Демонстрационные опыты - см. т. II, §§ 2 и 50.
Упрощенные приборы - см. т. III, § 49.
Рисунки и чертежи на уроках - см. т. IV, § 68.

1. Содержание: а) Явление электромагнитной индукции. Связь между направлениями поля, движения проводника и тока. Правило правой руки. б) Получение переменного тока при вращении рамки в магнитном поле. Различие между переменным и постоянным токами, в) Коллектор, как прибор для выпрямления переменного тока. г) Понятие об устройстве динамомашины. Обратимость динамомашины. д) Значение открытия электромагнитной индукции и изобретения динамомашины.

2. Методические замечания . для связи с предыдущим отделом в начале изучения темы следует поставить вопрос, примерно, в том виде, в каком он возник у М. Фарадея . Если проводник с током в магнитном поле приходит в движение, то, в свою очередь, не может ли движение проводника в поле повести к возникновению тока? Другими словами, ставится вопрос о возможности превращения механической энергии в электрическую.

Методические затруднения при изучении, явления электромагнитной индукции и принципа устройства и действия динамомашины вызываются теми же причинами, которые были указаны в § 101, 2. Однако, их легче преодолеть, поскольку подобные вопросы уже рассматривались в предыдущем при изучении электромотора. В целях упрощения изложения и обеспечения доступности материала для учащихся приходится прибегать, кроме демонстрации опытов, к широкому использованию учебных пособий в виде рамок или контуров с кольцами и коллектором (см. т. II, § 50, 7, рис. 377, 389 и 390), а также к применению объяснительных картин. При рисовании на доске необходимо отказаться от чертежей в косоугольной проекции и давать условные изображения в виде разрезов, подобных показанному на рисунке 242. Поскольку учащиеся не имеют представления об электродвижущей силе, постольку, в целях упрощения изложения при рассмотрении явления электромагнитной индукции и последующих вопросов, приходится говорить об индуцированном в проводниках электрическом токе, а не об индуцированной электродвижущей силе, что является с научной точки зрения не совсем правильным.

Затруднения при изучении явления индукции возникают также по той причине, что демонстрационный гальванометр, применяемый в школе, оказывается недостаточно чувствительным. Поэтому явление приходится показывать в сильно осложнённом виде, возбуждая ток в катушке, а не в прямом проводнике.

Далеко не простым делом является создание у учащихся сколько-нибудь правильного представления о переменном электрическом токе не только как о токе, периодически изменяющем своё направление, но и о непрерывном изменении его величин в течение каждого полупериода. Желательно, чтобы учащиеся получили представление о графике переменного тока и могли дать соответствующие объяснения. Это оказывается возможным только в том случае, когда на построение всевозможных графиков преподаватель в течение всего курса обращал достаточное внимание.

3. Электромагнитная индукция. Изложение этого вопроса не только в школе, но и в учебниках является неудовлетворительным. Вследствие методического несовершенства аппаратуры на опытах удаётся обнаружить только возникновение индукционного тока, но не обосновать существующую связь между направлениями поля, механического движения и направлением тока. Подробное изложение методики эксперимента, ведущей к упрощению изложения вопроса и позволяющей ввести правило правой руки, а также описание соответствующих приборов даны в т. II, § 50, 2 и 5. Здесь же по отношению к эксперименту ограничимся следующими указаниями:

1) Индукционная катушка, имеющаяся обычно в школе, должна быть признана негодной с методической точки зрения. Следует применять специально изготовленную катушку, на которой ясно видны учащимся направление обмотки и у которой провода окрашены в различные цвета (см. т. II, рис. 40).

2) Внутри демонстрационного гальванометра надо, в случае надобности, сделать пересоединение проводов, ведущих к его клеммам, чтобы отклонение стрелки происходило по току (см. т. II, § 45, рис. 323).

3) При демонстрации пользоваться не прямым, а U-образным магнитом, так как картина поля у последнего проще, чем у первого (см. т. II, рис. 399 и 401).

4) Следует перемещать катушку, надвигая её на магнит, но не наоборот. В противном случае возникнут затруднения при введении правила правой руки .

Только при соблюдении указанных условий может быть сравнительно просто установлена на опыте связь, выражаемая правилом правой руки.

Явление индукции изучается в следующем виде:

1) Индукционный ток возникает при движении проводника поперёк силовых линий поля, но отнюдь не вдоль их (рис. 244).

2) Явление индукции наблюдается не только при движении перемещении катушки около полюсов проводника по отношению к полю, но и поля по отношению к проводнику, т. е. при относительном движении поля и проводника.

3) Четыре возможных случая движения проводника около магнитных полюсов сводятся к двум основным случаям относительного перемещения проводника поперёк силовых линий поля (рис. 245).

4) Направление индукционного тока в зависимости от направлений поля и перемещения определяется правилом правой руки.

Желательно рассмотреть правило Ленца, что рациональнее выполнить позднее - при постановке опыта, обнаруживающего сопротивление якоря динамомашины при её нагрузке.

Получение индукций электромагнитом можно не демонстрировать, так как это не вносит чего-либо принципиально нового. Демонстрация возникновения тока во вторичной катушке при перерывах тока в первичной служит введением к рассмотрению вопроса о трансформаторе и поэтому должна быть проведена в начале следующей темы.

При изучении правила правой руки следует, руководствуясь положениями, приведёнными в § 101, 3, провести тренировочные занятия со всем классом.

Зарисовки преподавателя на доске и учащихся в тетрадях должны соответствовать всем возможным случаям движения катушки относительно полюсов (рис. 244 и 245).

Вопрос об этих рисунках подробно рассмотрен в т. IV, § 68, 1 (рис. 303-308).

4. Получение переменного тока вращением рамки . Для основного опыта, служащего для обнаружения возникновения переменного тока при поворотах рамки в магнитном поле, служит катушка, описанная в т. II, § 50, 6 (рис. 393). Суждение об изменении направления тока при прохождении рамки через нейтральное положение производится на основании отклонения стрелки демонстрационного гальванометра. Объяснение наблюдаемому явлению даётся на основании правила правой руки при помощи демонстрационного контура с кольцами (рис. 246 и см. т. II, рис. 389) и заранее изготовленных картинок, подобных рисунку 242. У этого контура, как и при изучении движения проводника, для упрощения объяснений необходима окраска его отдельных частей в различные цвета.

Учащихся следует ознакомить с основными отличиями переменного тока от постоянного:

1) Переменный ток через одинаковые промежутки времени меняет своё. направление на обратное.

2) Сила переменного тока в течение такого промежутка времени непрерывно возрастает до некоторой наибольшей величины и затем так же уменьшается до нуля.

3) Время, в течение которого переменный ток течёт как в том, так и обратном направлении, называется периодом переменного тока. Желательно дать график переменного тока (см. т. IV, рис. 306).

В заключение надо рассмотреть устройство магнитоэлектрической машины с кольцами и показать её действие, накаливая электрическую лампочку (см. т. II, § 50, 8 и рис. 394). При этом даются объяснения, с какой целью тело якоря делается из железа, а обмотка - из значительного числа витков.

Упомянув о замене магнитов электромагнитами, такую машину можно рассматривать как прообраз современных машин переменного тока (альтернаторов), употребляемых в технике. Название машин переменного тока динамомашинами неправильно .

5. Выпрямляющее действие коллектора. Динамомашина . Выпрямляющее действие коллектора выясняют, пользуясь контуром с коллектором и прибегая к заранее изготовленным рисункам вроде изображённых на рисунке 247 . Затем демонстрируют действие магнито-электрической машины с коллектором (см. т. II, рис. 394), накаливая лампочку и показывая при помощи демонстрационного гальванометра, что машина даёт прямой ток. Полезно рассказать также об устройстве карманного фонарика с магнито-электрической машиной (см. т. II, рис. 395, II). Указав, что в технических машинах вместо магнитов применяют для усиления действия электромагниты, учащихся знакомят с динамоэлектрическим принципом, состоящим в том, что ток для питания индуктора берётся от якоря динамомашины, что составляет её характерное свойство.

Учащиеся легко усматривают тождество в устройствах динамомашины и мотора постоянного тока. Поэтому вопрос об обратимости динамомашины, что показывается на опыте, не представляет затруднений.

6. Динамомашина как преобразователь механической энергии в электрическую . Важнейшее принципиальное значение имеет опыт, показывающий, что потребляемая динамомашиной механическая мощность зависит от электрической, даваемой динамомашиной. Такое явление обнаруживается по изменению скорости падающего груза, который приводит в действие динамомашину (см. т. II, § 50, 3) при её электрической нагрузке, по сравнению с работой вхолостую. В связи с этим опытом и явлением обратимости динамомашины, как было указано в разделе 3, должно быть выяснено правило Ленца. На основании сопоставления правил правой и левой руки и рисунков вполне возможно подвести учащихся к выводу, что индуктивный ток всегда имеет такое направление, что создаёт силу, противодействующую производимому движению. Далее вводится понятие о к.п.д. динамомашины и указывается его высокая величина для наиболее совершенных машин. Введение к.п.д. производят, отправляясь от закона сохранения энергии и тем самым подчёркивая всеобщность последнего.

В заключение рассматривается значение изобретения механического генератора электрической энергии, которое сделало возможным получение сильных токов и позволило ввести широкое использование электрической энергии в технике и быту.

7. Исторические сведения . Рассмотрение значения изобретения механического генератора электрической энергии должно сопровождаться сообщением соответствующих исторических сведений. К числу их принадлежат: 1) история открытия электромагнитной индукции М. Фарадеем; 2) биография М. Фарадея (§§ 9 и 10); 3) краткие сведения об изобретении динамомашины и 4) история открытия обратимости динамомашины. Изучение биографии М. Фарадея имеет весьма большое воспитательное значение.

Кроме рассказа о Фарадее, учащихся надо ознакомить с жизнью и важнейшими открытиями русского учёного Эмилия Христиановича Ленца, посвятившего всю свою жизнь в основном изучению мгнито-электрических явлений. Наиболее важным следует считать открытие им закона, устанавливающего направление индуцированного тока (правило Ленца) и тем самым связывающего в одно целое явления движения проводника в магнитном поле и явления электромагнитной индукции (см. раздел 6). Это открытие имело огромное принципиальное значение и, дополненное ещё рядом других работ Ленца по электромагнетизму, являясь первой определяющей для мировой науки работой по теории электромагнитных машин. Поэтому осведомление учащихся об академикё Ленце только как об учёном, открывшем закон Джоуля-Ленца, является недостаточным.

8. Задачи. Задачи применяются с той же целью и такого же типа, как и в теме «движение проводника». Особые интерес и пользу представляют задачи-вопросы о переменном токе, предлагающие предсказать, как будут происходить: тепловые действия, электролиз сернокислой меди и подкислённой воды и притяжение электромагнитом железа (см. т. II, § 51, 2 и рис. 406).

9. Учебные пособия . Кроме казанных выше контуров с кольцами и коллектором, следует применить объяснительную картину: «Устройство генератора постоянного тока. Полезна демонстрация диапозитивов с изображением употребляющихся в технике машин (генераторов) постоянного и переменного токов. Ещё лучше показать соответствующие фрагменты из кинофильма: «Превращение механической энергии в электрическую».

Исключительно сильное впечатление на учащихся производит демонстрация действующей модели паросиловой электростанции.

10. Внеклассные занятия . Как было указано в § 49, 3, желательна организация вечера, посвящённого М. Фарадею, или выпуск соответствующей стенгазеты. Для кружковых занятий тема открывает широкиё возможности для изучения переменного тока на ряде опытов (см. т. II, § 51, 2 и т III, § 2,7).

Если на паровозе весь процесс преобразования энергии топлива в механическую работу происходит на самом локомотиве, то при электрической тяге получение энергии из топлива происходит вне локомотива.
Рассмотрим последовательность преобразования энергии при работе электровоза от тепловой электрической станции (фиг. 1). При сжигании угля, обладающего химической энергией, последняя превращается в тепловую. Тепловая энергия нагревает воду в котле и превращает её в пар. Из котла пар поступает в паровую турбину, где его тепловая энергия превращается в механическую энергию вращения колёс турбины. Паровая турбина вращает генератор электрической энергии, который вырабатывает переменный электрический ток. В генераторе механическая энергия превращается в электрическую. От генератора электрическая энергия, преобразованная в трансформаторах и на тяговой подстанции, в виде постоянного тока через контактную сеть и рельсы поступает в тяговые двигатели электровоза. Вращая тяговые двигатели электровоза, электрическая энергия преобразуется в механическую.
При работе машин и преобразовании энергии из одного вида в другой часть энергии тратится бесполезно.
Отношение полученной от машины или установки энергии к подведённой энергии носит название отдачи или коэффициента полезного действия. Коэффициент полезного действия может быть также выражен как отношение мощности, получаемой от машины, к мощности, ей сообщаемой.
Большая часть полученной при сжигании топлива энергии тратится непроизводительно и только часть превращается в полезную работу.
Для рассмотренного выше примера преобразования энергии это происходит потому, что при сжигании угля не вся заключённая в нём энергия превращается в тепловую, так как некоторые частицы угля проваливаются в зольник, а также вылетают в несгоревшем виде;
часть тепла не передаётся котлу, а уносится вместе с отходящими из топки газами;
вода в котле получает не всю энергию, подведённую к котлу, так как часть её теряется через наружную поверхность, нагревая воздух;
турбина неполностью использует тепловую энергию, подведённую к ней в паре, так как отработавший пар уносит с собой большое количество тепла и часть тепла турбина теряет через наружные стенки;
полученная в турбине механическая энергия неполностью доходит до генератора, так как часть её теряется в подшипниках и на непроизводительное трение вращающихся частей о пар;
генератор электрической энергии теряет часть механической и электриче-ской энергии на трение и нагревание своих частей, а поэтому количество отдаваемой им электрической энергии меньше количества подводимой к нему механической энергии;
в трансформаторах, линии передачи, контактной сети и тяговой подстанции часть электрической энергии теряется в виде тепла;
в тяговых двигателях электровоза не вся электрическая энергия, получаемая ими через контактную сеть, превращается в полезную механическую работу, так как часть энергии тратится на нагревание частей двигателя и трение в подшипниках, щётках и о воздух.
Отношение количества энергии, получаемой от данной установки в виде полезной работы, к количеству энергии, заключённой в затраченном топливе, называется экономическим коэффициентом полезного действия. В рассмотренном примере с электровозом (фиг. 1 и 2) экономический коэффициент полезного действия (к. п. д.) равен 90ппгг = 0,15, или 15%.
Экономический к. п. д. равен также произведению к. п. д. отдельных машин и установок, входящих в общую систему, т. е. равен
0,75 х 0,33 х 0,93 х 0,97 х 0,90 х0,94 х0,90 х 0,88 = 0,15,
где 0,75 - к. п. д. котла;
0,33 - к. п. д. турбины;
0,93 - к. п. д. генератора;
0,97 - к. п. д. повысительного трансформатора;
0,90 - к. п. д. линии электропередачи;
0,94 - к. п. д. тяговой подстанции;
0,90 - к. п. д. контактной сети;
0,88 - к. п. д. электровоза.
Таким образом, несмотря на то, что к. п. д. самого электровоза равен 0,88, экономический к. п. д. его при работе от тепловых станций Судет 0,15.

Превращение механичевкой энергии в электрическую. Возникновение разности потенциалов на концах проводника, движущегося в магнитном поле, дает возможность использовать это явление для получения электрического тока. По такому принципу действуют промышленные генераторы электроэнергии на тепловых, ядерных и гидроэлектростанциях. В них поступательное движение проводников заменено более удобным вращательным.

Откуда же берется энергия для разделения зарядов и появления ЭДС в генераторе? Ведь магнитное поле не совершает работы над движущимися зарядами, так как работа силы всегда перпендикулярной вектору скорости, равна нулю. Работа по разделению зарядов в движущихся проводниках электромагнитного генератора на тепловых электростанциях производится за счет механической энергии пара, давящего на лопатки паровой турбины, на гидроэлектростанциях эта работа совершается за счет механической энергии воды, вращающей гидротурбины, имеющие общий вал с генератором. В этом процессе магнитное поле является только посредником, вызывающим разделение зарядов. Не сила действующая со стороны магнитного поля, выполняет роль сторонней силы, а силы, приводящие во вращение ротор генератора.

Самые мощные в мире генераторы электроэнергии изготовляются и используются в нашей стране.

МГД-генератор. Наиболее распространенный способ получения электроэнергии на тепловых электростанциях довольно сложен. Сначала топливо сжигается в топке парового котла, и получается пар. Затем пар направляется на лопатки турбины и приводит ее в действие. Наконец электромеханический генератор превращает полученную от турбины механическую энергию в энергию электрического тока. На каждом из этапов преобразования одного вида энергии в другой происходят значительные потери энергии. В результате кпд тепловых электростанций обычно не превышает 35-40%. Это значит, что около 60-65% угля, нефти или газа сжигается в топках впустую.

Так как КПД любой тепловой машины в идеальном случае не превышает величины

где - температура нагревателя, а -температура холодильника, то важнейшей задачей при разработке новых способов преобразования энергии является повышение температуры рабочего тела.

Значительного повышения температуры рабочего тела удается добиться в магнитогазодинамических генераторах электроэнергии, сокращенно называемых МГД-генераторами.

Схема устройства МГД-генератора показана на рисунке 90. В камере сгорания при сжигании нефти, керосина или природного газа создается высокая температура (2000-3000 К), при которой газообразные продукты сгорания ионизируются, образуя электронно-ионную плазму. Для повышения электропроводности плазмы в камеру сгорания вводят легкоионизирующиеся вещества: кальций, натрий, цезий. Раскаленная плазма движется по расширяющемуся каналу длиной в несколько метров, в котором ее внутренняя

Рис. 90. Схема устройства МГД-генератора

энергия превращается в кинетическую энергию и скорость возрастает до 2000 м/с и более. Так же как и металлический проводник, плазма в целом нейтральна, но, влетая в область сильного магнитного поля, составляющие ее частицы разных знаков под действием силы разделяются, как показано на рисунке 90. Электроны, достигнув нижнего электрода, движутся во внешней цепи по сопротивлению нагрузки к другому электроду, где нейтрализуют положительные ионы. Мощность, выделяемая во внешней цепи, может быть использована для различных практических нужд.

В режиме холостого хода, когда внешняя цепь разомкнута между электродами возникает наибольшая разность потенциалов, равная ЭДС. В зависимости от конструкции генератора она может достигать нескольких сотен или тысяч вольт.

В МГД-генераторе сильно нагрета только плазма и отсутствуют движущиеся детали, подвергаемые, подобно лопаткам турбин, одновременному воздействию больших механических напряжений и высоких температур. Возможность использовать огнеупорные материалы и применять охлаждение неподвижных металлических детален, соприкасающихся с плазмой, позволяет повысить температуру рабочего тела, а значит, и КПД установки. Для температуры плазмы, равной на входе а на выходе теоретическое значение КПД составляет примерно 90%. Однако в реальных условиях температура отработанных газов на выходе из канала больше 300 К. Но если отработанные и уже не ионизированные продукты сгорания использовать для получения пара и приведения в действие турбины обычного электромашинного генератора, то реальный КПД всей такой установки будет равен 50-60%. А это почти вдвое превышает реальный КПД тепловых электростанций. Следовательно, при том же расходе топлива с помощью МГД-генераторов можно получить вдвое больше электроэнергии.

Еще одним преимуществом МГД-генераторов является то, что они могут развивать полную мощность, измеряемую сотнями миллионов ватт, всего за несколько секунд после запуска. Поэтому МГД-генераторы выгодно применять как резервные источники электроэнергии на случай резкого увеличения потребления энергии в энергосистемах.

Высокий КПД, простота конструкции, малые габариты МГД-генераторов при большой мощности позволяют надеяться, что с преодолением их основного недостатка - сравнительно небольшого срока службы, вызванного износом стенок сопла, - они начнут широко применяться для получения электроэнергии в промышленных масштабах.

Первая опытно-промышленная электростанция с МГД-генера-тором мощностью 25 000 000 Вт была запущена в нашей стране в 1971 г.

Энергия (греческое — действие, деятельность ) понимается количественная оценка различных форм движения материи, которые могут превращаться одна в другую .

Согласно представлениям физической науки, энергия — это способность тела или системы тел совершать работу. Существуют различные классификации видов и форм энергии. Человек в своей повседневной жизни наиболее часто встречается со следующими видами энергии: механическая, электрическая, электромагнитная, тепловая, химическая, атомная (внутриядерная). Последние три вида относятся к внутренней форме энергии, т.е. обусловлены потенциальной энергией взаимодействия частиц, составляющих тело, или кинетической энергией их беспорядочного движения.

Если энергия — результат изменения состояния движения материальных точек или тел, то она называется кинетической ; к ней относят механическую энергию движения тел, тепловую энергию, обусловленную движением молекул.

Если энергия — результат изменения взаимного расположения частей данной системы или ее положения по отношению к другим телам, то она называется потенциальной ; к ней относят энергию масс, притягивающихся по закону всемирного тяготения, энергию положения однородных частиц, например, энергию упругого деформированного тела, химическую энергию.

Энергию в естествознании в зависимости от природы делят на следующие виды.

Механическая энергия проявляется при взаимодействии, движении отдельных тел или частиц. К ней относят энергию движения или вращения тела, энергию деформации при сгибании, растяжении, закручивании, сжатии упругих тел (пружин). Эта энергия наиболее широко используется в различных машинах — транспортных и технологических.

Тепловая энергия — энергия неупорядоченного (хаотического) движения и взаимодействия молекул веществ.

Тепловая энергия, получаемая чаще всего при сжигании различных видов топлива, широко применяется для отопления, проведения многочисленных технологических процессов (нагревания, плавления, сушки, выпаривания, перегонки и т.д.).

Электрическая энергия — энергия движущихся по электрической цепи электронов (электрического тока).

Электрическая энергия применяется для получения механической энергии с помощью электродвигателей и осуществления механических процессов обработки материалов: дробления, измельчения, перемешивания; для проведения электрохимических реакций; получения тепловой энергии в электронагревательных устройствах и печах; для непосредственной обработки материалов (электроэрозионная обработка).

Химическая энергия — это энергия, «запасенная» в атомах веществ, которая высвобождается или поглощается при химических реакциях между веществами.

Химическая энергия либо выделяется в виде тепловой при проведении экзотермических реакций (например, горении топлива), либо преобразуется в электрическую в гальванических элементах и аккумуляторах. Эти источники энергии характеризуются высоким КПД (до 98%), но низкой емкостью.

Магнитная энергия — энергия постоянных магнитов, обладающих большим запасом энергии, но «отдающих» ее весьма неохотно. Однако электрический ток создает вокруг себя протяженные, сильные магнитные поля, поэтому чаще всего говорят об электромагнитной энергии.

Электрическая и магнитная энергии тесно взаимосвязаны друг с другом, каждую из них можно рассматривать как «оборотную» сторону другой. Электромагнитнаяэнергия — это энергия электромагнитных волн, т.е. движущихся электрического и магнитного полей. Она включает видимый свет, инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские лучи и радиоволны.

Таким образом, электромагнитная энергия — это энергия излучения. Излучение переносит энергию в форме энергии электромагнитной волны. Когда излучение поглощается, его энергия преобразуется в другие формы, чаще всего в теплоту.

Ядерная энергия — энергия, локализованная в ядрах атомов так называемых радиоактивных веществ. Она высвобождается при делении тяжелых ядер (ядерная реакция) или синтезе легких ядер (термоядерная реакция).

Бытует и старое название данного вида энергии — атомная энергия, однако это название неточно отображает сущность явлений, приводящих к высвобождению колоссальных количеств энергии, чаще всего в виде тепловой и механической.

Гравитационная энергия — энергия, обусловленная взаимодействием (тяготением) массивных тел, она особенно ощутима в космическом пространстве. В земных условиях, это, например, энергия, «запасенная» телом, поднятым на определенную высоту над поверхностью Земли — энергия силы тяжести.

Таким образом, в зависимости от уровня проявления, можно выделить энергию макромира гравитационную; энергию взаимодействия тел механическую; энергию молекулярных взаимодействий тепловую; энергию атомных взаимодействий химическую; энергию излучения электромагнитную; энергию, заключенную в ядрах атомов ядерную.

Современная наука не исключает существование и других видов энергии, пока не зафиксированных, но не нарушающих единую естественнонаучную картину мира и понятие об энергии.

В Международной системе единиц СИ в качестве единицы измерения энергии принят 1 Джоуль (Дж). 1 Дж эквивалентен 1 ньютон метр (Нм). Если расчеты связаны с теплотой, биологической и многими другими видами энергии, то в качестве единицы энергии применяется внесистемная единица — калория (кал) или килокалория (ккал), 1кал = 4,18 Дж. Для измерения электрической энергии пользуются такой единицей, как Ватт·час (Вт·ч, кВт·ч, МВт·ч), 1 Вт·ч = 3,6 МДж. Для измерения механической энергии используют величину 1 кг·м = 9,8 Дж.

Энергия, непосредственно извлекаемая в природе (энергия топлива, воды, ветра, тепловая энергия Земли, ядерная), и которая может быть преобразована в электрическую, тепловую, механическую, химическую называется первичной . В соответствии с классификацией энергоресурсов по признаку исчерпаемости можно классифицировать и первичную энергию.

При классификации первичной энергии выделяют традиционные и нетрадиционные виды энергии. К традиционным относятся такие виды энергии, которые на протяжении многих лет широко использовались человеком. К нетрадиционным видам энергии относят такие виды, которые начали использоваться сравнительно недавно.

К традиционным видам первичной энергии относят: органическое топливо (уголь, нефть и т.д.), гидроэнергию рек и ядерное топливо (уран, торий и др.).

Энергия, получаемая человеком, после преобразования первичной энергии на специальных установках — станциях, называется вторичной (электрическая энергия, энергия пара, горячей воды и т.д.).

Преобразование первичной энергии во вторичную, в частности в электрическую, осуществляется на станциях, которые в своем названии содержат указание на то, какой вид первичной энергии в какой вид вторичной преобразуется на них:

ТЭС тепловая электрическая станция преобразует тепловую энергию в электрическую;

ГЭС гидроэлектростанция преобразует механическую энергию движения воды в электрическую;

ГАЭС гидроаккумулирующая электростанция преобразует механическую энергию движения предварительно накопленной в искусственном водоеме воды в электрическую;

АЭС атомная электростанция преобразует атомную энергию ядерного топлива в электрическую;

ПЭС приливная электростанция преобразует энергию океанических приливов и отливов в электрическую;

ВЭС ветряная электростанция преобразует энергию ветра в электрическую;

СЭС солнечная электростанция преобразует энергию солнечного света в электрическую, и т.д.

Электричество — очень удобный для применения и экономичный вид энергии и по праву может считаться основой современной цивилизации.

Немногим более половины всей потребляемой энергии используется в виде тепла для технических нужд, отопления, приготовления пищи, оставшаяся часть — в виде механической, прежде всего в транспортных установках, и электрической энергии. Причем доля электрической энергии с каждым годом растет.

Электрическая энергия обладает такими свойствами, которые делают ее незаменимой в механизации и автоматизации производства и в повседневной жизни человека. Ее очень просто превратить в тепло. Это делается, например, в электрических источниках света (лампочках накаливания), в технологических печах, используемых в металлургии, в различных нагревательных и отопительных устройствах. Превращение электрической энергии в механическую используется в приводах электрических моторов.

При любых обсуждениях вопросов, связанных с использованием энергии, необходимо отличать энергию упорядоченного движения, известную в технике под названием свободной энергии (механическая, химическая, электрическая, электромагнитная, ядерная) и энергию хаотического движения, т.е. теплоту.

Любая из форм свободной энергии может быть практически полностью использована. В то же время хаотическая энергия тепла при превращении в механическую энергию снова теряется в виде тепла. Мы не в силах полностью упорядочить случайное движение молекул, превратив его энергию в свободную. Более того, в настоящее время практически нет способа непосредственного превращения химической и ядерной энергии в электрическую и механическую, как наиболее используемые. Приходится внутреннюю энергию веществ превращать в тепловую, а затем в механическую или электрическую с большими неизбежными теплопотерями.

Таким образом, все виды энергии после выполнения ими полезной работы превращаются в теплоту с более низкой температурой, которая практически непригодна для дальнейшего использования.

Развитие естествознания на протяжении жизни человечества неопровержимо доказало, какие бы новые виды энергии ни открывались, вскоре обнаруживалось одно великое правило. Сумма всех видов энергии оставалась постоянной, что, в конечном счете, привело к утверждению: энергия никогда не создается из ничего и не уничтожается бесследно, она только переходит из одного вида в другой.

В современной науке и практике эта схема настолько полезна, что способна предсказывать появление новых видов энергии.

Если будет обнаружено изменение энергии, которая не входит в список известных в настоящее время видов энергии, если выяснится, что энергия исчезает или появляется из ничего, то будет сначала «придуман», а затем найден новый вид энергии, который учтет это отклонение от постоянства энергии, т.е. закона сохранения энергии.

Закон сохранения энергии нашел подтверждение в различных областях — от механики Ньютона до ядерной физики. Причем закон сохранения энергии — это не только плод воображения или обобщения экспериментов. Вот почему можно полностью согласиться с утверждением одного из крупнейших физиков-теоретиков Пуанкаре: «Так как мы не в силах дать общего определения энергии, принцип ее сохранения означает, что существует нечто , остающееся постоянным. Поэтому, к каким бы новым представлениям о мире не привели нас будущие эксперименты, мы заранее знаем: в них будет нечто остающееся постоянным, что можно назвать ЭНЕРГИЕЙ».