Людмила Верченко

В декабре в нашем детском саду прошел смотр -конкурс "Лучший психологический уголок в группе ".

Основной целью этого конкурса было создание условий для сохранения психологического здоровья детей . В смотре конкурса принимали участие все группы . В моей группе была организована отдельная зона для этого. Это в спальне, где никто не будет мешать. Я поставила там палатку, в палатку пошила большую подушку. Это была зона «уединения» . Рядом я поставила столик, где дети могут спокойно посидеть поиграть в игры «Эмоции» .

Дети сразу оценили мои старания.

Им очень понравились «мирилки» , которые я сделала сама.


Одна «мирилка» была выполнена из коробочки, а другая вязаная

Коробочка примирения и вязаная мирилка

"Коробочка примирения»

Цель : Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование : Яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят друг друга, здороваются и мирятся, произнеся разные стихи-мирилки.

Также сделали подборку самых различных игр : для застенчивых детей, для агрессивных детей Собрали много вариантов мирилок.


"Уголок уединения "


Им очень понравилась сама идея уединения. Действительно, очень сложно в течении практически 10 часов находится в большом коллективе. У всех детей разный характер. некоторым просто необходимо побыть в уединении. Я приготовила классическую музыку, звуки природы, шум моря, журчание ручейка, которые могут успокоить ребёнка.

Также подготовила "волшебный костюм" для застенчивых детей.

" Костюм волшебника"


"Мешочки настроений"


Цель : обучение детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование : два мешочка. Один из светлого материала. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т. д. Второй мешочек из темного материала - мешочек плохого настроения.

Ход игры:

Выяснив, у кого из детей плохое настроение, воспитатель предлагает им воспользоваться мешочками. дети развязывают шнурки, "складывают" свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

" Подушки настроений"


Для обучения детей бесконфликтному общению я подготовила эмоционально-развивающие игры : "Азбуку настроений", Дидактические игры "Эмоции». И на стенах повесила стенды с настроениями и «Уголок настроений » где ребёнок может определить своё настроение.



И ещё я связала «злую мишень» , чтобы ребёнок мог выплеснуть свою злость и успокоиться


В общем старалась я как могла. И подошла к организации уголка со всем старанием и творчеством, за что и была награждена грамотой.

За что огромное спасибо нашему жюри!

Не секрет, что почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Их
мир зачастую ограничен, недостаточно богат. Профилактическая и коррекционная работа психолога с данной категорией детей предполагает использование разнообразных методов, ведущим среди которых является игра.

Организованная психологом игровая деятельность проводится в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение навыкам распознавания эмоциональных состояний и контроля негативных эмоций.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию; гармонизация отношений в общении с детьми и взрослыми.

Психологи, работающие с детской агрессивностью, используют такие игровые пособия, как подушки, коврики, мешочки, для отреагирования ребенком негативных эмоций. В литературе предлагаются разнообразные игры, например «Падающая башня» (Н. Кряжева), «Высвобождение гнева» (К. Рудестам) и др.

Игры разработаны с учетом вышеперечисленных направлений игровой деятельности и используются для сопровождения детей с агрессивным поведением.

1. «Уходи, злость!»

Игра «Волшебные подушки»

Цель: агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: простая подушка, «подушка злости», «подушка добра».

Описание игры

«Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева.

«Подушка злости»

Кулачки (молотки) стучат,
Злость прогнать они хотят,
Чтобы злость не обижала
Ни меня и ни ребят!

Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия.

«Подушка добра»

Ах ты, моя душечка,
Добрая подушечка,
Мои ладошки успокой,
Я люблю играть с тобой!

Игра «Мешочек гнева»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие
агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «мешочек гнева».

Описание игры

Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции.
Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»

Игра «Волшебные коврики»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие
агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «коврик злости», «коврик радости».

Описание игры

«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.

Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство
гнева.

«Коврик злости»

Коврик злости - вот потеха!
Ну а если не до смеха?
Топну ножкой: раз-два-три…
Улетела злость - смотри!

Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие.

«Коврик радости»

Коврик радости, привет!
Даришь ты сердечку свет.
На тебе могу лежать,
На тебе могу мечтать,
Отдыхать, летать, кружить.
Я хочу с тобой дружить!

Комментарий: в процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.

2. «Мы - актеры»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения понимать эмоции и чувства персонажей игры, других людей; обучение умению выразительно передавать
эмоциональные состояния с помощью движений, мимики и жестов.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: иллюстрации с основными эмоциями и чувствами персонажа стихотворения; детали костюмов мальчика Задаваки (Снеговика, Гномика,
Шарика).

Описание игры

Психолог читает стихотворение, сопровождая текст показом иллюстраций с эмоциональными состояниями персонажа игры. Затем взрослый предлагает детям назвать эмоции главного героя.

Стихотворение читается второй раз, дети выразительными движениями, с помощью мимики и жестов передают эмоции персонажа игры.
На следующих занятиях детям предлагается стать актерами.

Ребенок, желающий изобразить главного героя стихотворения, наряжается и выразительно передает эмоции и чувства персонажа игры.

Комментарий: для детей младшего и среднего дошкольного возраста на одном занятии используется текст одного стихотворения, обыгрывание эмоциональных состояний одного персонажа.

Для детей постарше задачу можно усложнить. После знакомства со всеми игровыми персонажами можно предложить игру «Мы - актеры», где каждый ребенок по желанию может сыграть роль героя любого стихотворения.

«Задавака»

Познакомьтесь с задавакой:
Иногда он весельчак,
Иногда сердит иль грустен,
Не узнать его никак.
Иногда пуглив он очень,
А спокоен чаще ночью.
Иногда он удивляка,
Вот так мальчик-задавака!

«Снеговик»

1. Я люблю, друзья, морозы,
Снегопадам очень рад,
И сейчас я приглашаю
Поиграть со мной ребят.

2. Вы слепили меня ловко,
Ну, а где же нос-морковка?
Очень я, друзья, смущен
И, признаюсь, удивлен.

3. Что? Сломать меня хотят?
Я разбойникам не рад.
Грозно топну, рассержусь,
Снежной тучей закружусь!

4. В марте я всегда грущу,
Расставаться не хочу.
Солнце будет припекать,
А я - таять, исчезать.
Сейчас я крепкий снежный ком,
Но стану лужицей потом.

5. Вот как славно поиграли!
Всем улыбку я дарю,
За театр эмоций ярких
Всех детей благодарю!

«Гномики»

1. Этот гномик - весельчак,
Улыбается он так (показ взрослого).
Гномик просит всех детей:
Улыбнитесь поскорей!

2. Этот гном, друзья, сердит,
У него здесь хмурый вид.
Гномик-гномик, не сердись,
Лучше с нами подружись.

3. Этот гномик испугался,
Глазки округлил и сжался.
«Ой!» - пугливый гном сказал
И от нас он убежал.

4. Этот гном - печальный гном:
Потерял дорожку в дом.
Гномик, слезки вытирай,
Лучше с нами поиграй!

«Шарики»

1. Веселый шарик вверх летит,
Он улыбается, кружит.
С тобою, шарик, полетим,
И в танце вместе закружим.

2. Дружочек-шарик, что с тобой,
Ты почему сказал нам: «Ой!»?
Ты испугался вдруг ежа?
Ползет он к нам сюда, шурша.

3. На ежика наш шар сердит,
У шарика серьезный вид,
Пыхтит и хмурит брови он,
Шар не на шутку возмущен.

4. Вот успокоился наш шар,
Ведь ежик мимо пробежал.
Вверх шарик быстро полетел,
На нас спокойно посмотрел.

3. «Школа дружбы и доброты»

Игра «Кто подарил добрые слова?»

Цель: гармонизация отношений в общении детей, обучение умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку.

Возраст: 4–7 лет.

Описание
Дети встают в круг. Выбирается водящий, который садится на стул в центре круга и закрывает глаза. Участники игры идут по кругу со словами:

Здесь игра сейчас начнется,
Дождь из добрых слов прольется.
Отгадай, кто подходил,
Добрые слова дарил.

Ребенок, до которого психолог (или педагог) дотронется рукой, подходит к водящему и, нежно к нему прикасаясь, дарит добрые слова. Например, «Петя, ты заботливый, умный и добрый». Водящий должен узнать по голосу того, кто подарил добрые слова. Если водящий узнает игрока, игра продолжается с новым водящим.

Игра «Взрослые и дети»

Данная игра часто используется практическими психологами (к сожалению, не могу указать авто ра). В ней доработана часть с «волшебным» массажем рук, который выполняют дети, а также заключительная часть игры.

Цель: развитие воображения, создание доброжелательности и взаимопонимания в общении детей друг с другом.

Возраст: 5–7 лет.

Описание
Группа делится на две подгруппы: первая - «дети», вторая - «взрослые». «Дети» садятся на стулья, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих «детей». Перед началом игры они поглаживают, разминают свои руки, превращая их в нежные, добрые руки близких людей. Психолог может показать детям, как выполняется «волшебный» массаж рук, и сопроводить действия словами:

Я поглажу свои руки,
Будьте, рученьки, добрей,
Чтоб ласкать и нежно гладить
Моих маленьких детей.

После этого «взрослые» начинают нежно поглаживать плечи, руки «детей». Через несколько секунд «взрослые» меняют своих подопечных. Через 2–3 смены подопечные «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный; б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого»: мамы, папы, дедушки, бабушки.

Затем «дети» и «взрослые» меняются ролями.

Игра «Школа дружбы»

Цель: осознание детьми ценности дружелюбных отношений в общении с людьми.

Возраст: 5–7 лет.

Описание
Дети встают в круг. Все они - ученики в «Школе дружбы». Взрослый предлагает детям карточки с изображением членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры). Психолог (или педагог):

Будь внимателен, смотри:
На картинке - член семьи.
Что ты можешь предпринять,
Чтоб надежным другом стать?

Каждый ребенок по очереди рассказывает, что он может сделать для того или иного человека, чтобы стать его другом.

Можно также использовать фотографии детей группы и педагогов детского сада.

Уголок для уединения

Стул размышлений

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут,
ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что
игрушки мы не отнимаем,а ждем, когда другой ребенок положит ее на место
после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием
для детей.
«Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе,
снятие тревожности.

«Воспоминание о лете»

«Воспоминание о лете» помогают обрести покой,
расслабиться, снять мышечное напряжение.

«Водяные часы»

Дети наблюдают за медленно
падающими цветными каплями.
В пластиковые бутылочки наливается гель для душа,
добавляется бисер.
Дети любят наблюдать, как при переворачивании по
гелю медленно бежит вверх пузырь воздуха, а вниз
медленно-медленно падают бисеринки.

«Мамины ладошки»

Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев
свою варежку «Мамины ладошки».

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша- снятие агрессии

Снятие агрессии

Стаканчики для крика, стаканчики настроения

«Стаканчики для крика» Если ребенок на
кого-то злится или обижен, он может
высказать свою обиду в стаканчик и ему
станет легче.
"Стаканчик настроения" - когда сердишься,
в него можно сказать сердитые слова и
закрыть крышкой, чтобы не улетели.

Мишени

Мишени являются одним из приемов выражения агрессии

« Подушка злости»

Агрессивный колючий коврик

«Агрессивный коврик» даёт детям
представление о том, какие
они колючие, когда злятся.
Нужно потопать по коврику
и злость пройдет.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Цветные клубочки

Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток - успокоить расшалившихся детей,
так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается
мелкая моторика.

«Коробочки добрых дел»

«Коробочки добрых дел» - у каждого ребёнка своя коробочка, в
которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок
воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки
подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается
флажок, который принадлежит ему до следующего подсчёта
результатов.

Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.)

«Мешочки настроений»- хорошее и плохое настроение

« Мешочки настроений» Если у ребенка
плохое настроение, он может «положить» его
в «грустный» мешочек, а из «веселого»
мешочка «взять» хорошее настроение. И с
помощью приемов самомассажа -
растирания ладонью грудной клетки ребенок
улучшает свое настроение.

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

« Азбука настроений»

Игра «Мое настроение». Утром
и в течение дня ребенок может с
помощью эмоциональных
картинок показать свое
настроение. Благодаря этому
воспитателю легче найти подход
к грустному, расстроенному
ребенку и оказать ему
поддержку.
На стене 2 кота - "индикаторы настроения".
Ребенок может подойти и "угостить рыбкой"
грустного или веселого кота - в соответствии со
своим настроением. Рыбки с закрепленными
плоскими магнитиками крепятся на магнитные
"мисочки"

Наталья Николаевна Фёдорова

Все знают о том, что группа детского сада разделена на зоны, каждая из которых несет свою информацию – это различные зоны и уголки , посвященные пожарной безопасности, правилам дорожного движения, животному и растительному миру. Но мало у кого существуют зоны эмоционального развития.

Ведь одна из основных задач ФГОС ДО является : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) . В соответствии с вышеизложенным в нашей группе старшего возраста я организовала «УГОЛОК НАСТРОЕНИЯ »

Уголок хорошего настроения нужен для того , чтобы научить детей разбираться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Благодаря этому дети с самого раннего возраста понимают, что любой человек имеет право на весь эмоциональный спектр – от радости и счастья, до обиды и гнева. Такой уголок поможет научить справляться с негативом и не позволять ему копиться внутри. Детей учат правильно выплескивать гнев, но так, чтобы не пострадали окружающие.

В центре уголка висит «Зеркало настроения » . Если у ребёнка плохое настроение , он садится перед зеркалом смотрит на себя, улыбается. Настроение обязательно улучшится.

Вокруг зеркало висят фотографии, выражающие различные эмоции и чувства.


Основное занятие детей, приносящее им удовольствие – это игра. Соответственно, чтобы иметь хорошее настроение , ребенок должен быть занят чем-то интересным ему. Для этого здесь есть различный игровой материал :


«Пиктограммы» . Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок.



«Театр настроения » - игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей от 5 лет. Дети знакомятся не только с названием и характерными внешними чертами 8 основных эмоций но и учатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения как свои и другие.


«Кубик эмоций» предназначен для закрепления знаний различных эмоциональных состояний человека. Его можно использовать на игровых занятиях, посвящённых эмоциональному развитию детей. Кубик учит распознавать эмоции по изображению.


«Подушка настроения » способна поднять ребёнку настроение и снять напряжение .



«Коврик злости» также помогает детям избавиться от гнева. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.


В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым…

Публикации по теме:

Хочу представить вам небольшой МК по изготовлению "Уголка дежурных". Для работы нам понадобится: - 2 потолочных плитки - клей - ножницы.

Нашу группу посещают дети с отставанием в развитии. Иногда у некоторых из них проявляется не мотивированная агрессия, нет симпатий, а одни.

Мастер - класс по изготовлению уголка настроения "Светофор настроения".Очень важно знать настроение детей. Ведь в течении дня настроение.

Настроение Настроение пропало. Я везде его искала: Под диваном, под столом, Во дворе и за углом, Я звала его, сердилась, А оно не находилось.

Хочу представить вашему вниманию уголок настроения, созданный нами для отслеживания настроения детей, приходящих утром в нашу группу,.

Лариса Потемина

Слайд №2 Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития .

Слайд №3,4 «Полянка настроения» помогает понимать детям собственные эмоции, эмоциональные состояния других. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребенок видит себя и рассказывает о себе все хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей.


Слайд №5 «Волшебные предметы» : шляпа, палочка, плащ помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами.

Слайд №6 «Коробочка секретов» дает возможность ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, поднятию настроения. В ней сложены разные кусочки ткани, мелкие игрушки из разного материала, кусочки меха. Ребенок закрывает глаза, воспитатель проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай?» Можно просто рассмотреть предметы, пощупать их.


Слайд №7 «Мешочек радости» изготовлен из голубого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из черного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны резинками. Если у ребенка плохое настроение, он может взять мешочек и «сложить» в него обиды, злость. Потом из другого мешочка берет хорошее настроение, смех, улыбку, радость.



Слайд №8 «Корзинка с клубочками разноцветных ниток» Их цель : успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приемов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубок ребенок успокаивается. Игры с клубочками : «Связующая нить» , «Волшебный клубок» , «Шустрый клубочек» .



Слайд №9 «Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют стаканчики для крика.



Слайд №10 Наличие в уголке мягких диванчиков с подушками «эмоции» , дает возможность расслабиться.



Слайд №11 «Стена изменения настроения» . Дети при помощи рук или ног перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом передают изображенную эмоцию. Они отвлекаются от своих отрицательных переживаний, забывают о них, таким образом налаживается микроклимат в группе.



Слайд №12, 13 «Зонтик» , уголок уединения . Там ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Домик позволяет «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбомы с фотографиями.






Слайд №15 «Коробка-мирилка» . Цель : научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.


Слайд №16 Д/и «Азбука хорошего настроения» . Цель : обучение детей бесконфликтному общению. «Портрет хорошего меня» - ребенок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе все хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что-то пропустил. Так дети создают свой положительный «Я-образ» .