Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.

Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах ;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие ;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.

Формирование речи у маленьких детей происходит поэтапно. Сначала они улавливают звуки взрослых, затем учатся говорить первое слово. Но что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает? Как отличить норму речевого развития от патологии и когда стоит обратиться за помощью к логопеду? Итак, давайте разбираться, где таится опасность, в чем причины и как помочь крохе самостоятельно разговориться.

Как развивается речь у ребенка

Когда на втором году жизни малыш не говорит либо мало произносит слов, родители нервничают и начинают искать причину возможных нарушений. Взрослым нужно понимать, что развитие речи ребенка – это сложный и длительный этап, который может не соответствовать общепринятым нормам. Одни дети овладевают речевыми навыками очень рано, другим нужно время. Поэтому, если в знакомых, ребёнок такого же возраста уже произносит фразы из 2-3 слов, а ваш «карапуз» молчит, значит нужно уделить больше внимания активному общению.


Перед начальным проявлением связной речи должно пройти несколько этапов:

  • от рождения до года – в первые два месяца мама и папа из уст младенца слышат только плач. После трех-четырех месяцев ребенок начинает агукать и гулить. Способность осваивать речь и вести диалог появляется после полугода. Малыш внимательно следит за общением родителей, копирует артикуляцию, движения губ и пытается воспроизводить некоторые несложные звуки.
  • от 1 года до 3 лет – к году начальная стадия формирования речевого аппарата завершается. Ребенок понимает значение многих слов, умеет правильно формировать связь между предложениями и конкретными объектами. Например, завидев собачку, он будет показывать пальчиком и протяжно лепетать «ав-ав», на бабушку, говорит слог «ба» и прочее.
  • от трех до семи лет – реже пропускает предлоги и отдельные слоги. В этот период ребенок учится хорошо говорить простыми предложениями. Развитие речевого общения можно улучшить с помощью игр и частых разговоров в кругу семьи.

Если малыш часто задает вопросы, старайтесь на них отвечать, даже когда устали после рабочего дня. В 4-5 лет кроха очень любознателен, он активно изучает язык и быстро усваивает полученную информацию. Поэтому во время общения произносить слова нужно в правильной интонации и ударении.

Как определить проблему?

Педиатры рекомендуют не волноваться раньше времени, если ребенок не говорит в 2 года. Вначале необходимо определить причины задержки развития речи (ЗРР) и только после этого принимать меры. Для этого необходимо посмотреть за поведением малыша. Ведь кто как не мама лучше знает своего младенца и может понять, есть ли отклонения от нормы.


Рассмотрим ситуации, которые потребуют медицинской консультации:

  1. Грудничок никак не хочет реагировать на шум и громкий звук, а также голоса родителей.
  2. В три-четыре месяца малыш не гулит и не проявляет физическую активность на общение (отсутствует улыбка, реакция и повороты в стороны на звуки голосов).
  3. 9-12 месяцев, наблюдается низкая вербальная активность либо кроха не лепечет.
  4. В годик ребенок не способен показать на названные предметы на картинках, иллюстрациях.
  5. 1,5 года, отсутствует реакция на имя, когда его зовут, не умеет произносить несложные слова (мама, папа).
  6. В 2 года ребенок неохотно говорит односложные предложения или произносит речь невнятно.
  7. На третьем году словарный запас насчитывает не более 30-ти односложных слов, ребенок неправильно проговаривает окончания.

Педиатры советуют молодым мамам не пропускать графика плановых осмотров детей. Ведь чем раньше выявлена патология речевого развития, тем проще начать адекватное лечение, либо составить для малыша методику интеллектуального обучения (при отсутствии неврологических расстройств).

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.


К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

  1. Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
  2. Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи. Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
  3. Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Что делать родителям: Комаровский

Появление речи у ребенка индивидуально и зависит от многих факторов – физиологических, психологических и социальных. При обнаружении задержки интеллекта многие родители не знают, что делать и какие специалисты работают с такими детишками. Что советует врач Комаровский? Во-первых, призывает не паниковать, так как в большинстве случаев медицинская помощь не нужна. Во-вторых, чтоб научить малыша хорошо говорить, нужно создать благоприятную атмосферу в семье:

  • ограничить либо вовсе исключить просмотр телевизора, компьютера, планшета в присутствии детей;
  • больше уделять внимания двигательной активности, специальным логопедическим упражнениям и общению с малышом;
  • заниматься развитием мелкой моторики, которая напрямую зависит от работы речевого аппарата.


Старайтесь создать такие ситуации, при которых ребенок станет активнее разговаривать. Никогда не озвучивайте и не подталкивайте к произношению слов. Такие действия только усугубят ситуацию.

Важно! Если в семье все благополучно, малыш в 2 года физически развит нормально, но плохо говорит, нужно набраться терпения и подождать, пока он подрастет и станет старше.

По статистике, большинство современных детей позже начинают говорить, чем их сверстники, родившиеся в конце 90-х годов. Логопеды и неврологи объясняют это тем, что современные детки больше времени проводят за играми в телефоне либо подолгу сидят у телевизора, при этом они меньше общаются.

Обучающие методики произношения звуков

Существует ряд простых методик, способных научить кроху говорить слова и звуки, а также сложные конструкции речи:

  • Озвучивание предметов – изображений на картинках, иллюстрациях. Ребенок хорошо улавливает слова и пытается повторять за мамой. Здесь очень важна интонация и четкость произношения («это птичка», «здесь кошка»). Не настаивайте, если он что-то забыл, либо отказывается отвечать. Лучше повторить еще раз название изображенного объекта. Основная задача – это подтолкнуть упрямого малыша к разговору.
  • Чтение потешек, сказок, стишков, использование кукольных спектаклей. Следите за речью, чтоб ребенок отвечал правильно, просите повторять те слова, которые он не смог произнести или плохо выговаривает.

Развитие мелкой моторики

Научить ребёнка хорошо говорить можно с помощью пальчиковых игр. Педиатры советуют начинать обучение мелкой моторики рук с самого раннего возраста. Детям нравится изучать мир касательными движениями. Например, можно предложить считалку. Мама перечисляет названия животных на картинках и поочередно зажимает крохе пальчики. Для начала достаточно нескольких занятий в день. С каждым последующим месяцем, изучайте новые, более увлекательные игры.

Помните, что лепки из пластилина, перебирания бусинок, собирание пазлов, завязывание шнурков и прочие игровые занятия, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

Развиваем речь упражнениями

Почему многие современные дети в 2 года плохо говорят? Отсутствие прогресса в общении может свидетельствовать о несовершенстве артикуляционной системы – короткой уздечке языка, пониженном тонусе мышц. При таких нарушениях у малыша постоянно приоткрыт ротик, сильно выделяется слюна, он не может пережевывать твердые кусочки пищи.

Родители несказанно радуются, когда вместо младенческого агуканья малыш произносит свои первые «ба», «ма», «па». Кажется, еще немного, и он начнет связывать слова. Но это происходит не всегда. Нужно ли волноваться, если ребенок в 2 года не разговаривает, а, только показывая пальчиком на интересующие его предметы, мычит, издает неразборчивые звуки или вовсе молчит? Когда бить тревогу, а когда нужно немного подождать, и кроха разговорится без посторонней помощи? Сколько слов осваивают дети к этому времени?

Как должна развиваться речь ребенка

С момента появления на свет до года начинается подготовительная стадия развития речи. Чтобы в скором времени ребенок мог хорошо разговаривать, необходимы такие элементы:

  • эмоциональная близость с родителями для возможности копирования и подражания;
  • сенсорное восприятие мира;
  • физическая активность.

Начальным проявлением речи считают рефлекторный плач младенца. Уже к 2-4 месяцам он пытается агукать, а позже гулить. Эти звуки не несут никакого смысла. Интересно, что гулить могут и детки, глухие с рождения. Это говорит о природной способности человека осваивать речь.

С 5 месяцев кроха уже слышит и различает звуки, следит за движениями маминых губ и инстинктивно им вторит. Многоразовое воспроизведение конкретного движения закрепляет определенный двигательный навык.

К 7-9 месяцам ребенок учится сочетать звуки, и с каждым разом они становятся более интересными и сложными. Слышится лепет, протяжный напев слогов, что говорит о возрастном развитии речи. Так формируется взаимосвязь между речевым аппаратом и слухом, что содействует развитию голоса. Если имеются серьезные патологии, ведущие к расстройствам речи (аутизм, нейросенсорная тугоухость), наблюдается угасание лепета.

К году подготовительная стадия завершается. Ребенок уже владеет 5-12 словами. Он хорошо усвоил гласные буквы и знает согласные. Для общения с взрослыми он пока пользуется жестами, но может сопоставлять слова с конкретными предметами. К примеру, увидев собаку, он говорит «ава» или, завидя кошку, торопливо лепечет «кись-кись» и пр.

У некоторых полуторагодовалых детей словарный запас насчитывает около 50 слов. Здесь нужно научить карапуза сопоставлять свои слова с действиями. Он должен научиться безошибочно понимать и выполнять элементарные просьбы: «иди», «возьми», «отнеси» и пр. Важно постоянно стимулировать его произносить однословные предложения, к примеру, «дай», «пойдем», «забери», а чуть позже, обыгрывая игрушки или листая книжку с картинками, составлять в разговоре несложные предложения: «собачка кушает», «птичка поет», «машина едет».

Что должен уметь говорить ребенок в 2 года? К этому моменту он уже должен научиться говорить простыми предложениями. В это время он усваивает мягкие звуки («нь, ть, ць, ль, мь») и способен общаться с близкими, пропуская предлоги и отдельные слоги: «стол – тол», «каша – ша», «идем – дем» и пр.

Даже если слова отдаленно напоминают правильные, это говорит о нормальном развитии речи .

От 3 до 7 лет происходит развитие речевого общения. Ребенок активно учит язык при помощи игр и познавания окружающего мира. Взрослым нужно часто говорить с малышом, даже если они устали на работе и разговаривать совсем не хочется. Малыш впитывает информацию, и задает вопросы. На них нужно грамотно отвечать, объяснять, правильно произнося слова.

Как определить, есть ли проблема

На каждой стадии формирования речи необходимо следить за поведенческим фактором малыша.

Что должно вызвать тревогу у заботливых родителей:

  • младенец не реагирует на шумы и звуки, и не поворачивается на мамин голос;
  • ребенок не гулит в 4 месяца, не проявляет радостного возбуждения при появлении родителей;
  • с 9 до 12 месяцев он не лепечет, у крохи отмечается низкая активность речи;
  • к году он не выполняет простейших словесных просьб (к примеру, не способен показать заданные предметы на картинках);
  • в 1,5 года ребенок не выговаривает легких слов и не реагирует на свое имя.
  • ребенок не может или неохотно говорит односложные слова в свои полных 2 года;
  • трехлетний карапуз не составляет односложных предложений, знает меньше 30 слов, произносит их неправильно и невнятно.

Любой тревожный признак является серьезным поводом для визита к врачу. Это даст возможность быстрей выявить расстройство и начать адекватное лечение.

Причины позднего развития речи

Если малыш плохо говорит в 2 с лишним года, причина может скрываться в неврологических патологиях. Чем раньше мамочка обратится к врачу, тем лучше для ребенка.

Причины отставания речи могут быть в:

  • поражении ЦНС при внутриутробном развитии или в послеродовом периоде;
  • гестозе и угрозе выкидыша при вынашивании плода;
  • хронических болезнях, пагубных привычках мамы;
  • продолжительных или слишком быстрых родах;
  • приеме лекарственных средств, противопоказанных при беременности;
  • кислородном голодании плода;
  • преждевременном рождении;
  • родовых черепно-мозговых травмах ребенка (например, родовая гематома на голове);
  • перенесенных инфекционных болезнях младенца;
  • приеме антибиотиков, негативно влияющих на развитие малыша.

Из физиологических причин, по которым ребенок не хочет говорить, отмечают:

  1. Патологии органов слуха отрицательно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Дети с тугоухостью или с полным отсутствием слуха не могут нормально говорить. Подобные расстройства могут быть как врожденными, так и приобретенными. Если в 3 года кроха не говорит, невзирая на то, что раньше его речь отвечала возрастным нормативам, необходимо проконсультироваться с отоларингологом.
  2. Недоразвитость речевого аппарата, при котором звуки тяжело произносятся из-за слабого развития челюстных, а также лицевых мышц. Такая проблема развивается при раннем отказе от груди , укороченной подъязычной уздечке. О нарушении говорит обильное слюнотечение , неизменно открытый ротик, рвотные позывы, которые провоцирует твердая еда.
  3. Генетическая предрасположенность иногда выступает основной причиной задержки речи, даже если у ребенка нет видимых физических отклонений.
  4. Вирусные болезни, поразившие плод еще в утробе, мешают освоению языка.

Некоторые родители сталкиваются с тем, что не могут научить своего ребенка внятно говорить в 2 года. Причиной этому может выступать патологическое развитие мозга, ведущее к аутизму. Внешне оно проявляется в сложностях общения крохи с остальными людьми, ограниченном круге интересов, поведенческой стереотипности. Такой ребенок может долго молчать и сопротивляться всякому нарушению его режима.

Ребенок может не разговаривать и по другим причинам:

  1. Если родители не занимаются воспитанием своего малыша, не стимулируют его речевую активность или, наоборот, чрезмерно опекают и озвучивают за него все его желания. Тогда потребность в общении у ребенка отпадает естественным образом.
  2. Сильный стресс, переживания, волнения на фоне нестабильной семейной обстановки. Когда родители ссорятся в присутствии ребенка, они могут вызвать у него стойкое нежелание разговаривать.

Что можно предпринять родителям

Научить ребенка хорошо говорить можно, создав благоприятные бытовые условия:

  • отключенный телевизор и компьютер;
  • внимание близких людей.

Необходимо создавать максимальное количество ситуаций, когда крохе потребуется озвучить свои желания. Если он, как и раньше будет мычать и только показывать пальчиком на желаемый предмет, взрослым нужно «не понимать», чего он хочет и подталкивать его к произношению заветных слов.

Распространенные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить кроху говорить.

  1. Самый простой «скажи слово». К примеру, «скажи кот» (собака, мама, баба).
  2. Познавание предметов, при котором мама подводит ребенка к предмету, выразительно его описывает и четко произносит его название. Здесь ребенок уже осознает, о каком предмете идет речь и познает окружающий мир. К примеру, машинку можно покатить, мама произносит «машина едет», машина стоит» и пр.

Развиваем мелкую моторику

Для мелкой моторики рук отлично подходят пальчиковые игры. Им нужно посвящать по 10-15 минут ежедневно, но не больше. Не нужно пытаться научить малыша всему сразу, достаточно 2-3 игр. Затем их можно заменить новыми.

Самой известной игрой, которая нравится всем деткам, является «сорока-белобока». Мама проговаривает стишок, зажимая пальчики крохи. Можно предложить игру-считалку, когда каждый пальчик загибают, перечисляя родственников. Малыши изучают мир касанием, поэтому можно создать настоящий пальчиковый театр, сшить интересных ярких животных и играть с ними.

Развитие речевого аппарата упражнениями

Необходимо тренировать речевой аппарат с самого раннего возраста. Так кроха научится быстрей осваивать новые слова. Для этого:

  • упражнения делают регулярно, так как новые звуки нужно закреплять постепенно;
  • не предлагают ребенку больше 2-3 упражнений за один раз;
  • занятия не должны длиться дольше 10 минут;
  • пройденные упражнения нужно периодически повторять для закрепления;
  • гимнастику нужно проводить в игровой форме, чтобы монотонные движения казались крохе интересными и занимательными.

Упражнения можно делать такие:

  • «покажи забор». При этом ребенок смыкает зубки и широко улыбается;
  • «открыли-закрыли ворота», когда малыш должен на несколько секунд открывать и закрывать ротик;
  • «рисуем». При этом кроха пытается рисовать язычком по губам, зубкам и небу.

Все упражнения мама проводит вместе с малышом, даже когда он хорошо их усвоил.

Игры и мультфильмы

Правильные обучающие мультфильмы помогают ребенку научиться освоить речь благодаря тому, что красочные герои грамотно и четко проговаривают каждое слово. Малыши быстро запоминают высказывания и стараются произносить их в обычной жизни, подражая любимым персонажам.

В интернете есть много развивающего материала, который научит кроху не только говорить, но и понимать окружающий мир.

Специалисты советуют не паниковать, если ребенок не говорит в 2 года. Затрудненность речи может скрываться в недостаточном общении родителей с ребенком. В детском саду дети быстро наверстывают упущенные моменты и адаптируются к новому обществу, где приходится общаться словами, а не жестами.

Первые слова ребенок произносит в возрасте около года, и родители ожидают, что к двухлетию у малыша обогатится словарный запас, сформируется связная речь из предложений в 2-4 слова. Но так складывается не всегда, и если в 2 года малыш не разговаривает, рекомендуется не пускать дело на самотек. Необходимо выявить причины и начать активные занятия.

Как развивается речь

Развитие речи ребёнка происходит в несколько этапов:

  • довербальный (от рождения до годика), во время которого младенец прислушивается к речи близких, следит за артикуляцией, пытается воспроизводить услышанные звуки, включается в диалог (с полугодовалого возраста);
  • возникновение речи (с годика до трех лет), когда у ребёнка формируется связь между словами и объектами, действиями, признаками, которые они обозначают, в этом возрасте он учится свободно понимать речь и отвечать предложениями;
  • развитие речевого общения (от 3 до 7 лет), на этом этапе осваиваются абстрактные понятия, расширяется словарный запас.

С первых дней жизни ребенка родителям и другим родственникам следует говорить с ним не сюсюкая, не коверкая слова. Артикуляция должна быть четкой, малышу важно видеть и запоминать, как движутся губы, язык при произношении слов.

Как распознать проблему

Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии.

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:

  • новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
  • в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, ;
  • в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
  • в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
  • в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
  • в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
  • в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.

Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства.

Причины задержки развития речи

В число неврологических проблем входят:

  • недоразвитие либо поражение мозга и/или ЦНС в ходе внутриутробного развития, в процессе либо после родов;
  • хронические заболевания матери, вредные привычки;
  • длительный токсикоз, угроза выкидыша у матери;
  • гипоксия плода;

  • употребление матерью во время беременности и лактации противопоказанных лекарств, в том числе антибиотиков;
  • родовая травма;
  • недоношенность или переношенность;
  • инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы младенца.

Физиологические причины. К ним относится:

  • врожденные либо приобретенные проблемы со слухом;
  • недоразвитие речевого аппарата (недостаточное развитие лицевых и челюстных мышц служит причиной нарушения артикуляции).

Задержка интеллектуального развития. На темпах развития ребёнка, в том числе на становлении речи, сказываются генетические патологии.

Генетическая предрасположенность. За речевую деятельность отвечают определенные клетки нервной системы, по наследству может передаться склонность к их медленному росту.

Аутизм. Нарушение развития головного мозга так же оборачивается задержкой речи, отказом ребенка от общения.

Если здоровый, физически развитый ребенок в 2 года еще не разговаривает либо очень плохо говорит, причины имеют социальный характер:

  • родители не уделяют времени малышу, не общаются с ним;
  • из-за гиперопеки у ребёнка отсутствует потребность в речевом общении – ему достаточно показать жестом на желаемое или начать капризничать;
  • неблагоприятная обстановка, стрессы, испуг;
  • госпитализация в отрыве от мамы;
  • билингвизм (использование двух и более языков в семье);
  • негативное отношение к речи из-за упрямства и независимости характера, почему ребенок «из принципа» не реагирует на попытки взрослых заставить его говорить, повторять слова или отвечать на вопросы;
  • накопление словарного запаса – такие дети молчат до 2-3 лет, а затем сразу начинают говорить развернутыми предложениями.

Действия родителей

Что делать, если вас беспокоит отсутствие внятной речи у ребёнка в 2-2,5 года? В первую очередь обратитесь к врачам, чтобы исключить физиологические и неврологические причины.

В случае, когда с физическим здоровьем ребёнка все благополучно, постарайтесь создать благоприятные условия для того, чтобы малыш стал активнее разговаривать. Неврологи и логопеды отмечают, что современные дети в среднем позже начинают хорошо говорить по сравнению с поколением, родившимся 10-15 лет назад. Поэтому можно просто подождать, пока малыш не станет немного постарше.

Почему многие сегодняшние дети в 2 года плохо говорят? Это происходит из-за того, что родители стали меньше разговаривать с малышами, занимают их развивающими играми на компьютере, мультиками.

Если у вас есть желание научить своего ребёнка хорошо говорить, потребуется:

  • обойтись без акустического фона в квартире в виде включенного телевизора или радио;
  • ограничить время на просмотр малышом мультиков и игры на компьютере;
  • больше общаться с малышом;
  • делать с ним специальные логопедические упражнения;
  • поставить ребёнка в такие условия, чтобы ему требовалось использовать вербальное общение;
  • развивать мелкую моторику.

Комплексный подход позволит научить малыша связной речи, наладить дикцию, если он плохо выговаривает слова.

Работаем пальчиками

Давно установлено существование связи между работой пальцами рук и развитием речи малыша. Ребенок раньше начнет говорить, если с полугодовалого возраста развивать его мелкую моторику. Ему необходимо трогать предметы с различной фактурой, перебирать крупные бусины или пуговицы, делать колбаски и шарики из пластилина, или узелки и т.д. – подбирайте занятия, соответствующие возрасту малыша.

Хочешь получить? Попроси!

Если малыш плохо говорит, ему необходимо как можно больше практиковаться. Заставляйте ребёнка вербализировать свои просьбы и пожелания – рекомендуется делать вид, что не понимаете его жестов и мимики. Помогайте ему расширить словарный запас, всегда старайтесь вывести на диалог.

Обучающие методики

Научить ребёнка хорошо говорить помогут уроки, которые родителя должны проводить ежедневно:

  • Игры с картинками. Выберите несколько красочных иллюстраций и каждый день показывайте их малышу. Указывайте на объекты, которые изображены на картинках, и четко произносите их названия («это – кошка», «это – домик»). Потом просите повторить слова или спрашивайте «что это?», показывая на картинку. Но не настаивайте на непременном ответе – излишний нажим на ребенка может обернуться отказом от общения.
  • Кукольные спектакли. Используя пальчиковых кукол, подготовьте короткие инсценировки с понятными для малыша словами. Следите, чтобы при показах текст был одинаковым. Иногда «забывайте» слова, чтобы вызвать у малыша желание подсказать.
  • Использование стихов, песен, потешек. Выучите или читайте крохе простые веселые стихи, лучше всего такие, где предусмотрен диалог. Задача – спровоцировать малыша отвечать или вставлять «забытые» слова. Больше читайте и пойте песенки – крохе важно слушать речь с правильным произношением слов.

Обучающие мультфильмы и игры

В Интернете и на прилавках магазинов можно найти ярки, музыкальные игры и мультфильмы, которые помогут научить малыша произносить звуки и слова, расширить его словарный запас. Но не надо делать из видео- и компьютерного материала основную обучающую базу для ребенка, который не хочет говорить – это лишь вспомогательный инструмент.

Упражнения для развития речевого аппарата

С малышом старше года полезно делать артикуляционную гимнастику, особенно если он плохо разговаривает:

  • губы складывают трубочкой и дуют – сначала слабо, потом сильно;
  • высовывают язык и водят им из стороны в сторону;
  • помыв ручки, берутся за высунутый язык обеими руками и тянут его вниз (помогает растянуть короткую уздечку);
  • цокают языком, меняя темп;

  • проводят кончиком языка по небу вперед, к зубам, а затем быстро прячут язычок;
  • надувают щеки и резко выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой;
  • стараются достать нос кончиком языка;
  • чистым пальчиком несколько раз быстро-быстро проводят по губам сверху вниз, сопровождая действие голосом (должно получиться «брррр»), потом это же действие повторяют с кончиком расслабленного языка (поможет адаптировать язык к произношению звука «р»).

Новые впечатления

Важно не просто выполнять упражнения и научить малыша, который пока плохо разговаривает, правильно произносить большое количество слов. Необходимо вызвать в нем желание вербально общаться – в этом случае он станет охотно осваивать сложные речевые конструкции, активно пополнять словарный запас.

Для этого знакомьте ребенка с новыми для него местами и объектами, участвуйте в мероприятиях, о которых ему захочется рассказать. И старайтесь как можно больше общаться с малышом.

В 2 года ребенок уже должен говорить. Читайте статью, чтобы знать причины, почему малыш не болтает в 2 года, а только мычит, но все понимает.

Молодые родители всегда переживают, когда у их ребенка возникает проблема своевременного формирования речи. Часто бывает так, что малыш просто растет в своем темпе и спустя некоторое время он начинает разговаривать не меньше своих сверстников.

  • Но проблемы речи могут быть намного глубже и важно своевременно распознать их и попытаться устранить.
  • Начинать коррекцию нужно в возрасте 1,5-2-х лет, чтобы можно было добиться хороших результатов.
  • В этой статье вы сможете найти информацию о том, почему возникают такие расстройства и как разговорить ребенка.
  • К какому специалисту нужно обратиться и что говорят об этой проблеме ведущие педиатры разных стран?

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Часто родители 2-х летнего малыша не обращают внимание на то, что их кроха не разговаривает. Но, если у него хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами и нет проблем со слухом, но при этом ребенок в 2 года не разговаривает — это не норма. Такое состояние называется расстройством экспрессивной речи.

Педиатры и логопеды выделяют два вида причин, почему ребенок не говорит в 2 года, а только мычит, но все понимает:

  1. Социальные
  2. Физиологические


Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает

С этими двумя видами проблем могут быть связаны такие причины, почему малыш не разговаривает:

  • Внешние причины. У крохи нет мотивации. Он чувствует большую заботу и поэтому нет стимула к речи. С малышом нужно разговаривать. Если он будет только слышать голоса из телевизора или планшета, то разговаривать такой ребенок не будет.
  • Внутренние причины. Сюда следует отнести наследственный фактор, неврологические проблемы и нарушение развития органов артикуляции. Если кто-то из родителей в детстве начал поздно говорить, то и их сын или дочь может повторить ситуацию, но с каждым поколением проблема может усугубляться. Поэтому будьте настороже. Ребенок не сможет произносить звуки, если у него короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица или были перенесены травмы в раннем возрасте.

Важно: Часто проблема с речевым аппаратом у ребенка возникает, если в семье все взрослые говорят на разных языках. Двуязычие родственников приводит к тому, что малыш не может вычленить лексемы того или иного языка.

Совет: Также не проявляйте излишнюю требовательность и не требуйте от ребенка, чтобы он разговаривал. Нужно создать мотивацию, а не давить на малыша.

Как научить разговорить ребенка в 2 года: упражнения, игры, развивающие занятия



В 2 года у малыша отличное представление об окружающем мире, но не все дети в этом возрасте используют свой словарный запас. Как говорилось выше, у многих детей могут быть проблемы с речью как внутренние, так и внешние. Поэтому, если ваш малыш не говорит в 2 года, следует с ним выполнять специальные эффективные упражнения, играть в игры, и проводить развивающие занятия:

  • Игра с карточками. Сделайте карточки и нарисуйте или наклейте на них животных или транспорт. Попросите ребенка достать одну карточку и назвать, что изображено на ней. Пусть малыш подумает, не торопите его. Если ребенок растерялся и не может назвать слово, то через 15 секунд назовите слово сами, четко выговаривая по слогам.
  • Детские стихи-прибаутки. «Ладушки-ладушки» и другие стишки помогают отлично развить речь. Можно использовать любые интересные стихи из любимой детской книги ребенка.
  • Игра «Кто как говорит» . Попросите ребенка повторить звуки животных. Сначала спросите его: «Как говорит собачка?», «Как говорит киска?». Если ребенок сам не произносит слова, тогда через 10-15 секунд нужно произнести правильные ответы.
  • Глупый взрослый. Если ваш ребенок жестами или отдельными звуками показывает, что хочет, к примеру, яблоко, то вы сделайте вид, что не понимаете, и спросите у него: «Ты хочешь лопатку? Нет? А может тебе дать ведерко?» Долго ребенка не мучайте, 3 «неправильных» ответа будет достаточно, иначе малыш может расплакаться.
  • Кто сидит в мешке? В небольшой тряпичный мешок сложите несколько любимых игрушек-животных ребенка. Чуть приоткрывая мешок, показывайте только голову одной игрушки, и попросите кроху назвать животное.
  • Кто как разговаривает? Для двух лет нормально, если малыш будет не называть животное или предмет, а будет повторят звуки, которые они издают. Вы можете только спрашивать: «Как капает дождик? — Кап-Кап», «Как звенит колокольчик? — Дзинь-дзинь» и так далее.
  • Упражнения для развития мышц лица . Артикуляционная гимнастика поможет развить речь. Но маленького ребенка сложно заставить делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это кривлянье перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьянку и высунуть язык или пусть он изобразит льва и покажет зубы.
  • Развиваем мелкую моторику рук. В области подушечек пальцев расположены рецепторы, которые влияют на мозговой центр моторики. Он расположен рядом с речевым отделом мозга. Для развития мелкой моторики подходят все игры с перебиранием небольших предметов, а также лепка или обычный массаж пальцев. Только выбирайте игры с не слишком мелкими предметами, иначе малыш их может засунуть в рот, нос или ухо.


Многие родители отмечают, что после того как они отдали своего ребенка в детский сад, малыш начал говорить. Находясь вместе с другими детьми, ребенок быстро учится всем жизненным навыкам, в том числе и речевым. Если к 2,5-3 годам ваш кроха так не заговорил, следует обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу. Возможно, причина все-таки находится слишком глубоко.

Видео: Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи [Любящие мамы]



Ребенок в 2 года не разговаривает: Комаровский

Многие врачи старой закалки утверждают, что ребенок в 2 года должен уметь говорить предложения из 2-3-х слов, выговаривать союзы в предложениях. Если этого умения у ребенка нет, значит, они торопятся ставить диагноз «задержка психического развития».

  • Но современные педиатры не такие категоричные, ведь они берут во внимание индивидуальные особенности ребенка.
  • Например, доктор Комаровский уверен, что если ребенок в 2 года не разговаривает, то родители должны уделить больше внимания своему малышу. Важен не просто результат, а тенденция к нормальному развитию.
  • Если ребенок в 2 года знает 10-15 слов, и в 3 года он также знает всего 15 слов, то это повод для волнения. Если ребенок к 3-м годам повторяет уже 30 слов, хоть это и мало, но у него есть тенденция к развитию, значит, волноваться не стоит.

Подробно об этом посмотрите видео с доктором Комаровским:

Видео: Когда и что делать, если ребенок не говорит? — Доктор Комаровский