Старинный вид народного искусства - плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой - ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева - это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок - рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение - вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие - намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить - левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить - значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести - значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить - сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить - сплести - перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести - перевить - сплести.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить - сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками - 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую - первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести - перевить - сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая - под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая - под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц - это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.
    • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.

    В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

    • Далее нужно плести по сколку.

    Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

    Кружево - прекрасное творение человеческой фантазии, поражающее своим изяществом и воздушной ажурностью. Этот вид декоративного украшения издавна известен во многих странах мира. Так, в Европе, традиционно ценится итальянское, голландское и ирландское кружево, на востоке наиболее известным считается палестинское кружево, а Россия на весь мир прославилась своим вологодским кружевом.

    История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке , именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла. В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.

    Спустя некоторое время кружевоплетением увлекались уже не только в помещичьих мастерских, но и в народе, так, если в конце XIX века плетением занимались около 4 тысяч мастериц, то в первом десятилетии XX века их было уже более 40 тысяч. После революции 1917 года в Вологде была открыта профессионально-техническая школа, обучающая плетению, и создан кружевной союз со своей художественной лабораторией.

    До 1940 года из-под руки мастериц выходило в основном мерное кружево, используемое для отделки одежды. В дальнейшем мастерские стали производить большое количество штучных изделий, таких как салфетки, перчатки, скатерти, шарфы из кружева. В 1960 году на базе кружевных мастерских создаётся объединение, выпускающее мерные изделия, салфетки, покрывала, занавеси, а также эксклюзивные выставочные образцы, создаваемые по художественным эскизам.

    На сегодняшний день вологодские шедевры известны во всём мире. Работы кружевниц не раз завоёвывали высшие награды на престижных европейских выставках, а в самой Вологде в 2010 году был открыт музей, в котором можно ознакомиться с уникальными изделиями ажурного промысла.

    Узоры вологодского кружева

    Изначально в кружевных мотивах прослеживалось большое количество растительных орнаментов. Мастериц вдохновляла живая природа , элементы которой в стилизованном виде они переносили на свои работы. Узоры, используемые в резьбе по дереву, которыми так богат Русский север, а также элементы декора, применяемые в ткачестве, служили примером для мастериц.

    С течением времени мотивы орнамента несколько изменялись. Стали появляться геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круговые узоры. После революции в изделиях появляются соответствующие символы эпохи. Наиболее часто в мотивах ажура встречаются следующие узоры:

    Работы мастеров отличаются плавными линиями, чётким орнаментом и обилием растительных мотивов, которые повторяют изгибы травяных побегов, контуры лепестков и листвы. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий, практически невесомый, сетчатый фон.

    Все орнаменты выполнены в зеркальном отражении и расположены симметрично. Этот приём обеспечивает чёткость и строгость линий, которые и придают ажурному изделию ту неповторимую лёгкость и плавность, за которую так высоко ценятся во всём мире вологодские шедевры.

    Плетение вологодского кружева

    В последние десятилетия художественный интерес к Вологодскому ажурному ремеслу все возрастает, и многие люди хотели бы попробовать свои силы в плетении вологодского кружева. Мастер-классы для начинающих в большом количестве встречаются в интернете, для тех же, кто более углублённо желает заняться кружевным делом, наиболее правильным будет обратиться к мастеру кружевного плетения на коклюшках, который доступно объяснит все нюансы этого увлекательного процесса.

    Бытует мнение, что изготовление кружева своими руками = процесс сложный и затратный, но это не совсем так. Создание узоров требует большого количества времени, а вот по сложности кружевное плетение можно отнести к среднему уровню. Для того чтобы научиться плести ажурные мотивы, необходимо подготовить специальные инструменты и приспособления, а именно:

    Создание ажурного шедевра - это прежде всего кропотливая работа, и начинается она с наматывания нитей на коклюшки. Это процесс небыстрый и требует терпения и усидчивости. При плетении изделия в каждой руке мастерицы находится по две коклюшки. Вся работа происходит путём перемещения этих инструментов в руках.

    Поскольку процесс плетения кружевных изделий довольно долгий, ряд мастериц создают имитацию вологодского ажура с помощью вязального крючка. Такое изделие выглядит нарядно, но ценится намного меньше, чем настоящее кружево, об изящности которого поётся в песнях.

    Кроме того, эти уникальные изделия привлекают на Вологодскую землю множество туристов, едущих сюда для того, чтобы познакомиться с историей Русского севера и окунуться в атмосферу создания местных шедевров.

    Традиционными центрами изготовления кружева в Европе исторически являлись города Италии: именно оттуда еще во времена Петра Великого выписывали известных мастериц, чтобы они передали свое мастерство. Однако и в России есть своя школа кружевоплетения. Среди различных способов изготовления ажурных узоров особо выделяют вологодское кружево, которое является традиционным народным промыслом в северной части страны. Этот способ украшения ткани позволяет создавать узоры любой сложности, при этом переплетение нитей получаются тонкими, но прочными. Попробуем узнать, что же такое вологодское кружево – подробный пошаговый мастер-класс для начинающих позволит освоить азы этого искусства.

    Вяжем вологодское кружево: мастер-класс для начинающих рукодельниц

    Первая информация об умелых мастерицах из Вологды относится еще к 16-17 векам, однако как полноценный промысел кружевное дело в этом регионе стало развиваться около 150 лет назад. В это время здесь находились крупные фабрики по кружевоплетению, готовые изделия из которых направлялись прямиком в столичные магазины. Первоначально вологодское кружево считалось необычайно дорогим и использовалось для украшения одежды только аристократии, но позднее оно превратилось в по-настоящему народный промысел. Подробное описание моделей тех лет позволяет воссоздать их и в наше время.

    Не угас интерес к вологодскому кружеву и после революции, сменилась лишь тематика изображений. Вместо цветочков и лебедей в узоры стали вплетать изображения серпа и молота и шагающих рабочих. На кружевных фабриках изготавливались в основном небольшие штучные изделия: платки, воротнички, салфетки. В Вологде было открыто специальное ПТУ, специализирующееся исключительно на вологодском кружеве. В середине 20-ого века был основан новый комбинат кружевного дела «Снежинка».

    Что необходимо для изготовления вологодского кружева:

    1)Специальная плотная подушка, к которой булавками прикалывают заготовку. Подушку традиционно набивают сеном или деревянной стружкой, однако, существует и множество современных наполнителей: начиная от банального синтепона и заканчивая различными утеплителями для теплотрасс.

    2)Наволочка для подушки. У подушки обязательно должна быть съемная наволочка белого цвета (лучше даже несколько штук, на замену). Это необходимо для того, чтобы при соприкосновении с тканью белоснежное кружево не пачкалось и не теряло свой внешний вид.

    3)Пяльца. Пяльца для вологодского кружева – это совсем не то же самое, что обычные пяльца для вышивания. Они представляют собой скорее раскладывающуюся деревянную опору, на которую и устанавливается подушка перед кружевницей.

    4)Коклюшки. В отличие от обыкновенного кружева, вологодское вяжется не крючком, а с помощью специальных деревянных болванок, на которые наматывается пряжа. Коклюшки представляют собой деревянные палочки с особой выемкой для наматывания нити. Обычно в работе используется десять пар коклюшек, однако, у опытных мастериц это количество может быть намного больше. Т. к. коклюшки изготавливаются из натурального материала, за ними нужен особый уход.

    5)Дополнительные инструменты – к ним относятся ножницы, тонкий вязальный крючок и наколы (особые деревянные приспособления, необходимые для прокалывания сколка, приклеенного на картон).

    6)Нитки для плетения. Традиционно для вологодского кружева используют льняные нитки белого или кремового цвета, но также можно использовать ирисовую или шелковую пряжу.

    7)Булавки. С помощью булавок нитки крепятся к подушке. Лучше всего использовать обыкновенные булавки-гвоздики, а не иголочки с шариками на концах. Это связано с тем, что за круглое основание могут цепляться нити, из-за чего возникнет деформация итогового рисунка. Если вы используете булавки в первый раз, их нужно до основания воткнуть в подушку, а затем вытащить. Это делается для того, чтобы очистить металл от возможных загрязнений.

    8)Сколок. По своей сути это сами схемы кружева. Его переносят на бумагу или кальку, а затем приклеивают на картонку. Чтобы рисунок случайно не испачкал белое кружево, лучше заклеить его поверхность широким скотчем.

    Мастерим своими руками теплы шарф в технике вологодское кружево

    У новичков возникает логичный вопрос, с какой модели начать свое знакомство с миром вологодского кружева? Лучше для начала не браться за сложные картины, а выбрать повторяющийся узор с несложным орнаментом. Такой моделью может быть небольшая салфетка или узкий шарф.

    На профильных форумах можно встретить подробнейшие мастер-классы по изготовлению вологодского кружева, однако, тем, кто никогда не имел дела с данной техникой, разобраться может быть сложновато. Лучше всего найти опытную мастерицу, которая объяснить основы этой техники, а уж потом можно пробовать на практике плетение любых узоров.

    Видео по теме статьи

    Тем, у кого возникли вопросы при плетении вологодского кружева своими руками, рекомендуем просмотр следующих видеоуроков.

    Красивый кружевной узор на весеннее - летнюю тематику с рисунком цветов-полукругов, найден в старых номерах журнала «Дуплет». Узор выполнен крючком непрерывным вязании тесьмы, которая является главным элементом вязания брюггского кружева, а лепестки образуют столбики с накидами. Любая модель кофточки, топа, юбки или платья связанная этим узором непременно будет выглядеть красиво и торжественно. Смотрите далее подробный мастер-класс по вязанию и описание выполнения данного узора.

    Начальный первый ряд узора выполняет тесьма , для ее вязания наберите 4 возд.петли + 3 петли подъема, затем вяжите *4 ст. с/н, 5 возд. петель подъема, 4 ст. с/н, 3 возд. петли подъема*, повторяйте от* до*, учитывая что один раппорт узора составляет 10 рядов тесьмы, на одной стороне тесьмы должны быть расположены арочки из 5-ти возд петель подъема, на другой из 3-х.


    Схема вязания узора



    Для начала вязания 2-го ряда наберите 6 воздушных петель подъема от стороны тесьмы с арочками из 5-ти возд.петель и из первой арочки начинайте вязать тесьму *4 ст с/н, 5 возд. петель, повторите еще раз от*, 4 ст с/н, 1 возд. петля.


    Далее первый лепесток А: сделайте 4 накида на крючок, крючок введите под арочку на схеме обозначенной буквой О, провяжите все накиды, затем вновь сделайте 4 накида, провязав снова все накиды, захватите рабочую нить и провяжите все петли на крючке, тем самым сделав два столбика с 4-мя накидами провязанные с одной вершиной.


    Затем 2 возд. петли, 4 ст с/н, 2 возд петли и вяжите столбик-арочку с 8-ю накидами вводя крючок за первую арочку из 6-ти петель.


    После последнего лепестка, провязывая вторую группу столбиков с накидом закрепляйте каждый столбик соединительной петлей в арочку, затем 3 возд.петли и соединительная петля в следующую арочку.


    Начинайте вязать второй полукруг тесьмы набрав 3 воздушные петли подъема, вяжите второй полукруг, как и первый, делая на внешней стороне полукруга на первой арочке закрепительный столбик за арочку первого полукруга, а во второй арочке вяжите столбик из 7-ми накидов, который будет центром полукруга в следующем ряду. Закончив полукруг, также закрепите его на тесьме первого ряда и продолжайте вязать овалы до конца ряда.




    Для начала вязания третьего ряда вяжите 3 возд. петли, сделайте соединительный столбик в арочку последнего полукруга, 6 возд.петель, столбик с 3-мя накидами из следующей арочки последнего полукруга, 14 воздушных петель.

    Затем вяжите начальный ряд тесьмы из 4-х ст. б/н на последних воздушных петлях и начинайте вывязывать лепестки из столбиков с 4-мя накидами вводя крючок за арочку из столбика с тремя накидами.

    Провязав три лепестка закрепите тесьму соединительными столбиками на вершине полукруга как в предыдущем ряду, сделайте 3 возд. петли, соединительный столбик в следующую арочку и начинайте вязать полукруг с 5-ю лепестками центром которого будет столбик из 7-ми накидов предыдущего ряда.

    Не забывайте делать провязывая первую внешнюю арочку тесьмы закрепительный столбик соединяя с предыдущим полукругом и в следующей арочке столбик из 7-ми накидов.



    Заканчивается 3-й ряд просто - после провязывания 3-го лепестка в арочку из столбика с 8-ю накидами, 4 ст с/н последний ряд тесьмы и тут начинается следующий ряд как 2-й с 6-ти воздушных петель подъема. При вязании последующих рядов узора повторяются второй и третий ряд.



    Бельгия – родина, где родилось интересное искусство вязания, именуемое ныне брюггским кружевом. Его название происходит от имени городка Брюгге, где еще в XVI столетии изделия из ниток, связанных необычным способом с применением крючка, были чрезвычайно популярны и высоко ценимы. Несмотря на древнее происхождение, техника эта довольно популярна сегодня. Мы поможем освоить вам брюггское кружево, а для тех, кто никогда ранее не держал крючка, помогут схемы для начинающих.

    Иногда его путают с вологодским кружевом, которое внешне на самом деле очень похоже. Однако разница принципиальна: в технике Брюгге используются не коклюшки, а крючок, имитирующий коклюшечную вязь.

    В основе построения кружевного узора лежит переплетение ленты-тесьмы, связанной крючком, и ее соединения в завитки и орнаменты. Сама лента довольна проста в исполнении, сложность и одновременно неповторимость узоров создают ее прикрепления по рисунку. Именно этот фантазийный узор и делает каждое изделие эксклюзивным.

    Техника вязания брюггского кружева со схемами

    Все вязание строится на соединении трех элементов: основной ленты, сетки и мотивов.

    Вот как выглядит небольшой мастер-класс, благодаря которому создадим брюггское кружево:

    На показанном примере основная лента-тесьма выполнена из 5 ст.с/н. Она вывязывается в двух направлениях, а количество столбиков в ширину и размер ленты в длину может меняться по модели. Воздушными петлями в начале каждого ряда выполняется арка для соединения мотивов.

    В этой технике можно использовать самую разнообразную ленту-тесьму:

    Соединение мотивов с описанием работы

    В процессе вывязывания мотивов тесьма-лента соединяется дужками, образованными воздушными петлями. Соединение делается возд. петлей, ст. с/н и ст. б/н, в зависимости от рисунка. Параллельное расположение тесьмы достигается соединением двух лент одинаковыми столбиками. Расхождение лент получается при соединении столбиков разной высоты, так мы добиваемся изгиба ленты:

    Сложные столбики образуют сетку и заполняют пустоту, получившуюся при вывязывании изгиба ленты:

    Соединять концы лент можно различным способом, используя крючок или швейную иглу для трикотажа, соединением швом через край или петлевым швом с применением крючка.

    Мастер-класс по соединению:

    Разбираем схемы для начинающих мастеров

    Тесьма, замыкаясь в круг, квадрат, образует элементы, которые формируют различные узоры. Некоторые схемы брюггского кружева, связанного крючком, мы вам предлагаем ниже:

    Техника Брюгге позволяет выполнять удивительные по красоте изделия - платья, юбки, блузки, воротники, салфетки. Схему необыкновенно женственных моделей из японских журналов мы вам предлагаем.

    Большое распространение брюггская техника получила в изготовлении предметов домашнего обихода. Схожесть ее с кружевами, плетенными коклюшками некогда стала причиной широкого применения в изготовлении подушек, покрывал, скатертей и даже предметов верней одежды в качестве украшения. И во все времена брюггское кружево сохраняло за собой право олицетворять достаток, богатство и великолепие.