• Ретинопатия недоношенных: описание заболевания, последствия, у каких детей бывает, факторы риска, профилактика - видео
  • Недоношенные дети: какой ребенок считается недоношенным, реабилитация и выхаживание, особенности развития, мнение врача-педиатра - видео
  • Реабилитация недоношенных детей: врачи используют гамаки - видео

  • Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!


    У вас родился недоношенный малыш? Разумеется, вы волнуетесь и задаетесь массой вопросов, ответы на которые, увы, не всегда получаете своевременно. Между тем, зная "слабые" места малютки, вы легче справитесь со многими ситуациями - например, кормлением или купанием. Да и не вызовет беспокойства небольшой набор веса либо некоторое отставание крохи в развитии от сверстников.

    К тому же помните, что любой прогноз медиков отнюдь не является окончательным "приговором". Нередко малыши, казалось бы, с благоприятными данными, погибают или отстают в развитии, а детки с мрачными перспективами выживают и растут здоровыми вопреки всему.

    Итак, вы хотите узнать всё о недоношенных детях ? Мы расскажем вам об особенностях физиологии, развития, выхаживания, кормления и восстановительного лечения младенцев , родившихся намного раньше предполагаемого срока.

    По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

    Ребенок считается недоношенным, если он родился на сроке от 22 до 37 недель беременности (гестации) с весом от 500 до 2500 граммов и ростом от 25 до 40 сантиметров.

    День недоношенного ребенка

    Отмечается 17 ноября, который установлен в 2009 году Европейским фондом заботы о новорожденных пациентах.

    Степени недоношенности

    Определяются в зависимости от веса и числа полных недель беременности (гестации) на момент родов .

    I степень

    Малыш рождается в 34-36 недель и 6 дней с весом от 2001 до 2500 граммов. Ребенок вполне зрелый и самостоятельно жизнеспособен. Поэтому, как правило, не требуется создание особых условий. Однако иногда необходимо лечение и выхаживание - например, при затяжной желтухе, травме во время родов и некоторых других состояниях.

    II степень

    Ребенок рождается в 31-33 недели и 6 дней с весом от 1501 до 2000 граммов. Обычно младенец быстро адаптируется к новым условиям жизни при оказании своевременной медицинской помощи, а также создании соответствующих условий ухода и вскармливания.

    III степень

    Очень ранние роды в 28-30 недель беременности с весом ребенка от 1001 до 1500 граммов. Многие из таких деток выживают, но в дальнейшем нуждаются в длительном восстановительном лечении и наблюдении у врачей разных специальностей. Иногда некоторые малыши имеют различные заболевания, врожденные пороки развития или генетические отклонения.

    IV степень

    Роды до 28 недель беременности с экстремально низким весом ребенка до 1000 граммов. Кроха незрелый и совершенно не готов к новым условиям. Каждый пятый младенец рождается живым, но вероятность выживания крайне низкая. К сожалению, многие дети погибают, не дожив до месячного возраста: из родившихся до 26 недель - 80-90% малышей, на 27-28 неделе - 60-70%.

    Более того, такие детки обычно имеют многочисленные тяжелые заболевания и/или врожденные пороки развития, что значительно ухудшает прогноз. Родителям объясняется дальнейшая вероятная судьба крохи и необходимость длительного выхаживания. Окончательное решение о ведении глубоко недоношенного ребенка рекомендуется принимать совместно с акушером -гинекологом , неонатологом и родителями.

    Признаки недоношенности

    Зависят от числа полных недель беременности (срока гестации) к моменту рождения.

    Умеренная, или I-II степень недоношенности

    Малыш в основном активный , двигает ручками и ножками, но мышечный тонус у него несколько понижен.

    Сердечно-сосудистая система недоношенных детей

    Внутриутробно у плода имеется особое кровообращение. Дело в том, что легкие не участвуют в дыхании, а кислород поступает в кровь из сосудов плаценты . Артериальная кровь, попав в кровеносные сосуды малыша, смешивается с венозной кровью и вновь распределяется по организму.

    Такой процесс возможен благодаря отверстиям, или шунтам, между камерами сердца и крупными сосудами.

    У доношенного ребенка после первого вдоха закрываются вспомогательные отверстия. Так устанавливается кровообращение новорожденного, обеспечивая поступление к органам и тканям артериальной крови.

    По причине незавершенного созревания тканей у недоношенного малыша такая перестройка происходит значительно позднее. Кроме того, этот процесс затягивается еще и в силу увеличения нагрузки на сердце и сосуды: проведение реанимации (оживления) в родильном зале, искусственная вентиляция легких, внутривенное вливание растворов.

    Недоношенный малыш нередко имеет врожденные пороки сердца , значительно ухудшающие его состояние.

    Ребенок, рожденный раньше предполагаемого срока, чутко реагирует на внешние раздражители (прикосновение, громкий звук) учащением частоты сердечных сокращений и повышением артериального давления .

    Эндокринная система недоношенного ребенка

    Недостаточно вырабатывается корой надпочечников кортизол - гормон, необходимый для приспособления малыша к жизни вне утробы и обеспечения адекватной реакции на стресс (роды). При надпочечниковой недостаточности состояние ребенка быстро ухудшается: резко падает артериальное давление и уменьшается количество мочи, понижается температура тела .

    Временно уменьшена функция щитовидной железы (транзиторный гипотиреоз), что ведет к замедлению обмена веществ у малыша. Состояние проявляется склонностью к отекам , затяжной желтухе, плохому набору веса и различными нарушениями дыхания.

    Половые железы вырабатывают гормоны в недостаточном количестве, поэтому половой криз не выражен:

    • У девочек умеренно увеличиваются молочные железы и набухают половые губы, а кровянистые выделения из половых органов не выражены либо отсутствуют.
    • У мальчиков может незначительно набухать мошонка и половой член.

    Пониженный уровень сахара в крови (гипогликемия)

    Часто возникает в первые 3-5 дней жизни, что обусловлено несколькими факторами:

    • Недостаточными запасами гликогена - форма хранения глюкозы в клетках.
    • Пониженной выработкой поджелудочной железой ферментов, что уменьшает расщепление и всасывание глюкозы из кишечника и желудка.
    • Повышенным синтезом в поджелудочной железе инсулина - гормона, способствующего проникновению глюкозы в клетки.
    Норма глюкозы для новорожденных - от 2,8 до 4,4 ммоль/л.

    В чем опасность гипогликемии? Нарушается созревание нервной ткани, в будущем возможно возникновение эпилептических припадков (судорог) и умственной отсталости.

    Иммунная система недоношенных

    Имеется и положительный момент в такой работе иммунной системы: у некоторых малышей несколько понижается риск развития аллергических реакций после рождения.

    Однако, по мере взросления, наоборот, ребенок становится более восприимчивым к

    Кафедра факультетской педиатрии, эндокринологии и физиотерапии

    НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ

    ЗАДЕРЖКА ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ

    Учебное пособие для студентов педиатрического факультета

    Оренбург – 2014

    I. НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ

    Недоношенным считается новорожденный, родившийся между 28-й и 38-й неделями внутриутробного развития с массой от 1000 до 2500 г, длиной тела от 35 до 45 см и имеющий признаки морфологической и функциональной незрелости.

    Рождение плода в срок до 28 недель, независимо от того, проявлял он признаки жизни или не проявлял, считается выкидышем, а новорожденный с массой тела при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) плодом. Понятие "плод" сохраняется до 7-го дня жизни, после чего, независимо от массы тела новорожденный становится ребенком.

    Классификация недоношенных
    Разделяют четыре степени недоношенных детей в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении:
    I степень
    соответствует 35-37 неделям и массе тела от 2001 до 2500 г;
    II степень соответствует 34-32 неделям и массе тела от 1501 до 2000 г;
    III степень соответствует 30-29 неделям и массе тела от 1001 до 1500 г;
    IV степень соответствует 28 и ниже неделям и массе тела от 1000 г и менее.

    Дети с массой тела при рождении меньше 1500 г считаются глубоко недоношенными.

    Выделяют три основные группы причин, оказывающих влияние на частоту недоношенно­сти:

    1) Социально - экономические и демографические(доход семьи и жилищные условия, питание беременной, характер труда женщины, образование, характер медицинского обслу­живания, брачное состояние матери и др.);
    2) Социально - биологические (возраст родителей, порядковый номер беременности, интервал между родами, исход предыдущей беременности, многоплодная беременность, се­зонные влияния и др.);
    3) Клинические - инфекционные и неинфекционные заболевания матери, токсикозы бе­ременности, травмы матки во время абортов, изосерологическая несовместимость крови матери и плода, аномалии развития женских половых органов, нейроэндокринная патология матери, хромосомные аномалии ребенка, курение, алкоголизм матери, прием некоторых лекарственных средств.



    Характеристика недоношенных детей

    Морфологические признаки недоношенного новорожденного:

    1) непропорциональное телосложение (относительно короткие шея и конечности, относительно большая голова)

    2) преобладание мозгового черепа над лицевым

    3) кости черепа мягкие, податливые, швы и роднички открыты

    4) недоразвитие ушной раковины

    5) обильное лануго по всему телу, выраженная сыровидная смазка

    6) пупочное кольцо смещено к лону

    7) наружные половые органы у девочек и мальчиков не сформированы

    Функциональные особенности недоношенных детей

    1) дыхание поверхностное, аритмичное, периодическое, приступы апноэ

    2) симптом Финкельштейна (арлекино), обусловлен незрелостью гипоталамуса, осуществляющего контроль за тонусом капилляров кожи.

    3) объем желудка меньше, чем у доношенных, снижена ферментативная функция кишечника

    4) снижена функция почек (объем клубочковой фильтрации и канальцевой реабсорбции)

    Особенности метаболической адаптации недоношенных детей

    1) Водный обмен у недоношенных отличается значительной лабильностью и напряженностью. Это проявляется частым возникновением отеков и склонностью к обезвоживанию.

    2) Электролитный обмен неустойчив (склонность к отекам и обезвоживанию, гиперкалиемия, гипернатриемия, гипокальциемия, гипомагниемия)

    3) Кислотно-основное состояние. Средняя величина рН после рождения недоношенных составляет 7,25. Нормализация рН происходит лишь к 12 часу жизни. Отклонения рН менее 7.25 (ацидоз) часты и обусловлены прогрессирующей дыхательной недостаточностью.

    4) Азотистый гомеостаз у новорожденного определяется величиной белка, направлением обмена белка и экскреторной функцией почек, 3а первые дни, новорожденный еще не получает достаточно белка, у него преобладает белковый катаболизм, в крови повышаются азотистые продукты особенно у глубоко недоношенных.

    5) Гликемия и липидный гомеостаз. В первые 3-4 дня жизни у недоношенного низкий уровень сахара (1,1-1,6 ммоль/л). Гипогликемия усугубляет состояние ацидоза (особенно страдает головной мозг) и является причиной возникновения неврологических нарушений, также нарушается окисление жирных кислот и в крови накап­ливаются кетоновые тела, нарастает метаболический ацидоз.

    6) Гипербилирубинемия возникает как за счет повышения непрямого билирубина в крови при усиленном гемолизе эритроцитов, так и временной незрелости энзиматических си­стем печени (недостатка глюкуронилтрансферазы).

    7) Терморегуляция несовершенна за счет незрелости терморегулирующих структур ЦНС. Поэтому высок риск переохлаждения и перегревания недоношенного ребенка.

    8) Иммунитет и реактивность недоношенных характеризуются незрелостью и лабильно­стью. Особенно низкие показатели иммунитета отмечаются у глубоко недоношенных, у детей с отягощенным анамнезом и у больных с тяжелыми поражениями ЦНС.

    Питание недоношенных

    Методы кормления недоношенных детей

    1) Парентеральное питание – через центральные или периферические вены (целесообразно сочетать с минимальным энтеральным питанием, поддерживающим функционирование ЖКТ и стимулирующим его дальнейшее созревание).

    2) Длительное зондовое - питание с помощью инфузионных насосов (назогастральный зонд).

    3) Порционное зондовое питание (проводится с помощью шприца).

    4) Грудное вскармливание, в том числе сцеженным грудным молоком.

    5) Смешанное или искусственное вскармливание с использованием специализированных смесей для недоношенных.

    Специальные смеси для недоношенных детей

    Соотношение казеина и сыворочных белков составляет 40:60.

    В состав современных смесей включены нуклеотиды (регулируют процессы биосинтеза).

    В состав включена глютаминовая кислота и аргинин (активизируют процессы созревания слизистой оболочки кишечника).

    В состав включен триптофан и таурин (играют роль в развитии нервной ткани и головного мозга).

    Длиноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты (участвуют в синтезе биологических мембран)

    Среднецепочечные триглицериды (обеспечивают усвоение жира, усвоение кальция и цинка)

    Содержит L – карнитин (участвует в метаболизме жирных кислот)

    Содержит смесь пищевых волокон (способствует росту бифидобактерий в кишечнике)

    Расчет питания недоношенным новорожденным

    Оптимальным является энергетический метод:

    10 кКал/кг х n до 14 дня; n – число дней;

    140 кКал/кг с 15-го дня жизни до 3-х месяцев

    Энергетическая потребность новорожденного соотносится с энергетической ценностью грудного молока: 100 мл грудного молока = 70 кКал

    Основные подходы к питанию недоношенных детей

    Способы питания (энтеральное и парентеральное) и методы кормления недоношенных детей определяются тяжестью состояния и зависят от массы тела и гестационного возраста ребенка при рождении. Большое внимание уделяется особенностям функционирования желудочно-кишечного тракта у преждевременно родившихся детей. Дифференцированный подход к назначению питания основывается на знаниях, касающихся возможностей недоношенных детей различной степени зрелости переваривать и усваивать питательные вещества, полученных в результате исследований метаболизма белка, жира, углеводов, ряда минеральных веществ и витаминов и представленных в виде алгоритмов вскармливания.

    Показание к энтеральному питанию: способность недоношенного ребенка к удержанию и усвоению женского молока или специализированных молочных смесей. При принятии решения о начале энтерального питания одной из главных задач является предотвращение развития некротизирующего энтероколита (НЭК).

    Противопоказания к началу энтерального питания:

    · крайне тяжелое состояние недоношенного ребенка;

    · пороки развития желудочно-кишечного тракта, требующие хирургического лечения;

    · желудочно-кишечное кровотечение;

    · нескорректированная артериальная гипотензия;

    · тяжелые проявления дискинезии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ): выраженное вздутие живота, отсутствие перистальтики и пассажа по кишечнику, наличие патологического содержимого в желудочном аспирате.

    Определение тактики вскармливания:

    · выбор способа кормления определяется тяжестью состояния ребенка, массой тела при рождении, гестационным возрастом;

    · раннее начало питания (в первые часы жизни);

    · максимально возможное использование энтерального кормления;

    · обогащение рациона питания глубоко недоношенных детей, получающих женское молоко;

    · использование при искусственном вскармливании только специализированных молочных смесей, предназначенных для вскармливания недоношенных детей (возможно кратковременное использование специализированных продуктов на основе высокогидролизованных сывороточных белков).

    Независимо от выбранного способа первое кормление целесообразно назначать сразу, как только это становится клинически возможным. При отсутствии противопоказаний энтеральное питание глубоко недоношенных детей может начинаться в течение 2 - 3 часов после рождения. Раннее начало энтерального питания способствует лучшей эндокринной адаптации, более оптимальному созреванию иммунных функций и меньшей продолжительности госпитализации. При проведении энтерального кормления следует соблюдать осторожность у недоношенных детей с перинатальной гипоксией/асфиксией, при нестабильной гемодинамике, при развитии централизованного инфекционного процесса, наличии гемодинамически значимого открытого артериального протока из-за риска развития НЭК.

    Введение прикорма

    Оптимальные сроки введения прикорма недоношенным детям в настоящее время еще не определены. В большинстве случаев продукты прикорма назначаются детям, родившимся раньше срока, начиная с 4 -5 месячного возраста. Введение прикорма ранее 4 месяцев недопустимо в связи с незрелостью как пищеварительной системы, так и обменных процессов. Позднее назначение, особенно при грудном вскармливании и использовании стандартных молочных смесей, также непозволительно, поскольку запас нутриентов (минеральных веществ и отдельных витаминов) у детей, родившихся раньше срока, резко ограничен. Применение специализированных смесей для недоношенных детей «после выписки», возможно, приведет к более отсроченному назначению продуктов прикорма (с 6-месячного возраста), преимущественно у детей с экстремально низкой массой тела.

    Введение прикорма осуществляется медленно и постепенно. До достижения детьми 7 - 8-месячного возраста каждое кормление должно заканчиваться прикладыванием ребенка к груди или применением молочных смесей. Для маловесных детей, получивших массивную, в том числе антибактериальную, терапию, характерны дисбиотические изменения и нарушения моторики ЖКТ, поэтому очередность введения продуктов определяется индивидуально.

    Кормление недоношенных детей в зависимости от массы тела:

    Обновление: Октябрь 2018

    Недоношенным считается ребенок, родившийся на 37 неделе беременности и ранее. Чаще всего причиной преждевременных родов бывает инфекция, болезнь матери или патология плаценты. Это также сказывается на здоровье малыша, поэтому к уходу за таким ребенком нужно относиться с особым вниманием. Все дети, родившиеся раньше срока, делятся на группы в зависимости от массы тела:

    • Экстремально низкий вес: менее 1000 г
    • Очень низкий вес: от 1000г до 1500г
    • Низкий вес: от 1500 до 2500г (чаще на 34-37 неделе)

    Как оценивать возраст недоношенных малышей?

    Возраст преждевременно родившегося малыша оценивается так же, как и у родившегося в срок. То есть от первого дня с рождения. Но для оценки психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам используют так называемые поправки на недоношенность. Например, годовалый малыш, рожденный на 3 месяца раньше срока (в 28 недель), будет оцениваться как 9-месячный ребенок. Требования по психическому и физическому развитию будут предъявляться к нему именно по возрасту 9 месяцев, а не 12. Такую систему используют до достижения ребенком возраста 2 лет.

    Возможные проблемы со здоровьем у недоношенных новорожденных

    Дыхательные расстройства

    • Респираторный дистресс-синдром
    • Врожденная пневмония
    • Недоразвитие легких
    • Периодические остановки дыхания (апноэ)

    Незрелость дыхательной системы при недоношенности – частое явление. Отсутствие сурфактанта — специального вещества, выстилающего легкие — приводит к слипанию и невозможности сделать вдох. Дети легче 1000 г в принципе не способны дышать самостоятельно после родов и требуют подключения к ИВЛ. Нередко у малышей случаются эпизоды апноэ – длительные перерывы в дыхании. Проходят они обычно к возрасту, равному 36 неделям беременности, а до этого требуют усиленного контроля.

    Изменения крови

    • Анемия
    • Желтуха
    • Кровоизлияния в кожу, печень, надпочечники
    • Дефицит витамина К

    Обычная желтуха новорожденных, связанная с распадом плодового гемоглобина, протекает у недоношенных чуть дольше. Максимум приходится на 5 сутки, к 10 дню в норме желтушность кожи исчезает. Если это состояние физиологичное, то оно не представляет для малыша опасности. Если уровень вызывающего желтуху билирубина превышает допустимое значение, то возникает риск поражения мозга. В таких случаях врачи используют фототерапию.

    Еще одна частая проблема «поторопившихся» малышей – это анемия. Она развивается в возрасте 1-3 месяца. Проявления ее многообразны: бледность, плохая прибавка веса, пониженная активность, нарушение работы сердца. В некоторых тяжелых случаях детям требуется переливание крови. Но большинству новорожденных достаточно давать препараты железа до 1-1,5 лет.

    Желудочно-кишечные патологии

    • Дискинезии
    • Некротический энтероколит

    Одно из самых опасных и стремительных состояний маловесных недоношенных детей — некротический энтероколит. В основе его лежит отмирание части кишки с воспаление брюшины. Чаще всего болезнь развивается в первые 2 недели жизни, проявляясь кровью в стуле и общим ухудшением состояния. В зависимости от объема отмершей кишки исход может быть разным. При обширном некрозе требуется удаление этой части кишечника, что сопряжено с высокой смертностью и проблемами со здоровьем в будущем. Легкие случаи не вызывают серьезных осложнений.

    Проблемы нервной системы

    • Внутрижелудочковые кровоизлияния (в мозг)
    • Гипоксически-ишемические поражения мозга
    • Судороги
    • Патология сетчатки глаз
    • Глухота
    • Слабость мышц

    Незрелость кровеносных сосудов у «ранних» детей приводит к повышенному риску кровоизлияний в мозг. Этот риск тем выше, чем ниже масса тела при рождении. Большая часть таких кровотечений происходит в первые несколько суток жизни. Ребенок становится вялым, как «тряпичная кукла», сонным, возникают остановки дыхания даже коматозные состояния. Для диагностики используют УЗИ мозга, при необходимости – компьютерную томографию. Лечение возможно только симптоматическое. Прогнозы при кровоизлиянии варьируют от летального исхода и тяжелых поражений мозга до легкой задержки развития или полного выздоровления.

    Кислородное голодание при недоношенности также оказывает на мозг пагубное влияние. В зависимости от времени и тяжести гипоксии итогом может стать ДЦП, слабоумие, легкая задержка психомоторного развития или полное отсутствие последствий.

    Нарушения сердечно-сосудистой системы

    • Функционирующий артериальный проток
    • Нестабильность артериального давления

    Другие проблемы

    • Склонность к низкой температуре тела
    • Уязвимость перед инфекциями
    • Отеки

    Поддержание температурного режима

    Сразу после рождения для недоношенного малыша с низкой массой тела создают специальные условия. Их помещают в кувезы, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Доказано, что выживаемость таких детей повышается, если им не приходится тратить свои силы на согревание. Обычно выписка домой происходит после достижения ребенком определенного веса и, соответственно, способности регулировать температуру. Но все равно в комнате, где будет находиться малыш, должно быть комфортно: не жарко и не холодно, а влажность воздуха должна достигать 60%.

    Питание новорожденных

    Чем раньше родился малыш, тем больше вероятность, что первое время он не сможет сосать молоко самостоятельно. Если у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела случаются операции на кишечнике, инфекция с диареей и рвотой, то единственный выход подержать организм – парентеральное питание. В таких случаях все необходимые вещества вводят ребенку через вену. После улучшения начинают кормление грудным молоком через зонд. Когда ребенок достаточно окрепнет, научиться координировать сосательные движения, наступает черед соски или даже прикладывания к груди. Объемы молока должны контролироваться, чтобы избежать срыгивания излишков и попадания их в легкие. Частота кормлений обычно составляет 8-10 раз в сутки. Если малыш «расходует» за день 6-8 подгузников, значит молока ему хватает.

    Грудное вскармливание

    Важность грудного вскармливания для детей, родившихся раньше срока, невозможно переоценить. Защитные антитела и легкоусвояемые белки, содержащиеся в молозиве и молоке, помогают детям окрепнуть и противостоять инфекциям. Но так как потребность в некоторых элементах и витаминах у таких малышей больше, чем у здоровых, то приходится добавлять их в рацион ребенка дополнительно.

    Молочные смеси

    При невозможности грудного вскармливания по разным причинам в связи с незрелостью пищеварительного тракта, частыми срыгиваниями и особыми потребностями недоношенных детей кормят специальными смесями:

    • Беллакт ПРЕ
    • Нутрилак Пре
    • Пре Нан
    • Пре-Нутрилон
    • Симилак NeoSure
    • Симилак SpecialCare
    • Фрисопре
    • Хумана 0-НА жидкая

    Прикорм для недоношенных малышей

    Введение прикорма также имеет свои особенности. Если обычным малышам рекомендовано вводить овощи или каши с 6 месяцев, то для детишек от преждевременных родов учитывают поправку на недоношенность. То есть родившемуся на 1,5 месяца раньше срока ребенку вводят прикорм в 7,5 месяцев от рождения. Но нет необходимости соблюдать эти сроки с точностью до недели. Гораздо важнее ориентироваться на готовность и желание малыша пробовать новую еду (см. ).

    Признаки готовности к прикорму:

    • Стихание рефлекса выталкивания (малыш не выталкивает язычком любой предмет, попавший в рот)
    • Утроение веса с момента рождения (тогда как для родившихся в срок достаточно удвоения)
    • Недостаточность грудного вскармливания
    • Активный интерес к пище взрослых

    Остальные правила прикорма аналогичны таковым при рождении в срок. Начинают введение новых продуктов с каш (если вес набирается плохо) или овощей (если с весом все в порядке).

    Кальций и витамин D

    Малыши, родившиеся с низкой и экстремально низкой массой тела, подвержены и витамин D в крови. Результатом может стать рахит, остеопороз и патологические переломы. Для профилактики таких состояний детям назначают препараты витамин D (Аквадетрим в дозе 300-500 МЕ в день), а зачастую и кальция с фосфором.

    Симптомы дефицита витамина D:

    • рахитические четки (утолщения на ребрах, похожие на овальные четки)
    • маленькие прибавки веса
    • снижение кальция в крови
    • искривление ног

    Препараты железа

    Почти всем недоношенным детям рекомендуют давать препараты железа (Актиферрин, Феррум-лек и другие) до достижения ими 1-1,5 лет. Дозировка рассчитывается по формуле: 2мг препарата на каждый килограмм. Количество железа может быть скорректировано врачом в зависимости от состояния малыша.

    Вес ребенка

    Если малыш не имеет серьезных проблем со здоровьем, то по достижении веса 1800-2000г его могут выписать домой. Лучше всего заранее приобрести весы для новорожденных, чтобы контролировать прибавки массы один раз в 1-2 недели (но не каждый день). В среднем ежедневный прирост веса должен составлять 15-30г на кг в день. Особенно важно это для детей, плохо берущих грудь. В случае нормального питания низкие прибавки могут говорить об анемии или проблемах с пищеварением. По мере взросления малыша еженедельные прибавки снижаются.

    График веса, роста и окружности головы

    Возраст в графике отсчитывается в неделях от зачатия (до 40 недель), а затем от рождения в месяцах, как и у детей, рожденных в срок. Жирной черной чертой указано среднее значение. Темная область вокруг черты – приближенные к среднему значения. Штрихпунктиром обозначены границы нормы. Но даже при выходе за эти границы нужно учитывать индивидуальные данные ребенка: его состояние здоровья, особенности питания и мнение врача.

    Сон младенца

    Общая длительность сна недоношенного малыша больше, чем у родившегося в срок. Но при этом «ранний» ребенок более чувствителен к внешним воздействиям, поэтому часто просыпается. Важно, что после ярко освещенной палаты интенсивной терапии и шума медицинских приборов ребенок несколько недель может реагировать на домашнюю темноту и тишину. Поэтому первое время после выписки бывает полезно включать тихую спокойную музыку и оставлять приглушенный свет на ночь, чтобы малыш адаптировался постепенно.

    Самой лучшей позицией для сна ребенка является положение на спине. У недоношенных детей риск возникновения апноэ выше, они менее чувствительны к снижению уровня кислорода. Поэтому сон на животе может привести к синдрому внезапной детской смерти. По этой же причине кроватка младенца должна быть в меру жесткой, без объемных одеял и игрушек.

    Сейчас в продаже появились специальные люльки и коконы для таких особых новорожденных. Многие родители отмечают, что сон малышей в таких кроватках крепче. Но при этом не проводилось никаких исследований о безопасности подобных коконов, поэтому специалисты редко рекомендуют их покупать.

    Когда выписывают из отделения недоношенных?

    • Ребенок должен быть приложен к груди/переведен на вскармливание через соску
    • Прибавка массы в сутки должна быть не менее 10-30г
    • Малыш должен достаточно хорошо удерживать тепло, лежа в кроватке
    • Не должно быть эпизодов остановки или резкого замедления дыхания
    • Кормление через вену к моменту выписки должно быть прекращено
    • Перед выпиской должны состояться проверки зрения и слуха
    • Масса малыша должна быть 1800 грамм и выше.

    Прогноз для новорожденных

    Благодаря современным методам детской интенсивной терапии выживаемость недоношенных детей с массой от 1,5 до 2,5 кг превышает 95%. Если у них не сопутствующих пороков развития и тяжелого поражения мозга, то к 2 годам они по всем параметрам догоняют сверстников, родившихся вовремя. При тяжелой сопутствующей патологии может быть задержка развития различной степени.

    Чем раньше родился ребенок, и чем меньше его масса, тем ниже шансы на выживание и выздоровление. Так, рождение в 22 недели беременности приближает шансы выжить к 0. В 23 недели они поднимаются до 15 %. В 24 недели выживает половина новорожденных, в 25 недель – 70%.

    Возможные отдаленные последствия экстремально низкой массы при рождении:

    • Слабоумие
    • Эпилепсия
    • Расстройства слуха и (от близорукости до полной слепоты и глухоты)
    • Частые пневмонии
    • Печеночная и почечная недостаточность
    • Анемия, дефицит витаминов, задержка роста
    • Низкая успеваемость в школе
    • Сниженная социальная адаптация

    Все вышеперечисленные отдаленные последствия у недоношенных детей встречаются в основном при крайне низкой массе – менее 800г. Но при грамотной терапии и внимательном уходе родителей есть шансы избежать этих последствий.

    Прививки у недоношенных детей

    Существует распространенное мнение, что преждевременно родившиеся малыши имеют «медотвод» от прививок в связи со слабым иммунитетом. Но специалисты по всему миру сходятся во мнении, что именно высокая восприимчивость к инфекционным болезням делает таких детей первыми кандидатами на вакцинацию. Потому как риск погибнуть от банальной кори, дифтерии, коклюша и других болезней высок именно при преждевременных родах (см. ).

    Первой вакциной, получаемой детьми, является прививка от гепатита B. Е обычно делают в первые сутки после рождения. Ведь таким детям часто требуются операции, переливания крови и другие факторы риска передачи гепатита. У малышей с чрезвычайно низкой массой тела есть смысл выждать до 30 дней, потому как оптимальный ответ на прививку происходит при массе 2 кг и более.

    При отсутствии серьезных проблем со здоровьем (врожденный иммунодефицит, прогрессирующее заболевание мозга) остальные прививки также делают по общему графику. Коклюшный компонент желательно выбирать бесклеточный (вакцины Пентаксим, Инфанрикс).

    • Маловесные дети, родившиеся преждевременно, быстрее набирают вес и крепнут при контакте с матерью. В отделениях, где лежат такие дети, разрешаются посещения родителей, так как то благотворно сказывается на самочувствии малышей.
    • Недоношенные малыши чаще, чем доношенные, становятся левшами или одинаково пользуются обеими руками
    • и гипоксия в родах(кислородное голодание) более характерна для родившихся на 34-37 неделе. Рожденные в сроке 25-34 неделе лучше ее переносят, хотя отдаленные последствия у них хуже.

    Частые вопросы

    Мальчик, 1,5 месяца, вес 1800г, родился на 35 неделе с задержкой роста, весом 1300г. Не получается добиться ежедневного стула, даже со слабительными. Обычно стул бывает раз в 2-3 дня. Что можно сделать?

    Частота стула один раз в 2-3 дня совершенно нормальна для любого новорожденного. Главное, чтобы он был мягкой консистенции и не причинял беспокойства ребенку.

    6-месячный недоношенный ребенок плохо набирает вес, может вообще не набрать за целую неделю. Как заставить ребенка есть?

    В таком возрасте важны не еженедельные прибавки, а тенденция веса. Нужно отметить на графике кривую возраста в месяцах и массы тела, сравнить ее с нормальной (указана в статье). Если график идет по нарастающей, то с прибавками все в порядке. Заставлять есть малыша нельзя ни в коем случае.

    Дочка родилась на 33 неделе, весом 1700г. Сейчас ей 2,5 года, догнала ровесников по физическому и психомоторному развитию. Проблемы начались с походом в садик. Практически постоянно болеет, через каждую неделю. Есть ли смысл отложить посещение садика, ведь ребенок родился раньше срока?

    Практически все дети начинают активно болеть ОРВИ в первый год в саду. Это никак не связано с недоношенностью. Если ребенок не против посещать дошкольное учреждение, а у родителей есть возможность часто брать больничный, то ходить в садик можно.

    Психомоторное развитие ребенка

    Чем раньше рождается ребенок, тем выше его риски неврологических осложнений. Поэтому важно найти грамотного специалиста, который будет периодически оценивать развитие малыша и давать правильные рекомендации. Важными этапами являются проверки в 9, 18, 24 и 30 месяцев от рождения.

    Многие педиатры пользуются удобным дневником развития от 0 до 3 лет, опубликованном в книге А. М. Казьмина. В этом дневнике указаны критические сроки появления навыков. То есть у большинства детей они появятся раньше, и лишь у 5% позже. Нужно помнить, что сроки для недоношенных детей высчитываются с поправкой (например, малыш, родившийся на месяц раньше срока, должен уметь в полгода то, что умеют 7-месячные дети).

    Моторное развитие

    Реакция
    Лежа на спине, беспорядочно сгибает руки и ноги 1,5 месяца
    Лежа на животе, приподнимает голову 2 месяца
    Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво) 3 месяца
    Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч) 4 месяца
    Когда тянут за ручки, пытается присесть 4,5 месяцев
    Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо 5 месяцев
    Лежа на спине, трогает ручками колени 5,5 месяцев
    Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок 6 месяцев
    Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен) 6 месяцев
    Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны 6 месяцев
    Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни 7 месяцев
    Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой 7 месяцев
    Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие 7,5 месяцев
    Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка») 8 месяцев
    Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой 8 месяцев
    Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед) 8 месяцев
    Переворачивается со спины на живот, вращая туловище 8,5 месяцев
    Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад 9 месяцев
    С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад 9,5 месяцев
    Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого) 9,5 месяцев
    Ползает на животе 9,5 месяцев
    Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад 10 месяцев
    Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет 10 месяцев
    Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону 10 месяцев
    Встает на четвереньки из положения сидя 10 месяцев
    Встает, держась за опору 11 месяцев
    Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу 11 месяцев
    Садится из положения на четвереньках 11 месяцев
    Присаживается и/или наклоняется, держась за опору 11 месяцев
    Ползает на четвереньках 1 год 1 месяц
    Переступает боком вдоль мебели (стены) 1 год 1 месяц
    Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель 1 год 1 месяц
    Стоит без опоры несколько секунд 1 год 1 месяц
    Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги 1 год 1 месяц
    Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает 1 год 2 месяца
    Встает с пола без поддержки 1 год 3 месяца
    Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены 1 год 3 месяца
    Присаживается на корточки и играет в этой позе 1 год 6 месяцев
    Залезает на диван, кресло 1 год 6 месяцев
    Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется 1 год 6 месяцев
    Встает с маленького стульчика (с опорой) 1 год 6 месяцев
    Бежит, смотря под ноги 1 год 6 месяцев
    Ходит, может внезапно остановиться и повернуться 2 года
    Садится на маленький стульчик 2 года
    Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого 2 года
    Подталкивает ногой мяч на ходу 2 года
    Ходит задом наперед 2 года

    Движения руками

    Реакция Приблизительный возраст появления реакции
    Лежа на спине, подносит ручки ко рту 3 месяца
    Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев 3 месяца
    Смотрит на движения своей руки 3 месяца
    Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты 3,5 месяцев
    Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими 3,5 месяцев
    Трясет погремушкой, вложенной в руку 4 месяца
    Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот 4,5 месяцев
    Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его 4,5 месяцев
    Тянет предмет, находящийся в руке, в рот 5 месяцев
    Большую часть времени кисти раскрыты 5 месяцев
    Лежа на животе, одной рукой опирается, другой — тянется за игрушкой 5 месяцев
    Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета 6 месяцев
    Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее 6 месяцев
    Перекладывает предмет из руки в руку 6 месяцев
    Тянется к удаленному предмету 7 месяцев
    Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами 7 месяцев
    Вращает кистью с удерживаемой игрушкой 7 месяцев
    Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой 8 месяцев
    Поднимает предмет двумя руками 8 месяцев
    Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью) 8 месяцев
    Отталкивает мяч в случайном направлении 8 месяцев
    Стучит предметом о предмет 9 месяцев
    Хлопает в ладоши 9 месяцев
    Ощупывает людей и предметы 10 месяцев
    Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват») 10 месяцев
    Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает 11 месяцев
    Бросает предметы в игре 11 месяцев
    Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) — точный «пинцетный захват» 1 год
    Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием — колышек, кольцо — стержень и т.п.) 1 год 1 мес
    Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.) 1 год 1 мес
    Пытается рисовать каракули 1 год 2 месяца
    Ставит кубик на кубик 1 год 4 месяца
    Соединяет предметы (стержень — кольцо, колпачок — ручка и т.п.) под контролем зрения 1 год 4 месяца
    Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения 1 год 4 месяца
    Разворачивает завернутый в бумагу предмет 1 год 6 месяцев
    Ставит 3 кубика друг на друга 1 год 8 месяцев
    Переворачивает страницы книги по одной 1 год 8 месяцев
    Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие 1 год 9 месяцев
    Схватывает движущийся предмет (например, мяч) 2 года

    Зрение

    Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
    Смотрит на источник света. 1 мес
    Фиксирует взгляд на лице взрослого. 1 мес
    Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. 1 мес
    Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. 1,5 месяцев
    Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. 2 месяца
    Предпочитает смотреть на новые предметы 2 месяца
    Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. 2 месяца
    Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. 2 месяца
    Улыбается, увидев что-то знакомое. 3 месяца
    Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. 3 месяца
    Рассматривает предметы в комнате. 3 месяца
    Смотрит на свою руку 3 месяца
    Смотрит на предмет, который держит в руке. 3 месяца
    Больше улыбается, когда видит мать, чем других. 3,5 месяцев
    Предпочитает объемные игрушки 4 месяца
    Моргает при быстром приближении предмета. 4 месяца
    Смотрит на свое отражение в зеркале. 5 месяцев
    Узнает бутылочку (и/или грудь). 5 месяцев
    Реагирует на маску 5 месяцев
    Рассматривает окружение на улице 6 месяцев
    Выбирает взглядом любимую игрушку. 6 месяцев
    В новом месте — осматривается, может быть испуган. 6 месяцев
    Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого 6 месяцев
    Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см 8 месяцев
    Отличает «своих» от «чужих» по внешнему виду. 8 месяцев
    Следит за игрой в мяч 9 месяцев
    Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами 1 год
    Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. 1 год
    Понимает 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.). 1 год 1 мес
    Обходит высокие препятствия при ходьбе. 1 год 2 месяца
    Подражает увиденным действиям взрослого 1 год 3 месяца
    Узнает себя и близких на фотографиях 1 год 4 месяца
    Показывает несколько названных предметов или картинок. 1 год 4 месяца
    Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. 1 год 4 месяца
    Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки …). 1 год 6 месяцев
    Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки 1 год 6 месяцев
    Узнает свои вещи, одежду 2 года

    Слух

    Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
    Прислушивается к звуку погремушки 2 месяца
    Прислушивается к голосу взрослого 2 месяца
    Улыбается, когда слышит голос взрослого 2 месяца
    Замирает при появлении нового звука на фоне других. 2,5 месяцев
    Прислушивается к музыке. 3 месяца
    Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. 3 месяца
    Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). 3 месяца
    Выделяет любимую музыку 4 месяца
    Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. 4 месяца
    Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха 4 месяца
    Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет 4 месяца
    Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. 4 месяца
    Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого 5 месяцев
    Смотрит внимательно на объект, издающий звук. 5 месяцев
    Эмоционально реагирует на знакомые голоса. 6 месяцев
    Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). 6 месяцев
    Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам 6 месяцев
    Смеется в ответ на некоторые звуки 6 месяцев
    В положении сидя поворачивается к источнику звука. 7 месяцев
    Пытается воспроизвести «мелодию» услышанной речи 7 месяцев
    Интересуется предметами, производящими звук. 8 месяцев
    Пытается воспроизвести услышанные новые звуки 9 месяцев
    Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой 10 месяцев
    Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди» и т.п 10 месяцев
    Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши) 11 месяцев
    Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. 11 месяцев
    Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов («мама», «папа», «баба»…). 1 год
    Начинает «танцевать» при звуках музыки. 1 год 2 месяца
    Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. 1 год 2 месяца
    Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. 1 год 2 месяца
    Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает» или «кормит» куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят.

    1 год 4 месяца

    Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). 1 год 4 месяца
    Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. 1 год 4 месяца
    Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали 1 год 4 месяца
    Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. 1 год 6 месяцев
    Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). 1 год 6 месяцев
    Любит играть со взрослым в «голоса животных» (например: «Как коровка мычит?» — «My-у-у»). 1 год 6 месяцев
    Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. 2 года
    Понимает 100 слов и более. 2 года 3 месяца
    Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). 2 года 3 месяца
    Пытается петь 2 года 6 месяцев
    Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) 3 года

    Каждой маме всегда не терпится посмотреть на то чудо, которое девять месяцев скрывалось в ее животе. Однако иногда она может увидеть своего и гораздо ранее. Роды раньше срока, то есть те, которые происходят до 37 , случаются по разным причинам, иногда даже неустановленным. Если ребенок при этом выживает, то он считается недоношенным либо . В народе же таких ласково называют «торопыжками». Об особенностях недоношенных детей и о возможных последствиях для их и развития в будущем пойдет речь в нашей статье.

    Недоношенные дети: особенности

    Недоношенным считается ребенок, который пришел в этот мир ранее 37-й недели, с массой тела от 1 кг до 2,5 кг, недоразвитыми системами и органами. Экстремально недоношенными считают детей с весом менее 1 кг.

    Обычно такие детки не могут самостоятельно дышать - из-за незрелости легких, питаться - из-за несформированного сосательного и глотательного рефлексов, отличаются слабостью, у них практически нет подкожно-жирового слоя.

    Успех выживания и отсутствия в дальнейшем проблем со здоровьем зависит от срока, на котором родился малыш, от качества медицинской помощи, оказанной в первые часы после , и от наличия . Выхаживание таких младенцев происходит в специальных условиях.


    Знаете ли вы? Ребенок с самым маленьким весом в мире, который остался жив, родился в 2006 году в США. Девочку, появившуюся на сроке 22 недели и шесть дней, назвали Тейлор. Масса ее тела при рождении была 284 г, рост - 24 см. Через три месяца, проведенных в больнице после появления на свет, она смогла отправиться домой с весом более 2 кг.

    Классификация

    Степень недоразвитости у каждого ребенка может быть различной. В зависимости от степени недоразвитости, массы тела и срока гестации классифицируют четыре степени недоношенности. Главным критерием при этом выступает вес малыша .

    Первой степени

    Диагноз «недоношенность первой степени» ставится, если малыш появился на свет в период с 35-й по 37-ю неделю с весом от 2,1 до 2,5 кг.

    Второй степени

    Малыши второй степени недоношенности рождаются в срок беременности 32- недели с весом 1,51-2 кг.

    Третьей степени

    Глубоко недоношенные дети рождаются с 29-й по 31-ю неделю. В медицинской карточке им вписывают диагноз «степень недоношенности - третья».


    Четвертой степени

    Детям, появившимся на сроке менее 28 недель с критически малым весом, менее одного кило, приписывают четвертую степень. В медицинских карточках малышей чаще всего прописывают срок гестации, а не степень недоношенности.

    Знаете ли вы? Сегодня процент выживаемости детей, рожденных с малой массой тела, в странах с развитой медициной составляет 96 %, с критически малой массой (менее 1 кг) - 90 %.

    Как выглядит малыш: анатомо-физиологические признаки

    Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка будут варьироваться в зависимости от степени недоразвитости. «Торопыжки» выглядят очень маленькими и хрупкими. Некоторые из них могут легко помещаться во взрослой ладони. Они слабо кричат, медленно двигаются, часто не могут самостоятельно дышать, кушать, опорожняться. Во время сна могут сильно гримасничать и вздрагивать.

    Обычно кроха, рожденный с весом меньше 1,5 кг, имеет тонкую и морщинистую кожу темно-красного цвета. Все тело может быть покрыто пушком и смазкой. Размеры головы равняются одной трети от всей длины тела. При этом руки и ноги выглядят короткими.

    Швы черепа не заросшие, так же, как большой и малый роднички. Пупок расположен низко. У мальчиков яички отсутствуют в мошонке, у девочек - не до конца сформированные половые губы. Соски практически не выражены. Могут отсутствовать ногти, брови и ресницы.

    Малыши, появившиеся на 33-й и позже неделях, имеют уже розовую кожу без пушка, голову размером ¼ от длины тела, нормально расположенный пупок. Яички у мальчиков размещаются перед входом в мошонку. Половая щель у девочек почти закрыта.

    Недоношенные детки рождаются с отклонениями, которые касаются дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной, центральной нервной систем, мозга, почек, мышц, глаз. Можно выделить ряд схожих отклонений:

    • Дыхательная система . Большая часть детей имеют не до конца сформированную дыхательную систему - у новорожденных диагностируются узкие проходы в верхних дыхательных путях, высокое расположение диафрагмы, податливость грудины. Из-за этого дыхание у них слабое, учащенное и поверхностное. Нередкостью для таких малышей бывают следующие проблемы с органами дыхания:
      • внезапная кратковременная остановка дыхания;
      • пневмония;
      • респираторный дистресс-синдром.
    • Сердечно-сосудистая система . Со стороны сердца и сосудов могут наблюдаться такие отклонения, как неустойчивость пульса, тахикардия, тихие сердечные тоны, пониженное артериальное давление, шумы в сердце, врожденные пороки сердца (открытые овальное окно и Боталлов проток), кровоизлияния в мозг, другие внутренние органы, анемия.

    • ЖКТ .Практически все отделы ЖКТ у преждевременно родившегося ребенка не до конца сформированы. У них могут происходить частые срыгивания, метеоризм, дисбактериоз.
    • Эндокринная система . Новорожденные малыши страдают нарушением выделения , гипотиреозом.
    • Печень, почки . Со стороны этих органов могут наблюдаться такие проблемы, как:
      • билирубиновая энцефалопатия;
      • нарушения в электролитном балансе;
      • отеки;
      • обезвоживание.
    • Органы зрения . У многих новорожденных обнаруживается косоглазие (стойкое либо кратковременное), отслойка сетчатки, ретинопатия.

    Причины недоношенности

    Роды раньше положенного срока могут провоцировать несколько факторов:

    • социально-биологические (очень молодая либо пожилая пара; нездоровый образ жизни родителей; игнорирование профилактических медицинских осмотров и постановки на учет в женской консультации; работа, связанная с контактом с вредными выбросами, тяжелой физической нагрузкой);
    • в анамнезе;
    • разница между детьми менее двух лет;
    • проблемы со здоровьем у будущей мамы;
    • осложнения ;
    • неправильное развитие органов, отвечающих за вынашивание малыша;
    • с помощью .

    Можно ли диагностировать отклонение в утробе

    Часто преждевременные роды происходят из-за преждевременного старения плаценты, развития (позднего ). Поэтому важно проходить плановые для своевременного выявления проблемы.

    О кислородном голодании может свидетельствовать повышенная активность плода в утробе. Поэтому, если мама чувствует, что ребенок слишком подвижен - это повод для обращения за консультацией к гинекологу.

    О том, что ребенок плохо набирает вес, отстает по этому показателю от нормы, также может рассказать врач-узист при плановом осмотре. Гинеколог может заподозрить отставание в росте плода при ежемесячном взвешивании беременной и обмере окружности ее живота. Женщина будет плохо либо не набирать его вовсе, а ее живот перестанет расти.

    Особенности ухода за недоношенными детьми

    Незрелые малыши требуют особенного ухода и условий для дозревания. Если малыш может самостоятельно дышать, то его вместе с матерью кладут в отделение патологии новорожденных, где тщательно обследуют дитя, и при отсутствии проблем держат его в медучреждении под наблюдением до того момента, пока он не наберет 2,5 кг.

    • набор веса не менее 2,5 кг;
    • стойкий сосательный рефлекс;
    • отсутствие серьезных заболеваний, требующих стационарного лечения.

    В домашних условиях

    После выписки грудного ребенка из ОПН его, как и других его сверстников, будет наблюдать участковый педиатр. Также он будет подвергаться регулярным осмотрам невролога, окулиста, кардиолога, уролога, гинеколога, хирурга, ортопеда. До полного зарастания родничка потребуется проходить УЗИ головного мозга.

    Обычно незначительные отклонения в виде легкой , некритичного порока сердца, ретинопатии при соответствующей терапии уходят у ребенка к трем годам. При наличии проблем с глазами ребенка поставят на учет к окулисту, которого он вынужден будет посещать регулярно, пока не будет определена острота его зрения.физиотерапевтическим близорукости , глаукомы, астигматизма, атрофии зрительного нерва. Как правило, недоношенные дети с экстремально низкой массой тела имеют намного больше проблем со здоровьем, чем те, кто появился с массой, близкой к нормальному малышу.

    Если посмотреть на статистику, то частота ДЦП, которые ставятся двухлетним детям, у преждевременно появившихся малышей составляет 14-16 %, в то время как у всех новорожденных этот показатель - 0,5 %.

    Недоношенные дети составляют группу высокого риска развития отклонений в психическом развитии. Примерно 60 % имеют проблемы неврологического и нейросенсорного характера. Эти дети более подвержены вирусным заболеваниям, . Девочки, которые появились раньше срока, в будущем могут иметь проблемы с менструальным циклом, зачатием и вынашиванием потомства.


    Современная медицина успешно научилась спасать и выхаживать практически всех недоношенных деток. При правильно оказанной в первые часы жизни медицинской помощи и дальнейшем уходе прогнозы для малыша, в целом, позитивные. По массе и длине тела некоторые «торопыжки» догоняют своих зрелых сверстников уже к году, однако чаще всего это происходит к двум-трем годам.

    Выравнивание в плане психомоторного и речевого происходит в зависимости от того, какая стадия недоношенности была поставлена ребенку и какие отклонения были у него диагностированы. Чаще всего это происходит около двух лет, однако может затянуться и до пяти-шести.

    В дальнейшем же, недоношенные детки ничем не отличаются от одногодок. Тем не менее, следует отметить, что фиксируется немаленький процент «торопыжек», которые остаются инвалидами на всю жизнь. По статистике, так оканчивается примерно треть случаев.

    – это дети, родившиеся ранее срока родов, функционально незрелые, с массой ниже 2500 г и длиной тела менее 45 см. Клинические признаки недоношенности включают непропорциональное телосложение, открытые швы черепа и малый родничок, невыраженность подкожно-жирового слоя, гиперемию кожных покровов, недоразвитие половых органов, слабость или отсутствие рефлексов, слабый крик, интенсивную и длительную желтуху и др. Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода - температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

    Общие сведения

    Недоношенными считаются дети, рожденные в период с 28 по 37 неделю беременности, имеющие массу тела 1000-2500 г и длину тела 35-45 см. Наиболее устойчивым критерием считается срок гестации; антропометрические показатели, в силу их значительной вариабельности, относятся к условным критериям недоношенности. Ежегодно в результате самопроизвольных преждевременных родов или искусственно индуцированного прерывания беременности на поздних сроках недоношенными появляются на свет 5-10% детей от общего числа новорожденных.

    По определению ВОЗ (1974 г.), плод считается жизнеспособным при гестационном сроке более 22 недель, массе тела от 500 г, длине тела от 25 см. В отечественной неонатологии и педиатрии рождение плода ранее 28 недели гестации, имеющего массу тела менее 1000 г и длину менее 35 см расценивается как поздний выкидыш . Однако, если такой ребенок родился живым и прожил после рождения не менее 7 суток, он регистрируется как недоношенный. Уровень неонатальной смертности среди недоношенных детей намного выше такового среди доношенных младенцев, и в значительной мере зависит от качества оказания медицинской помощи в первые минуты и дни жизни ребенка.

    Причины недоношенности

    Все причины, приводящие к рождению недоношенных детей можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся социально-биологические факторы, включающие слишком юный или пожилой возраст родителей (моложе 18 и старше 40 лет), вредные привычки беременной, недостаточное питание и неудовлетворительные бытовые условия, профессиональные вредности, неблагоприятный психоэмоциональный фон и др. Риск преждевременного родоразрешения и рождения недоношенных детей выше у женщин, не планировавших беременность и пренебрегающих медицинским сопровождением беременности.

    Вторую группу причин составляет отягощенный акушерско-гинекологической анамнез и патологическое течение настоящей беременности у будущей мамы. Здесь наибольшее значение имеют аборты в анамнезе, многоплодие, гестозы , гемолитическая болезнь плода , преждевременная отслойка плаценты . Причиной рождения недоношенных детей могут служить непродолжительные (менее 2-х лет) интервалы между родами. Нередко недоношенные дети рождаются у женщин, прибегающих к экстракорпоральному оплодотворению , однако это связано не с самим фактом использования ВРТ, а скорее – с «женским» фактором, препятствующим оплодотворению естественным путем. Неблагоприятно на вынашивании беременности сказываются гинекологические заболевания и пороки развития гениталий: цервицит , эндометрит , оофорит , фиброма , эндометриоз , двурогая седловидная матка , гипоплазия матки и др.

    К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет , гипертоническая болезнь , пороки сердца , пиелонефрит , ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

    Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

    Классификация недоношенности

    С учетом обозначенных критериев (срока гестации, массы и длины тела) выделяют 4 степени недоношенности:

    I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36-37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500-2001 г, длина – 45-41 см.

    II степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 32-35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001-2500 г, длина – 40-36 см.

    III степень недоношен ности - родоразрешение происходит на сроке 31-28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500-1001 г, длина – 35-30 см.

    IV степень недоношенности - родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела».

    Внешние признаки недоношенности

    Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

    Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела <1500, рождаются с тонкой морщинистой кожей, обильно покрытой сыровидной смазкой и пушковыми волосами (лануго). Кожные покровы имеют ярко-красный цвет (т. н. простая эритема), который бледнеет к 2-3 неделе жизни. Подкожно-жировой слой отсутствует (гипотрофия II-II степени), телосложение ребенка непропорциональное (голова большая и составляет примерно 1/3 от длины тела, конечности относительно короткие). Живот большой, распластанный с явно заметным расхождением прямых мышц, пупок расположен в нижней части живота.

    У глубоко недоношенных детей все роднички и швы черепа открыты, черепные кости податливые, мозговой череп преобладает над лицевым. Характерно недоразвитие ушных раковин, слабое развитие ногтей (ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев), слабая пигментация сосков и околососковых кружков. Половые органы у недоношенных детей недоразвиты: у девочек отмечается зияние половой щели, у мальчиков – неопущение яичек в мошонку (крипторхизм).

    Недоношенные дети, рожденные на сроке 33-34 недели гестации и позже, характеризуются большей зрелостью. Их внешний облик отличается розовым цветом кожных покровов, отсутствием пушка на лице и туловище, более пропорциональным телосложением (меньшей головой, более высоким расположением пупка и пр.). У недоношенных детей I-II степени сформированы изгибы ушных раковин, выражена пигментация сосков и околососковых кружков. У девочек большие половые губы практически полностью прикрывают половую щель; у мальчиков яички расположены у входа в мошонку.

    Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей

    Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма.

    Характерными особенностями органов дыхания у недоношенных детей являются узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Данные морфологические особенности недоношенных детей обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.), склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд (апноэ недоношенных). Вследствие недоразвития эластической ткани легких, незрелости альвеол, сниженного содержания сурфактанта у недоношенных детей легко возникает синдром дыхательных расстройств (застойные пневмонии , респираторный дистресс-синдром).

    Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется лабильностью пульса, тахикардией 120-180 в мин., приглушенностью сердечных тонов, артериальной гипотонией (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца (открытого Боталлова протока , открытого овального окна) могут выслушиваться шумы. Вследствие повышенной ломкости и проницаемости сосудистых стенок легко возникают кровоизлияния (подкожные, во внутренние органы, в мозг).

    Морфологическими признаками незрелости ЦНС у недоношенных детей служат слабая дифференцировка серого и белого вещества, сглаженность борозд мозга, неполная миелинизация нервных волокон, обедненная васкуляризация подкорковых зон. Мышечный тонус у недоношенных детей слабый, физиологические рефлексы и двигательная активность снижены, реакция на раздражители замедлена, терморегуляция нарушена, имеется склонность как к гипо-, так и гипертермии. В первые 2-3 недели у недоношенного ребенка могут возникать преходящий нистагм и косоглазие , тремор, вздрагивания, клонус стоп.

    У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов желудочно-кишечного тракта и низкая ферментовыделительная активность. В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям, развитию метеоризма, дисбактериоза . Желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных. Вследствие незрелости ферментных систем печени, повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера и бурного распада эритроцитов у недоношенных детей может легко развиваться билирубиновая энцефалопатия.

    Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к изменению электролитного баланса (гипокальциемии, гипомагниемии, гипернатриемии , гиперкалиемии), декомпенсированному метаболическому ацидозу, склонности к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

    Деятельность эндокринной системы характеризуется задержкой становления циркадного ритма выделения гормонов, быстрым истощением желез. У недоношенных детей отмечается низкий синтез катехоламинов, часто развивается транзиторный гипотиреоз , в первые дни жизни редко проявляется половой криз (физиологический мастит , физиологический вульвовагинит у девочек).

    У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных, развивается ранняя анемия , имеется повышенный риск развития септицемии (сепсиса) и септикопиемии (гнойного менингита , остеомиелита , язвенно-некротического энтероколита).

    В течение первого года жизни нарастание массы и длины тела у недоношенных детей происходит очень интенсивно. Однако по антропометрическим показателям недоношенные дети догоняют рожденных в срок сверстников только к 2-3 годам (иногда к 5-6 годам). Отставание в психомоторном и речевом развитии у недоношенных детей зависит от степени недоношенности и сопутствующей патологии. При благоприятном сценарии развития недоношенного ребенка выравнивание происходит на 2-ом году жизни.

    Дальнейшее физическое и психомоторное развитие недоношенных детей может идти наравне со сверстниками или запаздывать.

    Среди недоношенных детей чаще, чем среди доношенных сверстников встречаются неврологические нарушения: астено-вегетативный синдром, гидроцефалия , судорожный синдром, вегето-сосудистая дистония , детский церебральный паралич , гиперактивность , функциональная дислалия либо дизартрия . Почти у трети недоношенных детей обнаруживается патология органа зрения – близорукость и астигматизм различной степени выраженности, глаукома , косоглазие, сначала в родильном доме, затем в детской больнице и поликлинике. Основными составляющими ухода за недоношенными детьми являются: обеспечение оптимального температурно-влажностного режима, рациональной кислородотерапии и дозированного вскармливания. У недоношенных детей осуществляется постоянный контроль электролитного состава и КОС крови, мониторирование газового состава крови, пульса и АД.

    Глубоко недоношенные дети сразу после рождения помещаются в кувезы, где с учетом состояния ребенка поддерживается постоянная температура (32-35°С), влажность (в первые дни около 90%, затем 60-50%), уровень оксигенации (около 30%). Недоношенные дети I-II степени обычно размещаются в кроватках с обогревом или в обычных кроватках в специальных боксах, где поддерживается температура воздуха 24-25°С.

    Недоношенные дети, способные самостоятельно поддерживать нормальную температуру тела, достигшие массы тела 2000 г, имеющие хорошую эпителизацию пупочной ранки, могут быть выписаны домой. Второй этап выхаживания в специализированных отделениях детских стационаров показан недоношенным, не достигшим в первые 2 недели массы тела 2000 г, и детям с перинатальной патологией.

    Кормление недоношенных детей следует начинать уже в первые часы жизни. Дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами получают питание через желудочный зонд; если сосательный рефлекс выражен достаточно, но масса тела менее 1800 г – ребенка вскармливают через соску; дети с массой тела свыше 1800 г могут быть приложены к груди. Кратность кормлений недоношенных детей I-II степени 7-8 раз в сутки; III и IV степени - 10 раз в сутки. Расчет питания производится по специальным формулам.

    логопеда и детского психиатра .

    С 2-недельного возраста недоношенные дети нуждаются в профилактике железодефицитной анемии и рахита . Профилактические прививки недоношенным детям выполняются по индивидуальному графику. На первом году жизни рекомендуются повторные курсы детского массажа , гимнастики, индивидуальных оздоровительных и закаливающих процедур.