Ранее, во все времена детская одежда была точной уменьшенной копией взрослой. В конце 18 века одежда детей не отличалась разнообразием. Одежда юношей и девушек шили из похожего материала, в одном фасоне. Делали их одинаково: шили гладью кружево, шнуры, делали аппликацию. Детские костюмы часто шили из бархата и отделывали белыми воротничками или жабо. В XIX в. интерес к проблемам детской одежды не ослабевал. Но в начале 20 века известная в тех кругах модельер Жанн-Мари́ Ланве́н навсегда перевернула представление о детской одежде. Жанна, которая шила в те времена популярные женские шляпы и платья, стала шить маленькие модные платья для своей маленькой дочери Маргарет.

Жанна не выдумала что-то экстраординарного, а просто шила удобные платья для различных подвижных игр, позволяющую двигать ручками и ножками. Вскоре эти наряды стали востребованы среди мамочек и в 1908 году Жанна представила первую детскую коллекцию на показе мод.


Однако сегодня многие западные государства продолжают ценить эксклюзивную работу (Hand Made). Современные вещи функциональны, практичны и очень разнообразны. Силуэты в основных чертах повторяют взрослые модели. Используются в основном натуральные и инновационные ткани. Экономический кризис стал причиной того, что детские платья для праздника, представленные в последних коллекциях адаптированны так, что бы их можно носить каждый день. Также “уличная” одежда для девочек, много деталей взяла от гардероба мальчиков.


Детская мода в XXI веке стала экологичной, а за счет многообразия стилей и большого ассортимента одежды отражает прежде всего индивидуальный стиль родителей и их детей.

Не одно столетие мода меняла наряды, придумывала, изобретала туалеты для женщин и мужчин. Думала ли она о том, как одеваться детям? Нет, они мало заботили ее. Костюм ребенка, а затем подростка в общих чертах напоминал то, что носили взрослые.

Поначалу детским платьем было не что иное, как длиннополая одежда Средних веков, XII—XIII столетий, до того, как у мужчин появилась короткая верхняя одежда и штаны стали видимой деталью, то есть до появления прототипа современной мужской одежды. До XIV века все носили платья или длинные рубахи, причем мужские отличались от женских тем, что это была либо более короткая туника, либо она застегивалась спереди; у крестьян с календарей XIII века платье до колена. У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. В общем, в течение долгого периода мужчины носили длиннополую приталенную одежду, в противоположность свободно ниспадающей ткани у греков и римлян: она продолжает старую варварскую традицию — галльскую или восточную, проникшую в римскую моду в первые века нашей эры. Такая одежда была распространена в одинаковой степени на Западе и на Востоке империи, от нее же происходит и турецкий костюм.

Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной.


Начиная с XIV века у мужчин короткая одежда и даже обтягивающие штаны вытесняют платье, к большому неудовольствию моралистов и проповедников, которые обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) — продолжают носить платье. Некоторые из них и сегодня носят длинную одежду, во всяком случае в определенных обстоятельствах,— адвокаты, судьи, профессора, священнослужители. Последние едва было не сменили ее на короткую, когда та стала в XVII веке общепринятой, и все забыли скандал, связанный с ее введением,— сутана воспринималась чрезмерно связанной с церковным служением, чтобы соответствовать хорошему тону. Священник снимал свою сутану, если ему предстояло появиться в обществе или даже перед своим епископом, подобно офицеру, который снимал мундир, чтобы предстать при дворе.

Дети, по крайней мере из высшего сословия, тоже сохранили длинное платье. На миниатюре из «Чудес Богоматери» XV века изображена семья, собравшаяся вокруг постели роженицы: отец в короткой одежде, на нем облегающие штаны и куртка, зато трое детей в длинном платье. На миниатюре той же серии ребенок, дающий есть младенцу Христу, одет в платье с боковым разрезом.

В Италии, напротив, большинство детей, изображенных художниками кватроченто, носят облегающие штаны взрослых. Во Франции и Германии, кажется, не очень хорошо отнеслись к этой моде и оставили за детьми длиннополую одежду. Привычка становится общим правилом в начале XVI века: дети непременно одеты в платье. Рисунки на немецких шпалерах той эпохи изображают детей четырех лет в застегивающемся спереди длинном платье. Сюжет французских гравюр Жана Леклерка — детские игры: «в биту, в лунку» и крокет. Поверх облегающих штанов они носят платье, застегивающееся спереди. Это платье становится своеобразной униформой их возраста.

Плоские ленты сзади, также характерные для детской одежды в XVII веке, имеют то же происхождение, что и платье. У плащей и платьев XVI века были рукава, в которые можно продеть руки или же оставить висеть пустыми. На гравюре Леклерка «Игра в биту» можно видеть подобные рукава, пришитые на несколько стежков. Модникам и особенно модницам очень понравился эффект пустого рукава, вскоре он превратился в украшение, а в конечном итоге атрофировался, подобно органу, который больше не используется. Рукава потеряли полость и стали плоскими, приобретая сходство с лентами, привязанными к плечам: детские ленты XVII и XVIII века — это то, что осталось от ложных рукавов XVI века. Впрочем, такие рукава можно увидеть и на других видах одежды — народной или, напротив, церемониальной: крестьянский плащ, который братья-игнорантинцы сделали церковным одеянием в XVIII веке, первая собственно военная форма, как, например, мушкетерская, лакейская ливрея и, наконец, одежда пажа, то есть парадный костюм детей и молодых людей знатного происхождения, отданных в семьи, где они прислуживали при торжествах. Эти пажи времен Людовика XIII носили пышные штаны XVI века и ложные свисающие рукава. Пажеский костюм стал понемногу церемониальной одеждой, надеваемой в знак почтения и торжественности: на гравюре Лепотра мальчики в стилизованном под старину костюме пажа прислуживают во время мессы. Хотя, надо сказать, подобный костюм встречается редко, ленты же можно увидеть на плечах всех девочек и мальчиков из богатых семей — как знатных, так и среди буржуа.

Итак, чтобы выделить ребенка, который ранее одевался как взрослый, для него, и только для него, одежда сохраняет некоторые черты старинного костюма, иногда довольно давно вышедшего из употребления взрослыми. Утверждение справедливо для платья, или длиннополой одежды, и для ложных рукавов. То же можно отнести и к головному убору детей в пеленках: такой чепец носили мужчины в XIII веке, под ним прятали волосы во время работы, что можно видеть на календарях Амьенской Богоматери и др.

Первым собственно детским костюмом стал костюм, который носили все примерно столетием раньше и в котором отныне ходили только дети. Очевидно, невозможно было придумать до последней детали детскую одежду, однако была потребность выделить детей через костюм, сделать отличие видимым. И тогда выбор падает на одежду, традиционно используемую в особых случаях, но которую больше не носят каждый день. Появление особого детского костюма, общепринятого в высших сословиях с конца XVI века, стало поворотным моментом в формировании отношения к детству, отношения, выделяющего детей в сообщество, отдельное от сообщества взрослых (на манер разнообразных ритуалов инициации). Необходимо вспомнить о значении, которое придавалось костюму в старой Франции. Одежда часто была знаком высоких доходов. Люди тратили на нее большие средства и тщательно составляли списки одежды, оставшейся после умершего,— сегодня делают такие же списки только для мехов и шуб. Одежда стоила дорого, и поэтому издавалось множество ограничивающих законов о роскоши в одежде, которая разоряла одних, а другим позволяла мошенничать, скрывая таким образом свое истинное состояние и происхождение. Больше, чем в современном обществе, где женские наряды все еще являются признаком процветания семьи и социального положения, костюм точно указывал на место, которое занимал его хозяин в сложной иерархии. Каждый носил костюм своего сословия: руководства о правилах поведения в обществе заостряют внимание на том, что было бы непристойным одеваться иначе, чем положено в данном возрасте и при данном происхождении. Каждая деталь социального статуса соответствовала детали одежды. В конце XVI века обычай требовал, чтобы детство, отныне получившее признание, также получило и свой костюм.

Маркус Чирертс Младший. Двухлетний мальчик, 1608 г

У истоков детского костюма обнаруживается архаичная длинная одежда; эта тяга к архаизму проявляется и дальше: в конце XVIII века, в эпоху Людовика можно увидеть маленьких мальчиков с воротниками времен Людовика XIII или эпохи Возрождения. У Ланкре и Буше молодые люди часто изображаются одетыми по моде предыдущего века.

Однако начиная с XVII века две другие тенденции направляют эволюцию костюма. Первая акцентирует женоподобный вид малолетнего мальчика. Мы уже видели мальчика в «слюнявчике» — до платья «с воротником» он носит платье и юбку девочек. Некая женственность у мальчиковой одежды, встречающаяся с середины XVI века, была сперва чем-то новым и проявлялась лишь в некоторых деталях. Например, верх платья сохраняет черты мужского костюма, но вскоре у мальчиков появляется кружевной воротник, точно такой же носят девочки и взрослые женщины. Становится практически невозможно отличить девочку от мальчика до четырех-пяти лет, и эта манера утверждается примерно на два века. К 1770 году мальчики старше четырех лет перестанут носить платье с воротничком, но младшие сохранят эту особенность своего гардероба, и так будет продолжаться вплоть до XIX века — привычка внешне приближать мальчика к женщине окончательно исчезнет только после войны 1914 года вместе с исчезновением женского корсета, так как революция в одежде лишь отражение перемены нравов. Любопытно, что желание выделить ребенка в особую категорию касается именно мальчиков: девочек внешне отделяют от взрослых женщин лишь ложные рукава, вышедшие из моды в XVIII веке, как если бы возраст в меньшей степени разделял женщин, чем мужчин. Костюм является одним из признаков этого настроя, мальчики — первые дети, выделенные в отдельную категорию. Они начинают в массе своей посещать коллеж с конца XVI — начала XVII века. Образование девочек начинается лишь во времена Фенелона и мадам де Ментенон, оно развивается позже и медленнее. Не имея школьного периода, девочки рано смешиваются с взрослыми женщинами, как когда-то мальчики со взрослыми мужчинами. И никому не приходит в голову по костюму сделать видимой разницу — начинающую существовать у мальчиков — между ребенком женского пола и взрослой женщиной.


Почему же, чтобы отделить мальчика от мужчин, его делают похожим на девочку, не отличающуюся по манере одеваться от взрослых женщин? Почему эта манера одевать детей,— столь новая и непонятная в обществе, где рано начинают самостоятельную жизнь,— сохранилась почти до наших дней, во всяком случае до начала этого века, несмотря на перемены нравов и значительное увеличение продолжительности детства? Здесь мы затрагиваем еще неисследованную область осознания обществом самого себя через пол и возраст — пока повсюду говорят лишь о классовом сознании!

Другая тенденция, идущая от страсти к переодеванию, так же как архаизм и уподобление женщине, заставляет придавать костюмам детей из семей буржуа черты простонародной или рабочей одежды. Здесь ребенок опережает мужскую моду. Он будет носить штаны современного типа со времени правления Людовика XVI, прежде эры санкюлотов. Детский костюм эпохи Людовика XVI одновременно архаичен (воротничок эпохи Возрождения), народен (прямые штаны), также в нем присутствуют элементы военного мундира (куртка с пуговицами).

Еще в XVII веке не было собственно народного и тем более регионального костюма. Бедные носили пожертвованную или купленную у старьевщика одежду. Народ одевался в подержанную одежду, как сегодня покупают подержанный автомобиль (сравнение автомобиля и одежды вовсе не риторическое, как это может показаться на первый взгляд,— автомобиль унаследовал от одежды социальный знаковый смысл, который она практически потеряла). Таким образом, человек из народа был одет так же, как человек из высшего общества несколькими десятилетиями раньше. На улицах Парижа Людовика XIII народ носил шапочки с перьями XVI века, женщины — шляпки той же поры. Случалось, что величина разрыва не была одинаковой в разных регионах, она зависела от быстроты, с которой местная знать реагировала на изменения в моде. В начале XVIII века в некоторых регионах (например, на берегах Рейна) женщины еще носили головные

уборы XV века. В течение XVIII века процесс остановился благодаря моральному разрыву, обозначившемуся между богатыми и бедными, а затем и их физическому отдалению, которое сменило тысячелетнее сосуществование. Региональный костюм появился одновременно из новой склонности к регионализму (это эпоха написания фундаментальных трудов по истории Прованса, Бретани и т. д. , эпоха возобновления интереса к языкам, превратившимся в диалекты в процессе развития французского языка) и из действительного разнообразия костюмов, удаленности от королевского двора и различной степени запаздывания моды в тех или иных регионах.

В рабочих кварталах больших городов в конце XVIII века начинают носить особый вид одежды — длинные штаны. Они играют ту же роль, что и рабочие блузы XIX века или сегодняшние комбинезоны — признак рода деятельности и социального положения. Примечательно, что нищенское одеяние XVII века — безобразные лохмотья, смесь эпох и стилей, одежда, купленная с рук или у старьевщика,— перестает быть народной формой одежды больших городов в XVIII веке. В этом надо видеть спонтанное проявление коллективного самосознания, нечто вроде классового сознания. Таким образом, существует типичная одежда ремесленника — длинные штаны. Штаны же, порой доходящие до щиколоток, долгое время были частью одежды моряков. В классической итальянской комедии их носят моряки или жители морского побережья — фламандцы, рейнцы, датчане и скандинавы. Последние носили штаны еще в XVII веке, если верить коллекциям одежды того времени. Англичане отказались от штанов, но носили их в XII веке20. Штаны стали частью униформы военных моряков, когда наиболее организованные государства унифицировали одежду своих армий и флота. Оттуда штаны распространились среди небогатого люда пригородов, который стал испытывать неприязнь к нищенским лохмотьям, и среди юных выходцев из обеспеченных слоев.

Единая, недавно созданная форма одежды была быстро принята детьми из семей буржуа, в пансионатах, все более многочисленных после изгнания иезуитов Пансионаты часто готовили к военным школам или к военной карьере: стало модным подчеркивать фигуру, и взрослые повсеместно одели своих детей в костюм, напоминающий военную или морскую форму,— так появился детский матросский костюм, просуществовавший с конца XVIII века до наших дней.

Появление штанов у детей явилось частично последствием этого нового пристрастия к униформе. Взрослые были покорены ей в XIX веке, когда униформа становится одеждой парадной и церемониальной, чего никогда не было до Революции. Оно было продиктовано также необходимостью освободить ребенка от тесноты его традиционного костюма — дать ему более свободную одежду, и эту свободу в одежде простонародье подчеркивает теперь с некоторой гордостью. Детей избегают одевать в платье, вышедшее из моды, или слишком детское, или в короткие штаны, слишком торжественные, и все это благодаря штанам моряков и простого люда. Более того, находили особую пикантность в том, чтобы придать костюму детей знати некоторые черты народности, как, например, колпак — прежде часть одежды рабочих, затем крестьян, а потом и каторжников, тот самый, что мы называем неаполитанским, а революционеры с их страстью к античности называли фригийским: на гравюре Боннара ребенок изображен в таком колпаке. В наши дни мы наблюдаем распространение одежды одного типа, близко напоминающее переход к штанам мальчиков эпохи Людовика XVI,— синяя спецодежда рабочего, штаны из грубой ткани стали джинсами, и молодежь носит их с особой гордостью как знак молодости.

Так, мы перешли от XIV века, когда ребенок одет как взрослый, к специальному детскому костюму, привычному нам. Мы уже заметили, что эти изменения задевают в большей степени мальчиков. Восприятие детства как отдельного мира проявляется сначала в пользу мальчиков, в то время как девочки еще долго остаются в рамках традиционного образа жизни, смешивающего их со взрослыми. Мы еще не раз увидим опоздание, с которым женщины принимают внешние формы современной, в основном мужской цивилизации.

Что касается истории костюма, обособление детства долгое время ограничивается мальчиками. Совершенно очевидно, что это относится лишь к семьям знати и буржуазии. Дети из простонародья — крестьянские, дети ремесленников, играющие на сельской околице, на улицах, в лавках, в общих залах увеселительных заведений, на кухнях,— одеты как взрослые, на картинах с их изображением никогда не увидишь ни платья, ни ложных рукавов. У них сохраняется прежний образ жизни, ребенок не выделяется среди взрослых — ни костюмом, ни работой, ни игрой.





Мы модельеры и дизайнеры. Подготовительная группа

Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения одежды, ее видами.
2. Познакомить детей с профессией художник-модельер.
3.Закрепить умение работать в нетрадиционной технике в аппликации, приклеивание на липкую ленту
4. Развивать внимание, фантазию.
5. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к одежде и обуви.
Материал:
- Двухсторонний скотч, клей, ножницы, кисточки, клеенки, подставки,
салфетки.
- Бумажная кукла (мальчик, девочка)
- Выкройки кукольной одежды.
- Бросовый материал: бусины, пайетки, нарезанные цветные нитки,
тесьма, пуговицы.
- Мультимедиа «Путешествие в прошлое одежды»
- Д/игра «Одежда»
- Музыкальная колонка.
Предварительная работа:
- Экскурсия в салон ателье.
- Д/игра. «Наряди Машу», «Две сестрёнки», «Ателье»;
- Рассматривание предметных картинок «Одежда»
- Сюжетно-ролевая игра «Дом моделей».
Дифференцированная работа: Максим К., Оля Н. – второй экземпляр
Саша П. – помощь в работе с клеем.
Обогащение словаря: Ввести в речь детей новые слова: дизайнер.

НОД
Какие вы сегодня красивые и нарядные пришли в детский сад!
Давайте с вами друг другу подарим комплименты и скажем приятные, добрые слова.
Д/игра «Комплименты»
Что вы почувствовали, когда вам сказали приятные слова? (ответы детей)
Мы живем с вами в современном мире, поэтому мы всегда красиво одеты, а как вы думаете во что одевались люди раньше? (ответы детей)
Хотите узнать, как появилась одежда? (ответы детей)
(Показ мультимедийной презентации «Путешествие в прошлое одежды»)
1 слайд «Путешествие в прошлое одежды»

2,3 слайд Раньше человек совсем не носил одежду. И ночью, особенно
зимой ему было очень холодно. И тогда человек подумал: «Вот
если бы у меня была теплая шкура, как у животного, мне бы было
тепло». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и
сделал из нее одежду.



4 слайд. Постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз.


5 -7 слайд. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки.




8 - 9 слайд. Постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.



Ребята, вы заметили, как меняется одежда? (ответы детей)
Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (ответы детей)
Как вы думаете, кто придумывает одежду? (ответы детей)
Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры - это человек, который придумывает фасоны одежды.
Скажите мне пожалуйста, легко создавать одежду? (ответы детей)
А вы хотите стать модельерами? (ответы детей)
Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников – модельеров, сами будем учится создавать одежду для девочек и мальчиков.
Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (зимняя, весенняя, летняя, осенняя).
Сейчас я вам предлагаю подобрать одежду, которую носят в разное время года.
(На столе картинки с разной одеждой, нужно разложить с картинкой того времени года, к которому она относится)
Перечислите одежду каждого времени года.
Мы с вами вспомнили какой бывает одежда, что для каждого случая она своя.
Физминутка (движения в соответствии со стихотворением)
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы поиграем и покружимся.

А сейчас я вас всех приглашаю в нашу «Школу модной одежды», для изготовления одежды для наших кукол Маши и Миши.
Подумайте и выберите для кого вы будете делать одежду.
(Предлагаю выкройки – платье, рубашки, шорты, брюки, сарафан, шляпы и т.д.)



Посмотрите у каждого из вас выкройка той или иной одежды, вам остается только продумать и оформить этот наряд. Для украшения наряда вы можете использовать разный материал.
Сегодня мы с вами будем работать не только с клеем, но и с липкой лентой.
На липкую ленту мы будем наклеивать пайетки, звездочки, бусинки. А на клей будем приклеивать нарезанные нитки, ленточки, бумажные цветочки.
Ваша задача – очень аккуратно работать и так, начинаем украшать одежду.
(звучит спокойная музыка)
Дети украшают свои выкройки.
Когда закончили работу, дети подходят к кукле и примеряют ей наряд.
Какие замечательные модели одежды у вас получились! Какой наряд вам больше всего понравился? Почему?
Теперь наша Маша и Миша могут нарядиться и пойти в гости, в кино, в поход, поиграть с друзьями во дворе. Какие вы все молодцы!
Вот такие работы у нас получились!




Презентация на тему: Путешествие в прошлое одежды

Детская мода имеет сложную и неоднозначную историю. Если рассматривать ее с разных сторон, то можно открыть для себя все новые и необычные грани. К тому же, мало кому удавалось выстроить хронологию развития моды для детей, причем она переплетается с историей развития взрослой моды. К примеру, в Древнем Египте маленькие дети до периода юношества не носили никакой одежды. Лишь после того, как они подрастали, им позволялось уже носить соответствующие наряды. В период античной истории Рима юные жители, наоборот, имели возможность облачаться в любые одежды.

Раньше считалось, что ребенок становится взрослым только тогда, когда скидывает с себя детскую одежду. Как правило, детки до пяти лет одевали простые туники, а когда они становились старше, то им выдавали драпированные тоги. Именно подобная смена одежды в большинстве культурах обозначается как обряд инициации.

В Средние века что-нибудь говорить об истории развития детской моды очень сложно, поскольку существует очень мало свидетельств о том, как выглядели дети того периода. На своих полотнах художники их практически не рисовали. Если и встречается картина того периода, то дети на них изображались, как миниатюрная копия взрослого человека: тот же костюм, те же черты лица. Лишь только начиная с 18-ого века картины начинают выдавать более или менее наглядную картину того, как менялась детская одежда.

Давайте рассмотрим некоторые этапы развития детской моды за последние несколько сотен лет.

Эпоха Просвещения

Детская мода в том виде, которую мы ее знаем, родилась примерно 200 лет назад. В своем труде под названием «Эмиль и о Воспитании» великий просветитель Франции Жан-Жак Руссо подробно описал, во что одевали детей того периода. В постулатах он резко критиковал детские корсеты, а также тяжелые и громоздкие одежды. Именно тогда все общество поняло, что ребенок – это не маленькая копия взрослого, а отдельная личность, о которой необходимо заботиться. Только после этого мальчишки начинают, вместо тесной офицерской формы, носить пиджаки. Девочкам запретили носить корсеты и неудобные кринолины. Отныне они носят свободные муслиновые платья с поясом. Избавилось общество и от париков.

Жан-Жак Руссо произвел настоящую революцию в детской моде. Именно он одним из первых предложил использовать «целебную одежду» для детей. И у него появилось много последователей, которые также считали, что детям из-за какой-то прихоти взрослых нельзя омрачать самые лучшие годы их жизни.

Широко идею «легкой» детской одежды пропагандировала и портретистка Элизабет Лебрен. Она первая распространила революционные взгляды в России. За те шесть лет, которые она жила при русском Дворе, Элизабет смогла изменить стиль жизни многих богатых людей. Таким образом, в первой четверти 19-го века юные дворяне уже бегали в матросках. Эта одежда вначале представляла собой совершенно белый костюм. Но со временем стали использовать сочетание белой блузки и темных брюк или юбок. Причем такая морская тематика в детской одежде сохранялась до конца 20-го века.

Стоит также отметить, что период 19-20 вв. еще называют Веком Ребенка. Именно тогда взрослые обратили свой взор на детей. Ученые чаще стали изучать феномен ребенка. К примеру, всем известный Зигмунд Фрейд смог доказать, что детство – это один из самых важных этапов в жизни человека. И от того, в каких условиях он его проведет, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь, а – это всего лишь средство общения с внешним миром.

О мальчиках и девочках

А вот в 14-ом веке в обществе появился один очень странный обычай: наряжать как девочек, так и мальчиков в женские костюмы. Дети, как и их мамы, носили под своей одеждой рубашку. Ее изготовляли из натурального льна простого Т-образного покроя. На рубашку надевали очень неудобный корсет и нижнюю юбку, а сверху уже платье и передник. В довершении этого чудесного ансамбля на детей надевали детский чепчик. Принято было считать, что именно в таком обличии дети выглядели просто изумительно. А как же чувствовали себя мальчики в таком наряде? Конечно же, плохо. К примеру, Людовик 13-й, как утверждают современники, очень сильно не любил, когда его сестра надевала похожее платье.

Начиная примерно с 17-го века верх платья у мальчиков начал принимать очертание мужского костюма. Но спустя несколько лет в одежде ребят появляется такой элемент – кружевной воротник. В итоге, отличить мальчика от девочки до достижения им пятилетнего возраста было практически невозможно. И так было до 18-го века. С 1770 года мальчики, которым исполнилось 4 года, перестают носить платье с кружевным воротничком. Правда, младшие детки так и остались в неудобных платьях.

В 18 в. Широко распространилось мнение, что для того чтобы тельце ребенка во время его роста приобретало нужные и красивые формы, на него необходимо одевать тяжелый и жесткий корсет с жесткими вставками. Такую одежду одевали даже на годовалых детей. Таким образом, обязательный гардероб детей из состоятельных семей состоял из: корсета, пышной нижней юбки и фижмы. К корсету крепились пуговицы, благодаря которым фиксировали нижнюю юбку, что имело огромное значение для детей, так как в те времена еще не было трусов и панталонов. И лишь после войны в 1914 году корсеты полностью исчезли из детского гардероба.

В последнюю четверть 18-го века появились подштанники или, как их еще называли, трусы, которые подобно нижней юбке пристегивались к корсету. Еще одним достижением того периода является появление панталонов, которые воспринимались, как часть внешнего гардероба, поскольку выглядывали из-под платья. Как правило, их надевали как на мальчиков, так и на девочек, пока им не исполнится 5 лет. Только после достижения семилетнего возраста мальчики одевали так называемую мальчишескую одежду, в которой отсутствовали корсет и длинная нижняя рубашка. Девочки того периода одевались в наряды, которые являлись маленькой копией одежды их матери.

Настоящий прорыв в развитии детской моды произошел в период Французской революции. Так называемый стиль «ампир» был очень популярен в начале 19-го века. В основном, он напоминал античный мир, когда все носили исключительно одежду белого цвета. Взрослые женщины перестали носить тяжелые корсеты, а грудь подвязывали легкой косынкой. Девочки же под своим верхним платьем носили легкую рубашку без рукавов на бретелях. По-прежнему часто можно было встретить маленьких девочек, в муслиновом платьице длинной до колен с панталончиками, которые кокетливо выглядывали из-под юбки. Маленьким мальчикам мода того времени диктовала свои условия. Они носили рубашку с кружевами и холщовые штаны, которые закреплялись под грудью.

Линия талии в детских платьях с ходом времени медленно, но уверенно опускалась, и с 1825 года приобрела свое нынешнее положение. Из-за этого в обиход вновь вернулся корсет, благодаря которому создавалась «осиная талия». Детская одежда также не отставала от взрослой и включила в свой обиход этот элемент гардероба.

В 40-х годах 19-го века стиль «бидермейер» внес свои коррективы в детскую моду. Таким образом, теперь одежда подростков досконально не подражала взрослой. Мальчики смогли носить длинные брюки ш широкими прямыми штанинами - «трубы», сюртук, отделанный шнуром. Особой популярностью пользовалась шапка с козырьком, которую позаимствовали из военной формы. Платья девочек также стали более короткими. Из-под них вновь кокетливо выглядывают панталоны, обшитыми нежными кружевами. Кроме того, в моду вошли «русские» рубашки и шотландские юбочки, а так же обувь на каблуке, с пуговицами качестве отделки.

В период 1869-1875 гг. маленькие девочки, как и их матери, вынуждены были носить неудобный и смешной турнюр, представляющий собой специальную конструкцию из слоновой кости. Такая подушечка находилась под многочисленными слоями воланов и складок юбок. И чтобы довершить весь образ «благопристойности», поверх всего этого они одевали жакет. Дети в такой одежде чувствовали себя, мягко говоря, не очень комфортно. Но время не стоит на месте и к концу 19-го века одежда детей стала в сильней напоминать современную. Появились костюмы тематические и специализированные наряды, в том числе для купания, для игры в теннис, для верховой езды, для занятий гимнастикой. Одежда стала более яркой, легкой, нарядной. Ее отделывали вышивкой и кружевами.

Интересным было детское нижнее белье того периода – это батист, маркизет, футляр из хлопка. Белье хоть было исключительно белого цвета, и как подобает нижнему белью для большинства оно оставалось незаметным, его делали исключительно красивым. Достигалось это за счет высокого мастерства, сложности вышивки, изобилия кружев и лент. Особое внимание в нижнем белье, как для девочек, так и для мальчиков уделялось рубашке, которая имела разную длину (в зависимости от потребностей). К примеру, ночная рубашка имела длину до щиколотки, дневная – до бедер. У этого элемента гардероба был и втачной длинный рукав с узкими манжетами. Только летний вариант шили без рукавов.

Молодые девушки поверх рубашки одевали лифчик, который имел вид короткой маечки из плотной ткани. Сзади такая маечка застегивалась пуговицами, а к ней были пришиты несколько прорезиненных лент со специальными зажимами для чулок.

О пуговицах следует поговорить отдельно. Их так и называли – бельевыми. Чтобы они не доставляли никакого дискомфорта ребенку, их делали более мягкими, для чего обшивали тканью. Декорировать пуговицы разрешалось лишь в качестве украшения к наряду. Панталоны кроились аналогично дамским: внизу возле колен они заканчивались сборками и украшались фестонами и вышивкой. Дырочки на вышивке делались специально для того, чтобы продергивать ленты, которые одновременно служили в качестве дополнительных подвязок для удерживания на ноге чулок. Штанины имели небольшую сборку внизу и пришивались к поясу-кокетке, которая держалась на пуговицах. Все швы по внутренней линии бедер не зашивались.

Торжественный детский наряд обязательно включал в себя белые чулки, а также изящные туфельки или невысокого размера белые кожаные сапожки без каблука. Стоит также отметить, что история туфелек ведет свое начало с 70-х гг. 19-го века. Их впервые предложил француз, мастер обувного дела – Пине. Отсюда и их название – «пинетки». Их шили из лайки, замша, опойки (кожи молодых телят, обработанной определенным образом). На рубеже 19-20 вв. популярными стали мальчишеские сапожки, которые изготовляли из кожи. Самое главное - они были мягкими и легко облегали детские ножки.

Интересен и тот факт, что когда вся семья собиралась к фотографу, дети любили брать с собой своих кукол и мягкие игрушки. Поэтому семейному портному приходилось шить аналогичные наряды не только всем членам семьи, но и куклам

У детской моды очень интересная история. Изначально детская одежда была лишь уменьшенной копией одежды для взрослых. Но очень скоро мода для детей стала уникальным культурным явлением со своими канонами, традициями и законами.

В Российской империи детская мода развивалась по особому сценарию. Само понятие «мода» было применимо только к одежде детей из богатых семей. А, например, на крестьянскую детскую одежду большое влияние оказывали традиции. Рубахи-косоворотки для мальчиков и сарафаны для девочек во всех губерниях выглядели примерно одинаково. Отличалась отделка: она зависела от видов рукоделия, популярных в конкретном регионе.

Первые шаги российская детская мода сделала во второй половине XVIII века. Это было полное копирование европейских тенденций: детский костюм практически полностью повторял взрослую одежду. В городских садах под неусыпным взором нянечек гуляли и маленькие барышни в роскошных платьях с корсетом и кринолином, и крошечные господа в узких сюртучках, и совсем юные офицеры в мундирах. Такая одежда сковывала движения, была неудобной, тесной, тяжелой.

В XIX веке родителям наконец-то удалось решить вопрос, какой должна быть детская одежда: красивой или удобной? К счастью, выбрали удобную. Появились наряды для разных случаев: повседневные, для занятий спортом, для купания, парадный костюм.

Интересная деталь детской моды того времени: до шести лет и девочки, и мальчики носили платья! Такая особенность сохранилась до начала XX века. Есть интересная фотография, на которой запечатлен император Николай второй и императрица Александра Федоровна со своими детьми: девочки разных возрастов в одинаковых темных платьицах окружили родителей. И лишь присмотревшись, в самой маленькой девочке можно узнать юного цесаревича Алексея!

Повседневное платье для девочек было, как правило, белым, однотонным и украшалось лентами, кружевами в тон. Для малышек шились платьица - трапеции с широкими кружевными воротниками и рукавами-фонариками, наряд дополняли белые кружевные панталончики. Девочек постарше наряжали в платья с завышенной талией. Именно в таком платье на страницах «Войны и мира» перед нами впервые предстала тринадцатилетняя Наташа Ростова.

Шмаринов Д.А. иллюстрация к роману "Войни и мир" Л.Н. Толстого

В гардеробе мальчиков настоящим хитом стал костюмчик в матросском стиле. Рубашечка с матросским воротником, дополненная шортами или брюками – самый удобный вариант для прогулок. Этот ансамбль пришел к нам из Англии – однажды королева Виктория нарядила так своих сыновей.

И до сих пор матроска – обязательная деталь летнего гардероба юных модников. Кстати, матроска – это тот случай, когда тренд детской моды проник во взрослую. Сначала в 1930 году в матроску нарядилась Коко Шанель, а потом все именитые дизайнеры создали коллекции в подобном стиле.

В начале XX века в детской моде прослеживаются все тенденции XIX века. Еще одна особенность: в то время учащиеся гимназий носили форму, при чем не только во время занятий – она стала повседневной детской одеждой того времени.

В Советском государстве одежда для детей пережила совершенно особый период. А тенденции, характерные для детской моды в Российской империи, прослеживаются и в творчестве современных дизайнеров.