С ростом национального самосознания, проявляется интерес к различным сторонам традиционной культуры, в том числе и к одежде.

Настоящая работа, содержит описание традиционной верхней одежды тувинцев.

Прилагаются цветные иллюстрации с изображениями одежды.

Работа предлагается широкому кругу людей, а именно интересующимся историей тувинцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Тыва

Тандинский кожуун

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Основная образовательная школа с. Усть-Хадын

СТАТЬЯ

«Национальная верхняя одежда тувинцев - тон»

Над материалом работала:

Оюн Аржана Кок-ооловна

учитель начальных классов

пед. стаж: 19.11 г

С. Усть-Хадын,2013г

Краткая аннотация

С ростом национального самосознания, проявляется интерес к различным сторонам традиционной культуры, в том числе и к одежде. Настоящая работа, содержит описание традиционной верхней одежды тувинцев.

Прилагаются цветные иллюстрации с изображениями одежды.

Работа предлагается широкому кругу людей, а именно интересующимся историей тувинцев.

Введение ………………………………………………………………... 4

1. История развития тувинского национального костюма ………….5

2.Теплая верхняя одежда тувинцев – кышкы тон. …………………7

3.Символы цвета в тувинской одежде. ………………………………8

4.Цветовая традиция в одежде - тон тувинцев. …………………….10

5.Заключение. …………………………………………………………11

6.Литература. ……………………………………………………………12

Введение

Тема проекта:«Тувинский национальный верхний костюм - тон».

Работы, посвященные изучению тех или иных сторон традиционной культуры, в последнее время принято стало предварять оговорками о том, что такого рода исследования являются традиционными для отечественной этнографии. Традиционная одежда, пожалуй, нуждается в такой оговорке более, чем любое другое явление традиционной культуры. Итак, хотя тема нашей работы в целом не является новой, тем не менее предлагаемый нами подход и применение его на практике мы берем на себя смелость назвать во многих отношениях вполне новым. Мы попытаемся рассмотреть традиционный комплекс одежды тувинского народа, как проявление некоей единой культурной общности и это единство, насколько возможно, увидеть и в мелочах.

Объектом нашего исследования является традиционная одежда тувинцев, ее прикладное и эстетическое значение.

  • Предметом же исследования я выбрала особенности, этнокультурные комплексы и связи тувинцев, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды.

Исходя из этого, цель нашей работы изучить особенности национальной верхней одежды - тон, значение и использование цветов в народных представлениях.

В соответствии с поставленной целью мной определен ряд задач :

Анализ верхней одежды – тон, его систематизация и классификация;

Выделение этнокультурных комплексов в одежде.

Новизна работы заключается в попытке выяснить градацию цветов в костюме тувинцев в зависимости от возраста и пола.

История развития тувинского национального костюма.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. Особенности народного костюма жителей Урянхая складывались и под влиянием общения с алтайцами, хакасами, бурятами, но большее воздействие в последние три столетия оказали монгольская, маньчжурская культура и философия буддизма. Заметные же изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии. Традиционный тувинский костюм - халат, до маньчжурской экспансии, не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Маньчжурские захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда «кандаазын», короткополая «хурме» с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Одежда не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.

Теплая верхняя одежда тувинцев – кышкы тон.

Национальную верхнюю одежду тувинцев - длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками (на плече и под мышкой) - тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда: демисезонная, летняя, зимняя. Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

К числу зимней будничной одежды относились следующие виды кышкы тонов: хураган кежи тон (эта шуба считалась праздничной нарядной), который обычно шили из разных шкурок подросших ягнят и тодарлыг тон. Они всегда покрывались тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т. д.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, т. е. были нагольными. Отличие между ними состояло в том, что негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз. Длина ворса у них обычно 4-5 см. При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.
В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон. Его отличительной особенностью было то, что он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что этот тон изготовляется из шкур самцов 3-4 баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым, длина ворса достигала 8-10 см.

Зимняя одежда была темных расцветок, а летние ткани были более светлых расцветок (летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой).

Символы цвета в национальных костюмах.
Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных формах. Практически у каждого народа выработалась своя система знаков, символов и цветов, часто родственная с подобными системами соседних народов и труднодоступная или непонятная с первого взгляда для представителей другой культуры. Среди различных систем выделяется символика одежды разных народов, которая на протяжении тысячелетий отражала своеобразие духовного мира людей. Поэтому изучение именно символики и цветов традиционного тувинского костюма позволяет лучше понять некоторые материально-этнические, философские аспекты жизни народа на протяжении столетий.

Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.

Наиболее универсальной, доступной для реализации была система символов цвета. Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами, и есть присущие только себе особенности.

Значение цвета

Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета - белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.

Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» - самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Противопоставляется белому цвету черный. В контексте тувинской символики, как и монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики, в отличие от тибетской системы, где черное однозначно олицетворяет все злое и мрачное. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, - это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, - несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений, а также часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава, а в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны - выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Остальные основные цвета это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой и т.д.). Они в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий - удачу, победу, золотой и желтый - святость, божественность, высшую исключительность.

Цветовая традиция в одежде тувинцев.

Тон малышей – чучак тон почти как у взрослых. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы. Зимой детям шили хураган кежи чучак тон, т.к. она была теплой, удобной в носке. Цвет одежды детей был скорее разнообразным. О наличии обязательной цветовой традиции в старинном детском костюме нет никаких данных ни в исследованиях ученых, ни в героических военных сказаниях у информаторов. В героических сказках есть сведения только о том, что мальчики получали в наследство от отца комплект взрослой одежды, который мог быть черного, белого, красного, желтого, коричневого и других цветов. Такой комплект часто передавался от родителей к сыну. Традиционные праздничные (они наиболее выразительны и символичны) костюмы тувинцев различных возрастных групп: детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался и не имел пояса, цветовая гамма была самой различной. Одежда подростков могла быть синего или черного цвета это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета - они символизируют расцвет сил и время созревания. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету.

Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету и костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.

В костюме молодых людей существовала определенная цветовая символика. Цвета были близки к ярким. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия. Это доказывают строки из разговора юноши и девушки в тувинской народной сказке «Кангывай Мерген»: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый), этим показывали окружающим, что функции мужчины они берут на себя.

Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.

Костюм пожилого мужчины почти не менялся.

Заключение.

Для проведения исследовательской работы нами был изучен ряд литературы. На основании чего и проведено исследования национальной одежды тувинского народа. В национальной одежде продолжает жить стремление тувинского народа к красоте. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Мы попытались проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришли к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась ни кроем, ни цветом и была традиционно мужских цветов (черный, синий, коричневый). Одежда юношей и девушек уже различалась по крою и цветам, делилась по половому признаку, имела характерную особенность - яркие цвета, что символизировало период полового созревания. Одежда зрелых людей имела четкие различия, исключение составляли вдовы. Пожилые мужчины и женщины носили одежду мужских цветов, здесь можно провести параллель с детским костюмом.

Первоначальным и главным назначением одежды была и остается защита тела человека от жары и холода, ветра и дождя. Однако со временем ее функции расширились — она стала и предметом украшения. Кроме того, в нее стали закладывать определенное значение, как правило, сакрального порядка, а с формированием определенных человеческих сообществ (от немногочисленных племен вплоть до крупных этносов) она стала знаком отличия одних групп людей от других.

Что касается национальной одежды тувинцев, то она также отражала социальные и исторические перемены в данном сообществе, и в ходе своей эволюции претерпела определенные, а иногда и кардинальные изменения.

Касаясь истории и сакральных аспектов национальной одежды в целом, в том числе народов Центральной Азии, в частности, тюрков и китайцев (как имевших различные взаимосвязи, в том числе и относительно одежды), следует сказать, что это была еще борьба: «… исконных китайских форм с формами одежды … кочевых народов сопредельных северных и западных стран» . У тюрков, например: «…ношение одеяния враждебного народа расценивалось…как подчинение ему».

Таким образом, одежда у народов Центральной Азии отличается не только этническим, но и глубоко символичным содержанием, способствовавшим, согласно их мировоззрению, не только сохранению этноса, но и государственности. Именно по этой причине завоеватели старались заставить побежденные народы носить свою одежду. С другой стороны, из-за чувства высокомерия к побежденным и нежелания смешиваться с ними в некоторых случаях победители, наоборот, запрещали носить свою одежду.

Что касается истории одежды предков тувинцев, то это ее можно проследить еще со скифского (VIII-VII вв. до н.э.) и древнетюркского времени (VI-VIII вв.) . К рубежу XIX-XX вв. одежда тувинцев представляла собой в основном уже маньчжуро-китайский костюм, поскольку в 1757 г. Тува была включена в состав Цинской империи, и ношение его было предписано в «Уложении палаты внешних сношений», о чем будет сказано ниже.

Символы одежды тувинцев также были связаны с представлениями народов Центральной Азии, прежде всего тюрков, а в последующем с традициями монголов и китайцев, что вполне объяснимо, поскольку Тува входила в различные государственные образования не только тюрков, но и монголов, а впоследствии и маньчжуро-китайской системы. Определенное влияние на символику одежды, через буддизм, оказали и тибетцы.

Одежда тувинцев, как впрочем и других народов мира, делилась на повседневную и праздничную, а также на одеяние простолюдинов и высоких особ. С этого собственно и начинается сакральное значение одежды. В этом отношении у тувинцев, как например, у тибетцев, особо тайным содержанием наделялись шапка, пояс (кушак) и обувь. Интересно в связи с этим отметить легенду, связанную с тибетским царем Трисондеценом, который, в целях упорядочения буддизма в Тибете, пригласил индийского Учителя Падмасамбхаву в свою страну. При первой встрече с царем Падмасабхава сказал, что хорошие шапка и обувь на нем означают упрочение власти его сыновей на севере и юге страны, а отсутствие пояса — об ослаблении власти самого царя в центре Тибета. Эта история свидетельствует о сакральном значении, которое придавали тибетцы этим атрибутам одежды.

Возвращаясь к истории тувинской одежды, прежде всего шапки (как высшего атрибута одежды), главным образом, мужской, то, как было сказано выше, это можно проследить, например, с древнетюркского времени. На тюркских памятниках рельефно запечатлены несколько типов головных уборов. Один из них, называемый тувинцами калбак борт, носился вплоть до середины XX в. Следует отметить, что из всех видов шапок, которые носили тувинцы, именно данная форма сохранилась в исторической памяти народа как «тувинская шапка». В этом нет ничего удивительного, поскольку она была запечатлена на древнетюркских памятниках, которые тувинцы видели воочию, она была слитна с их жизнью — ее носили в течение многих столетий, можно сказать, что она вошла в их плоть и кровь, память на генном уровне… Сложно говорить о ее символике, однако ясно, что такой вид головного убора был атрибутом высокопоставленных людей, поскольку памятники ставились в честь именитых людей. Однако на рубеже XIX-XX вв. он стал в основном шапкой простолюдинов. Представители же высшего сословия согласно «Уложению палаты внешних сношений» должны были носить маньчжуро-китайскую одежду и шапку, которая была результатом смешения многих, но главным образом, маньчжуро-китайского стилей, хотя еще в начале XX в. на женской верхней одежде, например, можно было проследить тюркские элементы, о чем будет сказано ниже.

В «Уложении…» особо были предписаны мужские шапки, поскольку они отражали статус хозяина, главным образом, княжеский ранг. Общий вид шапки, которую должны были носить тувинцы (как и все подданные Цинской империи), являлся конусообразным. По нашему мнению это является символом священной горы для буддистов — Сумеру (тув. — Сумбер-Уула ) — царя гор. В буддийском представлении она состояла из разных драгоценностей, в том числе рубина, жемчуга, золота и т.д. На верхушку указанной шапки также водружались различные драгоценные или полудрагоценные камни, отражавшие тот или иной княжеский или чиновничий ранг. Поля вокруг шапки могли символизировать железную ограду вокруг горы, а две красные ленты на ее задней части — победные стяги. Павлиньи перья для буддистов также имеют символику защиты. На внутренней части указанной шапки также отражены буддийские символы, означающие символы счастья — олчей удазыны .

Что касается предписаний согласно «Уложению Китайской палаты внешних сношений», то князям, состоявшим в первых шести степенях, предоставлялось «…право носить на шляпах и шапках шарик (цзинсе) (по-тувински оно звучало — чинзе — С.Д.) рубиновый…» . Здесь следует сказать, что ранги тувинских нойонов были ниже, чем у монгольских, поскольку княжеские титулы и чиновничьи ранги предоставлялись маньчжурами не только наследственным держателям той или иной власти, но и за заслуги перед ними, а по причине того, что тувинцы напрямую не участвовали в этом, то титулы их были ниже, соответственно, и украшения шапок также были ниже по своей значимости. И все же носить высший княжеский знак — шапку с рубиновым шариком на макушке имел право (как наследственный князь Тувы) Амбын-нойон, который имел пятую степень в княжеской иерархии, установленной маньчжурами. О положенных иерархических знаках на шапках у тувинцев могут свидетельствовать материалы Государственного архива РФ, которые уточнила С.С. Ховалыг: «Нойон — перо павлина и коричневый шарик; у тусалакчи — красный; у мейрена — голубой; чаланы — синий; чанчын — белый прозрачный шарик; хунду — шарик молочного цвета; бошку — аналогичный предыдущему; дарга — медный» . Под коричневым шариком следует понимать рубин, под красным — коралл и далее… Это соответствовало маньчжурским правилам, согласно которым чиновники по нисходящей ступени должны были иметь на шапках следующие драгоценные и полудрагоценные камни: рубин, коралл, синий яхонт, лапись лазурь (берилл), горный хрусталь, белый непрозрачный камень, золотой шарик, серебряный шарик.

Здесь следует сказать, что не маньчжурские чиновники, так же как и князья (хотя именно они и занимали главные чиновничьи места): «…должны носить одежды и иметь знаки одной степенью ниже (выделено мной. — С.Д.) военных чиновников Маньчжурских одного и того же чина» . Именно по этой причине у местного чиновника низшей степени на шапке был, например, не серебряный, а медный шарик. Хотя у самих китайцев чиновники седьмой, восьмой и девятой степеней также имели на шапках медные шарики.

Поскольку по шапке, главным образом, шарику из драгоценного камня на ее верхушке определялся княжеский или чиновничий ранг, то заполучить более высокий чин и головной убор стремились те, кто не был лишен честолюбия. Впоследствии шестой княжеской степени и, по этой причине, права носить шапку с коралловым шариком добился также нойон Хайдып Угер-даа.

Маньчжуро-китайский тип головного убора таким образом был внедрен в тувинское общество. В просторечии его называли ноян боргу — «нойонская шапка». В зависимости от ранга хозяина, шапка отличалась не только, к примеру, вышеуказанными знаками, но и в целом, общим видом. Уборы князей и чиновников отличались строгостью линий и качеством пошива, к тому же они завозились из Китая. Этот тип шапки в упрощенном варианте носили и простые люди. В отличие от богатых людей, тем более — князей и чиновников, которые носили привозные шапки, головные уборы они изготовляли сами, чем собственно и объясняется простота их пошива. На верхушке шапки вместо драгоценных камней пришивался называемый в просторечии олчей удазыны — «узел счастья» или «узел бесконечности», один из сакральных знаков буддизма.

У тувинцев, к сожалению, историческая память не сохранила то, каким образом в тувинском обществе была внедрена и как интерпретировалась маньчжурская шапка. Что касается тувинцев Монголии (как и монголов), то ношение чужого головного убора было принято с внутренним сопротивлением. Так, по словам сотрудника ТИГИ, уроженца Цэнгэл сумона Б.Баярсайхана, ее шесть клиньев отражали, якобы, шесть хошунов тувинцев, и поклон в этой шапке обозначал покорность тувинцев захватчикам.

Данная шапка у маньчжуров считалась зимним головным убором (летними были шляпы), однако у тувинцев в силу природно-климатических условий она в основном носилась в теплое время года, хотя в «Уложении Китайской палаты внешних сношений» были прописаны даже дни, когда надо было менять, например, зимние шапки на летние.

Летними у тувинцев были также шапочки, наподобие тюбетеек, называемые тувинцами довурзак борт — «округлая шапка». Данный вид головного убора, как и калбак борт, был зафиксирован еще с древнетюркского времени. Представители высшего сословия носили ее как повседневный «домашний» головной убор. К началу XX в. ее внешний вид стал похожим на тот, что носили в Цинской империи.

К этим видам шапок можно отнести те, что зафиксированы, например, на старых снимках, и которые носили представители верхушки общества. В таком уборе известен, например, один из представительных нойонов Тувы Буян-Бадыргы. Это тибетские шапки, которые на рубеже XIX-XX вв. стали носить представители монгольской и тувинской феодальной знати. Однако после революционных событий, когда духовная связь с Тибетом прервалась, данную шапку, несмотря на единые религиозные воззрения, тувинцы и монголы перестали носить.

Зимняя шапка представляла собой традиционную калбак борт , которую шили из овчины, покрывая ее верхнюю часть бязью или далембой. Следует сказать, что такую шапку тувинцы могли видоизменить — пришить на ее верхушке «узел счастья», а также две красные ленты маак. «Узел счастья» и ленты обязательно должны были быть из красной материи. Если в культуре китайцев красный цвет означал благополучие и процветание, то у тувинцев он носил приглушенный, тайный характер, поскольку ассоциировался с цветом крови, в частности, с — кижинин кызыл тыны — «с красным дыханием человека», т.е. жизнью. Из-за его сакральности, связанной с цветом крови, у тувинцев он имел интимный характер, поэтому не должен был «громко говорить о себе». Именно по этой причине на священных местах, где тувинцы обычно привязывали ритуальные ленточки разных цветов, красные нити вешать было нельзя. Однако в деталях одежды, как защитный знак, он имел основное значение. Объединенный с сакральными буддийскими знаками, а также с китайскими представлениями, красный цвет для носителя шапки приобретал, таким образом, очень глубокое содержание.

Взрослые мужчины калбак борт носили также из рысьей или лисьей шкуры. Детям же носить шапки из шкур хищников запрещалось, обычно их изготовляли из ягнячьих или заячьих шкурок. Лисья, например, считалась изиг кеш — «горячей шкурой», которая могла навредить зрению ребенка. Учитывалось, естественно, и то, что лиса хищное и хитрое животное. Таким образом, не только отдельные знаки, но и материал из которого готовилась шапка, имели значение тайного порядка.

Что касается символики шапки в традиционном представлении, то значимость начиналась уже с того, что ее носили на высшей точке человеческого тела — голове. Она являлась вместилищем главного фактора человеческого существования — ума, стало быть — разума. По этой причине голова, особенно у детей и мужчин, для тувинцев являлась своего рода табуированным объектом — детям нельзя было давать даже подзатыльники, не говоря уже о более сильных ударах. До мужской же головы чужой че-ловек не мог даже дотронуться. Таким образом, голова, а также связанная с ней шапка — это особые объекты, требующие к себе определенного отношения.

Другим фактором особого обращения с шапкой являлось то, что она, как и пояс (об этом будет сказано ниже) была связана с другим, не менее важным элементом благополучного существования человека, как сулде или хей аът (эфирные элементы, пребывающие в теле человека). Предполагалось, что если, к примеру, у человека сулде или хей аът оказались в нижней позиции человеческого тела или покинули его (тело может покинуть другой эфирный элемент — сунезин, в таком случае человеку грозит смерть), их надо вернуть в высшие точки тела. Обряд возвращения эфирных элементов совершали как шаманы, так и буддийские служители культа. Последние, главным образом представители школы ньингма, при исполнении данного ритуала нередко используют шапку и пояс человека. Таким образом, с шапкой, как своего рода хранительницей или объектом, связанным с разумом и мыслями человека, более того — его благополучием и жизнью, надо было обращаться осмотрительно. Так, головной убор нельзя было класть на низкое место. Небрежное обращение с ним, по представлениям тувинцев, могло плохо отразиться на его хозяине. Следует сказать, что тувинцы не только в случае с шапкой, но и в других жизненных ситуациях старались не произносить вслух дурное, полагая, что сказанное может произойти. В данном случае не произносилось вслух и то, что может произойти, если, например, небрежно обращаться с шапкой, главным образом мужской. Мальчиков уже с детских лет приучали аккуратно обращаться со своей шапкой, а шапкой отца или старших мужчин в семье — почтительно и бережно. В юрте хозяина, например, шапка всегда находилась в почетной части, называемой дор . В других местах, прежде чем снять головной убор, тувинский мужчина присматривал для него достаточно высокое и чистое, в крайнем случае безопасное место. Если таковые, на его взгляд, отсутствовали, и шапку непременно надо было снять (снималась она в бытовых случаях, в торжественных, наоборот, мужчина обязательно должен был быть в шапке), то он клал ее к себе на колени.

В связи с этим стоит отметить случай, произошедший в 1916 году с амбын-нойоном Тувы Агбааном-Демчи, который был застрелен из засады. Когда перед этим он садился верхом на своего коня, с его головы упала нойонская шапка, наделенная, естественно, многими сакральными знаками. Его свиту это напугало, и приближенные попытались отговорить его от поездки, но тот лишь отмахнулся в ответ. Однако он, будучи уже верхом на лошади, подобрал ее плеткой, и водрузил себе на голову. Наши информанты сделали особый акцент на том, что это был знак, предвещавший недоброе, поскольку с головы упала нойонская шапка, а не простолюдина. По их убеждению, послушайся тогда Амбын-нойон своих приближенных, той смерти можно было избежать. С другой стороны, некоторые наши информанты говорили, что, поскольку Агбаан-Демчи не был наследственным правителем Тувы, а стал им вопреки традиции по назначению генерал-губернатора Сибири, то это было естественным исходом — бортту угбайн барган — «не вынес тяжести шапки», что соответствует русской поговорке: «Не по Сеньке шапка». Следует отметить, что не каждое падение шапки означало плохое, тем более смерть, однако в любом случае мужчины бережно обращались с ней.

Существовали и другие представления, связанные с шапкой. Так, при высоком отношении к своей чужую шапку не только носить, но даже и примерять было нельзя. Чужая считалась куду аастыг эт — «вещью, у которой горловина (открытая часть, буквально: рот ) направлена вниз». Полагали, что, надев чужую шапку, можно «прихватить» негативное ее хозяина. О воровстве чужой шапки не могло быть не только речи, но и мыслей. Касаясь данной темы, можно отметить еще одно представление тувинцев, связанное с головным убором. Тувинцы полагали, что при помощи шапки можно отучить человека от клептомании. Так, по словам наших информантов, неожиданно для вора с его головы надо было сорвать шапку и забросить в самую гущу высокого и густого, и непременно красного караганника с острыми колючками. Вор терял покой и сон и обязательно лез в кустарник, чтобы достать шапку, при этом его не могли остановить ни острые колючки растения, ни темное время суток (делал он это, якобы стесняясь людей, ночью). После этого он якобы переставал воровать. Здесь следует сказать, что караганнику с красным стволом тувинцы приписывали магические, в том числе и защитные свойства, например, плети, сделанной из него, боялась даже нечистая сила. В данном случае он помогал человеку избавиться от клептомании.

Что касается женских головных уборов, то и они отличались по своему внешнему виду и на рубеже XIX-XX вв. также представляли собой маньчжуро-китайские шапки, общая форма которых схожа с мужской. Эти виды шапок также носили представительницы высшего сословия. Элементы головных уборов были строго прописаны, поэтому не допускались какие-либо дополнительные штрихи. На это указывает материал, хранящийся в Государственном архиве РТ, где говорится, что женщинам запрещается украшать шапки. Однако традиционные женские головные уборы, особенно свадебные накидки думаалай и баштангы, богато украшались бирюзой, кораллом, бисером и серебром. О богатстве украшений свадебного женского убора записал в своем дневнике Ф.Кон: «…Хозяйка показала свою «баштанга» и «тумалай». Оба этих головных убора убраны такими крупными кораллами, что сотни рублей стоят. Затем мне показали пару серег серебряных с такими крупными кораллами, каких мне не приходилось видеть». Украшать традиционную одежду не возбранялось, поэтому хозяева изыскивали все средства, чтобы добыть ценные камни. Следует сказать, что коралл и бирюза очень дорого ценились. По словам наших информантов, один камень с большой палец взрослого человека стоил молодого вола или коня в возрасте 3-4-х лет — чалыы ортектиг — «молодого животного сто ил». Интересная традиция, связанная с отношением к женской шапке, нам была сообщена информантом Б.К-Х. Сояном. После свадьбы молодая невестка должна была снять свой головной убор и положить так, чтобы его лобная часть была направлена во внутреннюю часть юрты. По словам нашего информанта, это означало, что жена, например, в случае ссоры с мужем, не будет убегать из дома обратно к своим родителям. В обыденной жизни тувинки в основном носили платки, завязывая их узлом на затылке.

Таким образом, основными видами головных уборов у тувинцев к началу XX в. были: 1) маньчжурская шапка — ноян боргу и ее различные вариации; 2) традиционный калбак борт и его разные варианты; 3) довурзак борт, также имевшая разные формы.

Аннотация.

Для исследования этого вопроса я ознакомилась с материалами ученых, путешественников, исследовавших Туву в разные годы начиная с XIX века, брала информацию у информантов, пользовалась интернетом, использовала экспонаты Национального музея Республики Тыва.

Abstract.

To investigate this question, I reviewed the materials scientists travelers, who have studied Tuva in different periods, beginning in the XIX century, took information from informants used the Internet and got acquainted with the exhibits of the National Museum of the Republic of Tyva.

Keyword(s)

Тувинская одежда, тон, кандаазын,хурме,шегедек,кышкы тон.

Tuvan clothing, tone, candiasis,persimmon,segedeк,Kushka tone.

Эпиграф

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу – горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь – главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды. (http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/tuva.htm

Цель: Раскрыть значение тувинской верхней одежды, как защиты от негативного воздействия окружающей среды, как принадлежности его владельца к какому- нибудь сословию, как отношение к символам, к которым относится данный вид одежды.

Задачи: Изучить литературу, содержащую информацию по этому вопросу, общаться с информантами, которые могут помочь в моей исследовательской работе, познакомиться с экспонатами Национального музея Республики Тыва, искать материалы в Интернете.

Актуальность.

В современном мире в связи с глобализацией малые народы забывают свои традиции и обычаи, они ассимилируются с другими народами, теряют свою культуру, перестают носить свою национальную одежду и в итоге они могут исчезнуть как народность. Это грозит и тувинскому народу. Данная работа, я надеюсь, внесет лепту в осознание необходимости возрождения традиционной тувинской одежды, в частности, тыва тон. Тем более, что тувинская верхняя одежда довольно таки практична, зимой спасает людей от экстремальных морозов, которые естественны в условиях Тувы, летом от жары. Также тувинская верхняя одежда удобна в ношении. Стилизованная современная тувинская одежда выглядит очень нарядной, ее можно носить и в повседневной жизни, и в праздники.

План доклада:

1. История создания тувинской верхней одежды.

3. Технология изготовления.

4. Аксессуары.

5. Сакральный смысл тувинской национальной одежды.

История.

Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Тувинцы – тюркский народ и они носили одежду характерную для тюркских народов с неширокой левой полой, без стоячего воротника, без пояса и V-образным вырезом между левой и правой полами.

Туркменская зимняя одежда. Киргизская зимняя. Киргизская летняя. Каракалпакская зимняя.

Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. В середине XVIII века маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии и Тувы и заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер.

Маньчжурские изменения должны были свидетельствовать о том, что жители этих стран являются подданными Маньчжурии. Из желания поручиться поддержкой духовенства, маньчжуры сделали исключение для лам позволив им носить «тон» прежнего кроя.

(М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. Национальный тувинский костюм. История и символика)

Повсеместно бытующей у тувинцев является верхняя одежда «тон». «Тон» бывает мужской, женский, детский, зимний, демисезонный, летний, свадебный, шаманский, борцовский. Тувинская одежда не отличалась большим разнообразием, она единообразна по покрою, но различна по материалу и по отделке. Зимняя одежда шьется из шкур животных мехом внутрь. Демисезонная из лысых шкур или из ткани с хлопковым подкладом. В теплое время года носили «тон» из ткани.

Виды тыва тона:

1) Алгы тон. (тон из выделанной шкуры).

а)аскыр негей тон. (тон из шкуры 3-4 годовалого барана)

б) негей тон. (тон из шкуры 2-летнего барана).

в) додарлыг тон (крытая шуба)

Аскыр негей тон. Негей тон. Додарлыг тон.

Экспонаты Национального музея Республики Тыва.

в)особая сезонная одежда, одевавшаяся поверх «тона»- «чагы», «хевенек», «хурме», «кандаазын»

Чагы Рисунок Чагы. Из рукописи Мужской жилет Тоджинский нойон Т=мут

В.Даржа Прокофьевой Е.Д. кандаазын» с женой. Оба в «х\рме» из

и женская безрукавка пушнины.

« шегедек»

в) ошку кежи хоректээш. (короткая легкая одежда из козьей шкуры).

г) ой тон. (тон из шкуры с отросшей шерстью после стрижки овцы.).

д).он тон. (не крытый тканью тон).

е) хураган кежи тон. (нарядный тон из ягнячьей шкуры).

Х=ректээш Ой-тон. Рукопись Кара-оол Ш.В. +ё-тон. Хураган кежи тон

Прокофьевой Е.Д Взята из Интернета журнал «Вокруг света». Взята из Интернета

ё) детский тон, «чучак»- тон ребенка до года

2).Ховенниг тон – тон на ватной основе.

3).Шекпен тон- тон, сшитый из сукна.

4).Шыва тон – тон, сшитый из материи (из шелка, далембы и др. с подкладом.

Ховеёниг тон. Шекпен тон. Шыва тон.

Фотографии из рукописи Прокофьевой Е.Д. Взята из интернета. Экспонат Национального

РАНhttp://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator. Музея Республики Тыва.

6). Хамнаар тон – одежда шамана.

7). Свадебный тон.


Эдектиг тон Шаманская Одежда пожилых людей.

Экспонат Национального

Музея РТ.

Изготовление алгы тон (шубы из шкуры)

После того, как сняли шкуру с тушки, его сушат, через некоторое время его начинают обрабатывать. Жир со шкуры убирают с помощью инструмента, который называется «хыйырак» или ножичка «кестик». Потом мажут шкуру с мездряной стороны молочным продуктом «божа» или ааржы. Ааржы – это продукт, получаемый в результате перегонки молочнокислого Фото-я Дьяконовой В.П. продукта- хойтпак, из которого получают тувинский алкогольный напиток- арага. Под действием «ааржы» происходит дубление кожи. Так тувинцы выделывают кожу до сих пор.

Шкуру мажут с «ааржы» и сушат несколько раз, потом тщательно моют в

речной воде и начинают обрабатывать. Если шкура ягнячья или козленка, то только мнут руками, если шкура большая, то используют кожемялку, которое называется «эдирээ». «Эдирээ» бывает ручное и ножное.


Ручное эдирээ Ножное эдирээ. Выделка шкуры с помощью

«Материалы по одежде тувинцев»

Шитье.

Тон из шкуры шили из ниток, сделанных из сухожилий крупного рогатого скота. Обычно такие сухожилия у КРС находятся на спине около позвоночника. Сухожилия сушат, размягчают, делят на множество маленьких и тонких нитей и потом кадып аар. (сучили руками)

Тон из шкуры овцы кроили так, что на верхнюю её часть брали одну шкуру, перекидывали со спины на грудь, таким образом, на плечах шов не делали. В ней же делали вырез для воротника. Для шейного выреза, на почти готовую заготовку клали чашку- пиалу, обводили вокруг чашки углем и по рисунку кроили вырез. Сзади шкуру подгоняли до должной длины.



Рисунок В. Даржа. Крой тыва тона. Крой тона для лам.

Дьяконова В.П. «Материалы по одежде тувинцев»

Полы (хойну) шили по разному, левую полу делали из цельной шкуры, нижнюю (правую), собирали из кусков, так как полы запахивались слева направо, и правая обычно не видна. Застегивалась левая пола на правом плече и сбоку под подмышкой на круглые металлические пуговицы (==к). Рукава (чеё) – кроили широкими сверху, сужавшимися к кисти.

На одну шубу – «тон», требуется 7 шкур взрослых баранов, а шкур ягнят около двадцати. Вначале тщательно ощупывая и осматривая шерстки, выбирают из 7 шкур, те которые пойдут на изготовление пол, рукавов и иных частей шубы. На грудь и спину идут шкуры с самой густой и тёплой шерстью. Рукава и передние полы делают из относительно тонких и лёгких шкур с несколько укороченным ворсом.

Широкая левая пола и узкая правая. «Почему?». Это связано с тем, что тувинцы являлись кочевниками и передвигались чаще всего на лошадях. Садились на коня с левой стороны, перекидывали правую ногу через седло. Если правая пола будет широкой, то будет трудно её перекинуть через седло. Еще преимущество широкой левой полы связана с тем, что она защищала человека от холодного ветра, так как скорость езды на лошади достигала до 40 км/час. При низких температурах (-30,-40) левая пола,

Рисунок Прокофьевой Е. Д.

особенно если всадник сидит, развернувшись вперед левым боком, защищает от холодного воздуха. Наличие широкой левой полы тувинской национальной одежды также имеет преимущество всаднику на войне, так как на левой стороне одежды отсутствуют какие-либо предметы, за которые может зацепиться тетива лука при производстве выстрела Левая пола, когда человек подпоясывается, образует карман (пазуха), в котором хранили (если надо) мелкие вещи или согревали правую руку.

Обязательным требованием в традиционной верхней одежде, было то, что она должна быть свободна, ничем не сковывать движения человека.

Кышкы тон.

Животные к осени набирают запас жира и отращивают густую шерсть, из шкур животных забитых поздней осенью или зимой шили «кышкы тон»- зимнюю одежду. Кышкы тон- зимняя одежда должна быть очень теплой, так как зимы в Туве очень холодные, тем более, что тувинцы ездили на коне. Аскыр негей тон шили из шкуры 3-4 годовалых баранов, забитых в зимнее время, они были довольно тяжелые, их одевали чаще всего во время пастьбы скота, на длительную поездку и т.д. Негей тон шили из шкур 2-х годовалых баранов, был немного легче и был повседневной одеждой в зимнее время(В К Даржа). Кышкы тон или покрывали тканью (богатые дорогой шелковой тканью, а бедные простой, хлопчатобумажной) или оставляли непокрытым (=ё тон). Воротник обязательно обшивали шелковой тканью или далембой с узором. Верхние края левой полы декорировали узким кантом из ткани, из которой сделан воротник. «Чем тоньше кант, тем мастерица искуснее» Э.М. Намзал. Журнал «Кадын» №1 1996г

Чагы - зимняя дорожная одежда с мехом наружу, сшитая из шкуры горного козла,оленя, яка.Это была широкая распашная одежда с разрезом посредине, с полами равной ширины, с широким рукавом, с широким «шалью» воротником. При этом левую полу все же несколько запахивали на правую и завязывали вязками. Сзади имелся разрез. Длина одежды -несколько ниже колена (тогда как вышеописанные «тон» делали очень длинными - до лодыжки). Эта шуба была очень удобной при далеких поездках верхом на коне, полы закрывали ноги, а поднятый воротник защищал лицо и шею от ветра и холода. В осеннюю дождливую погоду по-верх осенней одежды «тон» араты надевали короткую войлочную или су-конную куртку - «хевенек», скроенную как и шуба «чагы», только значи-тельно короче ее. В фольклоре «хевенек» упоминается всегда как одежда бедняка-пастуха. (Прокофьева Е.Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАНhttp://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/© МАЭ РАН)

Многие богатые тувинцы поверх тона надевали короткие распашные куртки с широкими рукавами

«х\рме». Шили их из косульей ровдуги, х/б ткани, шелка, шкур (чаще всего из волчьей шкуры) мехом наружу. Мужской «х\рме» из ткани называется «кандаазын», женский- «шегедек». (Вайнштейн С.И.)

Рисунок В. Даржа.

Хураган кежи тон

Особо нарядным считался тон из ягнячьей шкуры, он обычно покрывался яркой шелковой тканью, был легким. Обычно девушке, выходящей замуж обязательно шили такой «хураган кежи тон».

Детский тон.

Детский тон не отличался от одежды взрослого человека. Шили его из шкуры, чаще всего из шкуры ягненка, из ткани, из ткани на ватной основе и т.д.

Детский тон - чучак.

Его кроили так же, как тон взрослого, но могли сделать без ворота или с запахами в стык, края запахов и место воротника обшивали мерлушкой, кант не делали. В весенне- осеннее время можно было сшить ребенку ватный тон. Такая одежда была очень удобна.

Демисезонная одежда из шкуры.

В осеннее - зимнее время, тувинцы одевали ой тон. Ой тон- демисезонная одежда. Весной овец стригли, потом, когда шерсть немного отрастала, овец забивали и обрабатывали шкуру и шили «ой тон», Шкуры имели шерсть разной длины в зависимости от времени забоя и их носили в разное время года в зависимости от наступающих холодов. Значит, они имели разные термоизолирующие свойства. Шубы, сшитые из овчины с очень короткой шерстью, полученной в июле-июне месяце, сразу после стрижки, называли «тас ой тон» - от тас- «лысый».Некрытые материей шубы, называли «алгы тон»; крытые материей – додарлыг тон. Бедные могли одевать тон из шкур без шерсти (нагольные шубы, обычно из козьей шкуры) и в летнее время. Они обычно бывали легкими и удобными.

Если тон покрывали тканью или тон был только из ткани, швы с изнанки гладили. Утюга не было, было специальное приспособление -хаарыыл.

Хаарыыл. Рисунок Салчак А. Ч. Учитель ИЗО в МБОУ СОШ №2.г Кызыла.

Его нагревали в углях очага, таким горячим «утюгом» гладили предварительно смазанный сырой селезенкой шов. Гладилось отлично. Воротник и края «тона» до пояса по краям обшивались косой бейкой, из шелковой или более простой ткани, такие канты тоже обрабатывались селезенкой перед глажкой.


Похожая информация.


Одежда тувинцев

Одежда современных тувинцев претерпела зна­чительные изменения в связи с изменением быта. Большинство аратов носит национальный костюм монгольского покроя, каким он сложился за последние полтора-два столетия. Летний мужской костюм арата собственной пошивки состоит из короткой рубахи и штанов из бязи или далембы. Рубаха (мужская и жен­ская) - с прямым разрезом и стоячим воротником, который отгибают наподобие отложного и застегивают на одну пуговку. Иногда рубаху шьют распашной. Женскую рубаху шьют с короткими рукавами. Штаны носят на узком пояске, который пропущен через петельки штанов, или на вздержке. Женщины носят теперь короткую юбку. Верхней одеждой служит легкий халат из синей или черной материи, особенно при выходе из дома. Халат этот длиннополый, одинаковый у мужчин и женщин, запахивается левой полой наверх и застегивается на пуговицы на плече и подмышкой. Покрой халата со ступенчатым вырезом на верхней поле и высоким стоячим воротником, который носят отогнутым, как отложной. Халат носят с опояской, сделанной из куска ткани.

Зимой мужчины и женщины носят овчинную шубу такого же покроя* как халат, но с низким стоячим воротником. У женщин шуба отделана узкой полоской из ценного меха, нашивкой цветной материи вдоль полы и выступа на груди.

Головным убором у мужчин летом служит покупная фетровая шляпа кепка или фуражка военного образца. Женщины и девушки носят платок, берет, а в домашней обстановке ходят с непокрытой головой, связывая волосы сзади в пучок, не заплетая их в косы. Мужчины либо коротко стри­гут волосы, либо носят обычную мужскую прическу городского типа. Старухи и старики стригут волосы коротко. Зимой мужчины носят теп­лые, иногда меховые шапки, чаще покупные, а женщины еще и теплые платки.

Еще сохраняется в быту национальная обувь из кожи на толстой много­слойной подошве, с войлочной прокладкой внутри, с загнутым острым нос­ком, а также из шкуры, снятой с ног козули, оленя, сохатого мехом наружу. Такую обувь носят и мужчины и женщины.

В большей степени сохранился старый национальный костюм у колхоз­ников тувинцев Тоджинского района, где мужская и женская верхняя одежда различается только по головному убору и украшениям. Летняя одежда, кроме рубахи и штанов, состоит из халата описанного выше по­кроя, но иногда сшитого не из материи, а из весенних шкур оленя, на ко­торых остается только подшерсток. Халат носят с опояской. Штаны лет­ние также шьют из выделанной шкуры оленя или козули. Летнюю обувь шьют как из покупной кожи, так и из лап (с весенней шерстью) оленя, сохатого, марала. Мужчины носят круглую шапку из мелкошерстной мер­лушки, но чаще покупные головные уборы. Женщины покрывают голову платком, завязывая концы его на затылке, или носят покупной берет.

Зимние шубы такого же покроя, как халат, шьют из оленьих шкур шерстью внутрь и покрывают их сверху синей, черной и даже красной (женские) материей. Стоячий воротник делают из овчины. Рукава халата сужива­ются книзу и заканчиваются полукруглым овчинным отворотом. Края пол и подола обшивают полоской из материи. Женская шуба отличается боль­шим количеством аппликаций из цветной ткани, которые нашивают от левого плеча по ступенчатому вырезу до правой подмышки.

Охотники носят доху (чагы) из шкуры козули шерстью наружу, с раз­резом в подоле, длиной до колен. Полы не запахиваются, а сходятся краями и завязываются ремешками, воротник также завязывается спереди. Ме­стами сохранилась старинная куртка (хурме) из шкурок (шерстью наружу), снятых с головы козуль, без воротника, но с круглым вырезом; полы ее, одинаковой ширины, соприкасаются краями и завязываются ремешками. Ее носят поверх шубы. Штаны зимние часто шьют из летней шкуры (с под­шерстком) оленя или козули, шерстью внутрь. Обувь шыот из шкур, сня­тых с лап оленя, сохатого или козули, убитых зимой. Охотники носят еще наколенники из мягкой гладкой оленьей шкуры, иногда шкуры козули, реже лошади, шерстью наружу. Наколенники пристегиваются к поясу при помощи ременных петелек.

Национальная одежда тувинцев-колхозников в настоящее время соче­тается с одеждой городского покроя, продаваемой в сельских и городских магазинах. Тувинцы постепенно переходят к новому типу одежды. Старые длиннополые халаты и шубы, приспособленные к кочевому образу жизни, к верховой езде, весьма неудобны при ходьбе пешком, при выполнении многих новых видов сельскохозяйственных работ. Вполне понятно от­сюда желание тувинцев обзавестись при первой возможности одеждой городского покроя. Особенно стремится к этому молодежь обоего пола, которая не желает носить неуклюжую громоздкую обувь и стесняющие движения длиннополый халат или шубу. К этому нужно добавить влия­ние тувинцев - жителей городов и районных центров (рабочих, служащих и учащихся), которые носят костюмы городского покроя. Покрой старого тувинского костюма, несмотря на его распространенность, обречен на исчез­новение вследствие его явного несоответствия новым формам домашнего и производственного быта. Только материал (овчины, оленьи шкуры, кожи и т. д.) сохранит свое значение для некоторых видов одежды, осо­бенно для районов с суровыми климатическими условиями.

Домашняя жизнь современных тувинцев характе ризуется не только резким изменением материаль­ного быта, но и ломкой старых семейных отношений, хранивших в себе феодально-родовые пережитки. Ярче всего это прояв­ляется В" положении рядовой тувинской женщины, замкнутой в прошлом в узких рамках тяжелого домашнего быта. Тувинская женщина получила равноправие во всех областях хозяйственной, государственной, культур­ной и общественной жизни еще по Конституции Тувинской Народной Республики. Ей были предоставлены не только формальные права равен­ства с мужчинами, но и обеспечены условия для их реализации: одина­ковая с мужчинами оплата труда, предоставление трудового отпуска и отпуска по беременности (с оплатой содержания), социальное стра­хование и т. д. Запрещалось и каралось по закону всякое нарушение равноправия женщины во всех областях хозяйственной, политической и культурной жизни. Не разрешалась насильственная выдача замуж, наказывалось вступление в брак с несовершеннолетней.

Осуществление прав тувинки, закрепленных Конституцией Тувин­ской Народной Республики, потребовало упорной борьбы с многими ста­рыми обычаями, существовавшими веками. К ним относятся калым и раслоряжение женщиной как собственностью, ряд запретов для женщины в отношении старшей родни мужа и его родителей (эту категорию родствен­ников женщины не должны были называть по имени, не должны находиться при них с непокрытой головой или без обуви и т. д.), случаи многожен­ства, левирата, просватывание малолетних или даже ожидаемых детей. Пережитки в области семейнобрачных отношений частично сохраняются у аратов-единоличников еще и теперь.

Быстрее всего было достигнуто вовлечение женщины в сферу производ­ственной жизни тувинцев, чему препятствовали раньше рамки домашнего хозяйства и семейные обычаи. Затем были достигнуты успехи в привлече­нии женщины к общественной, государственной жизни, к образованию. В период Великой Отечественной войны женщина у тувинцев сделалась серьезной силой в области сельскохозяйственного труда и местной промыш­ленности. Тувинки-единоличницы, не говоря уже о состоявших в тожзе- мах, сеяли хлеб сверх плана в фонд победы, выращивали и сохраняли скот. Перед вступлением Тувы в состав СССР около тысячи женщин работало в партийных и государственных организациях в городах, поселках, хошу- яах и сумонах.

С установлением советской власти практическая реализация равно­правия тувинки, обеспеченного Советской Конституцией, пошла исключи­тельно быстро. В настоящее время большинство женщин у тувинцев грамотно. Женщина заняла подобающее ей место в создании социалисти­ческой культуры и экономики. Тувинские партийные организации про­водят большую работу по повышению активности женщин. Среди них ведется массовая политико-просветительная работа, устраиваются собра­ния и беседы, на которых разъясняются задачи и значение быстрейшего завершения социалистических преобразований в экономике и культуре Тувы. Для женщин специально устраивают лекции, читки газет.

Мастер – класс на тему: « Технология раскроя тувинского национального тона» .

Эпиграф: « Тувинская одежда – гордость тувинского народа». Цель: Ознакомление с традиционным кроем национального тона для дальнейшего использования в практической жизни. Задача: Научить кроить национальный тон по правилам традиционного кроя тувинцев. Оборудование: Национальная одежда, безрукавки, головные уборы , технологическая карта, компьютер, экран, национальный шелк, мелки, сантиметровая лента, линейки, лекало, ножницы. Словарь: Узун–соом (расстояние между разложенными пальцами большим и указательным = 18см); мугур–соом (расстояние между согнутым указательным и большим пальцами = 9-14 см); карыш (расстояние между большим и средним пальцами = 20 см); илиг (ширина одного пальца =1.5 см); тон (халат); кур (пояс); манчыызы (линия верхнего запаха); шыва-тон (летняя одежда из ткани с подкладом); хоректээш (безрукавка); оолет (закрытый вырез левой полочки)

Ход занятия:

1. Организационный момент. Слайд 1 Добрый день, уважаемые учителя! 2. Сообщение темы и цели занятия . Слайд 2 Тема: Технология раскроя тувинского национального тона. Цель: Ознакомление с традиционным кроем национального тона для дальнейшего использования в практической жизни. В начале я расскажу вам о тувинском костюме, который до маньчжурской экспансии выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Подобную одежду наши предки носили довольно долго. Слайд 3 Но в середине XIII века когда алчные китайские маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии и Тувы. Захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Слайд 4 Вот тогда и появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием « оолет», а у русского народа - это называется косоворотка. Слайд 5,6 В полный комплект верхнего тувинского костюма входят: халат (тон), пояс (кур), головной убор (один из видов головных уборов – довурзак), безрукавка (хоректээш). Слайд 7,8,9,10 Одежда у тувинцев была сезонной – она указывала на четыре времени года. Так например: зимой тувинцы носили одежду из шкур годовалых баранов, коз с ворсом 4-5 см. и называлась она «негей-тон». Весной переходили к более легкой одежде «ховенниг-тон» - это простеженная одежда. «Шыва-тон» - носили летом, из ткани с подкладом. Слайд 11,12,13 Сейчас я познакомлю вас с тувинскими мерами измерений. Раньше, когда тувинские женщины не знали сантиметровой ленты, они кроили, используя пальцы рук и на глаз. Народные мерки: расстояние между разложенными пальцами: большим и указательным – узун-соом (18-20см); расстояние между согнутым указательным пальцем и большим пальцами мугур-соом (9-14 см); расстояние между большим и средним пальцами – карыш (20см); ширина одного пальца – илиг (1.5см). Слайд 14 У русского народа тоже есть свои меры измерения. Например: пядь – древняя русская мера длины; малая пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев (17.78 см); большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см); пядь с кувырком – пядь с прибавком двух суставов указательного пальца см.). У тувинцев было традицией передавать свой национальный тон от матери к дочери, от отца к сыну, точно также и у русского народа передается рубаха у мужчин, сарафан у женщин. Расчет расхода ткани для пошива национального тона: длину изделия умножаем на три (Ди х 3). 3. Практическая работа. Сейчас мы с вами приступаем к практической части нашего занятия. Давайте посмотрим какие же мерки нам нужны для раскроя. Слайд 15 (показываю на манекене мерки и называю) Сш – обхват шеи; Сг – полуобхват груди; Вг – высота груди; Шп – ширина плеча; Оп – обхват плеча; Оз – обхват запястья; Др – длина руки; Ди – длина изделия. Традиционно тувинский тон шьют из шелка и парчи. Расчет расхода ткани для пошива национального тона берут длину изделия умножаем на 3 (Ди х 3)

На столах у вас лежат технологические карты последовательности раскроя, линейки, карандаши, листочки для работы. Вы одновременно будете следить за мной и соответственно работать по карте.(работаю с экраном)

Технологическая последовательность раскроя национального тона.

Мерки: Сш=15; Сг=31; Вг=18; Шп=8; Оп=20; Оз=16; Др=43; Ди=80.

Последовательность построения чертежа и расчет.

Графическое изображение

Слайд 16. Раскрой основной ткани.

1.Берем ткань складываем пополам посередине лицевой стороной внутрь. Провести линию низа и обозначить точкой Н

2.Отложить Ди учитывая припуск на подгибку низа изделия 3-4 см. (Пн). Учитывая рисунок ткани, т. е. расположение орнамента.

Ди + Пн = 80 + 3 = 83 см.

Обозначить точкой В и провести линию плеча.

3.Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле:

ВВ2 = (Сш: 3) + 1 = (153)+1 = 6 см.

4.Провести радиус длиной равный формуле: ВВ2 = ВВ4 – глубина горловины переда.

5.Отложить вверх из точки В глубину горловины спинки:

ВВ3 = ВВ2: 3 = 6: 3 = 2 см.

Соединить плавной кривой точки В4В2В3.

6.От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле:

ВВ1 = (Сг:2) + ПГ = (31: 2) + 4 = 19.5 см.

Пг = 4см.- припуск по груди.

Провести вниз из точки В1 вертикальную линию.

Полученную точку обозначить Н1

Слайд 17. Раскрой верхнего запаха.

7.Из точки В4 отмерим вниз 1см. Полученную точку обозначить точкой М.

8.От точки М отмерить вправо отрезок равный 10 см. Обозначим точкой М1:

Детям: 8-10 см.

Женщинам: 10-12 см.

Мужчинам: 15-16 см.

9.От линии плеча отложить вниз Вг, через эту точку провести горизонтальную линию. Это будет линия груди. Обозначить точкой М2.

От линии груди отложить вниз 5 см. Полученную точку обозначить точкой М3. Из точки М2 провести биссектрису вверх равной 1.5 см. Обозначить точкой М4. Соединить плавной кривой точки М1М4М3.

Слайд 18. Раскрой рукава.

10.От точки В2 вправо откладываем длину рукава плюс ширина плеча:

Др + Шп = 43 + 8 = 51 см.

Отложить столько на сколько хватает ширины ткани, а оставшуюся часть Др раскраиваем, как отдельную часть рукава.

11. Отложить вниз от точки В5 ширину низа рукава, рассчитанную по формуле:

В5Р = (Оз: 2) + 2 = (16: 2) + 2 = 10 см.

Обозначим точкой Р.

12. Отложить вниз от точки В1 глубину проймы В1Г, рассчитанную по формуле:

В1Г = (Оп: 2) + Поп = 20: 2 + 7 = 17 см.

13.Из точки Г вниз отложить отрезок равный

ГГ2 = ГГ1, т. е. 5 см. Соединить прямой линией точки Г1 и Г2. Для построения криволинейного участка линии бокового среза необходимо выполнить дополнительные построения.

В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1 см. (т. Г4), Провести линию среза проймы

Соединить точки Г1Г4Г2 и Р плавной линией.

Слад 19. Расширение подола.

14.Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1Н2, который равен 8-12 см.

15.От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1.5 см. и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1Н – точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой. Мы с Вами начертили чертеж основы.

Слайд 20. Раскрой внутреннего запаха.

16.Положить ткань лицевой стороной сверху так, чтобы кромка совпадала со средней линией тона. Линия среза верхнего запаха совпадала с линией среза верхнего запаха тона.

А воротник выкраивается как обычный воротник стойка.

Перехожу к раскрою национального тона на ткани.

Слайды повторяются с 16 – 20.

Подведение итогов.

В конце я вам хочу показать сравнение раскроя тувинского тона с монгольским. Наши мастера кроят тувинский тон с потайным внутренним запахом. Внутренний запах выкраивается отдельно, а у монгольского тона внутренний запах кроится вместе с основным, а наружный получается со средним швом впереди. Лучше и красивее национальный тон выглядит когда внутренний запах с потайным швом, по середине шов на мой взгляд выглядит не очень эстетично и красиво. Для каждого из Вас я приготовила основы кроя национального тона в масштабе.

Слайд 21.

Спасибо за внимание!