Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Лицей»

Программа

кружка внеурочной деятельности

«Школа этикета»

по социальному направлению

(6,5 - 8 лет)

Разработали: учителя начальных

классов МБОУ «Лицей»:

Гилёва Галина Владимировна,

Крикливых Татьяна Павловна,

Орлова Ольга Ивановна

Республика Хакасия,

г. Абакан, 2011

Социальное направление развития личности

Программа внеурочной деятельности «Школа этикета»

Программа «Школа этикета» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 )

Цель : воспитание вежливости и культуры поведения.

Задачи:

    Осознание детьми этических правил и норм поведения.

    Формирование устойчивых убеждений

    Воздействие на чувства, эмоции детей

    Формирование опыта поведения

    Развитие наблюдательности и умения отличать хорошее от плохого в повседневной жизни, общении между людьми.

    Формирование у детей умения заниматься самовоспитанием и развитием в себе ценных человеческих качеств

Общая характеристика:

Соблюдение этикета является необходимым условием для успешного существования человека в обществе. Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Программа внеурочной деятельности «Школа этикета» направлена на то, чтобы дети, чувствовали себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе и в любой компании, нравились себе и окружающим своим внешним видом, манерами, умением общаться. Но что для этого надо? Что делать? Как быть? Ответы на эти и другие вопросы дети получат в школе этикета. Узнают об исторических перипетиях этикета и его современных особенностях, получат конкретные рекомендации о том, как вести себя в стандартных и нестандартных ситуациях, как прилично одеваться и пользоваться столовыми приборами, как дарить подарки и принимать дорогих гостей, как устроить деловые переговоры и уметь вести интересные беседы.

Так как дети почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, то педагогические советы в большей части программы растворены в сказке, театрализации и игровых ситуациях.

Сказка-любимый литературный жанр детей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподносить ребёнку высокие нравственные истины. За основу в программе берётся содержание сказки Васильевой - Гангнус Л.П. «Азбука вежливости».

Игровые ситуации помогут обучающимся лучше и глубже осмыслить ситуации сказки, поступки её героев, дать оценку этим поступкам. Благодаря этим играм ребёнок не только быстрее усвоит обязательные правила вежливости, но и приучится к большей самостоятельности в поступках и мыслях, получит первые трудовые навыки. Интересна и увлекательна для детей будет театрализованная игра, в которой они принимают активное участие.

Этой же цели - цели воспитания детей – послужат и праздники- практикумы. На этих праздниках ребёнок учится культуре общения, культуре речи. Он обретает навыки поведения в обществе. Приучается правильно держаться за столом. Воспитательные возможности заключены уже в самом приготовлении к празднику, когда обучающийся помогает взрослым привести в порядок помещение, помогает накрывать на стол, когда сам старается одеться аккуратнее и наряднее.

В программе сочетается сказка, игра, праздник и беседы с детьми. В каждой из предложенных ситуаций можно пронаблюдать за поведением и непосредственной реакцией ребёнка, более глубоко изучить и познать его характер и, уже учитывая эти знания, направлять его развитие.

Особенности реализации программы

Реализация программы предусматривает ряд этапов.

    Осознание детьми требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.

    Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – твёрдые, основанные на определённых принципах и взглядах, которые служат руководством в жизни.

    Воспитание чувств – ещё один непременный и очень важный компонент программы. Без человеческих эмоций, как утверждали ещё древние философы, нет, и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность - движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, можно достичь правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

    Главный этап программы – деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений, увещеваний – практического результата не будет. Если ребёнок лишён возможности самостоятельно проявлять себя, не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит.

Реализация программы должна пройти через все этапы, только тогда можно говорить об эффективности данной программы. Эти этапы – знания, убеждения, чувства – сливаются с практической деятельностью.

    культура поведения;

    культура общения;

    культура внешнего вида;

    культура поведения за столом

Методы:

    Методы формирования сознания, убеждения и чувств:

Сказки, назидательные рассказы, притчи, басни, где вывод (мораль) делают сами дети;

Объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, инструктажи;

Пример;

    Методы организации деятельности:

Театрализация;

Упражнения;

Приучение - игра;

Требование - игра;

Воспитывающие ситуации

    Формы подведения итогов:

Практические занятия (поход в театр, чаепитие, праздники);

Поведение в лицее, дома (анкетирование родителей)

Диагностики (см. приложение)

Виды контроля

Воспитание по программе «Школа этикета» рассчитано в 1 классе на 33 часа по 1 занятию в неделю

Описание ценностных ориентиров:

В рамках занятий «Школа этикета» возможно осуществление воспитания и включение ценностных установок, таких как:

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание занятий способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким людям, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

    этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

    знание основных моральных норм поведения

Регулятивные результаты:

Обучающийся научится:

    принимать и сохранять воспитательную задачу;

    понимать выделенные учителем ориентиры действия в изучаемом материале;

    проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

    оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррекивы

Познавательные результаты:

Обучающийся научится:

    осуществлять поиск нужной информации;

    понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

    анализировать ситуации;

    проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

    принимать участие в работе парами и группами;

    договариваться, приходить к общему решению;

    общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;

    использовать в общении правила вежливости

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

    раскрывать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый и вежливый человек, честность, любовь к родителям и близким;

    использовать правила поведения в общественных местах, лицее, в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

    соблюдать правила гостеприимства, дарения и получения подарков, оформления поздравлений;

    соблюдать культуру внешнего вида, гигиену, следить за своим здоровьем;

    культурно вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

Учебно – тематический план

№ п/п

В программе просматриваются сквозные блоки:

    культура поведения;

    культура общения;

    культура внешнего вида;

    культура поведения за столом

Отдельными разделами блоки не выделяются.

Культура поведения

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Культура общения

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи

художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Культура поведения за столом

- Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом. Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе.

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов.

Материально – техническое обеспечение

    Программа будет реализовываться в учебном кабинете, на улице, в театре.

    Для освещения теоретических вопросов необходима мультимедийная установка.

    Для практической деятельности: скатерть, салфетки, одноразовая посуда, нож, вилка, солёное тесто для имитации приготовления пиццы. Материалы для оформления подарков. Материалы для изготовления открытки, для написания письма. Оборудование для игр, театральных постановок.

Календарно – тематическое планирование

Литература:

    Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.

    Васильева - Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1988.

    Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Молодая гвардия, 1987.

    Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г. Этика (Мораль). Программа для учащихся 1-4 классов. Журнал «Завуч начальной школы», №6, 2007.

    Лихачёва Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.

    Лысикова И.А. «Этикет для школьников». Справочник классного руководителя. №12, 2007.

    Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов, педагогов колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    Старункина Е.Л. «Этика и этикет в начальной школе: программа и разработки уроков». Школьная пресса, 2004.

    Шемшурина А.И. Азбук простых истин – этическая грамматика 4 класс (методическое пособие). Журнал «Этическое воспитание», №2, 2005.

    Школа этикета: поучения на всякий случай/ Сост. Л.С.Лихачёва. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.

Приложение

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1 : диагностика нравственной самооценки .

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения .

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям .

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации .

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Ценностные ориентации личности

Методика “Что важнее?”

Цель - выявить мотивы дружбы в коллективе.

Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, представленной в таблице.

Таблица

ФИО_________________________________________________________ класс________


Пояснительная записка

Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

С особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Программа «Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности, которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Цель данного курса – формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей, приобщая их к условиям общественной жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

    формирование навыков общения и сотрудничества;

    формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

    развитие коммуникативных умений в процессе общения;

    введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Основными методами реализации программы являются изучение этикета поведения, речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Планируемые результаты

Личностные

    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

    формирование этических чувств, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

Метапредметные результаты

Регулятивные

    умение использовать речь для регуляции своего действия;

    умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    умение концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Познавательные

    формирование умения учиться: навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

    основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

Коммуникативные

    умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

    умение задавать вопросы;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

К концу учебного года учащиеся научатся :

    Употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации;

    Обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, мимику, прикосновение;

    Вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно;

    Правильно общаться по телефону;

    Правильно оценивать себя и других;

    Приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность;

    Встречать гостей, дарить и принимать подарки;

    Делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши;

    Принимать красивые позы во время посадки и ходьбы;

Критерии оценивания планируемых результатов

воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными задачами и ориентируются на следующие

Критерии.

    Изменения в модели поведения школьника:

Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои рассуждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

Создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этикета:

Использование полученной информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

Краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание

необходимости следовать им;

Объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения

соответствия нравственным ценностям.

    Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

Способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Календарно-тематическое планирование

п / п

дата

Тема занятия

Кол-во час

Культура речи.

«Настоящий мужчина»

«Деловой человек»

О вежливости.

Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов.

Что такое этикет.

Умение вежливо слушать.

Правила беседы.

Скороговорки

Не ссориться и не обижать друг друга.

«Разрешите мне сказать»

Сочиняем стихи.

Знакомство

Поведение в столовой

На перемене.

Телефонный этикет.

Мы идем в гости.

Принимаем гостей.

Поведение за столом.

Дома после школы.

Поздравление и пожелания.

В общественном месте.

В автобусе.

В театре.

В парикмахерской.

В детской библиотеке.

В поликлинике.

Участие к человеку.

У постели больного.

Праздник «Ура, каникулы»

Материально-техническое обеспечение.

    ФГОС начального общего образования. – Просвещение, Москва, 2010.

    ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – Просвещение, Москва. 2009.

    Примерные программы по внеурочной деятельности. - Просвещение, - М.: 2010.

    Богуславская Н.Е. «Весёлый этикет», М.: Флинта,2010

    Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

    Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

    Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

    Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

    Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

    Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

    Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

    Демонстрационный материал;

    Магнитная доска;

    Компьютер;

    Спортивная площадка (актовый зал).

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Замдиректора по УВР Директор

МКОУ «Оленская ООШ» МКОУ «Оленская ООШ»

Дианова С. В. _________Герасимова С. И.

«____»________2012 г «____»________2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Учитель начальных классов Емельянова Елена Викторовна

2012г

КРУЖОК « ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 3 часа в неделю, что составляет 51 час в год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Выполнять общение.

12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Ученик получит возможность для формирования:

Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Сроки

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения в гардеробе.

Правила поведения в столовой.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в школьном дворе.

О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло».

Чтение книг о доброте и отзывчивости.

«Ежели вы вежливы».

Вежливый отказ.

Добрые и не добрые дела.

Зависть.

Ты и твои друзья.

В дружбе – сила.

Помни о других – ты не один на свете.

Как ты говоришь.

Как стать трудолюбивым

«Ученье-свет, а не ученье - тьма».

Наш труд в классе.

Терпенье и труд всё перетрут.

«Как быть прилежным и старательным».

Наш труд в классе.

Мой труд каждый день дома

Цена ломтика.

Правила опрятности и аккуратности.

Культура внешнего вида.

Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.

Умейте ценить своё и чужое время.

Каждой вещи своё место.

Правила поведения на улице и дома.

Как вести себя на улице и дома.

Правила поведения в гостях.

Правила поведения в общественных местах.

Школьный этикет.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

Как дарить подарки.

Общечеловеческие нормы нравственности

О сострадании и жестокосердии.

О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство счастье?

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Совесть - основа нравственности.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

«Досадно мне, что слово честь забыто».

Россияне о любви к Родине.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Пословицы о совести, о родине, о дружбе.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Песни о дружбе и Родине.

Чему нас научили уроки нравственности?


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа – интернат № 5 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено на МО Согласовано: Утверждено:

«__»_______20__г. Зам. директора по ВР Директор Т.В.Байкалова

______ Заичко Т.Н. Приказ№_____от______

Рабочая программа

дополнительного образования

социально – педагогической направленности

«Азбука этикета»

5-9 классы

Количество часов в год – 34

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Жизнь ребенка в социальном учреждении связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребёнку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подросткам почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагогов.

Проводя анализ вопросов социально-личностного развития, можно выделить наиболее существенные проблемы:

У детей, поступающих в социальное учреждение низкий уровень нервно-психического развития. Это связано с воспитанием в семье, биологическими факторами – это задержка отрицательно влияет на налаживание контактов со сверстниками.

У наших детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).

Проблема, связанная с различными отклонениями в поведении. Она касается гиперактивных детей.

Проблема – здоровье. Обе эти проблемы тесно связаны между собой – это отрицательная наследственность.

Материально-техническое обеспечение (чувствуют себя не такими как все, сравнивают себя с другими детьми из домашней среды; манера говорить, одеваться, общаться).

На основе этих проблем скоординировала следующие задачи, как помочь ребёнку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира подростка:

Понимание детей своего места в жизни, формировать уверенность в своих возможностях.

Раскрытие общечеловеческих норм морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.

Помочь освоить элементарные правила этикета.

Развитие способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.

Формирование представлений о здоровом образе жизни, через познание своего организма.

Решение этих задач даёт возможность положить фундамент, основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: Человеком. Гражданином. Личностью.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого я определила направление в работе: Этические нормы жизни как регулятор поведения детей школьного возраста, воспитывающихся в учреждении государственного воспитания, и разработала программу: “Азбука этикета”.

Программа разработана в соответствии:

Конвенция о правах ребёнка.

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” № 124-ФЗ от 24.07.98 г.

Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.

Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” № 159 – ФЗ от 21.12.96 г.

Областной закон “О защите прав ребёнка” № 28 – 03 от 23.10.95 г.

Цель: способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.

Задачи:

Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.

Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

Совершенствовать умение регулировать своё поведение.

Обучать детей правильному поведению в социуме.

Программа рассчитана на один учебный год , в количестве 68 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части – 32 часа; практической – 36 часов. Занятия по два часа в неделю.

Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.

Опираясь на методику обучения и развития навыков культурного общения детей, я включила в своей работе следующие разделы.

Раздел: “Из истории этикета ”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия “этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах приветствия людей друг другу.

Раздел: “Общение и взаимоотношения людей ”. Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету.

Раздел: “Поведение в общественных местах ”. После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).

Раздел: “Гостеприимство”. Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.

В работе с детьми особое внимание уделяю развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила и нормы культуры поведения в обществе.

При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:

1. Организационная форма .

а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3 . Самостоятельная деятельность.

а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Объект исследования: Этическое воспитание как часть процесса социализации.

Предмет исследования: Услуги по обучению детей этикету.

Гипотеза : Занятия детей по этикету будут способствовать повышению культуры поведения у детей.

Проблема: Разрешение противоречия между знанием этикета и его практическим применением.

Ожидаемые результаты:

Умение формулировать понятие “этикет”;

Сформированное значение роли этикета в жизни людей;

Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;

Сформированные навыки в общественных местах;

Следование правилам поведения в различных ситуациях;

Сформированный навык сервировки стола;

Умение пользоваться столовыми приборами.

Содержание программы.

п/п

Название темы, мероприятия

Кол-во часов

Форма проведения

Средства работы

Цель

1.

Из истории этикета”

6

1.1.

Ваш друг этикет”.

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.

Беседа, занятия, рассказ.

Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету.

Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.

1.2.

Приветствуем друг друга”.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

Занятия, беседы, конкурсы, игры.

Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи.

Формирование у детей правил хорошего тона.

1.3.

Давайте познакомимся”.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут.

Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету.

Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

2.

Общение и взаимоотношения людей

9

2.1.

Правила хорошего тона”.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.

Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.

Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.

2.2.

В мире вежливости”.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.

Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.

Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.

2.3.

Пишем письма”.

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.

Конкурс на правильно составленное письмо.

Слайды о значении письма в жизни людей.

Конверт. Иллюстрации по теме.

Учить детей культуре построения письма.

2.4.

Беседа по телефону”.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.

Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем.

Формирование у детей навыков общения по телефону.

3.

Поведение в общественных местах”

9

3.1.

По улице мостовой…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы.

Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.

Карточки с этикетными формулами.

Прививать детям навыки и умения поведения на улице.

3.2.

Ох уж эти пассажиры…”

Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест.

Слайды по теме. Карточки с заданьем.

Учить детей культуре поведения в транспорте.

3.3.

Школьные годы чудесные…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии.

Формировать у детей культуру поведения в школе.

3.4.

Делу – время…”

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.

Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы.

Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.

Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.

4.

Гостеприимство”

10

4.1.

Милости просим”.

Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы.

Карточки

с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.

4.2.

Красота на столе и за столом”.

Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме.

Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем.

Формировать у

детей навыки и умения пользования столовыми приборами.

4.3.

Семь бед – один обед…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы.

Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формирование у детей культуры поведения за столом.

4.4.

Традиции гостеприимства”.

Занятия, беседы, дискуссия.

Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме.

Воспитание у детей любви к русским традициям

Тематическое планирование.

Дата проведения.

Тема.

Количество часов.

Содержание.

Из истории этикета. (6 часов).

07.09.15

14.09.15

Ваш друг этикет.

21.09.15

28.09.15

Приветствуем …

5.10.15

12.10.15

Давайте познакомимся …

Общение и взаимоотношения людей. (9часов )

19.10.15

26.10.15

2.11.15

Правила хорошего тона.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.

9.11.15

16.11.15

В мире вежливости.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

23.11.15

30.11.15

Пишем письма.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

7.12

14.12

Беседа по телефону.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

Поведение в общественных местах. (9 часов).

21.12

28.12

11.01.16

По улице мостовой…

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

18.01.16

25.01.16

Ох уж эти пассажиры.

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.

1.02.16

8.02.16

Школьные годы чудесные.

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

15.02.16

29.02.16

Делу – время …

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Гостеприимство. (10часов).

14.03.16

21.03.16

28.03.16

Милости просим …

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

4.04.16

11.04.16

Красота на столе.

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

18.04.16

25.04.16

Семь бед – один обед.

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

16.05.16

23.05.16

30.05.16

Традиции гостеприимства.

История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.

Итого:

п/п

Название разделов и тем.

Кол-во часов.

Теория.

Практика.

Содержание.

Из истории этикета.

1.1.

Ваш друг этикет.

Происхождение понятия «Этикет. Виды этикета. Значение этикета в прошлом столетии и в настоящее время

1.2.

Приветствуем …

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона.

1.3.

Давайте познакомимся …

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.

2.1.

Правила хорошего тона.

Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

2.2.

В мире вежливости.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

2.3.

Пишем письма.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

2.4.

Беседа по телефону.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

3.1.

По улице мостовой …

2

1

1

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

3.2.

Ох уж эти пассажиры.

2

1

1

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил 16.11дорожного движения.

3.3.

Школьные годы чудесные.

2

1

1

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

3.4.

Делу – время …

2

1

1

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не

4.1.

Милости просим …

2

1

1

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

4.2.

Красота на столе.

2

1

1

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

4.3.

Семь бед – один обед.

2

1

1

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

4.4.

Традиции гостеприимства.

2

1

1

История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.

Обобщающие занятия.

2

2

2

Итого:

34

17

17

Список использованной литературы

Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.

Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.

Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.

Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.

Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.

Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.

Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.

Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.

Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.

Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.

Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.

Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.