Конкурсант:

Матюк Наталья Михайловна

Цель консультации – показать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника, вооружить родителей умениями правильно отвечать на них.

Подготовительная работа.

Домашнее задание. В выходной день понаблюдайте за ребенком и запишите вопросы, с которыми он обращался к членам семьи.

О чем спрашивают дошкольники?

А сейчас мы с вами посмотрим видеофильм. «О чем спрашивают дети?». После просмотра продолжаем беседу.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими – либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? Кто? Что? Какой? Когда?

Дети среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? Почему?

В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов, о каком – либо предмете или явлении.

Наибольшее количество вопросов задают дети в пятилетнем возрасте.

А вот в старшем дошкольном возрасте количество вопросов начинает уменьшаться почему?

Спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: « Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!».

В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

Игра упражнение «РАЗМЫШЛЯЛКА».

«Шляпа вопросов».

Смысл игры. На листочках написаны вопросы для размышления сложить их в шапку, и родители по очереди вытягивают и зачитывают вопрос, кому – что достанется (можно работать парами).

Как в вашей семье относятся к вопросам детей?

Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка?

О чем спрашивает ваш ребенок?

Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах?

К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и почему?

Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

Ответы на какие вопросы не вызывают затруднений?

Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?». Не всегда ребенок выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

А теперь давайте рассмотрим требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы.

Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка

по – разному относятся к его вопросам. Чащи он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда вытекает требование, уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.

В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он об о всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка сообщения, сведение, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Рассмотрим несколько примеров :

Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?».

Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ребенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Оля. В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое – пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще, каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого - нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а другим, чтобы прятаться от врагов.

Дополнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к знанию и уточнению своих представлений.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Петя увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Петя, понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на крыльях у не много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Петя. Она называлась многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Петя высказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они похожи на глазки».

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среда которых наиболее интересный и увлекательный – чтение.

Пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидоров. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растений, которое впоследствии поможет ему в изучении ботаники в школе.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задачи родителей – вовлечь в них ребенка.

Итог нашей беседы.

Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

Приложение

Памятка для родителей на тему «Как отвечать на детские вопросы?».

Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?».

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Литература:

Сухомлинский В.А.

«Сердце отдаю детям». /Избр. пед. соч - М. 1979. – Т. 1. – С. 56.

Виноградовой Н.Ф.

«Воспитателю о работе с семьей». Москва. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989г.

Консультация для родителей на тему

«Детские вопросы и как на них отвечать»

Подготовила: воспитатель

подготовительной группы

Смолева Р.А.

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36 г. о. Самара

За неделю до консультации на при групповом стенде можно поместить подборку вопросов под рубрикой «О чем спрашивают наши дети»?

Цель консультации - показать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника, вооружить родителей умениями правильно отвечать на них.

Консультация проводится с определенной группой родителей в форме беседы. Чтобы заинтересовать их темой предстоящей консультации, помочь им выявить и проанализировать свой опыт, необходимо осуществить специальную подготовительную работу. Для этого родителям предлагают выполнить домашнее задание и ответить на ориентировочные вопросы.

Домашнее задание. В выходной день понаблюдайте за ребенком и запишите вопросы, с которыми он обращался к членам семьи.

Ориентировочные вопросы для размышления : как в вашей семье относятся к вопросам детей? Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка? О чем спрашивает ваш ребенок? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и почему? Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? Ответы на какие вопросы не вызывают затруднений? Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений. Например, шестилетний Олег задает разные вопросы: «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный - это общий?», «как отличить хитрость от обмана?».

О чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т.д.

В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. Например, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии?» Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?».

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы.

Для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?» Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ. Приведем пример. Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?».

Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ребенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Оля . В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое - пустыня?

Оля . В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа . Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа . Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля . Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а другим, чтобы прятаться от врагов.

В приведенном примере удачно поставленные встречные и дополнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к знанию и уточнению своих представлений. Чтобы так умело управлять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами должны много знать.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей - вовлечь в них ребенка. Например.

Пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидоров. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растений, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы ? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением.

Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его во­просах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружа­ющем мире, уточняют и систематизируют представления о нем.

Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение свя­зей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бе­режно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные инте­ресы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?»- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступ­ность его пониманию дошкольника - этим должен руководство­ваться взрослый, отвечая на детские вопросы.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть пе­ред ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, Чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками ра­дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблю­дениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Памятка для родителей на тему «Как отвечать на детские вопросы?»

Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ре­бенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблю­дения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, вос­питывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Домашнее задание. В выходной день понаблюдайте за ребенком и запишите вопросы, с которыми он обращался к чле­нам семьи.

Ориентировочные вопросы для размышления: как в вашей семье относятся к вопросам детей? Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка? О чем спрашивает ваш ребенок? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и по­чему? Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? Ответы на ка­кие вопросы не вызывают затруднений? Всегда ли ребенок удов­летворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Рекомендуем начать консультацию с прослушивания записан­ных на магнитофонную ленту вопросов детей группы. Затем мож­но предложить родителям зачитать собранные ими вопросы, что послужит основанием для вывода о разнообразии детских вопро­сов. Прежде всего они отличаются по мотивам, которые побуж­дают детей обращаться с вопросами к взрослым. Часто ребенок задает вопрос, чтобы привлечь взрослого к своим переживаниям, установить с ним контакт. Например, четырехлетний Саша спра­шивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуту тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрос­лых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пе­реживания, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мо­тив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испы­тывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом соб­ственных рассуждений. Например, шестилетний Олег задает раз­ные вопросы: «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный - это общий?», «Как отличить хитрость от об­мана?»

0 чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских во­просов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их пред­метах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и зна­чении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изме­няются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда? Например, трехлетняя Лена, впервые увидев конь­ки, спрашивает: «Что это? В них ходят?»

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди приду­мали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последо­вательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. На­пример, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Ка­кая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказы­ваются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возника­ющие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских во­просах связан с условиями воспитания и обучения старших до­школьников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спра­шиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос- это показать свое незнание.

Итак, для развития детской любознательности важно поддер­живать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «докучливых» детских вопросов, ли­шая тем самым своего ребенка «необходимейшей умственной пи­щи» (К. И. Чуковский). А может, напротив, относятся к вопро­сам ребенка со всей серьезностью, но отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но непонятные дошкольникам и трудные для их усвое­ния?

Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искус­ство. Овладеть таким искусством - посильная задача для роди­телей

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает во­просы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его до­верие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обраща­ется к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, от­вечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К со­жалению, это требование часто нарушается, когда родители отве­чают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о проис­хождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историче­ском событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последова­тельность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ре­бенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко: «Для всякого зна­ния приходит свое время» В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слы­шал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее слож­ны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, со­крытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не при­несет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребен­ка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим»

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинский, «...под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознатель­ность» Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым раз­мышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?» Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, бла­гоприятно скажется на развитии его любознательности. При за­труднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, ко­торые помогли бы ему найти правильный ответ. Приведем пример.

Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ре­бенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Оля. В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое - пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а дру­гим, чтобы прятаться от врагов.

В приведенном примере удачно поставленные встречные и до­полнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к зна­нию и уточнению своих представлений. Чтобы так умело управ­лять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами долж­ны много знать. Как быть в том случае, если вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках, научно-популярной литерату­ре. Приведем пример.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Петя увидел кра­сивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Петя, понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Петя. Она называлась многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты по­нял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Петя вы­сказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они по­хожи на глазки».

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший во­прос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к зна­ниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлека­тельный - чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедитель­ный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. За­дача родителей - вовлечь в них ребенка. Например: пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляни­кой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются яго­ды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как по­явилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окрас­ке. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидо­ров. У него сложилось элементарное представление о росте и раз­витии растений, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людь­ми используются в нравственном воспитании дошкольников. Так, перед праздником 4 Ноября пятилетний Сева обратился к отцу с вопросом: «Почему украшают улицы и площади?» Папа не огра­ничился ответом: «Приближается праздник, потому и украшают». Он объяснил: «4 Ноября - наш важный праздник. К этому празднику украшаются улицы и площади всех городов и сел, чтобы у людей было радостное на­строение». В заключение папа спросил сына: «Как вы в детском саду будете праздновать день 4 ноября?»

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях меж­ду взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? По­чему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать ме­сто взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим по­ведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нрав­ственные качества, как тактичность, гуманность.

По материалам книги: Психологический справочник учителя Л.М.Фридман; И.Ю.Кулагина

«Как отвечать на детские вопросы»

Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» - ждут на них готовых ответов. Как же правильно отвечать на детские вопросы? Давайте разберемся вместе. Прежде всего, важно помнить, что познавательное развитие ребенка будет не тогда, когда вы сразу же попытаетесь дать «вразумительный» ответ, а если подумаете, осмыслите вопрос и решите, как и когда ответить. Например, ребенок задал вопрос, поставивший Вас в тупик - ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте: ваш сын или дочь рассказывают друзьям то, что он(а) теперь знает, а это оказывается неправдой.

Кроме того, не всегда надо давать детям ответы на их вопросы в виде готовой информации. Лучше показать, как и где можно найти ответы на интересующий вопрос.

Рассказывая вам о такой интересной форме совместной деятельности с ребенком, как создание совместных детско-родительских проектов, мы заранее подготавливаем вас к тому, что ребенок пойдет в школу. И очень важно, чтобы его и ваша адаптация к школе прошла наиболее безболезненно. Вы спросите: причем тут проекты? Отвечаем:

Помните, ответы на детские вопросы очень важны для ребенка и сильно влияют на его развитие и знания, старайтесь не давать готовую информацию, а подсказывать, где можно найти ответы и ищите их вместе!