Дидактическая игра узнай по запаху. Дидактические игры ко «Дню здоровья
Света Почтарева
Дидактическая игра «Узнай на вкус и запах»
УЗНАЙ НА ВКУС и ЗАПАХ
Дидактическая задача :
Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов ;
Активизировать речь детей;
Развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза) , определять его вкус , по запаху ; правильно называть вкус словом , отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.
Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.
Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям : помидор, огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих . К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах ,а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.
Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них .
Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях : нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос (или пользоваться зубочистками из расчета на каждого ребенка, на каждый фрукт и овощ). В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.
Ольга Андреевна Царева
Заместитель заведующей по ВМР
МБ ДОУ «Детский сад № 000» комбинированного вида г. Новокузнецк
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРИКЕ
«УГАДАЙ НА ВКУС»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т. д.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры.
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры.
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры.
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Ход игры.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. «Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры.
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Косвенная цель:
Ход игры.
1 вариант. «Путаница»
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку»
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т. д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: «Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры.
1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
1 этап.
Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
3 этап.
2 вариант. «Найди такой же запах»
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
« ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Цель:
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает:
Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»
«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»
«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
Font-size:14.0pt">«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры.
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
Игровое упражнение «Поможем обезьянке».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
Игровое упражнение «Коробочки с запахами».
Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.
Материал: два набора по 6 коробочек в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т.д.).
Ход игры: 1 этап — предложить детям понюхать все коробочки одного набора, затем воспитатель вынимает коробочки из второго набора — предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждой коробочки.
2 этап — предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т.к. при отсутствии зрительного восприятия — возможность восприятия других органов чувств усиливается).
Игровое упражнение «У самовара…»
Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.
Материал: чай из мяты, душицы, чабреца.
Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.
Ход игры: 1 этап — предложить детям чай из знакомых трав на пробу.
2 этап — ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и вкусу и называет, из какой он травы.
Конспект игры – занятия на тему: «Я и моё тело» в средней группе
Подготовила: Солдатова О.И., воспитательЦели:
1.Формировать у детей представление о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать, (определять) на вкус, руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова - думать, запоминать; туловище наклоняться, поворачиваться в разные стороны.
2.Развивать общую и мелкую моторику;
3.Учить соотносить зрительное и слуховое внимание, память, слух, мышление.
4.ВОСПИТЫВАТЬ ЖЕЛАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ.
Интеграция:
Познавательно – речевое развитие:
Ввести в активный словарь детей имена существительные: лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.;
Активизировать глагольный словарь: смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и другие.
Прилагательными, обозначающими вкус: сладкий, кислый.
Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже; стимулировать детей отвечать на вопросы простыми предложениями.
Обогащать сенсорный опыт детей (слух, зрение, вкус);
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Социализация:
Дидактическая игра: «Угадай по вкусу?»
Предварительная работа: рассматривание муляжа фигуры человека,
показ и называние частей тела человека на себе, детях, куклах в повседневном общении
во время игр и режимных моментов.
Беседы на тему: «Для чего нужны нам глаза? Уши? И т.д.
Рассказ воспитателя: «Для чего нам это нужно?»
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.
Материал для занятия: кукла Катя, ягоды, цветы, корзинка, поднос с фруктами на шпажках, салфетки.
Ход занятия:
Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Они хотят посмотреть, как вы занимаетесь. Посмотрите на гостей, поздоровайтесь. А теперь посмотрите на меня и больше не отвлекайтесь. Наше занятие начинается.
«Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать»
Вот спина, а вот животик (показываем руками)
Ножки (потопать ножками);
Ручки (повращать кистями рук);
Глазки
(указательными пальцами обеих
рук показать глаза);
Ротик (показать);
Носик (показать);
Ушки (показать);
Голова … показать успела едва, (показать);
Шея крутит головой – Ох, устала! Ой – ой – ой! (показать);
Долго я перечисляла, но не всё ещё назвала, покажите ещё:
Лоб (показать);
И брови (показать);
Вот реснички, запорхали словно птички (показать);
Розовые щёчки (показать);
Подбородок кочкой (показать);
Волосы густые, что травы луговые (показать);
А теперь взгляну пониже, назову я, что увижу:
Плечи, руки, локти (показать);
И колени: у меня, Богдана, Леры (показать).
Сюрпризный момент: стук в дверь.
Приходит кукла Катя: «Здравствуйте, дети!»
Дети: «Здравствуй Катя! Рады тебя видеть, проходи, садись».
Кукла Катя услышала, о чём мы разговариваем, и пришла к нам. Она тоже хочет узнать, для чего ребятам нужны глаза? Покажите глазки. Правильно. Для чего вам нужны глаза?
Дети: чтобы смотреть, видеть.
Воспитатель: Что видеть? Ответы детей.
Давайте покажем Кате зрительную гимнастику. Дети показывают. Катя благодарит.
Катя: « Я хочу загадать детям загадку».
Воспитатель: Пожалуйста, Катя, наши дети умные. Они все загадки отгадают.
Маша весело бежит
к речке по дорожке.
А для этого нужны
нашей Маше …(ножки).
Правильно. А у деток есть ножки? А зачем вам ножки? Давайте, тихонько потопаем ножками. Молодцы.
Маша ягодки берёт
по две, по три штучки.
А для этого нужны
нашей Маше …(ручки).
Правильно. А у деток есть ручки? А зачем вам ручки? Давайте, тихонько похлопаем ручками. Молодцы.
На полянке столько много выросло ягодок и цветочков, что Катя хочет, чтобы дети помогли ей собрать всё в корзинку. (Напольные тренажёры для глаз)
Воспитатель поднимает салфетку, разбрасывает по ковру «ромашки» и «землянички» - дети собирают ягодки, цветочки.
Кукла их благодарит.
Катя ещё нам загадывает загадку:
Маша слушает в лесу
Как кричит кукушка,
А для этого нужны
Нашей Маше …(ушки). Правильно.
А у деток есть ушки? Скажите, пожалуйста, а зачем вам ушки? Дети отвечают. Молодцы, правильно.
Слушаем Катю:
Маша смотрит на кота
На картинки – сказки, А для этого нужны
Нашей Маше ….(глазки).
Покажите где у деток глазки? А зачем нужны глазки? Дети отвечают. Катя: Какие дети умные, всё отгадали.
А сейчас я им очень трудную загадку загадаю:
Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою-
Я с радостью белым зубам отдаю. (губы, зубы, язык). Дети отвечают. Молодцы, правильно. За то, что вы хорошо занимались, Катя приготовила Вам сюрприз. Посмотрите, что это она вам принесла? Воспитатель открывает поднос, а там лежат фрукты: яблоко, груша, банан. Что это дети?
Дидактическая игра: «Угадай по вкусу?»
Катя хитрая, она не просто хочет угостить деток. Она хочет, чтобы дети крепко зажмурили глаза, я положу им в рот кусочек фрукта. Детки скушают и скажут, какой фрукт они съели, и какой он на вкус. Дети отгадывают фрукты по вкусу. Катя благодарит детей, говорит, что ей всё понравилось, прощается и уходит.
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры.
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры.
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры.
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Ход игры.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. «Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры.
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Ход игры.
1 вариант. «Путаница»
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку»
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: «Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры.
1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
2 вариант. «Найди такой же запах»
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает:
Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры.
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по сенсорике «Угадай на вкус»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры.
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры.
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры.
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Ход игры.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. «Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры.
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Ход игры.
1 вариант. «Путаница»
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку»
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: «Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры.
1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
1 этап.
Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
3 этап.
2 вариант. «Найди такой же запах»
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает:
Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»
«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»
«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры.
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.