181. Круговорот веществ характерен для:

А) Гидросферы.

В) Гидросферы и литосферы,

С) Всех геосфер.

Д) Верхнего слоя атмосферы.

Е) Внутреннего слоя Земли.

182. В каком море больше воды: в Черном или Балтийском?

А) В Черном.

В) В Балтийском.

С) Одинаково.

Д) Трудно сказать.

Е) Весной — в Черном, осенью — в Балтийском.

183. Температура горных пород с глубиной:

А) Увеличивается.

В) Уменьшается.

С) Не меняется.

Д) Изменяется в определенной глубине.

Е) Зависит от времени года.

184. Белые бакены на реке показывают:

А) Левый берег.

В) Правый берег.

Д) Поворот реки.

Е) Глубину реки.

185. Более 80 % всех болот в России расположены:

А) В тундре.

В) В лесотундре

С) В тайге.

Д) В степи.

Е) В горах.

186. Совпадают ли средние уровни океанов и морей?

А) Совпадают.

В) Не совпадают.

С) Уровень низкий.

Д) Уровень высокий.

Е) Все ответы верны.

187. Самый крупный природный комплекс:

А) Материки.

В) Океаны.

С) Географическая оболочка.

Д) Тайга и зона смешанных лесов.

Е) Овраг, озеро, морской залив.

188. Малый природный комплекс это —

В) Материки и океаны.

С) Морской залив.

Е) Овраг.

189. Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира называют:

А) Географической оболочкой.

В) Природной зоной.

С) Климатическим поясом.

Д) Материками.

190. Антропогенный природный комплекс — это

А) Озера и болота.

В) Речные долины.

C) Пруды и парки.

Е) Пустыни.

191. Названия природные зоны суши получили по:

А) Характеру растительности.

В) Географическому положению.

С) Разделению суши с океаном.

Д) Характеру рельефа.

Е) Распространению болот.

192. Чередование природных зон на равнинах называется:

A) Высотной зональностью.

В) Широтной зональностью.

С) Ландшафтом.

Д) Географической оболочкой.

Е) Антропогенным комплексом.

193. Чередование природных зон в горах называется:

А) Высотной поясностью.

В) Широтной зональностью.

С) Природным комплексом.

Д) Климатическим поясом.

Е) Растительным сообществом.

194. Какой мыс находится южнее?

А) Южный мыс Африки — Игольный.

B) Южный мыс Австралии — Юго — Восточный.

С) Южный мыс Евразии — Пиай.

Д) Южный мыс Южной Америки — Фроуорд.

Е) Южный мыс Индостана — Кумари.

195. Какая природная зона здесь описывается? Температура равномерна, ночью выше +10°, осадки выпадают регулярно, часты заболевания лихорадкой.

А) Тундра.

В) Смешанный лес.

С) Экваториальный лес.

Е) Высотная поясность.

196. В какой зоне почва плодородная?

А) Степь.

В) Тундра.

Д) Тропический лес.

Е) Полупустыня.

197. Основные причины загрязнения почвы.

А) Отходы промышленности.

В) Городские мусорные свалки.

С) Удобрения и ядохимикаты, радиоактивные вещества.

Д) Строительство.

Е) Сады, огороды.

198. Какие причины влияют на здоровье человека?

А) Чистота воздуха, воды, почвы.

В) Интенсивность транспортных потоков.

С) Развитие вредных производств.

Д) Наличие лесов и парков

Е) Все ответы правильные.

199. Является ли мировой океан природным комплексом?

С) Только его отдельные части.

Д) Только внутренние моря.

Е) Только острова.

200. Какая из сфер Земли включает части всех других оболочек?

А) Гидросфера.

В) Атмосфера

С) Биосфера.

Д) Литосфера.

Е) Тропосфера.

201. В какой природной зоне более плодородные почвы?

А) В экваториальных лесах

В) В степях.

С) В пустынях.

Д) В тундрах.

Е) В лесотундрах.

202. «Комплекс» в переводе с латинского языка означает «сплетение». Какой смысл вкладывается в словосочетание «природный комплекс местности»?

А) Взаимосвязь почвы с растительным и животным миром

В) Взаимосвязь всех природных компонентов местности.

С) Связь климатических особенностей местности с ее рельефом,

Д) Связь всех природных компонентов местности с деятельностью человека.

Е) Взаимосвязь между горными породами с рельефом.

203. В какой природной зоне высота леса не превышает 50 см?

А) В арктических пустынях.

В) В тропическом лесу.

С) В тундре.

Д) В лесной тундре.

Е) В саванне.

204. Где растут деревья, у которых отсутствуют годовые кольца?

А) Лесные зоны умеренного пояса.

В) В тайге.

С) В тундре.

Д) В экваториальном лесу.

Е) В лесной тундре.

205. Почему цветок, который растет на вершине вулкана высотой до 3 тыс. м, жители Явы называют «цветком смерти»?

А) Появление этого цветка на такой высоте — верный признак близкого извержения вулкана.

В) Цветок содержит ядовитые вещества.

С) В зарослях этих цветов любят прятаться ядовитые змеи.

Д) Отрицательно влияет на организм человека.

Е) Все ответы верны.

206. Как называется эта закономерность, когда природные зоны распределяются в зависимости от величины солнечного тепла и влаги?

А) Широтная зональность.

В) Высотная поясность.

С) Полярная зональность.

Д) Азональность.

Е) Океаническая поясность.

207. Назовите наиболее полный вариант компонентов природных комплексов?

A) Горные породы, температура, влага.

В) Почва, лес, оеадки.

С) Горные породы, влага, почва, биокомпоненты.

Д) Болота, горы, реки.

Е) Только растительный и животный мир.

208. Кто из ученых установил закон о географической зональности:

А) Л.С. Берг.

B) Г.Д. Рихтер.

С) Н.Н. Пржевальский

Д) В.В. Докучаев.

Е) Б.Б. Полынов.

209. Самая большая по площади природная зона:

В) Тундра.

С) Пустыня.

210. Чем отличаются арктическая пустыня от других природных зон?

А) Количеством льда и снега во все сезоны года.

В) Геологическим строением,

С) Суровыми климатическими условиями.

Д) Часто дующими сильными ветрами.


это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М. Дружинин, С.В. Ковалёв, В.В. Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский клуб «Семейная гостиная»

«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М. Дружинин, С.В. Ковалёв, В.В. Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Положение о клубе «Семейная гостиная»

1. Общие положения.

1.1. Клуб «Семейная гостиная» образован в 3-в классе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарская область.

1.2. Клуб «Семейная гостиная» является одной из форм деятельности совместной работы педагога и родителей, объединённых общими интересами, общением друг с другом, сотрудничеством с педагогами школы, специалистами города Отрадный по работе с семьей.

2. Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная».

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба:

– повышение психолого-педагогической культуры родителей путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений;

– предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем;

– создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

2.2. Задачи:

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

3. Условия реализации Клуба

Место проведения – каб. 104 ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарская область.

Сроки реализации – Заседание Клуба «Семейная гостиная» проводится 1 раз в месяц в течение 2014 – 2015 уч.г. Запланировано 6 тематических встреч (по запросу родителей могут быть дополнительные заседания), 6 развлекательных мероприятия совместно с детьми: поход в лес, осенний, новогодний и весенний балы, посещение дельфинария, игровая программа в городском музее «Аты-баты шли солдаты».

Время – длительность занятий 40 – 60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

Материалы и инструменты – ИКТ, магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть: родители учащихся, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репети-цию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания:

  • позитивный настрой;
  • отсутствие назидательности и нравоучений;
  • «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.
  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
  2. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
  3. Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
  4. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
  7. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010.
  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.
  9. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.

Разделы: Работа с родителями

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели, специалисты и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей
Учитывая все выше изложенное, мы, учитель-логопед и воспитатели группы поставили целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), проведение мастер класса по обучению артикуляционной и дыхательной гимнастики, круглый стол «Фонематический слух - основа правильной речи», семинар-практикум «Звуковой анализ слова», деловая игра «Умники и умницы», в течении года были дни открытых дверей.
Сейчас мы хотим представить одну из форм взаимодействия с родителями тренинг «Игровая гостиная»

Логопедическое занятие - тренинг для родителей «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».

Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  • Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи старших дошкольников.
  • Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
  • Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для коррекции и профилактики нарушений устной речи детей

Оборудование и материалы: столы, компьютер, презентация к занятию, бейджики для каждого участника группы с именем и отчеством, плакаты, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки и фломастеры, мяч, газетные листы, клубок пряжи, небольшие разноцветные шляпки из бумаги, секундомер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть . Приветствие и представление. (Упражнение «Имя»)

Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться - назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.

Сообщение темы занятия

Все дети очень любят играть, игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, мышление, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушаровой взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям совершенствовать речь, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.

Разминка (игра «Паутинка»)

Поиграем с вами в игру «Паутинка». Подумайте и одним предложением расскажите, в какие игры больше всего любит играть ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо один раз обмотать ладонь ниткой.
А теперь нужно распустить паутинку. Подумайте и расскажите одним предложением, какой по характеру ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо освободить свою руку от нитки, смотать её и передать клубок другому.

Принятие групповых правил.

В каждой игре существуют правила. На нашем занятии мы тоже должны принять с вами некоторые правила и подчиняться им. Послушайте их и выскажите своё мнение.

  • Старайся участвовать во всех играх и упражнениях.
  • На занятии может говорить только один человек.
  • Если выполнил упражнение, то подними флажок.
  • Не выкрикивай, не перебивай других, умей выслушать другого человека.
  • Если что-то непонятно, обязательно задай вопрос.

2. Основная часть

Игра «Найди слова с заданной буквой»

Педагог. Первая игра, с которой мы предлагаем ознакомиться, называется «Найди слова с заданной буквой». Игра способствует развитию звуко-буквенного анализа, внимания, мышления, памяти, совершенствует навык чтения у дошкольников в будущем.

(Раздаются родителям бланки с напечатанным текстом, листы бумаги, фломастеры.

Педагог. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 3 минуты необходимо выписать из текста все слова с буквой Л. По истечению этого времени педагог говорит «Стоп!» - и предлагает всем подсчитать количество выписанных слов и назвать число. Победителю вручается приз.

Игра «Балда».

Педагог. Предлагаем вам следующую игру «Балда».Эта игра развивает звуко-буквенный анализ и синтез, мыщление, внимание, память.
(педагог раздаёт родителям листы чистой бумаги, фломастеры и объясняет правила, на доске точками записывается слово «балда»)
Педагог. Правила достаточно просты: я загадаю слово, запишу первую и последнюю буквы, пропущенные буквы обозначу чёрточками. Вы по очереди называете буквы. Если буква угадана правильно- я впишу её в слово. Если буква не угадана запишу первую букву слова «балда». Как только слово будет угадано - игра прекращается. Победитель получает фишку и становится ведущим. Давайте определим тему загаданного слова.
А сейчас я предлагаю вам потренироваться в выполнении звуко-буквенного анализа слова, так как мы с самого начала нашего занятия часто о нём вспоминаем.

Звуко-буквенный анализ слова «пила»

Игра «Словесный мяч»

Педагог. Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например: кусок-коса-арбуз.

Игра «Лестница»

Я раздаю вам чистые листочки, ручки. Все участники должны будут на листах бумаги записать букву П. с этой буквы будут начинаться все слова, которые вы подберёте. Задача играющих заключается в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы.
Слова располагаются лесенкой следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых- названная. Ниже записывается слово из трёх букв, ещё ниже из четырёх и т.д. но писать нужно только существительные в именительном падеже единственного числа. На задание даётся 5 минут.

Игра «Корректурная правка»

Перед вами текст. Он скучный, неинтересный.Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

3. Заключительная часть

Рефлексия занятия

Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать и «примерить» разноцветные шляпы и высказать своё отношение к занятию.

Красная шляпа - что было положительного в проведённом занятии.
Чёрная шляпа - какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.
Зелёная шляпа - ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.
Белая шляпа - какие вопросы возникли в ходе занятия.
Синяя шляпа - подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих тренингах.