униципальное казенное общеобразовательное учреждение
-461010436880 Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №5 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Областной конкурс-фестиваль детско-родительских проектов по истории семьи и семейным традициям«История моей семьи в истории родного края»
Номинация «Семейная традиция»
«Рукоделие»
Выполнил: Сушкова
Анастасия Владимировна,
15 лет
2013 г.
«Никакие годы не стирают страниц,
исписанных вместе»
Марк Леви
Каждая семья по-своему уникальна. В каждой есть свои устои, традиции, имеющие глубокие исторические корни, реликвии, передающиеся из поколения в поколение.
А что такое традиции? Я посмотрела в толковый словарь С.И. Ожегова и прочитала: «Традиции -это то, что перешло от одного поколения к другому». Есть ли в нашей семье традиции? Конечно!!! Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые объединены. Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба, то у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. В нашей семье, а она у нас большая: мама, папа, сестра и я, и, конечно же, многочисленные родственники – тоже есть свои семейные традиции. Только послушайте, и вы мне позавидуете!
Как появилась моя семья? Кто мои предки? Кем они были? Чем занимались? Эти вопросы меня всегда очень сильно интересовали. Я стала расспрашивать своих родителей, бабушек, дедушек о том, кто были их родители, дедушки и бабушки. Оказалось, что дело это трудное, кропотливое, но интересное.
Мои родственники были большими мастерами. В нашей семье очень почитается ручной труд. История семьи по маминой линии начинается так…
Проживали в хуторе Яруга Бутурлиновского района семья Якименко и семья Чикулиных. В семье Якименко было пятеро детей, а в семье Чикулиных четыре ребенка. Якименко Марина и Чикулин Алексей поженились. У них родились дети: Иван, Анна и Александр. Жили мирно и спокойно, пока не началась Великая Отечественная война. Чикулин Алексей в возрасте 36 лет попал на фронт, где пропал без вести, оставив жену с детьми в тяжелое время. Семья Чикулиных переехала в село Филиппенково Бутурлиновского района. Жили очень тяжело, голодали, но мать всеми силами находила средства прокормить детей. Главное место на селе во время Великой Отечественной войны занимали женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов в колхозе, помимо семейных обязанностей, легли на плечи женщин. Прапрабабушка Марина приобрела ткацкий станок. Она ткала ткань на заказ, тем самым зарабатывала на кусок хлеба. И детей своих очень красиво старалась одеть. Все вещи в семье были вышиты вручную красивыми узорами, которые она придумывала сама.
В этом селе проживала семья Сидоренко, у которых было пять детей. Вот их дети подрастали, и образовалась еще одна семья: муж Иван и жена Анна. Молодую семью война тоже не обошла стороной. Прадедушка был серьезно ранен и демобилизован по ранению в запас. За время службы на фронте получил награды, в том числе, орден «Красной звезды». Прабабушка попала на фронт в возрасте 17 лет в состав ополченцев. Была контужена, получила серьезное обморожение. После госпиталя была отправлена домой. Переехали они с мужем из села Филиппенково в совхоз Воробьевский, Воробьевского района. У семьи Сидоренко родилось пять деток: Таисия, Николай, Александр, Валентина, Сергей. В этой семье было одно общее увлечение – вязание, которому их научила прабабушка. Девочки с самого раннего возраста умели вязать. Зимними темными вечерами вся семья собиралась у лампы и предавалась своему любимому увлечению. Но, конечно, не обходилось без песен. Прабабушка Аня обладала таким удивительным голосом, что на ее песни сходились все соседи, а заодно и посмотреть на изделия, выполненные всей семьей. В то далекое время было трудно купить красивую пряжу, но они на это не жалели денег. Прадедушка Ваня вязал шикарные рукавицы и носки, которые приносили немалый доход семейному бюджету. Прабабушка очень красиво вышивала полотенца, рубашки, вязала от платков до свитеров. И до сих пор, в возрасте 89 лет вяжет. И в совхозе работала в лидерах. Бабушка имеет звание «Ветеран труда», всегда ее фотография находилась на Доске почета. Дети их подрастали.
И вот в совхоз Воробьевский из соседнего села приехал на работу Дремов Николай. Он развозил рабочих на поля, а моя бабушка Валя раздавала трактористам обеды. Там она с дедушкой и познакомилась. Образовалась еще одна ячейка общества - семья Дремовых. Родились у них две девочки: Оля и Лена. Бабушка вязала на своих деток очень красивые вещи от шапочек до пинеток, узоры она брала в журналах и придумывала сама. В свое занятие она втянула дедушку Колю. Дедушка Коля вышивает красивые картины, которые потом дарит родственникам и друзьям. Нами не раз было замечено, что дедушка спать не ляжет, если он вечером не займется рукоделием. Они вместе с бабушкой завоевывали награды на конкурсах в своем селе, неоднократно получали сувениры на память. Дедушка часто завоевывал первые места и приз зрительских симпатий.
Бабушка научила мою маму и тетю Олю вязать крючком и спицами, вышивать салфетки и скатерти. Моя мама научилась вязать в раннем возрасте. Первые работы примеряли ее куклы. Мамина сестра, тетя Оля, использует в работе разные техники: вяжет спицами, крючком, вилкой и т.д.
Существует много разновидностей рукоделия: макраме, плетение из бисера, обычное плетение, шитье, вязание спицами или крючком. Любое рукоделие нуждается во внимательности и терпении, а также - фантазии. Заниматься этим делом очень интересно, это помогает сделать разнообразной жизнь, или развлечь человека, который скучает. С помощью рукоделия вы можете сделать такую вещь, которой нет более ни у кого. Из бисера можно сделать ожерелье, игрушку, браслет. Бисером можно также красиво расшить какую-то вещь, например, кофточку, сумочку или пояс. Связав спицами, легко потешить каждого из своей семьи свитером, шапкой, или шарфиком. Следует только захотеть научиться вязать и быть очень терпеливым. Ведь, как говорят, тот, кто рукоделием занимается, никогда ни с кем не ругается. Наверное, на это совсем нет времени.
Я так же овладела этим ремеслом. Мне это мастерство очень нравится. Сейчас я хожу на кружок «Изонить». Я очень разносторонний человек, увлекаюсь разными видами творчества. Вместе с учительницей, Балакшиной Людмилой Максимовной, мы творим в стиле квиллинг и изонить. А какие красивые картины у меня получаются акварелью и маслом. Я считаю, что это тоже рукоделие, так как сделано моими руками. Ну, и конечно, мое самое главное увлечение, это занятие в хореографическом ансамбле «Калинка», где я занимаюсь народными танцами. Моя сестра Вероника тоже учится вышивать. Пока получается не очень хорошо, но всё впереди. Вот такие традиции в нашей семье.
Я очень счастлива, что родилась именно в такой семье, где взаимная любовь, уважение, где дружно работают и дружно отдыхают. Вот это и есть настоящая семья, настоящее счастье. Что может быть в жизни важнее семейного счастья, где счастливы дети и мама с папой?!
Когда я вырасту, у меня будет своя семья. Я думаю, что в свою семью я принесу лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей.
И я всем-всем хочу сказать: «Любите свою семью, берегите ее, дорожите родителями, умейте радоваться каждому дню, проведенному вместе!»
Знать историю своей семьи, соблюдать семейные традиции - это достойное занятие. Любовь к Родине начинается в семье: в отношении к старикам, родителям. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек, чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. И закончить свой рассказ я хочу стихотворением:
Моя семья – моя обитель. Мой дом, мой замок, мой покой. Убереги, Господь Спаситель Ее от нечисти лихой. Убереги нас от соблазнов, И сохрани от бурь и бед. Спаси от зависти и сглаза. А, если нужно, дай совет. Моей семье я всем обязан. Не знаю, как благодарить, Тех, с кем душой и сердцем связан, И узелок не разрубить. В семье мы все как будто прутья, И в веник связаны тугой. Сплелись, да так, что не раскрутишь Опасны. На пути не стой. Пока мы вместе, друг за друга Нас поломать никак нельзя. В беде мы все стоим упруго. Мы клан, мы племя, мы семья.

Бурная история нашей страны не предполагает глубоких знаний о семейных родословных, но все же моя дочь знает своих предков до пятого колена. И все женщины в семье были рукодельницами.

Прабабушка Елизавета была мастерица вязальщица, вязала невесомые ажурные платки красоты необыкновенной, но все на продажу, чтобы выжить в военные и послевоенные годы. Дочкам лишь в приданное по платку досталось, и нам еще посчастливилось увидеть один из этих платков шестидесятилетней давности.

Прабабушка Антонина была умелая портниха. И чудом сохраненная в оккупации, а затем в эвакуации, швейная машинка «Зингер» помогла прабабушке с семьей выжить после войны, она обшивала всю округу, а из обрезков мастерила одежду для детей, чтобы было в чем отправить в школу. До сих пор храним фартуки, которые она сшила уже на девятом десятке лет.

Бабушка Евгения хорошо шила, немного вязала, очень любила вышивать наволочки «ришелье», они украшают ее квартиру и раздарены внукам и правнучкам. Бабушка Лилия много и красиво вязала, всех близких радуют и согревают кофты, джемперы, жилетки, шапки, шарфы, варежки, связанные ею. А еще она изумительно вышивает крестиком и гладью. Вышитые картины радуют глаз и создают в доме уютную, душевную атмосферу. Так что моей дочке Екатерине есть с кого брать пример и у кого учиться.

Но время привносит свои коррективы даже в виды рукоделия. Появляются новые материалы, осваиваются новые техники, появляются другие потребности украсить мир вокруг себя (уже не от недостатка, а от ширпотребного изобилия). У дочки с раннего детства проявился интерес к декораторству. У нее получались замечательные фоторамочки украшенные ракушками, игрушками из «киндер сюрпризов», самодельными плетеными шнурами, сухоцветами и т.п. Некоторые из них прочно и уютно поселились в нашем доме, другие были подарены друзьям и родным.

Следом появились очаровательные коллажи из природных материалов, флористические композиции. Из деревянных заготовок получились «сердечные» елочные игрушки, дверной глазок «сова», в витражном стиле расписана межкомнатная дверь.Она с удовольствием украшает дом к праздникам или просто создает новое настроение. На холодильнике поселяются совы, а в ванной стандартный шкафчик приобретает свой цветной характер и мыло ручной работы поднимает настроение.

Есть люди, для которых рукоделие становится профессией. Для других это способ самовыражения или просто снятия стресса. В любом случае – это счастье творчества. И я желаю этого счастья своей любимой дочке на многие годы!

  • Дать понятие о вышивке как традиционном виде рукоделия.
  • Воспитать уважение к народным традициям Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.

1 Организационная часть.
2.Вступительное слово учителя. Просмотр выставки творческих работ детей.
3. Путешествие в историю русского костюма.
4. Изучение старинных символов в русской вышивке.
5. Реферат: “ История привычных вещей “Полотенце””.
6. Подготовка к практической работе: Украшение полотенца вышивкой с использованием таблицы старинных символов и схем для вышивки. Проведение инструктажа по технике безопасности.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребёнка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

Крестьянская девочка к своему совершеннолетию, к 15-16 годам - сама себе приготовить приданое. В её сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды, десятки метров холста, сотканного её руками.

На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку. Гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты, её трудолюбие, усердие и терпение, и всем было ясно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка.

Во время беседы просматривается выставка работ учащихся.

3. Путешествие в историю русского костюма.

Сейчас мы проведём увлекательную экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях русской одежды.

Во все времена одежда была одним из самых ярких проявлений отличия одного народа от другого, одной части населения от другой. Как же выглядели предметы одежды, имелось ли в них своеобразие?

Повсеместно в южной части Подмосковья, а также и в сёлах нашей губернии Ижмора, Ушинка носили широкую юбку в сборку из домотканой клетчатой шерстяной или суконной материи, так называемую понёву .

Как вид одежды в форме юбки понёва известна ещё с домонгольского периода. Понёву носили достигшие совершеннолетия девушки и замужние женщины. С понёвой были связаны обряды и верования, восходящие к дохристианской эпохе. В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понева была основным, ведущим видом одежды, который принят в 10-13 вв. До 14 в. Дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа.

Понёву не носили женщины из привилегированных слоёв общества. Это был вид одежды крестьянок. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.

В северной части Подмосковья описанный вид юбки заменяла другая форма одежды- ---- холщёвое платье с затяжным лифом и широкой сборчатой юбкой, так называемый наборец . Вместе с наборцем в тех же северных районах Московской области носили насовец-- холщёвый длинный до полу сарафан с широким подолом и зауженной талией, имевший спереди сверху донизу нашитые пуговицы. И, наконец, третьим видом одежды была кумашница.

Она шилась почти также как наборец, однако внизу была сильно расклешена и сочетала в себе материалы двух цветов: красный кумачёвый в верхней части, и белый холст от талии к низу

Слово кумашница образовано от кумач, что значит красная хлопчатобумажная ткань. На Руси украшали кумачёвой материей одежду. Из кумача шили мужские кафтаны и даже штаны. Так в архивных бумагах о Петре Великом имеется указание на то, что отпускали “ царевичу в хоромы карликам на штаны кумач красный”

В деревнях Московской области имел широкое распространение ещё один вид сарафана Саян .

Саян был чаще всего синего цвета. Его особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и молодые, очевидно, носили что отражено в следующей прибаутке

У моей у миленькой
Есть саянчик синенький
Она ходит семенит
И саянчиком блестит

Саян носили жительницы Курской, Смоленской, Тверской областей

Одной из непременных деталей женского туалета являлась рубашка с белыми полотняными рукавами. Их называли подставами, подставками, станухами, станушками. Они были частью комплекта женской одежды. Были также в туалете женщин кофты браные, то есть сшитые из ярких, цветастых тканей с рукавами в грибаточку - с пышными в сборочку рукавами.

Итак, одежды были разных фасонов и разного качества. Нарядную одежду называли срядой, нарядой, кобедишной.

Все народные костюмы и предметы обихода украшались вышивкой

4. Изучение старинных символов в русской вышивке.

6..Подготовка к практической работе:

Ваша задача украсить вышивкой полотенце, используя таблицу старинных символов вышивки и схемы вышивок, карточки с которыми лежат перед вами.

Приложение 3

Прежде, чем вы начнёте работу, вспомним, какое оборудование вам понадобится и правила техники безопасности при выполнении данного вида работ.

Название

Назначение

Основа для вышивки

  • Мулине
  • Шерсть
  • Люрекс

Ими выполняется вышивка, качество зависит от качества и вида ткани

Специальные для вышивки. Толщина зависит от толщины ткани и ниток

  • с прямыми концами
  • с закруглёнными концами

Для разрезания ткани

Для обрезания ниток, чтобы не повредить ткань

Для натягивания ткани. Могут быть овальной, круглой, прямоугольной формы.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание(творческая работа):

Используя таблицу старинных символов в русской вышивке придумать и изобразить схематично узор для украшения русской рубахи.

В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.

Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.

История рукоделия на Руси

Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.


Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.

Особенности вещей, созданных своими руками

Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.


С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.

Мастерицы в Петровские времена

Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.


Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.

Наши предки строили села и города, не один век защищали их от врагов, а затем на пожарищах восстанавливались и вновь сеяли и выращивали хлеб, растили детей и внуков, прославляя землю свою изяществом и неповторимостью своих рукотворных изделий.

С раннего возраста за работой взрослых наблюдали дети, приучались к способам и приемам обработки различных природных материалов, овладевали секретами мастерства, создавали своими руками несложные бытовые вещи, развивали и совершенствовали старинные ремесла.

По необходимости и любви возникали виды рукоделия. Не всегда развлечением, а скорее, женской работой были ткачество, шитье, вязание, плетение кружев, ковроткачество, вышивка и изготовление украшений для праздничной одежды.

Занятие любым рукоделием усиливает женскую энергетику, что, в свою очередь, оберегает всех членов семьи от всяких неблагоприятных влияний. Издавна женщины помнили и активно применяли это в жизни.

Неспроста они не только совершенствовали виды рукоделия, а, зачастую, собирались вместе и за работой с нитками, они пели и говорили о своих мечтах, о любимых, о детях, читали молитву, создавая благоприятную ауру в помещении. Все это делалось для того, чтобы через рисунок, через нить, в которую вложены творческий полет души, радость и забота, передать изделию свою любовь, наполнить его защитной силой.

Еще в глубокой древности люди научились создавать несложные рисунки из условных знаков-символов, где каждая линия или фигура имела свое определенное значение. Так, прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая - воду, а вертикальная волнистая - дождь, треугольники - горы, две скрещенные линии - молнию. Огонь изображали в виде крючковатого креста, а солнце - в виде ромба, круга или квадрата. Женская фигура символизировала богиню жизни, деревья с раскидистыми ветвями - плодородие земли, птицы - наступление весны, урожай и богатство, конь и олень - благополучие. Ромб с удлиненными сторонами означал здание, а квадрат, разделенный на четыре части с точками в каждой, символизировал засеянное поле или усадьбу. Отдельные знаки-символы не только украшали жилище, одежду и предметы быта, но и должны были охранять, защищать, оберегать от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами.

Постепенно эти изображения менялись, теряли первоначальный смысл и превращались в декоративные элементы и узоры. Узор - это рисунок, состоящий из сочетания отдельных элементов - мотивов, цветов и их оттенков, расположенных в определенном порядке. Последовательное повторение отдельных мотивов или целой группы, создает орнаменты. Кстати, слово «орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение».

Каждому народу, каждой местности присущи свои цветовые сочетания. Колорит узора, то есть богатство и характер цветовых оттенков, объединенных в один основной тон, может быть визитной карточкой целого региона или отдельного села.

Многими поколениями неизвестных мастеров создавалось такие виды рукоделия и художественного оформления изделий, как плетение и вышивка (нитками и бисером). Украшали вышивкой женские и мужские рубашки, полотенца, верхнюю одежду, головные уборы, платки. Вышивая, девушки и женщины словно рисовали нитками на холсте, вкладывая в свои узоры мечты о радости и счастье. Переплетая нити с нанизанными цветными бусинками, изготавливали ажурные, словно кружево, украшения.

Из поколения в поколение передавались виды рукоделия, в которых мастерицы выражали свое умение и уважение к труду, свои секреты и понимание прекрасного. От матери к дочери, от бабушки к внучке в наследство переходил покрой одежды, орнаментальные мотивы, их композиционные решения и расположения на изделиях, цветовые сочетания, характерные для различных областей, районов и даже отдельных сел и хуторов. Так рождались народные традиции, которые шлифовались и оттачивались на протяжении веков. Каждое поколение людей отбирало все лучшее, созданное до него, и дополняло его новыми образцами и техниками изготовления.

Все виды рукоделия, в процессе создания различных предметов или украшений, наполняют нас женской силой. Творческий полет мысли создает хорошее настроение и внутреннюю гармонию, передающейся не только той вещи, над которой работает женщина, но и всем окружающим. Таким образом, занимаясь рукоделием, женщина создает благотворные вибрации и делает Мир прекраснее, как благодаря самому изделию, так и влиянию своих позитивных эмоций на других людей.