсации водяного пара можно продемонстрировать в классе (слайд 11) и обсудить, что происходит с водой. (Здесь в опыте сковорода с кубиками льда играет ту же роль, что и холодный воздух при образовании облаков и дождя. Вода испаряется, пар поднимается и в холодном воздухе превращается в маленькие капельки. Маленькие капельки собираются в большие и выпадают из облаков дождём. Так ученики знакомятся с процессами испарения и конденсации.

За опытами следует вывод: Вода в облаках над морями пресная; соль не испаряется вместе с водой, поэтому испарившаяся вода является пресной.

Самостоятельно проводятся исследования свойств снега и льда (слайды 12-13). Полные стакан со снегом и другой с кубиками льда ставятся в тёплое место, и ребята наблюдают, что растает быстрее (снег или лёд) и в каком стакане окажется больше воды.

Второй опыт позволяет увидеть, что снег и лёд легче воды.

Снеговой покров.

В теме растения зимой проводится опыт (слайд 14), в котором моделируется замерзание древесного сока , содержащего минеральные соли и сахар. Ребята делают вывод: раствор соли и сахара замерзает позже, чем чистая вода. Отсюда следует, что древесные соки могут замерзать только при очень низких температурах. Опыт 2 (слайд 14) позволит ученикам убедиться в том, что хвоинки у ели и сосны даже в сильные морозы не промерзают (не леденеют, остаются гибкими), потому что древесный сок в них содержит много минеральных солей и органических веществ, придающих хвоинкам кисловато-терпкий вкус. Опыт 3 (слайд 14) раскроет ученикам тепловые свойства коры – она плохо проводит тепло и холод, защищает дерево в зимние холода и в жаркое время года. (Зная это свойство, некоторые хозяйки держат на крышках пробку, как своего рода прихватку. Она оберегает их от ожога.)

В теме «Развитие растения» (слайды 15-16) продолжаем развивать умения учащихся наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, воспитываем интерес к исследовательской работе, желание самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Понаблюдав за прорастанием семени фасоли, ученики смогут увидеть, как движется, изгибается корешок, как он упрямо ищет почву, чтобы побыстрее погрузиться в неё. Ученики убедятся в том, что, независимо от положения семян, появившиеся из них корешки растут вниз. Разглядывая под лупой кончик корня, ученики могут увидеть корневой чехлик, защищающий корень от повреждений при проникновении в почву, и в корневые волоски.

По заданию 23 (слайд 17) ученики дома определят с помощью линейки глубину проникновения корней (картофель – 50 см, горох – 105 см, корень свёклы может достигать – 165см, полыни – 225 см)

Как видим, достаточно простые опыты позволяют учащимся определять физические свойства веществ и делать выводы по их результатам.

При изучении окружающего мира большое внимание уделяется и наблюдениям. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Пути развития наблюдательности разнообразны: использование различных средств наглядности, организация наблюдений дома к уроку и на уроке, организация наблюдений при проведении опытов, практических работ, ведение дневников наблюдений, настенных календарей природы, организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.

Традиционно под наблюдением понималось в основном наблюдения в природе. Однако современный предмет «окружающий мир» наряду с естесствознанием включает и обществознание. Следовательно, наблюдения в природе сочетаются с наблюдением за социальным окружением (как одеваются люди, как ведут себя взрослые и дети а автобусе и др. общественных местах) Интересное наблюдение – наблюдения с целью сравнения поведения человека и животных (чем дома кормят кошку, что ты ешь сам, напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.)

Наблюдение выступает и как метод исследования, и как метод обучения.

Посредством наблюдений в природе у школьников формируются представления по многим программным понятиям: о временах года, формах рельефа, воде, погодных явлениях, почвах, растениях, животных, деятельности человека в природе и т.п.

Чаще всего непосредственные наблюдения в природе должны предшествовать изучению той или иной темы в классе. Именно на материале предварительных наблюдений в природе строится изучение сезонных изменений (работа по заданиям дневников наблюдений, наблюдения на экскурсиях). Однако в ряде случаев наблюдения в природе полезно осуществлять в процессе изучения соответствующей темы, поскольку углубление знаний идет путем чередования наблюдений и анализа. Не исключены наблюдения и на заключительных этапах изучения темы, например на обобщающих экскурсиях.

Работу по проведению наблюдения мы стараемся превратить в учебно-исследовательскую деятельность, что включает в себя:

  • подведение школьников к осознанию цели наблюдений, выясняем, что и для чего мы будем наблюдать
  • выдвигаем гипотезу;
  • составляем программу наблюдений;
  • учимся пользоваться измерительными инструментами
  • фиксировать результы наблюдения в таблицу или на график и т.п.
  • и анализировать результаты наблюдений

Результаты наблюдений за погодой фиксируются в дневниках наблюдений, в классном календаре природы, где школьники делают короткие записи, зарисовки, составляют числовые таблицы. На экскурсиях практикуются зарисовки, фотографии, записи в тетрадях.

Остановимся подробнее на организации работы с календарём наблюдений.

В традиционной программе ведение календаря природы – практически у каждого учителя вызывала определённые сложности. Учащиеся быстро утрачивали к ней интерес, забывали делать регулярные записи,

В программе Гармония дети начинают вести дневник наблюдений в 3 классе и продолжают в 4 классе (слайд 18) . Но дневники эти существенно отличаются. В 3 классе это таблица, включающая следующие столбцы: число месяца, облачность, температуру воздуха, силу ветра, осадки. В 4 классе дети через дневник наблюдений получают первые понятия о графике и диаграмме. В дневнике мы работаем в основном коллективно, в те дни, когда проводится урок окружающего мира, т.к. количество дней соответствует количеству уроков в месяц. Но дети, которые любят эту работу делают такой же календарь, но на целый месяц. На графике дети отмечают дни по горизонтали (ось Х) , по вертикали температуру воздуха (по оси У), а на диаграмме количество ясных и пасмурных дней, количество дней с выпадением осадков и сильным ветром. Обращаем внимание на солнышко в Дневнике наблюдений (слайд 19) . В сентябре оно высоко, затем оно становится ниже, глазки его закрываются, природа засыпает и солнышко не греет, оно спит. В январе оно становится активнее и глазки его открываются.

Этап урока, на котором работаем с дневником наблюдений, мы называем «Минуткой календаря». Здесь проверяется правильность заполнения календарей природы, обсуждаются, какие изменения в природе, жизни человека произошли за этот период. Чаще всего эта работа проводится в самом начале урока, но может быть организована и в процессе изучения нового материала, если содержание урока связано с сезонными наблюдениями. Состояние облачности (облачно, ясно, переменно), осадки фиксируются по результатам наблюдений за вчерашний день. Наблюдения за температурой, направлением ветра осуществляются всегда в одно и то же время, например, и до начала занятий – для учащихся второй смены.

Чтобы работать с диаграммой в классе, мы ведём календарь природы. Он представляет собой таблицу по месяцам, включающую те же столбцы: число месяца, облачность, температуру воздуха, наличие и силу ветра, осадки (слайд 20) . Рядом, с таблицей прикрепляются кармашки с надписями: «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Жизнь человека», в которые дети периодически вкладывают соответствующую информацию (записи на листочках, рисунки, фотографии). Особое место отводится фиксированию результатов наблюдений за продолжительностью дня и ночи (отмечаем по отрывному календарю), а также за изменением фаз Луны (слайд 21) .

По окончании месяца на диаграмме фактически получается сводная таблица

погоды за месяц: количество ясных, пасмурных дней, дней с переменной облачностью, дней с осадками, высчитываем среднюю температура воздуха за месяц, самую низкую и самую высокую температу, выясняем продолжительность дня и ночи. По окончании сезона проводится сравнение по месяцам, а затем сравнение сезонов. По графику это легко отследить.

Выясняем:

  1. когда началась и когда закончилась, например, зима в этом году (признаки начала зимы: установление постоянного снежного покрова, замерзание водоемов; признаки начала весны: появление проталин, прилет грачей), какова
    продолжительность зимы;
  2. какой из зимних месяцев был самый пасмурный, снежный, морозный;
  3. когда были самые короткие дни, обращения внимания на то, что все перечисленные признаки зимы повторяются ежегодно;
  4. сравнения зимы этого года с зимами прошлых лет (по собственному опыту детей (сравнение 3 класса с 4), учителя, по прошлогоднему календарю природы, на основе климатических данных ближайшей метеостанции, данных многолетних фенологических наблюдений).

Таким образом, если работа по проведению фенологических наблюдений и физических опытов была хорошо организована, она даёт значительный эффект в плане приобщения детей к непосредственному изучению природы, жизни человека, способствуeт развитию наблюдательности, формированию представлений о динамике природных явлений, установлению природных и природно-антропогенных связей (слайд 22) .

Елена Шартинова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Опыты с воздушными шарами»

Цель : Способствовать развитию у детей познавательной активности , любознательности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению .

Задачи :

Развивать у детей любознательность , наблюдательность

Способствовать формированию у детей познавательного интереса

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Аннотация практики : Сколько радости приносят воздушные шарики детям , они играют с ними. Но вскоре на них перестают обращать внимание, что с ними сделать, что бы они не лежали без всякой цели. В ходе практики, дети познакомятся с различными опытами с шариками .

Возраст : 4-5 лет

Количество часов : 2 часа

Наполняемость группы : 7-10 чел.

Оборудование : Воздушные шарики , скотч, иголка, сода пищевая, уксус, шерстяная ткань.

Место проведения-групповое помещение

Периодичность-1 раз в неделю

Встреча 1

Шарик- магнит (имеет электрический заряд) С помощью самого обыкновенного воздушного шара можно продемонстрировать эффект статического электричества. Для этого надо надуть два - три воздушных шара и завязать их . Потрите поверхность шерстяной тканью или мехом в течение нескольких секунд. Поднесите шарик поближе к листам бумаги или фольги. Они поднимутся к шарику и прилипнут к нему. Снова потрите шар и поднесите его к стене. Шарик прилип к ней!

Проколем воздушный шарик (фокус с прокалыванием шарика) Нам необходимо взять надутый шарик и приклеить на его верхнюю часть (где есть уплотнение) кусочек скотча. Теперь берем иголку и протыкаем в этом месте шар. Он не лопается! Секрет опыта заключается в том , что скотч не дает давлению разорвать шар, а сама иголка закрывает отверстие, не позволяя выходить воздуху .

Встреча 2

Лопнет - не лопнет (опыт с теплопроводностью ) Понадобится свечка, один надутый и один новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, а потом надуть и завязать так, чтобы вода осталась внутри). Заранее договоритесь с малышом, что один из шариков лопнет (чтобы не было неприятного сюрприза) . Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется, он лопнет. А теперь "поколдуйте" над вторым шариком и объявите, что он больше не боится огня. Поднесите его к пламени свечи. Огонь будет касаться шара , но с ним ничего не произойдет! Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Секрет фокуса в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

Надуваем шарик (с помощью химической реакции) В пластиковую бутылку через воронку насыпаем соду (мы насыпали 2 ст. ложки) и наливаем туда же немного столового уксуса (на глаз) . Многим знаком этот опыт : так обычно показывают детям вулкан - в результате бурной химической реакции получается много пены, которая "убегает" из сосуда. Но в этот раз нас интересует не пена (это одна лишь видимость, а то, что получается в ходе этой реакции - углекислый газ. Он невидим. Но мы можем поймать его, если сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный шарик . Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.

В подарок дети получают описание опытов с воздушными шарами !

Предполагаемый результат : Дети умеют самостоятельно проводить опыты с воздушными шарами , устанавливают причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делают выводы.

Публикации по теме:

Цикл игровых комплексов «Игры с воздушными шарами» Составитель: Воспитатель: Панфиленко Лариса Викторовна. МАДОУ «Детский сад «Колобок», Тюменская область, г. Ноябрьск ЯНАО Образовательные.

Овый Год - это замечательный праздник! Новый год одинаково с нетерпением ждут и дети и взрослые. Каждый верит в чудо, загадывает желание.

Конспект образовательной организованной деятельности «Игры с воздушными шарами» Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях. Задачи: 1. Создать условия.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Опыты с воздушными шариками» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие. Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Комнатные растения» Конспект занятия: «Комнатные растения» Цели: закрепить знания детей о комнатных растениях. Поговорить с детьми о том, зачем нужны комнатные.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие с воздушными шарами» Тема: «Путешествие с воздушными шарами» Цель: активизация познавательной и речевой деятельности детей. Задачи: продолжать учить решать простейшие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Опыты с водой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (опыты с водой). В подготовительной группе. Цель: -учить детей проводить опыты с водой,.

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности: Фокусы воздушного шарика

Разработала воспитатель МАДОУ детский сад №2 г.Златоуста Богданова Анастасия Викторовна.
Материал предназначен для воспитателей детских садов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования и заботливых родителей.
Эти опыты можно проводить с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Расширить кругозор детей дошкольного возраста о воздушном шаре, его свойствах и возможностях.
Задачи: 1. Развивать речь, внимание, интерес к процессу исследования.
2. Познакомить детей с воздушным шаром, со свойствами воздуха (вес воздуха),c простейшим вырабатыванием статического электричества.
3. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: Воздушные шарики (в том числе из тонкой и толстой резины для сравнения), рычажные весы (при отсутствии весов, палочка, перевязанная по центру веревочкой), кусочек плоского резинового жгута, лоскутки от лопнувших шариков (по количеству детей) листок бумаги, две или три одинаковые пластиковые бутылки, металлическая хорошо заточенная спица, скотч.
Предварительная работа: Запускали с детьми в небо «Китайские фонарики», наблюдали за ними.
Подготовительная работа: В одной из пластиковых бутылок сделать небольшое отверстие, надуть шарик и наклеить по квадратику прозрачного, широкого скотча с разных сторон шарика.
Ход совместной деятельности:
Организационный момент
Ребята, поскорее рассаживайтесь на свои места, нас с вами ждёт увлекательная работа.
1 часть, вступительная
Воспитатель: А вот, что мы будем изучать, вам придётся отгадать:
Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел –
Я побежал.
Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
О т радости танцуют
Воздушные... (Шары)

2 часть, практическая
Воспитатель: Правильно, это воздушные шарики! А кто из Вас знает, из чего делают воздушные шары?
Правильно, из резины. Давайте рассмотрим кусочки резины, от воздушных шаров, какие они? (тянутся, рвутся, они разноцветные). Правильно, резина тянется и при большой нагрузке может порваться.
А вот посмотрите кусочек толстой резины даже я порвать не могу.(дети тоже пробуют на прочность)
Опыт №1
Предлагаю провести опыт с надуванием шаров. (два ребёнка надувают шарики, один из тонкой резины, а другой из более толстой.)
Вы заметили разницу? Как надувался Сашин шарик? (легко, быстро) А Димин? (кое-как, тяжело) Конечно, а как вы думаете, почему?
Они изготовлены из материала разной толщины. А скажите пожалуйста, какой шарик быстрее лопнет, если его сильно надуть? (Из тонкой резины, по тому, что тонкое рвётся быстрее, а толстая резина тяжелее растягивается, по этому этот шарик хуже надувался.)
Молодцы! А вы знаете, что есть большой летательный аппарат, который очень похож на наш шарик, и название у него такое же – воздушный шар.


Этот летательный аппарат состоит из огромного прочного шара и корзины в которой путешествуют люди. И летать ему помогает теплый воздух находящийся внутри, который поднимает шар в верх. Примерно так же, как китайские фонарики, которые мы с вами запускали.
Опыт №2
Всюду нас с вами окружает воздух. А задумывались ли вы – сколько весит воздух?(нисколько) Может проверим ваше предположение? Для этого пригодятся вот такие весы и два шарика. Один шарик мы надуем. Скажите, что у него внутри? (воздух) Шарики одинаковые, но в одном находится воздух, сейчас проверим одинаковый ли у них вес? (шарики крепятся к весам) Ну, что вы скажете? (шарик с воздухом тяжелее) Правильно, шарик с воздухом тяжелее, значит воздух имеет вес.


Воспитатель: предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза
Мы весело и дружно (дети маршируют)
Надуем шар воздушный (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)
Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох(делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом),
Улетел наш шарик – «ОХ»!
Опыт №3
Оказывается, обычный шарик может работать, как магнит. Только притягивает он не металл. Проверим? Нужно потереть шарик о волосы. (выбирается доброволец с короткой стрижку, о голову которого натирается шарик) Мы нарвали бумагу на небольшие кусочки, посмотрим, что будет, если к ним поднести шарик.(они примагничиваются!) Посмотрим, что ещё притягивает намагниченный шарик. (подносим к головам детей, магнитит волосы)


А ещё его можно прикрепить к стене. (подносим шарик к стене, он висит)
3 часть, итоговая
Сегодня мы провели несколько опытов с воздушными шариками. Что новое вы узнали на нашем занятии? (1.резина из которой изготавливают шарики, бывает разная по прочности; 2.что воздух имеет вес; 3.Если шарик потереть о волосы он может притягивать некоторые предметы.
Молодцы! Вы всё отлично усвоили. И на последок я покажу вам фокус. (демонстрируется фокус с протыканием шарика.)


Секрет этого фокуса, открою на следующем занятии, а пока каждому из вас в подарок по шарику.


Спасибо за внимание!

Оказывается, с помощью обыкновенного воздушного шарика можно сделать с детьми массу увлекательных и познавательных опытов. Поверьте, эти эксперименты будут интересны даже старшим детям, поэтому смело покупайте разноцветные шары и приступайте!

Худеющий

Эх, если бы и в жизни было все так просто, как в этом опыте, женщины бы регулярно проводили время в морозильных камерах и весело скакали зимой по сугробам, надеясь еще чуточку похудеть. Судите сами. Надуваем шарик и измеряем его талию. У нас получилось 54 см. Теперь отправляем его в морозилку (мы пробовали запихнуть его в холодильник, но эффекта не было).

Подождать нужно минут 30, достать шарик и измерить. Удивительно, но за это время наш воздушный друг схуднул на 2 см! Теперь его талия 52 см! Все дело в том, что воздух на холоде сжимается и занимает меньший объем, вот шарик и похудел.

С огнем


Для этого опыта понадобится вода и свечка. Мы делали эксперимент в ванной, т.к. я не поверила, что шарик, который мы будем держать над свечкой, не лопнет от жара ее пламени. Весь фокус в том, что шарик мы предварительно наполняем водой (мы брали холодную для пущего эффекта). Теперь можно не бояться, и подносить его к открытому огню. Шарик лишь обуглился, но совершенно не повредился.

Разгадка проста – все дело в том, что вода в шарике берет весь жар свечи на себя, а его поверхность за счет этого не нагревается. Вы можете даже показать ребенку анти-опыт и поднести к свече обычный шар. Он тут же лопнет.

Углекислый газ


Теперь покажем детям, что такое углекислый газ. Насыпаем в бутылку соду и добавляем к ней столовый уксус. Тут же пойдет реакция, которая знакома многим хозяйкам и которую мы называем «гасить соду». Сода зашипит и появится пена, а в ходе реакции образуется углекислый газ. Быстро надеваем на горлышко бутылки шарик и смотрим. Через пару минут он начнет расправляться и надуваться углекислым газом!

Машинка с реактивным двигателем


Следующий опыт понравится мальчишкам, но и у моих дочерей он вызвал бурю восторга. Особенно все смеялись, когда мы пытались установить шарик на машинку. Но обо всем по порядку. Закрепляем нитками трубочку для напитков в отверстии для надувания. Вставляем ее поглубже, и как следует завязываем, но так, чтобы шар можно было надувать через соломинку.

Теперь зажимаем трубочку пальцем, а шарик устанавливаем на машинке. Это самое сложное, т.к. шарик начинает метаться по комнате, как только отпускаешь палец. Мы взяли кусочек скотча и закрепили шар на машинке. Теперь отпускаем палец и за счет вырывающегося из шарика воздуха, машинка мчится, как ветер. Правда, недолго. Объясните ребенку, что по такому же принципу строятся реактивные двигатели.

Протыкаем шар


Теперь необходимо взять надутый шарик и приклеить на его верхнюю часть (где есть уплотнение) кусочек скотча. Теперь берем иголку и протыкаем в этом месте шар. Он не лопается! Секрет опыта заключается в том, что скотч не дает давлению разорвать шар, а сама иголка закрывает отверстие, не позволяя выходить воздуху.
Надеемся, вам понравятся эти простые и познавательные опыты! Мы вчера очень весело провели время, делая их. Чего и вам желаем:)

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,