Случилось мне рисовать схему раскроя рубахи для одного хорошего человека. А потом подумалось: почему бы эту схему с небольшими пояснениями не выложить в сеть, чтобы каждый, кому надо, смог воспользоваться? Рубаха - очень важная деталь исторического костюма, именно она помогает создать основу образа . От рубахи, как от печки, "пляшут", разрабатывая тот или иной комплекс костюма: будь то историческая реконструкция Руси или создание идеализированного "былинно-славянского" образа. Хотя требования к рубахам очень разные, потому что разные задачи их создания и люди, которые будут их носить, но при раскрое и пошиве всё же есть некоторые общие моменты, которые я постаралась объединить в этой заметке.

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна

Многие мастера, и я в том числе, для пошива исторической одежды используют современный фабричный лён. Не буду говорить о том, хорошо это или плохо. Это факт. Заметка рассчитана на тех, кто хотя бы немного «в теме», имеет представление о том, чем исторический крой отличается от современного, но запутался в нюансах. В качестве иллюстрации привожу усреднённую схему-выкройку мужской рубахи XII − XIV вв.

Дорогие мастера, помните, одной на всех выкройки не бывает, поэтому, прежде чем шить, снимите нужные вам размеры и составьте СВОЮ схему. А ещё лучше, полазайте в интернете, найдите другие раскрои, сравните и выберите то, что подходит именно вам!

Сколько купить ткани?

Самый длинный кусок в раскрое − это стан. Его длина считается как двойная длина изделия с припусками на швы и расчётом на усадку. Для мужской рубахи это примерно 220 см, для женской − 300 см. Столько ткани и покупаем.
Ширина современного фабричного полотна обычно 130-150 см. После того, как мы вырежем из купленного полотна стан, остаётся ещё большой кусок, из которого кроятся все остальные детали и ещё немного даже останется.

Подготовка ткани к раскрою

Новый отрез ткани перед раскроем обязательно замочить в тёплой воде на пару часов и хорошо отполоскать. Можно постирать в машине с режимом двойного полоскания. Ткань немного сядет и с неё сойдёт часть фабричной краски. Заодно проверите, насколько она линяет, и не испортит ли это вам жизнь в дальнейшем.
Перед раскроем фабричную кромку срезают.

Ширина ткани и расчёт размеров

Сейчас ширина фабричного полотна 130-150 см. Но при пошиве историчной одежды необходимо помнить, что ширина домотканого полотна была от 40 до 60 см (на размах руки с челном при горизонтальном ткацком стане). В северных районах ткань обычно делалась более узкой (40-50 см), в южных − более широкой (50-60 см).
На схеме дан раскрой рубахи с шириной полотна 40 см. Это примерно соответствует размеру 42-46 (XS-S). Чтобы получить больший размер, нужно либо выкроить стан большей ширины (до 60 см), либо подшить с боков дополнительные полосы ткани. Для размера 54 (XL) вполне достаточно ширины стана 60 см.

Стан

Стан выкраивается по долевой нити. Полотно перегибается пополам, таким образом, мы получим рубаху без плечевых швов. Длина рубахи меряется по колено или чуть выше. В зависимости от роста человека, это 100-120 см.

Рукав

Рукав тоже выкраивается по долевой. Ширина его обычно − те же 40 см. Длина зависит от длины руки человека. При раскрое рукава не забываем, что часть длины рукава берёт на себя ширина стана (то есть, полотно стана будет спускаться ниже плечевой косточки), поэтому от мерки «длина рукава» сразу отнимаем 10 см.
В среднем, длина рукава историчной рубахи колеблется от 50 до 60 см для самых длинноруких.
Чтобы получить зауженный рукав, перегнутое пополам полотно рукава обрезаем, как показано на схеме: сверху оставляя 15-20 см для крепления ластовицы. Со стороны запястья достаточно отмерить 3-5 см.

Ластовица

Обычно квадратный кусок со стороной 10-20 см. Её размеры определяются общим рисунком рубахи. Самое главное, чтобы при взмахе рукой вы чувствовали себя комфортно.

Боковые клинья

Расширяют рубаху в подоле и служат для удобства ходьбы. Клин может быть вырезан из целого куска, может быть составным. Ширина его тоже может быть разной, в зависимости от ваших желаний. На схеме показан цельнокройный клин шириной 30 см и длиной 50 см.
Важно помнить, что если в женской рубахе боковые клинья вшиваются прямо от ластовицы, то в мужской следует отступить от ластовицы вниз 5-10 см для получения истинно «мужского» силуэта.

Ворот

Определяется размером «обхват шеи». Может быть круглым или овальным, как вам удобно. Спереди может делаться ещё дополнительный небольшой разрез.

Вот и всё)) Надеюсь, мой опыт окажется полезным. Желаю удачи в пошиве!

Являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.

Немного истории

Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.

Традиционная славянская косоворотка
Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе

По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.

Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.


Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным

Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.

Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.

Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».


Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке

Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».


Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом

Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

Орнаменты и символизм

У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой. и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня. Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.


На данный момент известна масса исконно славянских орнаментов
Наносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п

Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.


Благодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег

Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:


  • Барвинок — олицетворение неувядающей жизни.
    Символ барвинка вышитый на мужской рубашке
  • Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие.

    Виноград можно встретить на традиционных украинских рушниках
  • Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
  • Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха.
    Сейчас маки используются, скорее, в декоративных целях
  • Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь.
    Вышивка хмель
  • Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома.
    Пример использования изображения петуха в вышитой композиции
    Сейчас этот символ используется и в таких вот оберегах
  • Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.

По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.

Правила декорирования

Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ. Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения. Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.


Красная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба

Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!

До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:

  • Основной цвет ниток для вышивки считался красный или его оттенки (алый, брусничный, вишневый, кирпичный, смородиновый).
    Также часто используется черный цвет, но основным остается красный
  • Швы, которыми шьется и вышивается рубаха, должны быть счетными: для каждого стежка нитки считаются. Известными счетными швами считаются такие, как «роспись», «набор» или «счетная гладь».
  • Хлопковые нитки наделяют рубаху обережными свойствами от сглаза, порчи и завистливых взглядов.
  • Шелковые нити помогают добиться успеха в карьере, сохранить ясность ума.
  • Шерстяная вышивка рубахи, по поверьям наших предков, помогает излечить от телесных и душевных хворей. Вышитое на рубашке шерстью солнце поможет в холода согреть и тело, и душу.
  • Вышивая рубаху, нужно выбрать орнамент, в котором каждый символ находится в одной тематике, иначе можно внести некую энергетическую сумятицу.


    Используемые цвета также играют свою роль

  • Вышивка на рубашке в этническом стиле выполняется только в хорошем настроении. Она не должна содержать узелков, чтобы не нарушить магическую связь.
  • Выбирая ткань для пошива рубахи, важно отдавать предпочтение исключительно натуральным тканям. Так, лен и хлопок прекрасно подойдут для пошива повседневных рубашек, шерсть — для холодной поры, а шелк можно использовать в особо торжественных случаях, таких, как свадьба.

В такой рубахе было удобно работать

Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.

Главный элемент гардероба в этом стиле — русская народная рубаха, самый старый по возникновению и особенно символический наряд. Более поздний её вариант — косоворотка мужская — появился в XV веке, популярен стал в XIX веке, вытеснив прежние фасоны.

Рубаху носили мужчины, женщины, дети. В глубокой древности она была одинакова для всех, только мужская — до колена, женская — до полу, детская — ниже колен. Её подпоясывали и поддёргивали, обеспечивая свободу движения.

Крой древней рубашки

Конструкция прото рубахи — самая простая. Полотнище ткани сгибают по утку, на сгибе прорезают горловину, которая в дальнейшем оформляют без воротника (голошейка) или с небольшой стойкой (более поздний тип), с планкой посередине груди. По бокам тулова, или становины, делают вставки — бочкИ .

Они необходимы для свободного облегания. Тканные на кроснах полотна были от 40 до 80 см, что не позволяло получить нужную ширину изделия. Нехватку компенсировали вставками.

Рукава кроили прямые. Под мышкой их соединяли со становиной и бочками ластовицей квадратной формы. Ластовица обеспечивала комфорт в движении: если поднять руку, за ней не потянется вся рубашка.

Процесс раскроя, пошива регламентировали правила. Главное касалось ворота. Полотняный кусок при вырезе горловины вынимали исключительно через внутреннее пространство изделия. Странное, на первый взгляд, движение портнихи диктовали соображения безопасности.

Движение вовнутрь, к человеку означало сохранение, преумножение сил, здоровья, наружу — растрату . Поверье сохранилось до наших дней в двух известных вариантах: нельзя надевать одежду изнаночной стороной вверх, нельзя лить воду, другие полезные жидкости «от себя» — только по направлению к себе.

Простой крой сформировали не ограниченные возможности — в шитье мастерству деревенских портних могла позавидовать городская модистка. Прямоугольные детали экономили дорогой по вложенному труду холст, единственный «обрезок» — ткань полукруглой горловины — не выбрасывали, а прикладывали на заплаты.

КОСОВОРОТКА МУЖСКАЯ - ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОЙ

Народная рубашка с косым воротом возникла в средние века. Причину появления объяснить модным веяниями нельзя: в древности всё определяла целесообразность. Д. С. Лихачёв высказал предположение, что косой ворот не давал нательному крестику — предмету очень личному, не предназначенному напоказ, вываливаться в пройму во время работы. Мысль академика подхватили другие исследователи народной культуры как единственно объективную для крестьянского быта.

Сегодня рубаха с косым воротом — модный элемент гардероба. Удивительно, но женщины, девушки косоворотку купить хотят даже чаще, чем мужчины: их привлекает красота узора, актуальный крой, комфорт наряда. Это нельзя считать отходом от традиции: русская народная рубаха вернула своё древнее универсальное предназначение, свойственное ей изначально.

Если вы владеете основами шитья, то косоворотку можно сшить самостоятельно. Далее я расскажу как на примере старого (до XIX века) фасона, реконструированного по одежде алтайских старообрядцев.

Элементы рубашки, раскрой

Все элементы прямоугольные, потому для их раскроя достаточно высчитать длину и ширину.

  • Становина (тулово): от полотна отрезают цельный кусок (стену ) в 2 длины изделия.
  • Бочки . Длину бочка высчитывают по формуле: от длины изделия отнять длину проймы. Ширина бочка составляет: при ширине становины 40 см — 60 см, 60 см — 45 см, 80 см — 30 см. Размеры даны приблизительные, для традиционного изделия их высчитывают так, чтобы общая ширина рубахи была 1 м ± 10 - 15 см. Если вам настолько свободное облегание ни к чему, просто выберите собственный комфортный вариант.
  • Рукава традиционно делали шириною 60 см для проймы глубиной 30 см. Длину рассчитывали так: от длины руки отнимали ширину плеча, что для мужчины с размером 48 - 50 составляло 70 см.
  • Ластовица кроилась квадратом 15 на 15 см, при необходимости — больше, до 20 на 20 см.

Народная рубашка: сборка

Сначала сшивают становину с бочками. Складывают становину пополам, находят середину, вырезают горловину, отложив по 2 см вперёд и назад.

Далее сшивают рукава, оставляя свободный край для пристрачивания ластовицы. На них нашивают становину, а после рукава нашивают на бочки, втачивают вставку-ластовицу. При желании на рукавный шов пристрачивают проставку — декоративную ткань красного цвета, часто с вышивкой. В былые годы, когда косоворотка мужская изнашивалась, проставку отпарывали, чтобы использовать в новом изделии.

Далее обрабатываем горловину косой бейкой, отделываем кумачом, пришиваем пуговицы или крючки. На концах рукавов закладываем мелкие складки по 0,5 см, направляя вперёд, обшиваем край тесьмой или ярким тканьём.

Подол рубахи подрубаем, отделываем «полянкой» — вышитой проставкой — или просто тесьмой, яркой тканью.

Несмотря на простоту кроя, не у всех даже опытных швей русская народная рубаха выходит как должна с первого раза. Не стоит отчаиваться — с опытом всё получится. Вдохновиться вам поможет ассортимент магазина «Иванка», где представлены многообразно: от самых древних фасонов с прямой прорезью на груди до сложных поздних вариантов.

Друзья, новая подробная статья с фото в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной традиционной одежды и, в частности, русской народной мужской рубахи

Статья написана по материалам мастеркласса группы =Возрождение родных традиций=Воронеж= в сети «Вконтакте»
Благодарим Наталью Колесникову и Анну Березнякову!

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань желательно замочить в горячей воде, чтобы она дала усадку. После высушить и отутюжить. Разложить ткань на ровной поверхности по длине.

Необходимо отмерить (предварительно замерив любимого мужчину) и изготовить детали.

Например при росте 1,80 можно смело отрезать все 2 метра (по длине ткани), а ширину рубахи можно отмерить — просто приложив к ткани ту вещь (свитер, рубаху), которую он носит и в которой ему комфортно. Добавьте 2 сантиметра на швы и можете кроить.

Заранее подберите тесьму (бейку, вьюнок), контрастную ткань и приложите к ткани.

Итого у вас получается: одна становина (длинный прямоугольник), два рукава (длина примерно 63-65 сантиметров (лишнее уйдет в подгиб), а ширина стандартная 42+2 сантиметра на швы (потом рукав складывается вдвое и прошивается, но это потом). И две ластовицы 12х12 сантиметров.

Складываем становину по длине, а потом по ширине. Точно сводя уголки и «плечевой верх». Наша задача определить на верху центр и вырезать ровненько горловину.

На фото ткань сложена вчетверо (в длину, потом в ширину). Отмеряем и отрезаем. Сначала можно приблизительно начертить закругленный уголок.

Отрезали горловинку, сразу протаскиваем её внутрь через образовавшуюся прорезь и откладываем в сторонку — по традиции для сохранения энергии в рубахе.

Вот так, как на фото.

Далее прочерчиваем горловинку глубже (это вырез спереди) и аккуратно и ровненько отрезаем уже одну ткань (а не две и не четыре). Загибаем и симметрично дорезаем. Т.е. спереди у нас вырез получается глубже и удобнее, чем сзади. Пусть пока это будет не большое отверстие — голова в него проходить не должна, так как для этого еще будет сделан разрез.

Вырез готов. Если будете делать воротничек-стойку, то вырез должен быть гораздо меньше, практически по шее.

Обмеряем вырез горловины сантиметровой лентой для того, чтобы раскроить косую бейку (её можно и купить, но мне не нравится покупная тем, что она узковата).

Выкраиваем косую бейку. можно на контрастной ткани, как у меня. располагаем метр или линейку по косой (примерно под углом 45 градусов) и очерчиваем длину горловины. А шириной она будет 5-6 сантиметров.

Вот, что у нас получилось. Косая бейка. Пара ластовиц и обтачка (примерно 15х13 сантиметров)

Обрабатываем края всех деталей, кроме горловины и косой бейки. Хорошо оверлоком, но можно и простым зигзагом, как на фото.

Находим у неё (обтачки) центр (важно, чтобы он совпал с центром рубахи). Кстати, вырез может быть и с боку, для этого нужно передвинуть обтачку в право. Однако, в данном примере, вырез по центру.

По бокам чертим две линии на расстоянии примерно 1 сантиметр.

Ровно прострачиваем по прочерченным боковым линям. Напоминаем — все это на лицевой стороне рубахи! И вместе с нижней тканью становины делаем разрез по центру обтачки, такой глубины, какой необходимо сделать глубину выреза.

Не доходя до края простроченной линии 1 сантиметр останавливаемся и делаем боковые надрезы прямо в самые уголки. Очень важно прорезать до самого-самого уголочка (НО! НЕ ПРОРЕЗАТЬ НИТКУ). Далее выворачиваем на изнанку и с лицевой стороны прошиваем.

Теперь, как раз самое время нашить тесьму, если она будет, чтобы концы её «спрятать» под бейку, которую мы сейчас будет пристрачивать.

Приложите косую бейку к краю горловины с лицевой стороны (оставив её краешек 2 сантиметра) и приколите её булавочками. Когда будете прикалывать хорошенько её натягивайте, это делается для того, чтобы воротничек имел форму.

Пришейте. Это будет выглядеть примерно так. Обратите внимание, чтобы с обеих сторон ширина строчки была одинакова (примерно 1 сантиметр или «на ширину лапки»)

Подгибаем косую бейку два раза вовнутрь (к изнанке)так, чтобы она закрыла первый шов и прострачиваем с лица очень аккуратно, стараясь попасть в русло (т.е. в стык). Этим швом мы должны закрепить полностью косую бейку уже в сложенном виде.

Таким образом доходим до конца. Проверяем — совпадают ли у нас по ширине два края.

Проверяем так же везде ли мы с изнанки «захватили»- прошили подвернутую бейку. Если не везде, то подшиваем, если надо распарываем и прострачиваем еще раз.

Края подрезаем до 1,5 сантиметров и заправляем вовнутрь, удобно это делать ножницами, как на картинке. позже туда пришиваем пуговичку и петельку.

Сшиваем рукава, одновременно притачивая к ним ластовицы.

Складывая вдвое рукав сразу подкладываем в него ластовицу к самому краю. Соединяем строчкой края рукава, но дойдя до подложенной внутри ластовицы замедляем скорость машинки и уходим к краю ткани (не застрачивая ластовицу, а останавливаясь у самого её края).

Поднимаем иголку (если надо поднимаем и лапку), отгибаем один край рукава и механическим движением руки направляем иголочку уже в край ластовицы. И от края плавно закругляем строчку ровно вверх. Обрезаем нитку.

Скрепляем другой, верхний край рукава с краем ластовицы. Поворачиваем рукав и уже сверху прошиваем его вместе с ластовичкой также закругляя к низу. Дело тонкое и требует сноровки. На это надо обратить особое внимание внимание, чтобы под мышкой потом не оказалось дырки.

Таким же образом «разделываемся» и со вторым рукавом и ластовицей!

Вот, что должно получиться.

Теперь находим центр плеча на рукаве и на становине. Для этого складываем её по длине и отмечаем верхние крайние точки-плечи и прикалываем туда по булавочке. Рукав должен быть вывернут на лицевую сторону.

Совмещаем места, куда приколоты булавочки на рукаве и на становине. Кладем их ЛИЦОМ к ЛИЦУ (то есть лицевыми сторонами друг к другу. Это очень важно, иначе рукав может оказаться пришитым во внутрь!

Самое большое впечатление в музее Глазунова на моего сына произвела картина "Гусляр", где музыкант одет в русскую вышитую рубаху. Сын заказал сшить такую же "вышиванку", мечтает носить и соединяться с корнями предков. К работе следовало приступить вооружившись теорией.

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл. См. Статью


Мужские рубахи на Руси шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон и такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Причём в декоре состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

На Руси испокон века находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок. В старину известна была так называемая «лесная шерсть» - волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая» одежда считалась не только теплой, но и очень полезной, предупреждающей ревматизм. Особенно если холст ткался из...КРАПИВЫ.

Волокна крапивы гораздо мягче, тоньше, шелковистей и эластичней конопляных, дешевле по выращиванию и производству, чем льняные

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.



Рубаха часто соотносилась с судьбой, долей человека. Так, у восточных славян известно поверье, что продать Рубаху — значит продать свое счастье. В Польше (Покутье) в новую Рубаху обязательно заворачивали хлеб, чтобы тот, кто будет носить ее, никогда не был голодным. Поляки также верили, что если на нитках, которыми шьют Рубаху, завязываются узлы, то она будет изношена в здравии, если же нитки не путаются, не завязываются, то хозяин Рубахи умрет, не износив ее.

До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. А также архангельские БРАННИЦЫ - это разновидность рубахи коклюшницы. Рукава украшали узорами в технике браного ткачества. Название древнего ремесла Браное ткачество происходит от процесса работы. Чтобы соткать полотно (например, полотенце), мастерице вручную приходилось брать - перебирать - сотни ниточек, опуская и поднимая челнок. А цветов при изготовлении браных полотенец использовали только два - красный и белый. Реже вышивались белым по белому.


Ворот рубахи

Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.


Древнерусские мужские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую - как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

Мерки:
Длина Изделия - от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки - от шеи до середины запястья, Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.


Раскрой рубахи: См. рис. 18. Ткань - домотканый холст (ширина 40см).

Расход ткани 3.5м.

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия - Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища - 40см+20см, на худого мужчину - 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки - Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы - 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

Последовательность шитья рубахи:
1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.

2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.

3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.

4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.

5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.

Б. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.

9. Обработать низ рубахи. Отделка "полянкой" рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.


Отделка "кержацкой" рубахи отличалась Застежкой на правую сторону, вышивкой в квадрате по переду, и вышивкой проставки из тканья. Свадебная рубаха украшалась ещё и мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее - тесьмой, или по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.


Раскрой рубахи с кокеткой:
См. рис.20 Ткань - сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник
- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см - отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.

3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.

4. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку. и Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5x15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.


5.