Cветлана Лунева
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения , оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Важно не столько дать знания по математике , сколько научить детей логически мыслить , развивать математическое мышление . В ДОУ хорошо известны и широко используются в практике игры и упражнения на развитие логики и математических представлений и умений . Педагоги в своей работе используют разнообразный развивающий дидактический материал . В ходе игр решаются задачи, способствующие развитию у дошкольников простейших логических операций (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, вывод) . Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя, в процессе игры они складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме развивающих игр , непосредственных наблюдений и предметных занятий в различных видах практической деятельности. Понятие - развитие математических способностей включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве , форме , величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях.

Особая роль математики – роль в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.

Мир, в котором живет малыш – это мир мышления и логики, подлинных приключений, невероятных открытий, которые встречаются на каждом шагу. Ведь в каждом ребенке заключено чудо от рождения. Чудо – это его мозг. И каждый ребенок имеет право овладеть этим чудом. А нам только остается купить билет в эту страну чудес.

Делая вывод, хочу сказать, что ребенка можно научить практически всему на свете, если вы будете учиться вместе с ним.

Игры и упражнения дома.

Счет звуков, движений, предметов .

Счет на ощупь (в мешочке, на карточке – нашиты пуговицы) .

Счет камушков (перекладывая из руки в руку за спиной) .

Одновременный счет звуков и предметов .

Счет по порядку и в обратном направлении.

Игры с цифрами :

«Цифры потерялись»

«Сосчитай и назови»

«Какой по счету предмет и т. п.

Различные лабиринты, ребусы, соответствующие возрасту ребенка .

Публикации по теме:

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка.

Дидактическое пано "Морское дно" Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы «Размер геометрических фигур, один-много, больше-меньше». Задачи: Закреплять знания предметов по длине: длиннее - короче. Совершенствовать.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха Формирование элементарных математических представлений в конечном счете есть лишь средство умственного развития ребенка, его познавательных.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей. Особая роль математики заключается в умственном.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений» Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений.

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

    счёт до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;

    предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

    узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, круг, овал);

    основы измерения: ребёнок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи верёвочки или палочек;

    сравнивание предметов: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче.

Основу из основ математике составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребёнку. Тем не менее, вы можете учить детей счёту на конкретных предметах. Ребёнок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребёнка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребёнку. Поэтому вы можете обучать ребёнка счёту во время совместной домашней работы. Например, попросите ребёнка принести вам определённое количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребёнка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность – важный принцип обучения ребёнка.

Когда ребёнок видит, ощущает, щупают предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определённые предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счёта у детей.

Школьный курс математике вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребёнка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребёнка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вместе с детьми

Счёт в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их представить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребёнком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счёта: ребёнок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребёнка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т.д. Задавайте вопросы, например: « Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т.д.

Мячи и пуговицы .

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперёд-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребёнком, выберите какой-нибудь объект на недалёком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до неё шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренными шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребёнком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к кому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берёт в руки определённое количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т.д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счёт на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математике. Ребёнок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Дорогие родители! Читайте больше сказок детям! Рассказывайте и придумывайте новые сказки! Конечно, сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Их сказок они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытывать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Но сказка далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. И поэтому, чтобы как-то разнообразить подход к сказке, я предлагаю моделирование. Модели и схемы помогут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретике к абстрагированию. Вначале советую обучиться составлению сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать толчком для детской фантазии. Конечно же, на первых порах сложно, глядя только на предметы, сочинить что-либо интересное. Помогите детям! Вот например: чашка с молоком. Чашка – волшебная. Молоко тоже волшебное: белое, вкусное, сладкое, если попадёт к добрым людям, и горькое, чёрное у Бабы-Яги. И дальше дети сами начнут придумывать содержание сказки. Перед тем, как приступить к моделированию сказок, нужно показать разные линии (волнистые, прямые, ломанные). Спросить: на что похожа волнистая линия? (Ленточка, змейка, тропинка). Вот так постепенно вы можете детям сочинить сказку по схематической модели. Продолжая моделирование сказок, вы научите детей прятать сказочных героев в геометрические фигуры. Например, вы показываете 3 одинаковых кружка. Вспомните с ребенком, что за сказочные герои спрятались в этих кружках. («3 поросёнка»). 3 одинаковых по цвету, но разных по величине – соответственно, они говорят о сказке «3 медведя». 7 одинаковых треугольников – сказка «Волк и 7 козлят». 6 уменьшающихся треугольников- это, конечно же, «Репка». Можно просто показать ребёнку 2 палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? (Мама и дочка, Волк и Заяц, Медведь и Лиса). Предложите детям, чтобы они сами придумали свои варианты. Это будет интересно, весело и полезно!

Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, поможет создать тёплую, задушевную атмосферу в доме, поможет решить стандартные математические вопросы, задания (счёт, решение обычных задач). Такие вопросы, как чем похожи? Чем отличается? Развивают логическое мышление, но математике без логики не существует. Очень важно дать ребёнку понять, что такие понятия, как число, форма, величина не зависят от цвета, места расположения, материала…

Для ребёнка сказка - это жизнь. Тем более, во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности: «2 жадных медвежонка», «Волк и 7 козлят», «Цветик-семицветик». А ещё лучше сделать постоянную «Семейную сказку», где главный персонаж будет, например, Буратино-Остроносик, который очень любопытен и многого не знает. Открытый конец «Семейной сказки» ещё более сплотит взрослых и детей, - а это и является, пожалуй, самым важным.

Уважаемые родители! Предлагаю вам вместе с детьми выполнить эти задания:

    Придумайте необычные геометрические фигуры и назовите их. Попробуйте с помощью этих фигур зашифровать сказку «Царевна-лягушка»

    Если весна не наступит, что произойдёт с животными, растениями, насекомыми в вашей фантастической сказке?

    Сочините сказку, опровергающую мнение некоторых ребят, будто можно прожить без математики.

    Чем лучше измерить муравья, муку, дом? Попробуйте сделать это с помощью волшебной палочки, умеющей измерять всё на свете, в собственной сказке, где муравей построил дом, мельницу и молол бы себе муку, если бы не…

Дорогие родители! Если вместе с детьми вы успешно решили задания, хотя бы только одно, то вы – на пути к успеху в деле «воспитания сказкой»!

В 5-6 лет дети знакомы с геометрическими фигурами. Полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигуры, которые легко можно угадать по форме и величине. Например: 1 большой треугольник и 7 маленьких – «Волк и 7 козлят». Или так: 3 разных по величине квадрата-«3 медведя». Так же, используя геометрические фигуры, можно моделировать сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «2 жадных медвежонка». На основе сказки также придумываются задачки и считалки, или задачки с числами, или рифмованная строчка о цифре. Путешествие по дорогам сказок всегда привлекает детей. Сказочный мир завораживает динамичностью сюжета, необычностью происходящего. Используйте это!

Тажетдинова Д.В., воспитатель МАДОУ №106 "Забава" г. Набережные Челны

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

  • Счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
  • Предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
  • Узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал) ;
  • Основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
  • Сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже, длиннее - короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вмести с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху) , мяч у ног (внизу) , бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.) , и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

МАДОУ "МАЯЧОК" детский сад №176 Свердловская область, г. Нижний Тагил

Консультация для родителей

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Никульникова Р.И.

Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми в детском саду различных математических операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака — важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку?

Во-первых , у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира.

Во-вторых , он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников использую и направляю в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, считаю необходимым использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей. По моему мнению, использование дидактических игр способствует лучшему развитию математических и других способностей детей.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр.

Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме.

Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения занятий, где задачи развития решались посредством использования дидактической игры. Также он в математическом воспитании и обучении является актуальным, новым и требует специальной разработки.

Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящие могут поставить себя на место своего слушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно из того момента, в который происходят описываемые события. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.

Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу.

Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия, разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них. Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие . Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития . Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх. Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики" , "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб- хамелеон" и другие. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей

Оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности.

Обучение детей математике в нашей группе носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

Свои занятия часто начинаем с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяем какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты чаще всего пропускаем. Выяснение математических свойств проводим на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный — короткий, круглый — некруглый и т. п.). Детей приучаем последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Наши малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот - неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: « КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «СКОЛЬКО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ», «УБИРАЕМ ЦИФРЫ», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как: « ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ», « КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие я использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, мы даем детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка.. Наиболее сложные способы действия демонстрируем 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используем игровые приемы и дидактические игры.

Ермакова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: публикация
Тема: "Консультация по ФЭМП для родителей I младшей группы ДОУ"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

вниманию

представляется

семинара: «Формирование

элементарных математических представлений у детей раннего возраста

с учетом комплексно-тематического планирования» (далее ФЭМП).

Математика

возникла

глубокой

древности

практических

потребностей

Математика,

непрерывно

развивается,

обогащается

теориями,

перестраивается

новые запросы жизни.

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства.

Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период,

когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой

умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать

особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого

определяется

качественными

особенностями

усвоения

исходных

количество,

величина,

пространственные

отношения.

очевидно,

обучение

процессе

образовательной

деятельности

повседневной

направлено

формирование

возраста

основных

математических

представлений и развитие математического мышления.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные

представления

количественных

качественных

различиях

предметов

ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно

действовать

предметами:

собирать

однородные

предметы

отсоединять

предметов

основной

отбирать

одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.

А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с

развитием

ощущений,

восприятий,

представлений.

формирование

математических

представлений

возрасте

развитием

сенсорного

Сенсорное

развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений

о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в

переоценить.

наиболее

благоприятен

совершенствования

деятельности

накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные

учёные в области дошкольной педагогики, а также известные представители

отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,

что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания. Сенсорное развитие имеет самостоятельное значение, так как

полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в

детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся

специальные занятия по развитию математических представлений. Условия,

способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе

ознакомлению

окружающим

развитию

конструированию, а также в свободной деятельности в группе. Занятия по

включают

комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-

практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и

приёмами

познания,

применять

полученные

самостоятельной

деятельности.

позволяет

обеспечить

развивающую

направленность

обучения,

умственным,

развитием и разнообразными видами деятельности.

При организации игр учитываются доступность и привлекательность,

дозировку

характер,

используются

различные сюрпризные моменты. Успешности обучения способствуют резкие

контрасты формы: шар - куб, цвета: красный - желтый, величины: большой -

маленький.

подбираются

знакомые

знакомо не только их название, но и возможность использования в играх.

Используются

принципы

личностно-ориентированного

подбираются содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития

ребёнка. В начале обучения каждому ребенку предоставляется возможность

работать

присущем

постепенно

увеличивая

воспитателя:

положительно

оценивать

удавшийся

попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым

содействуя развитию его самостоятельности и активности.

Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на

начальном этапе нужно привлечь внимание к группам однородных игрушек,

побудить рассмотреть их, уточнить название. Например, рассматривая мячи,

задавать вопросы: «Что это?». После этого перейти к понятию качества,

сказав: «Какие они разные большие и маленькие (зеленые и красные) и т.д.».

В следующий раз привлечь детей к активному участию в создании группы из

однородных

предметов.

предметов

создавались

однородных

одинаковых

признакам:

величины и материала.

Для освоения детьми начальных представлений о величине и форме

предметов

окружающего

обращать

внимание

предметов. Например, показать большую матрешку и, передав ее в руки

ребенка, сказать: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал

б о л ь ш у ю

м ат р е ш к у,

п е р е д ат ь

м а л е н ь к у ю

м ат р е ш к у

прокомментировать: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на

сравнить,

попросить

показать,

маленькая

матрешка.

знакомства

предметов

использовать

выраженную

сенсорных

эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме,

например, шарик и кубик, учить их сравнивать. Показать, что шарик катится

с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки.

Из шариков нельзя

построить башенку, приложить шарик на шарик, а из кубиков можно. Дать

ребенку самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из

Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются,

закрепляются

повседневной

Например,

собираясь

прогулку можно сравнить обувь и одежду малыша и мамы, купив ребенку

яблоко, показать, как оно катится по столу и тому подобное.

Наиболее

подходящей

обучения

первоначальным

математическим

представлениям

является

дидактическая

особенность,

дидактической

подозревает,

осваивает

овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя,

сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает

развития

представлений

величине

предметов с детьми можно проводить разнообразные действия с предметами:

собирание

игрушек-вкладышей

матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов

с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных

картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики.

Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики

руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

создании

предметно-пространственной

развивающей

отводится

предметам,

пособиям

подталкивают

мыслительной

деятельности,

сравнивать

различать,

группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и

несущественные

признаки,

устанавливать

моделировать.

В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы

однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный,

бросовый

материалы,

пуговицы,

размера),

различные

которые успешно используются для упражнений

в сравнении и различии,

группирования

классификации

предметов;

демонстрационный

материал

(наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной

величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал

(панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их

изображений,

пирамидки,

(различной величины и цвета) и т.д.

Педагогическая

возраста

специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с

детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями

психологии

маленьких

воспитатель

намечает

программные

дидактические,

пальчиковые

упражнения, динамические паузы и т.д. От возраста и знаний детей зависит и

сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям

необходимо

предоставить

возможность

свободно

перемещаться

пространству

групповой

планирования

заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на

коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть

разнообразным:

коленках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей

возраста

является

обеспечение

эмоционального

комфорта,

привлечение

внимания,

способствованию

развитию

познавательных

процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми

впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что организованная

математическому

развитию

возраста

способствовать

повышению

сформированности

элементарных

математических представлений. И здесь важную роль играет использование

комплексно-тематического

планирования,

разработка

перспективного плана по формированию Э.М.П. у детей раннего возраста.

Из опыта работы, перспективный план в нашем ДОУ предполагает

осуществление 34-х примерных тем. Реализация одной темы осуществляется

примерно

недельный

Программное

разрабатывается с учетом возрастных возможностей детей.

Перспективный план работы по ФЭМП у детей раннего возраста

учетом комплексно-тематического планирования имеет свои особенности:

Предварительный

взрослым

основных

систематичность и культуросообразность образовательному процессу.

Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы

вынуждает взрослого к позиции партнера, сотрудника.

Организация предметной среды, постоянно подстраиваемая под

развивающие задачи и инициативу детей.

свободной

самостоятельной

деятельности

наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем

разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает

широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам.

Тематика, которая предлагается детям, должна быть значима для

общества

вызывать

впечатления, представления и понятия.

успешном

использовании

комплексно-

тематического

планирования

формированию

элементарных

математических представлений ребёнок раннего возраста:

Может образовывать группы из однородных предметов;

Различает один и много предметов;

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер;

Различает

предметов,

называет

треугольник,

прямоугольник;

словесному

указанию

находить

предметы

названию,

цвету, размеру;

Ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада,

ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.

Спасибо за внимание!!!